Конспект урока для 1 класса по теме: «Задача»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа ст. Миннибаево» Альметьевского муниципального района Республики Татарстан

$

Конспект урока по математике

«Задача»

1 класс$

Сибгатуллина Ильсеяр Илтузаровна

Должность: учитель начальных классов

Категория: высшая

$

2013

Тема урока: «Задача»

Тип урока: открытие нового знания.

Целевые установки на достижение результатов.

Личностных: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметных: знать структуру текстовой задачи; знать правило оформления решения задачи в тетради; уметь различать условие задачи, вопрос; уметь правильно оформлять решение задачи;

Метапредметных: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

$Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, исследовательский.

Оборудование: презентация по предмету, компьютер, проектор, слайды, учебник.

$

Этапы урока

Содержаниееятельность учителя и ученика)

$Указание, какие УУД формируются

1.Мотивационно-организационный момент.

Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

2. Устный счёт и минутка каллиграфии.

Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание темы и целей урока, создание эмоционального настроя на изучение нового материала.

- Прозвенел звонок, начинается урок. Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

1)На доске цифры: 2, 7, 8, 9

-Есть ли среди предложенных цифр те, у которых есть общий элемент? ( есть).

-Назовите их.

(8,9).

$-Какой общий элемент у этих цифр?

(овал)

-В чём отличие в этих цифрах?

(у цифры 8- маленький овал, а у 9-нижний полуовал).

- Напишите 3 раза цифру 8, через клетку.

Сравните с образцом. Всё ли у вас получилось?

$- Ещё раз посмотрите на образец и напишите правильно следующие пять цифр 8.

-Посчитайте, сколько всего цифр вы написали.

-Подумайте, почему не у всех получилась цифра 8?

(поторопились; не совсем внимательны).

Молодцы!

2) Устный счёт.

На доске примеры 4 + 2,

$3 + 2, 5 + 2, 6 + 2

- Чем похожи выражения? (знаком действия, вторым числом – слагаемым).

- Разным будет ответ или одинаковым? (разным).

- В каком выражении ответ будет больше? (в четвёртом).

- Как проверить? (посчитать). Посчитайте.

- Прочитай примеры по-разному: используя и новые слова.(«плюс», «слагаем$ое», «увеличить»)

Коммуникативные УУД.

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

3. Создание проблемной ситуации.

Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения.

Логическая разминка

-На доске задания.$

-Прочитайте 1 задание.

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в зелёном и не в синем домике. Крокодил жил не в зелёном и не в жёлтом. В каких домиках жили звери? Слайд 2

$- Прочитайте 2 задание.

- Галя, Костя, Даша и Серёжа собирали овощи. Трое собирали картофель, а кто-то один из них морковь. Галя и Серёжа собирали разное, Серёжа и Даша - тоже. Кто, что собирал? Слайд 3

Коммуникативные УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД.

Анализ с целью выделения признаков

4. Открытие новых знаний

Мотивация учебной деятельности.

$Задачи: решение проблемы детьми; формирование понятий:

$Задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ.

А)На доске ребус: ЗА Загородный дом (картинка). Ответ – задача.

- А что такое задача?

- Хотите узнать? (Да)

- Откройте учебник на с.104. Определите тему урока. (Задача) Чему будете учиться? Какие цели вы поставили? (Узнаем, как построена задача; будем учиться решать задачи, записывать решение задачи и ответ)

- Ребята, мы сегодня с вами маленькие исследователи.

- Прочитайте тексты (на доске).

На клумбе растут 3 астры и 2 ромашки.

На клумбе растут 3 астры и 2 ромашки. Сколько всего цветов растёт на клумбе? Какой текст является задачей? (Задание выполняется устно)

- Мы можем ответить на вопрос?

-Нет, не знаем, что такое задача.

- Какую цель ставим?

-Узнать. Что такое задача.$

- А какое наше действие следующее?

-Составить план.

- Наметим наш план действия:

1.Сами попробуем выполнить задание: узнать, что такое задача.

2.Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.

3.Устраним затруднение.

4.Применим новое знание.

$- Что нам поможет? (свой опыт, учебник, учитель)

Физкультминутка.

- Какой наш следующий этап? (Вып$олняем по плану действия)

Коммуникативные УУД.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные УУД.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Регулятивные УУД.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Регулятивные УУД.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке

$5.Физкультминутка.

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте.)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания.)

На пеньке растут опята,

$Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны.)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки.)

Если хочешь дотянуться,

$Надо сильно потянуться.

(Потягивания — руки вверх.)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

- Какой наш следующий этап? (Выполняем по плану действия)

$

6. Работа по теме урока.

Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию.

А) Знакомство со структурой задачи.

Подводящий диалог.

- Чем отличается 2 текст от первого? (Во 2 тексте есть вопрос)

- Вы можете на него ответить? (Да)

- Значит$ в задаче должен быть … (вопрос)

- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)

Задача

Вопрос

- Прочитайте, это задача? (Сколько грибов собрали девочки?) (Нет)

- Почему, ведь вопрос есть.(Нет данных)

- Значит в задаче, кроме вопроса должно быть … $(условие)

- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)

Задача

Условие

Вопрос

- Прочитай текст. (На клумбе растут 3 астры и 2 ромашки. Сколько всего роз растёт на кл$умбе?)

