Формирование вычислительных умений и навыков у учащихся 5-6 классов ( в условиях применения игровых ситуаций на уроках математики )

Волгоградская государственная академия повышения квалификации и

$ переподготовки работников образования

кафедра теории и методики обучения математике и информатике

$

Формирование вычислительных умений и навыков

у учащихся 5-6 классов

( в условиях применения игровых ситуаций на уроках математики ).

$

Квалификационная работа в форме

описания педагогического опыта

соискателя высшей квалификационной

категории : Тютневой

Татьяны Александровны,$

учителя математики$

МОУ Горнобалыклейской сош

Дубовского района

Волгоградской области

Волгоград, 2009 год

2

  1. $Информационно-справочные сведения об опыте.

    1. Тема опыта: Формирование вычислительных умений и навыков у учащихся 5-6 классов ( в условиях применения игровых ситуаций на уроках математики ).

    2. $Разновидность опыта: Инновационный педагогический опыт.

    3. Материалы, иллюстрирующие опыт: Опыт представлен описанием и следующими приложениями:

$

$

$

3

  1. Технологические сведения об опыте.

2.1. Актуальность опыта.

В настоящее время массовая педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

— снижение интереса у учащихся к математическим вычислениям из-за их однообраз$ия, монотонности и присутствия в повседневной жизни вычислительной техники;

— противоречие между необходимостью формирования вычислительных приемов,$ умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках математики;

— противоречие между возрастающей практической значимостью школьного курса математики, высокими требованиями, предъявляемыми к математическому образованию школьников и недостаточно сформированными вычислительными навыками.

2.2. Педагогические задачи, решаемые в опыте.

$

В описываемом опыте эффективно решены следующие задачи:

1). Обобщены методические приемы организации устной работы на уроках математики в 5-6 классах.

2). Разработаны игровые ситуации для уроков математики в 5-6 классах как средство формирования вычислительных навыков учащихся.

3). Создана копилка занимательных задач за курс м$атематики 5-6 классов, которая обеспечивает формирование вычислительных навыков.

4). Создана информационно-компьютерная поддержка по формированию у учащихся вычислительных умений и навыков.

2.3. Педагогические средства, используемые в опыте.

слово учителя;

$ набор задач и занимательных заданий;

включение игровых ситуаций на разных э$тапах урока;

наглядность: карточки, картинки, схемы, графики;

ТСО: презентации, мультимедиа, компьютер.

4

$2.4. Технология опыта.

Математика является частью общечеловеческой культуры. На протяжении нескольких тысячелетий развития человечества шло накопление математических фактов, что привело около двух с половиной тысяч лет тому назад к возникновению математики как науки. Квадривий, изучавшийся в Древней Греции, включал в се$бя арифметику, геометрию, астрономию и музыку. О значении математики для человечества говорит тот факт, что «Начала» Евклида – книга, издававшаяся наибольшее число раз, уступая лишь Библии.

Математика имеет богатейшие возможности воздействия на выработку научного$ мировоззрения и достижения необходимого общекультурного уровня. Пытаясь объяснить окружающий мир, задавая вопрос «почему?», древние философы-софисты пришли к необходимости выделения математических знаний. История зарождения великих математических судеб, судьбы выдающихся математиков ( Архимед, Галуа, Паскаль, Галилей, Эйлер, Ковалевская, Чебышев и др. ) дают нам и нашим ученикам пищу для ума и сердца, примеры беззаветного служения науке, привод$ят к философским размышлениям и нравственным поискам.

Логические рассуждения представляют собой метод математики, поэтому ее изучение воспитывает логическое мышление, позволяет правильно устанавливать причинно-следственные связи, что безусловно должен уметь каждый человек. Стиль изложения математики, ее язык оказывает влияние на развитие речи. Каждый культурный человек должен иметь преставление об основных понятиях математики, таких, как число, функция, математическая модель, алгоритм, вероятность, оптимизация, величины дискретные и непрерывные, бесконечно малые и бесконечно большие. Речь идет именно об основных понятиях и идеях, а не о наборе конкр$етных формул и теорем. Математика оказывает влияние на эстетические вкусы и взгляды учащегося .Из всего выше сказанного следует вывод — математическое образование играет огромную роль в формировании личности.

Главная цель современного образования ( личностно-ориентированного) – не сообщение го$товых знаний, а общекультурное, нравственное, эстетическое развитие учащихся. Развитие, как известно, происходит в деятельности, поэтому необходимо создавать учащимся условия соответствую-

5

щей деятельности, которая в обучении математике реализуется в первую очередь через решение задач и упражнений.

