Урок внеклассного чтения в 6 классе О совести и долге (по рассказу К.Д. Ушинского «Слепая лошадь»)

$Урок внеклассного чтения в 6 классе

Тема:$

О совести и долге ( по рассказу К.Д.Ушинского «Слепая лошадь»)

Составила: Даянова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №43» г. Нижневартовска

Цели:

Образовательные: 1) Ознакомление с рассказом-притчей К.Д.Ушинского

2) Овладение навыками анализа художественного текста.

Разв$ивающие: Развитие речи, логического, критического мышления, памяти, творческих способностей, коммуникативных навыков у учащихся.

Воспитательные: Воспитание у детей доброты, душевной чуткости, чувства долга и ответственности за свои поступки

Оборудование: видеопроектор, карточки с текстом произведения.

Этапы урока

Цели этапа

$

Приёмы и методы

$

Цели приёмов и методов

Вызов

Активизация каждого ученика;

Актуализация знаний;

Развитие связной речи;

Развитие логического мышления.

Анализ заголо$вка по особым вопросам;

Подобрать определение заголовку;

Рассказ-предположение.

Активизация каждого ученика;

Расширение словарного запаса, умения давать характеристику;

Развитие мышления, устной и письменной речи

Осмысление

Организация активного восприятия текста; Направление усилий на степень понимания текста

Чтение с остановками;

Постановка вопросов разного типа; Открытый финал

$

Организация активного чтения;

Отслеживание уровня понимания текста; Развитие образного мышления.

$

Рефлексия

Обобщение и систематизация приобретённого читательского опыта;

Написание синквейна;

Написание сочинения-размышления.

Развитие умения выделять главное;

Обобщение на уровне личностных впечатлений.

ХОД УРОКА:

- Ребята, сегодня на уроке лите$ратуры мы познакомимся с рассказом Константина Ушинского « Слепая лошадь». Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению ?

$Стадия вызова

-Попробуйте спрогнозировать сюжетную канву по ключевым словам:

Давным-давно, славянский город Винета, купец, лошадь Догони-Ветер, темный лес, верный конь, болезнь, негодная лошадь, вечевой колокол, черный поступок.

Зачитываются версии учащихся, сравниваются.

Стадия осмысления$

Раздаётся текст, разделённый на остановки.

Самостоятельное чтение текста до первой остановки.

Давным-давно стоял на высоком морском берегу богатый торговый славянский город Винета. В этом городе жил купец Уседом, который был очень богат. В конюшне Уседома было много прекрасных лошадей, но не было коня быстрее и красивее Догони-Ветра. Хозяин никогда не езди$л ни на какой другой лошади. Случилось купцу во время одной из поездок по торговым делам проезжать через большой и темный лес. Вдруг из-за кустов выскочило шесть плечистых молодцов. Не видать бы богатому Уседому своей родной Винеты, если бы под ним был другой конь, а не Догони-Ветер. Почуяв на узде чужую руку, конь рванулся вперед, опрокинул на землю двух злодеев, державших его за узду, смял под ногами третьего и помчался, как вихрь. Через полчаса Уседом уже въезжал в свою родимую Винету на коне, с которого пена клочьями валилась на землю. $Слезая с коня, купец торжественно обещал никому не отдавать своего верного коня, не прогонять его, как бы он не состарился, и ежедневно до самой смерти отпускать ему по три меры лучшего овса.

Задаются вопросы к тексту:

- Какими вы представляете себе героев рассказа?

- Опишите Догони-Ветра?

Читается текст до второй остановки.

Но он не присмотрел сам за лошадью, а работник не дал измученному коню как следует остыть и напоил его раньше времени. С тех пор Догони-Ветер начал хворать, слабеть и, након$ец, ослеп. Купец очень горевал и полгода соблюдал свое обещание. А затем ему показалось нерасчетливым кормить слепую, негодную лошадь, и он велел выгнать ее за ворота.

- Какого развития событий вы ожидаете дальше?

Чтение текста до третьей остановки.

В этом городе не было князя, а жители управлялись сами собой. Когда нужно было решать какие-нибудь важные дела, они собирались на площади. Такое собрание народа называлос$ь вечем. На этой площади висел большой колокол, по звону которого собирался народ. Бродя по площади, слепая и голодная лошадь набрела на столбы, на которых висел колокол. Думая, может быть, вытащить пучок соломы, она схватила зубами за веревку, привязанную к языку колокола, и стала дергать.

- Найди в тексте значение слова «вече» и запиши в тетрадь.

- Закончите историю о слепой лошади.

Самостоятельная работа учащихся: пишут концовку рассказа.

Обсуждение вариантов ответов. Чтение окончания произведения.

Открытый финал

Колокол зазвонил так сильно, что народ, недоумевая, толпами стал сбегаться на площадь. Все знали Догони-Ветра, знали, что он спас Жизнь хозяину, знали обещание к$упца и удивились, увидя на площади бедного коня, слепого, голодного, дрожащего от стужи. Народ единогласно решил, что Догонт-Ветер имел право звонить в вечевой колокол. Потребовали на площадь неблагодарного купца и приказали ему содержать лошадь и кормить ее до самой смерти. Особый человек приставлен был следить за исполнением приговора. Говорят, впрочем, что не нужно бы$ло предупреждать Уседома: купец почувствовал всю черноту своего поступка, кормил и холил слепую лошадь до самой ее смерти.

Стадия рефлексии

- Прочтите ещё раз тему урока. Можно ли сказать, что это рассказ о долге и чести? О каком долге идёт речь?

- Сформулируйте идею произведения.

- О чём заставил задуматься рассказ Константина Ушинского « Слепая лошадь»?

- Напишите синквейн, в котором бы вы отразили идею или показали бы героев рассказа.

Воз$можные варианты:

Купец

Неблагодарный, жестокий

Нарушает, предаёт, выгоняет

Выгоняет беззащитную лошадь

Предатель

Лошадь$

Смелая, верная

Трудится, спасает, страдает

Спасает хозяина от смерти

Героиня

Домашнее задание: Напишите сочинение-размышление, выразив в нём своё отношение к проблемам, затронутым в данном рассказе.

Подведение итогов урока, выставлени$е оценок.

-Мне хотелось бы закончить урок такими словами:

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день

Не напрасно был прожит,

Что годы живёшь ты не зря!

Спасибо всем! Всего доброго!

5

Post Comment