Внеклассное чтение в 4-м классе "Стихи русских поэтов о зиме"

Сваткова Олеся Юрьевна

Учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2 Карасукского района Новосибирской области olesia.svatkova@mail.ru $

http://nsportal.ru/olesya-yurevna-svatkova

Внеклассное чтение в 4-м классе

Тема: Стихи русских поэтов о зиме

Цель:

познакомить учащихся с произведениями русских поэтов – классиков о зиме

расширить знания об их творчестве

развить память, речь, мышление;

прививать любовь к природе, к поэзии.

Сформулировать у $учащихся интерес к детским книгам, как к источнику знаний, желание и привычку читать книги.

Задачи: Систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературой и её видами

Уметь ориентироваться в книге и среди книг

Учить различать книги по существенным признакам

Учить правильно, читать книгу задумываясь и размышляя, над прочитанным

Виды деятельности: воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно сти$хи русских поэтов, воспроизводить их наизусть

Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте.

Наслаждаться поэзией, понимать и любить её

Определять самостоятельно интона$цию, которая больше всего соответствует содержанию произведения

Сравнивать стихотворения разных поэтов

Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества

Определять особенности поэтического творчества разных поэтов выражать своё отношение

Материально-техническое обеспечение: стихи А.С Пушкина, Ф. И. Тютчева, Некрасова, И.С Никитина, портреты писателей, выставка книг, музыка, презентация.

$

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

II. Приветст$вие и представление учителя.

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

$На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

$

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

II. Разгадывание загадок.

Цель: подвести к теме урока

Какой это мастер

На стекла нанес

И листья, и травы,

И заросли роз?

(Мороз)

Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

А побелит все крыши вокруг.

(Зима)

Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Лед)

Не колючий, светло-синий

По кустам развешан... ($иней)

Рассыпала Лукерья

Серебряные перья,

Закрутила, замела,

Стала ул$ица бела.

(Метель)

С неба падают зимою

И кружатся над землею

Легкие пушинки,

Белые... (снежинки)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Мена били, колотили,

Ледяной водой облили.

И скатились все потом

С моего горба гуртом.

(Горка ледяная)

Какой те$мой объединены все эти загадки? (Темой «Зима»)

Определите тему урока. (Стихи русских поэтов о зиме)

III. Рассматривание выставки книг.( А.С Пушкин, Ф. И. Тютчев, Некрасов, И.С Никитин)

Ориентировка в книге

Цель: пробудить и поддержать у детей желание обращаться к книгам, листать их, узнавать знакомые

Задача: показать детям связь между содержанием книги и ее внешними приметами( заглавие, фамилия автора, иллюстрация)

Книга имеет обложку «Платье книги» Титульный лист(фамилия автора, название книги, фамилия художника, где издана и когда) Есть корешок у книжки. Есть оглавление или соде$ржание. Есть форзац(это лист скрепляющий переплёт с книжным блоком) Краткая аннотация ( о чём эта книга). Может быть предисловие и послесловие. Книжная иллюстрация поясняет текст путём демонстрации.

IV. Работа$ по теме урока.

1. Вступителъное слово учителя. (Музыка)

Наступила зима. Выпал белый, пушистый снег. Он лег на крыши домов, на улицы, на поля, на леса. Снег сверкает на солнышке, как серебро. Кругом так чисто, так бело. Ребятишки с радостью идут кататься на горку, на лыжах. Наверное, нет такого человека, который$ бы не любил зиму. Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его; это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками!

Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу, и в то же время есть в этих стихах что-то общее. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.

2. Выступления детей.

Федор Иванович Тютчев.

Поздней осенью 1803 года в Орловской губернии, в семье помещика, родился будущий русский поэт Ф.И. Тютчев. Еще мальчиком полюбил он литературу, поэзию и сам начал писать стихи.

$

Окончив Московский университет, он уехал на дипломатическую службу в Германию, а затем в Италию. Там он прожил более 20 лет. Память о родине, любовь к природе продиктовала ему строки, полюбившиеся многим читателям. После возвращения на родину Тютчев писал стихи для себя, близких знакомых. Пушкин один из первых оценил его стихи и напечатал их в 1836 году в журнале «Современник». А первый сборник стихов Тютчев$а вышел в свет почти 20 лет спустя, когда поэту исполнилось 50 лет.

Стихи Тютчева высоко ценил Жуковский, Пушкин, Толстой. И. Тургенев писал о Тютчеве: «Чувство природы в нем необыкновенно тонко, живо и верно»

- Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на сон.

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит$ –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит

И стоит он околдован, –

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован,

Легкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли блещет

На него свой луч косой –

В нем ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

$Ослепительной красой.

- А в этой миниатюре, противопоставив долинам горы, поэт сумел выразить сложные раздумья о быстротечности жизни и о ее бессмертности.

Яркий снег сиял в долине, –

Снег растаял и ушел;

Внешний злак блестит в долине,

Злак увянет и уйдет.

Но который век белеет

Там, на высях снеговых?

$А заря и ныне сеет

Розы свежие на них!...

