Конспект урока для 2 класса «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно»

Предмет: Математика

Учитель: Чиркунова Т.И.

Класс: 2. УМК: «Планета Знаний».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

$Форма урока: урок-исследование (с использованием ИКТ).

Тема: «Взаимосвязь сложения и вычитания. Туда и обратно»

Цель урока: познакомить с понятием «взаимно обратные действия», учить решать и составлять обратные задачи, выполнять математические действия и делать проверку вычислений.

Предметные результаты:

$Уметь использовать в речи термин «взаимно обратные действия».

Уметь узнавать и составлять обратные задачи.

Знать структуру задачи.

Уметь решать задачи в одно действие.

$ Уметь выделять её части и анализировать содержание текстовой задачи.

Уметь составлять краткую запись или схематический рисунок.

Уметь выполнять вычисления изученных видов и делать проверку вычислений.

Метапредметные результаты:

Личностных УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; позитивному отношению к уроку математики, учебно-познавательный интерес к учебному материалу.

Регулятивных УУД: Уметь учащимися принимать и сохранять учебную задачу, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; овладение умениями проговаривать последовательность действий на уроке,$ умение формулировать цель урока с помощью учителя.

Познавательные УУД: Уметь осуществлять логические операции; описывать математические объекты; ориентироваться в своей системе знаний, строить небольшие математические высказывания.

$ УУД Коммуникативные: Уметь формулировать свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение и позицию.

Методы и формы работы: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в парах, группах, учебный (проблемный) диалог, самостоятельная работа, наблюдение за математическими объектами (моделирование, сравнение, анализ).

Оборудование:

Для учителя: ПК, мультимедиа проектор, экран, презентация, учебник.

Для ученика: ноутбук, уче$бник, тетрадь, карточки.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

-Ребята, у нас сегодня важный урок. Создадим хорошее, дружелюбное настроение. Улыбнитесь друг другу, гостям, мне, ведь улыбка располагает к приятному общению, интересной беседе, открытию чего-то нового.

Я вижу, настроение у вас хорошее.

Как будем работать на уроке? Слажено, дружно.

Приветствуют гостей, улыбаются друг другу, желают плодотворной работы

2. Разминка

- $Предлагаю начать наш урок с разминки.

- У вас на парте карточки с числами.

Ваша задача решить выражения, которые я вам назову и обвести ответ в кружок.

  1. К 10 прибавить 5

  2. 21+4$

  3. Из 30 отнять 3

  4. 96-6

  5. 68+2

  6. К 41 прибавить 6

  7. Из 52 отнять 3

  8. 88-7

  9. Найдите сумму чисел 76 и 2

  10. 90+7

  11. Из 19 отнять 9

  12. 37-6

- А теперь соедините ответы в порядке увеличения.

$- Посмотрите, если у вас получилась цифра 8, значит, вы все сделали правильно.

Молодцы!

Считают и обводят полученный результат в кружок.

Соединяют полученные результаты в порядке возрастания.

4. Определение темы и целей урока.

- Ребята, я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли будущих учёных и исследовать ещё одну очень важную тему. Согласны?

-$ А знаете кто такие ученые?

- Есть ли у вас знакомые учены?

- Хотите стать учеными?

- Когда ученые исследуют что-то, они обязательно проверяют все, что связано с предметом изучения. Значит, сначала необходимо узнать название темы. Хотите узнать?

$

- Для этого нам необходимо совершить некоторые операции.

- А для этого мы должны отправиться в больницу?

- А какие же операции мы должны совершить, если мы на уроке математики?

$- Каким словом можно заменить слово операции?

- Попробуйте совершить математические действия.

- Определите, какое выражение соответствует каждой задаче, а для этого совершите необходимые математические действия.

а) б)

в)

54-26=28 26+28=54 54-28=26

- Что общего в этих задачах и чем они отличаются?

- Как бы вы назвали такие задачи?

$

Вывод: такие задачи называют обратными, точнее, задачи б) и в) – это задачи, обратные к задаче а).

- Какое действие вы делали с числами в 1-ой задаче и что получили?

- Как называются компоненты при сложении?

- Какое действие вы делали с числами во 2-ой и 3-ей задачах?

- Что можете сказать про действия сложение и вычитание?

-Значит, как еще можно назвать эти действия?$

-Так какая тема нашего урока?

- А вам приходилась совершать взаимно обратные действия? Какие?

- Как вы думаете, для чего используют взаимно обратные действия в математике?

- Так какую цель вы поставите перед собой на уроке и для чего?

- Ребята не забывайте, что сегодня вы ученые, а с учеными могут происходить самые удивительные и непредвиденные ситуации при до$стижении целей своих исследований. Чтобы нам добиться целей и выйти достойно из разных ситуаций, потребуется внимание, логика, знания, желание, а, значит, будут необходимы ваша дружба, слаженность в работе, организованность

Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки.