- Это задача? (Нет)

-Почему, ведь есть условие и вопрос? (Вопрос не подходит к условию)

- Значит в задаче вопрос связан с условием.

Задача

Условие

Вопрос. Слайд №4

Сопоставление с учебником.

Стр.104.

Оформление решения задачи.

- Прочитайте задачу. Работа в парах. Определитесь, кто из вас будет читать условие, а кто вопрос. Прочитайте друг другу.

Фронтальная проверка.

- У кого были такие же результаты? Прочитайте решение задач$и. Объясните, почему задачу решили сложением? (Чтобы узнать, сколько всего карандашей, их нужно сложить вместе и сосчитать).

- Прочитайте ответ задачи.

-Какая тема урока сегодня? (задача)

- Как же узнать задачу? Из каких частей она состоит? (Задача состоит из условия и вопроса, относящегося к условию).

Познавательные УУД.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других

$Регулятивные УУД.

Уметь работать по коллективно составленному плану

Познавательные УДД.

Уметь распознавать задачу.

$

Коммуникативные УУД.

Уметь работать в парах.

Личностные УДД.

Взаимопомощь.

7. Закрепление.

Самостоятельное применение полученных знаний. $

Задача: закрепление новых знаний и умений

8. Пальчиковая гимнастика

$Гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко

9.Самостоятельная работа.

- Переходим к этапу закрепления.

Послушайте 2 рассказа и сравните их. Слайд 5

1.В магазине купили 3 яблока и 1грушу. Сколько всего купили фруктов?

2. В магазине купили 3 яблока и 1 грушу. Фрукты очень полезные.

- Как вы думаете, какой из этих рассказов можно поместить в учебник «математика», а какой – в учебник «окружающий мир»?

Кто скажет как называется первый рассказ на языке математики?(задача)$

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Сосчитайте сколько фруктов купили?

Ещё раз прочитайте вопрос и ответьте на него.

Слайды 6-8

Работа по учебнику №1(с.104).

Прочитайте условие задачи. Как другими словами сказать, что такое условие задачи?

Прочитайте вопрос задачи. Как другими словами сказать, что такое вопрос задачи?

$Прочитайте решение задачи. Объясните, почему задачу решили вычитанием?

Прочитайте ответ задачи.

2 (с. 104)

Выделите в этих задачах условие и вопрос. Скажите решение и ответ.

(Решения и ответы пишут в тетрадь).

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка, $

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

Дети двигают глазами за указкой учителя (вверх, вниз, по прямой).

Обводят прямоугольник, круг по часовой и против часовой стрелки.

Представьте, что у вас вырос нос, как у Буратино. Закройте глаза. Обведите носом эти фигуры.

Задача на доске.

$У Даши было 6 карандашей. 2 карандаша она отдала Саше. Сколько карандашей у неё осталось?

Прочитайте, что нужно узнать.

$Как называется то, что вы сейчас прочитали?

- Запишите решение задачи.

Фронтальная проверка.

- У кого всё правильно?

- У кого есть ошибки?

- В чём ошибки?

- В чём причина ошибок?

Слайд 9

Самооценка.

Коммуникативные УУД.

Ум$еть выражать свои мысли полно и точно.

Регулятивные УДД:

Уметь осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя через диалог.

Коммуникативные УУД Уметь оформлять свои мысли в устной форме: слушать и понимать речь других.

$

Регулятивные УУД.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные УУД.

Способность к самооценке.

$10.Рефлексия учебной деятельности.

Задача: обобщить полученные на уроке сведения

- Какую цель ставили? (Узнать, что такое задача. Из каких частей состоит.)

- Достигли цели? (Да)

- Какая тема урока была? (Задача)

- Какие математические термины вы сегодня узнали? (задача, условие задачи, вопрос задачи, решение задачи, ответ задачи)

- Для чего нужно уметь решать задачи? (Они встречаются в жизни постоянно. Решаем задачи, когда варим суп, едем на машине и т.д.)

$- Оцените свою деятельность на уроке с помощью смайликов.

Регулятивные УУД.

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД

Регулятивные УУД.

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

11.Домашнее задание.

Расскажите дома, о каких математических терминах вы узнали.

Предложите своим родным вместе решить придуманные вами задачи на тему «Мы на рынке».

Источники материалов:

  • $3. Дорофеев Г.В. Математика : учебник для 1 кл. нач. шк. :в 2 частях/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова ,Москва «Просвещение», 2011.

  • Дорофеев Г.В. Методическое пособие к учебнику математика 1 класс/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Москва «Просвещение», 2010.

  • Дорофеев Г.В. Рабочая тетрадь к учебнику математика 1 класс/ Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Москва «Просвещение», 2011.

  • Социальная сеть работников образовани$я nsportal.ru.

Post Comment