- Тютчев легко улавливает переходы от поздней зимы к ранней весне. В его стихах природа жива, деятельна, будто сама ведет свой календарь. В этом стихотворении столкновение времен года представлено в виде сказочного сражения, но за ним видна точная картина наступления весны.

$

Зима недаром злится,

Прошла ее пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

И все засуетилось,

$

Все нудит Зиму вон –

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

Зима еще хлопочет

И на Весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

$ Пустила, убегая,

В прекрасное дитя...

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

Учитель: Послушайте стихотворение К. Ибраева «Зима»

Величава зима –

Называть ее хочется

Не по имени просто,

$А по имени-отчеству.

Ой, зима, ты – Морозовна,

Ой, зима, ты – Метельевна!

Утром кажется розовым

Снег под синими елями.

Ветер с веток березовых

Сыплет хлопья на головы …

Ой, зима, ты – Морозовна,

Ой, зима, ты – Метельевна!

Какой перед нами предстает зима? (Величавая, мудрая, седовласая)

Зима статная, гордая, настоящая повелительница снежного королевства.

Нужные слова приветствия этой снежной королеве нашел Никитин, замечательный русский поэт.

$

Иван Саввич Никитин

Замечательный русский поэт Иван Саввич Никитин прожил недолгую, полную лишений жизнь. Одинокое детство, невозможность закончить образование, тяжелы$й труд не сломили поэта – он оказался сильным человеком.

Иван Саввич много читал, писал стихи. Прекрасные, задушевные строки посвятил Никитин родной природе и простому человеку, который до изнеможения работал, но оставался голодным и бесправным.

Поэт долго не решался напечатать свои стихи. Только в 1853 году он отправил несколько стихотворений в вор$онежскую газету. Талант поэта был сразу отмечен и его стихи стали печатать в журналах и газетах.

А Никитин продолжал скромную трудовую жизнь. Лишь за 2 года до смерти он смог открыть книжный магазин. У писателя появилось больше времени для поэтического труда, но он сильно заболел и умер в возрасте 37 лет. Но живы и дороги русскому читателю стихи И.С. Никитина.

Встреча зимы.

Поутру вчера дождь

В стекла окон стучал,

Над землею туман

Облаками вставал.

Веял холод в лицо

От угрюмых небес,

И, бог знает о чем,

Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал,

И, что белый пушок,

$На осеннюю грязь

Начал падать снежок.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца блестит

Разноцветным огнем...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

$По лесам и степям

Есть раздолье у нас, –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать

Привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша $русская кровь

На морозе горит!

Афанасий Афанасьевич Фет

Его поэзия свежа и трепетна, она волнует наше воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли, и родного слова. Фет пристально вглядывается в жиз$нь природы. В его стихах она полна гармонии и поэтических событий. Розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике. В стихах поэта весь мир дышит, радуется жизни. Фет изображает природу в праздничном солнечном блеске, и в тонком полусвете луны. Настроение человека и, природы в лирике Фета подчас зависит от смены времени года.

- Первую картинку зимы мы видим из окошка вместе с маленьким героем стихотворения. Какой радостной, праздничной выглядит зима после тоскливой осени!

$

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз,

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан ин$ей –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, ска$жешь:

«Ну, скорей гулять!»

- А это стихотворение учит людей стойкости, мужеству и умению верить в лучшее.

Учись у них – у дуба, у березы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Напрасные на них застыли слезы,

И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой

Сердито рвет последние листы,

И за сердце хватает холод лютый;

$Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Пушкин Александр Сергеевич.

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил произведения великого русского поэта. Наша любовь к нему крепка, его стихи становятся нам всё ближе, дороже и нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина ещё одно слово и сказать: $

Пушкин – незаходящее солнце русской поэзии ”. Язык Пушкина в стихах льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь.

Зимнее утро.

Мороз и солнце; день чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -$

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

$Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

V. Работа по картинам. (презентация)

Мы вместе с поэтами пытались через поэзию понять красоту жизни. А теперь посмотрите, как художник$и запечатлели на своих полотнах зиму.

Мелькает, кружится и вьется,

как лебяжий пух, снежок.

Первый снег! Белый снег,

Словно яблоневый цвет.

На лету застывший снег,

Первый снег, легкий снег.)

VI. Работа с пословицами.

$-Сегодня звучали загадки, стихи, рассказы о поэтах. Наш урок мне хотелось бы закончить пословицами и поговорками о зиме.

Зимой снег глубокий – (летом хлеб высокий)

Земля зимой отдыхает, (а весной расцветает)

Мор$оз не велик, (да стоять не велит)

В зимний холод (всякий молод)

Два друга – (мороз да вьюга)

Хороший снежок (урожай сбережет)

Не будет снега, (не будет и хлеба)

Зиме и лету (союзу нету)

Зимой съел бы грибок, (да снег глубок)

VII. Итог.

Какую мы увидели зиму у поэтов и художников?

(Чародейка, волшебница, кудесница, русская красавица.)

«Щеголиха в белой разлетайке,

Русская красавица зима».

- Чьи стихи вам больше понравились?

- Захотелось ли ещё почитать?$

- А может быть, захотелось самим написать зимние стихи? Попробуйте, пока зима!

Post Comment