Нет

$

Математические

Действия

У этих задач:

  • Один и тот же сюжет; $

  • одинаковые числовые данные, но меняется неизвестное;

  • Задачи решаются по-разному.

  • $

Такие задачи называют обратными

Действие сложение и получили сумму

Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма

Во 2-ой и 3-ей задачах мы из суммы вычитали известный компонент и получали неизвестный

Они тесно связаны между содой

Взаимно обратные действия

Взаимно обратные действия

Взаимно обратные действия ис$пользуют для проверки

Учиться выполнять взаимно обратные действия, чтобы проверять правильность своих решений

5. Физминутка

http://easyen.ru/?_openstat=0KTQsNC50Lst0YHRgdGL0LvQutCwOzs7

Выполняют движение под музыку

6. Работа по теме урока

- И так, для чего используют взаимно обратные действия?

- Перед вами выражения, нужно выполнить действие и проверить результат с помощью обратного действия. (стр. 112, № 2 на слайде, первую карточку выполняем все вместе.$

На слайде

- 2 и 3 карточке выполите самостоятельно. (Взаимопроверка)

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.$

- Так каким действием проверяем сложение? Вычитание?

Для проверки своих решений

2 и 3 карточке выполняют самостоятельно.

Взаимопроверка по образцу Если все правильно на полях - 8

Сложение проверяем – вычитанием, вычитание – сложением

7. Первичное закрепление

- Я считаю, что уч$еные могут быстро и правильно решать задачи разной сложности.

- Вы с этим согласны?

- Следует ли нам брать с них пример и также справляться с решением задач?

Таким образом, я предполагаю, что мы достойно справимся с решением данной задачи.

НА СЛАЙДЕ (стр 113, №4 (а))

- Прочитайте условие задачи. (В книге 2 волшебные сказки. Первая занимает 28 страниц. Сколько занимает вторая, если всего в книге 45 страниц?

- О чем говорится в этой задаче?

- На что указывает число 45?

- Из скольких частей состоит наше целое?

- Выбе$рете схему к задаче. Объясните свой выбор.

1)

2)

3)

- Как найдем неизвестную часть?

- Запишите решение самостоятельно.

- Каким действием решали задачу?

- Как проверить, правильно ли решена задача?

$

- Каким действием будем выполнять проверку и почему?

Запишите проверку.$

Молодцы!

Вывод: - Так что нужно сделать, чтобы быть уверенным в правильности своего решения?

О страницах в книге

На целое, общее количество страниц в книге

Целое состоит из двух частей

Из целого вычтем известную часть$

45-28=17 (стр.) – занимает вторая сказка.

Вычитанием

Составить обратную и решить ее, т.е. сделать проверку

Сложением, т.к. задача решалась вычитанием

28+17=45 (стр.) – всего в книге

Ответ: 17 страниц

Необходимо совершить обратное действие и сделать проверку

8. Вторичное закрепление

$

1, 4 группа

Составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия

$42, 12, 30

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

- А теперь поработайте в группе и составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия. (У детей на партах карточки с номерами групп

$

2, 5 группа

Составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия

22, 10, 32

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

3, 6 группа

Составьте выражения на сложение с данными числами и совершите взаимно обратные действия

41, 36, 77

__________________________ ___________________________

__________________________ ___________________________

- Каждая группа представляет свои выражения. Учитель демонстрирует их условие через документ камеру.

$

Выполняют задания в группе

9. Итог

Пора подвести итог нашим исследованиям и проверить, какие$ математические открытия вы для себя сделали.

  1. Математические действия сложение и вычитание тесно связаны между собой.

  2. Их называют взаимно обратными действиями.

  3. Выполнив математическое действие, я смогу сам себя проверить.

10. Тест

А чтобы нам убедиться, что мы все поняли, выполните тест, работая в паре.

Работа на ноутбуке в паре

11. Оценки с комментированием

  • За разминку - 8,

  • При взаимопроверке – 8,

  • Тест с соседом – 8, то вы получаете 8, поднимите руки у кого три 8.

  • За работу на уроке я добавляю……

Учащиеся оценивают сами себя

12. Рефлексия

  1. $Что я здесь делаю?

  1. Каков результат?

  1. Что я буду делать дальше?

Я на уроке математики, учусь выполнять взаимно обратные действия Я научился выполнять….. . Я затрудняюсь выполнять….. .

Я продолжу пополнять свои математические знания

  1. Домашнее задание

На 8 баллов

Стр 113, №3 (1 и 2 столбики),$ нужно решить выражения и сделать проверку.

На 10 баллов

Стр. 113, №5 (по выбору одну задачу), №6 – интеллектуальный марафон.

Post Comment