$ Перед учителем всегда стоит проблема, как увлечь школьников изучаемым предметом. Педагогический труд всегда творчество, если это действи$тельно труд педагогический, т.к. неповторимы и дети, и учителя, и обстоятельства в которых они сосуществуют. А любое творческое дело невозможно без инициативы того, кто им занят.

В последнее время проблемы школьного образования привлекают к себе особенно пристальное внимание. О них спорят не только на педагогических советах и на заседаниях методических объединений, но на страницах газет и журналов, на телевидении, им посвящаются книги. От школы и от учителя требуют не только дать знания, сформировать прог$раммные умения и навыки у всех ребят, но и научить школьников творчески распоряжаться ими.

Одной из важнейших задач обучения математике является формирование у детей вычислительных навыков, основу которы$х составляет осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений. Вычислительная культура является тем запасом знаний и умений, который находит повсеместное применение, является фундаментом изучения математики и других учебных дисциплин. В век компьютерной грамотности значимос$ть навыков письменных вычислений, несомненно, уменьшилась. Использование ЭВМ во многом облегчает процесс вычислений. Но пользоваться техникой без осознания вычислительных навыков невозможно, да и калькулятор не всегда может оказаться под рукой. Следовательно, владение вычислительными навыками необходимо. Научиться быстро и правильно выполнять письменные вычисления важно учеников 5 и 6 классов как в плане продолжающейся работы с числами, так и в плане практической значимости дальнейшего обучения. Поэтому вооружение учащихся прочными вычислительными навыками продолжает оставаться серьезной педагогической проблемой. Но надо выявить, какими методами обуче$ния формировать вычислительные навыки в современных условиях. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока, и$ в тоже время не навредить их здоровью. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые ак-

6

тивизировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

$ Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Дидактическая игра – это одна или несколько математических задач, предлагаемых в занимательной форме и, как правило, с элементами соревнования. Игра не только поз$воляет проверить умения учащихся выполнять математические действия, анализировать, сравнивать, подмечать закономерности, но и значительно повысить интерес к математике, снять усталость, а также способствует развитию внимания, сообразительности, активизирует чувство соревнования, взаимопомощи.

Занимательность в преподавании математики рассматривается чаще всего в связи с внеклассными формами работы. Следуя материалу учебника и методических руководств, мы подчас забываем о занимательности н$а уроках, как одном из факторов, в сильнейшей степени содействующем развитию интересов учащихся к изучаемому предмету.

Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной $организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Исследования психологов показывают, что занимательность в учебном процессе важна, во-первых, как первоначальный толчок познавательного процесса; во-вторых, как опора эмоциональной памяти, своеобразная эмоциональная разрядка на уроке; в-третьих, как средство мобилизации внимания и волевых усилий. Занимательность, заключаясь в яркости формы и необычности содержания, в значительной степени способствует разрешению на уроках р$яда задач познавательного, воспитательного и психологического характера.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка к сосредоточению, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к зна$ниям. Когда дети увлекаются, то они не замечают, что учатся, они познают и запоминают новое, ориентируются в нестандартных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают фантазию. Игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включе-

7

ние в урок и$гр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра – это не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. На игру ну$жно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

«Игра не должна исчезнуть из жизни ребенка, имея свое продолжение в дальнейшем школьном обучении и труде»,- подчеркивал А.С.Выгодский. Игры дают возможность многогранного развития личности, развития способностей, сплочения детей на основе общих интересов и замыслов. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни, поэтому они имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и по$знания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

$

Из опыта своей работы могу сделать вывод, что от обычной игры игра на уроке математики отличается тем, что в ней должны участвовать все учащиеся. Правила игры, ее содержание и методика проведения должны быть таковы, чтобы пробудить интерес даже у тех учеников, которым математика не интересна.

Формирование прочных вычислительных навыков является центральной задачей школьного курса математики. Вычислительный навык – это высокая степень овладения вычислительными приемами, без которых невозмож$но качественное изучение таких школьных предметов, как физика, химия, биология, география, информатика и, конечно же, математика в старших классах. Если не научить считать в 5-6 классах, то в дальнейшем мы сами будем испытывать трудности в работе, а детей обречем на постоянные обидные промахи.

$ Формирование вычислительных навыков более быстро протекает в том случае, когда некоторые промежуточные вычисления выполняются устно. При устном решении ученик не делает записи, поэтому быстрее вырабатываются прямые ассоциации. Я заставляю выполнять устные вычисления не только во время пятиминуток устного счета, но и на каждом этапе урока: все вычисления и выкладки, которые ученики могут выполнить устно, должны быть устно и

8

выполнены. Привычка выполнять устные не$сложные вычисления и выкладки порождает потребность осуществлять прикидку результата вычислений, производить мысленные эксперименты при решении задач, высказывать догадки, предположения о путях решения более сложных задач, мысленно проверяя истинность предположений. А это – одно из главных условий обучения решению математических задач.

$Во время пятиминуток устного счета мои ученики 5-6 классов очень любят игровые ситуации. Чаще всего для этого я привлекаю сказочных героев, которые допускают ошибки применяю игру «Дешифровщик»? игру-соревнование «Поднимись по лесенке», игру-поручение «Помоги Буратино (или Незнайке и др.)», игры «Пройди по стрелкам», «Заполни лепестки ромашки», «Торопись, но не ошибись». Это конечно же не весь спектр применяемых $игровых ситуаций во время устного счета. Сейчас очень много информации можно почерпнуть в Интернете: можно использовать мультимедийные игровые ситуации, направленные на отработку вычислительных навыков у учеников. Самое главное, чтобы все эти приемы помогали в достижении поставленной цели.$

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах урока является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие вычислительных навыков. Дидактические игры заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания. Так при объяснении нового материала я использую игры-загадки, и$гры-диалоги, игровые ситуации с элементами театрализации. Загадка – это замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Разгадывание загадок заставляет сравнивать, припоминать, думать, дога$дываться/ В основе игры-диалога лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом, детей друг с другом. Чаще всего учитель идет не от себя, а от близкого детям персонажа, сохраняя тем самым игровое общение и игровое обучение. При проведении уроков с элементами театрализации берется во внимание наглядно-действенный характер мышления учеников 5-6 классов, их познавательные способности, речь, опыт общения со сверстниками и взрослыми. В процессе такого урока применяю предметы, окружающие уче-

9

ников и их модели, т.к. усвоение знаний начинается у ребенка с материального действия с$ предметами, рисунками, схемами.

Игра – это форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. При этом в школе никуда не деться от необходимости решения большого количества учебно-тренировочных задач ( для формирования и отработки вычислительных навыков ), от проведения самостоятельных и проверочных работ ( для проверки результатов обучения ). Исходя из этого, я пр$ишла к выводу, что с учениками 5-6 классов необходимо играть, как только возникает такая возможност$ь. На этапе формирования и отработки вычислительных навыков, я применяю «Математическое лото», игру «Дешифровщик», игра «Поле чудес», игра «Инопланетянин». При проверке результатов обучения, я достаточно часто использую математические лабиринты, которые рассчитаны на самостоятельное решение примеров и задач, но выгодно отличаются от обычных форм самостоятельной работы:

во-первых, дополнительным игровым мотивом, побуждающим активность мыслительной деятельности учащихся (для некоторых он является основным);

во-вторых, непринужденной формой проведения, т.к. учащиеся могут в любой момент обратиться к учителю за помощью и сове$том;

в-третьих, позволяют легко и незаметно для учащихся учитывать индивидуальные особенности каждого. Например, для слабых учеников можно составить более простые варианты задач, чтобы они могли при остаточных со своей стороны усилиях также выйти из лабиринта. И, наоборот, предложить одаренным ученикам такие $головоломки, которые заставят их работать в полную силу.

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятельности и инициативы ребенка. Дидактические игры предоставляют возможность развивать у детей внимание и память, так необходимые для формир$ования вычислительных навыков. На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я наблюдаю, что игровые ситуации способствуют развитию у детей смекалки, находчивости, сообразительности. Многие

10

игры требуют от учеников умения строить$ суждение, высказывание, свое умозаключение. Уроки, проведенные в форме игры не только интересны, но и очень орга$низованы, т.к. дети на таких уроках воспитывают в себе умственные и волевые усилия – выдержку, умение соблюдать правила игры, подчинять свои интересы интересам коллектива, организованность. Уроки-игры, которые длятся 45 минут, желательно проводить 4-5 раз в год, когда идет урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. Это могут быть урок-путешествие «Найди клад», «Математические гонки» или «Математическое ралли», уроки-соревнования и «Брейн-ринг» или «Форд Байярд» и др.

Однако, не следует использовать одни и те же игровые ситуации постоян$но, чтобы избежать привыкания и снижения интереса. Намного продуктивнее будут уроки, в которых органично вкрапляется занимательный материал и игровые моменты в структуру урока, придавая ему дидактические, разв$ивающие и познавательные функции. Нельзя противопоставлять занимательный и учебный материалы. Разнообразие форм и объемов занимательных элементов дает возможность построить каждое занятие таким образом, чтобы при сохранении серьезности подхода к изучению предмета создать положительную эмоциональную обстановку в классе, повысить мотивацию изучения математики.

Так$им образом, в игровых формах занятий реализуются идеи совместного сотрудничества, соревнования, самоуправления, воспитания через коллектив, приобщение детей к научно-техническому творчеству, воспитанию ответственности каждого за учебу и дисциплину в классе, а главное – обучения математике. Игра способствует формированию прочных вычислительных навыков и умений, также играет огромную роль в развитии познавательного интереса как одного из важнейш$их мотивов учебно-познавательной деятельности, развития логического мышления и развития личностных качеств ребенка.

Гуманизация образования, ориентация на личность и максимальное развитие ее уникальности, приоритет человеческого и личностного над другими ценностями – эти идеи и побудили меня к поиску адекватных им педагогических технологий. Одной из таких технологий, реализующей задачи гуманизации образовани$я, является игровая, представляющая собой систему применения различных игр в обучении и формирующая вычислительные умения и навыки.

11

2.5. Результативность опыта.

$В результате функционирования опыта учащиеся с интересом овладевают знаниями, умениями и навыками мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Динамика развития устных

вычислительных умений и навыков.

1 чтв. 2 чтв. 3 чтв. 4 чтв.

$

Динамика развития общих

вычислительных умений и навыков.

1 чтв. 2 чтв. 3 чтв. 4 чтв.

12

3. Перспективы использования

$опыта в массовой педагогической практике

3.1. Условия функционирования опыта.

Ти$п школы: средняя общеобразовательная.

Школа работает в одну смену с обычными детьми.

Средняя наполняемость классов – 18 человек, параллелей нет.

Характер педагогичес$кой нагрузки: 6, 8, 10, 11 классы.

Работаю в одном из двух кабинетов математики.

Оборудование: доска, инструменты, таблицы, компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор, учебные диски.

3.2. Теоретико-практические основы опыта.

$

Опыт основан на концепции личностно-ориентированного обучения и воспитания В.В.Серикова и поэтапном формировании вычислительных навыков Ю.М.Колягина.

3.3. Перспективы и возможности использования опыта в массовой образовательной практике.

Назначение игры в школе – сделать учебный процесс одновременно и значимым и привлекательным. Поэтому считаю, что данный опыт может быть использован в педагогической п$рактике всех учителей математики, т.к.

-во-первых, позволяет втягивать в учение детей, которые прежде лишь посещали уроки математики, но не занимались;

-во-вторых, вызывает интерес к трудному предмету, направл$яет интересы детей, пробуждает новые.

— в-третьих, развиваются логическое мышление, интуиция, память, трудолюбие и взаимопомощь.

В отличие от взрослых, д$ля которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени и т.п.; включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире – мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя.

Не заигрывайте, а играйте с детьми.

Не лицемерьте, а лицедействуйте.

Не завышайте, а поднимайте в$нутренние достоинства учеников.

$ Список литературы:

  1. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре.- М.:Просвещение, 1983.

  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. в школу с игрой.- М.:Просвещение, 1991.

  3. Данилов И.К. Об игровых моментах на уроках математики// Математика в школе -№ 1, 2005 год.

  4. Демченкова Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика в школе — № 19, 2004 год.

  5. $

  6. Зимний О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе — № 6, 2004 год.

  7. Козина М.Е., Фадеева О.М. Математика 5-11 классы нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках – Волгоград: Учитель, 2006.

  8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.:Просвещение, 1990.

  9. Кордемский Б.А. Мате$матическая смекалка. – М.:Просвещение, 1981.

  10. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой. — М.:Просвещение, 1981.

  11. Лепёхина Т.А. Математическое ассорти. – Волгоград: Учитель, 2009.

  12. Минаева С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. — М.:Просвещение, 1983.

  13. Минс$кин Е.М. От игры к занятиям. — М.:Просвещение, 1982.

  14. Науменко О.В. Из опыта организации игровой деятельности учащихся на уроках математики// Учебный г$од 2003, Математика, № 4.

  15. Науменко О.В.Урок-рыбалка «Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями»// Учебный год 2004, Математика, № 3.

  16. Ремчукова И.Б. Математика.5-8 классы: игровые технологии на уроках. – Волгоград:Учитель, 2008.

  17. Симонов В.М. Калейдоскоп учебно-деловых игр в старших классах на уроках математики, физики, информатики, химии, биологии, географии, экономики. – Волгоград:Учитель, 2003.

  18. Ситников Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах// Математика в школе — № 2, 2003 год.

  19. Спиваковская А.С. Игра – это серьезно. – М.:Педагогик$а, 1981.

  20. Стеблина Б. Игровые формы занятий 5-6 классы// Мат$ематика — № 23, 2001 год.

  21. Финько З. Игровые уроки 5-6 классы// Математика — № 23, 2001 год.

  22. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.:Новая школа, 1994.

  23. Фомина Т.П., Ершова А.А. Элементы матричных игр в профильном обучении школьников// Математика в школе — № 7, 2004 год.

Post Comment