Конспект урока по Математике "Решение систем уравнений второй степени методом замены переменной"

Открытый урок по теме

«Решение систем уравнений второй степени методом замены переменной»

$Цели урока:

1) Открыть совместно с учащимися новый метод решения систем уравнений (метод введения новых переменных), закрепить навыки решения систем уравнений другими методами (графическим, подстановкой и сложением).

2) Формировать потребность приобретения новых знаний, создать условия для контроля (самоконтроля) усвоения умений и навыков.

3) Развивать математ$ическую речь при комментировании решения.

4) Воспитывать уважение друг к другу, взаимопонимание, уверенность в себе, развивать самостоятельность и творчество.

Задачи урока:

Дидактическая задача:

Оптимально использовать методы обучения, соответствующие возрасту и развитию учащихся, для формирования знаний по изучаемой на уроке теме.

Развивающие  задачи:

1.С$оздать условия для развития познавательной деятельности учащихся.

2.Способствовать формированию умений переносить знания в новую ситуацию.

3.Развивать математический кругозор, мышление и речь, внимание и память.

Воспитательные задачи:

Содействовать воспитанию  интереса к математике, формировать у учащихся умение осмысленно, целенаправленно организовывать на уроке свою деятельность, осознавать значимость каждого шага для себя.

Воспитывать ответственность за грамотно сформулированные и лаконичные ответы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: м$ультимедийный проектор, карточки с заданиями, доска.

Этапы урока:

№ этапа

Название этапа

$Время, мин

1

Организационный этап

3

2

Актуализация знаний. Проверка домашней работы.

7

$

3

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

5

4

$

Первичное усвоение новых знаний

10

5

Первичная проверка понимания

5

6

Физкуль$тминука

3

7

Первичное закрепление

7

$

8

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2

9

Рефлексия (подведение итогов занятия)

3

Ход урока:

$

1. Организационный этап.

Учитель приветствует учеников.

Знакомит учеников с оценочным листом.

Ученики выставляют себе оценки за организационный этап.

2. Актуализация знаний.

Проверим домашнее задание.

Решить систему уравнений тремя различными методами (графическим, подстановкой и сложени$ем)

Для каждого метода записать алгоритм его использования в тетрадь.

1 метод -графический

1)

Графиком этой функции является парабола, «ветви» направлены вверх, вершина в точке (0;-4)

2)

Графиком этой функции является прямая.

х

$

0

1

у

-1

-3

Точки пересечения (1;-3);(-3;5).

Ответ: (1;-3);(-3;5).

Алгоритм использования графического метода:

1.Построить графики уравнений в одной системе координат.

2. Найти координаты точки пересечения или указать, что таких точек нет.

3. Записа$ть ответ.

2 метод-подстановка.

Решение

Из второго уравнения выражаем у:

.

Подставляем в первое уравнение:

Если , то

Если , то

Ответ: (1;-3);(-3;5).

Алгоритм использования метода подстановки:

1. Выразить из какого-нибудь уравнения системы одну переменную через другую.

2. Подставить в другое уравнение системы вместо этой переменной равное ему выражение.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

3 метод- алгебраическое сложение

Сложим уравнения системы, п$олучим:

Если , то

Если , то

Ответ: (1;-3);(-3;5).

Алгоритм использования метода алгебраического$ сложения:

1. Уравнять модули коэффициентов при какой-нибудь переменной.

2. Сложить или вычесть почленно левые и правые части уравнений системы.

3. Решить получившееся уравнение с одной переменной.

4. Найти соответствующее значение второй переменной

5. Записать ответ.

Какой из способов решения системы вам понравился больше?

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация уч$ебной деятельности учащихся.

Решим систему уравнений:

Давайте повторим.

Какие основные методы решения систем уравнений вы знаете? (графический, подстановкой и сложением)

Какой из этих методов можно было бы применить к этой системе?

  1. Обсуждаем применение графического способа.

  2. Обсуждаем применение способа сложения.

  3. Обсуждаем применение способа подстано$вки.

Приходим к выводу, что ни один из ранее изученных методов не подходит. Как тогда поступить? Как решать такие системы? Нужен другой метод.

Какую цель мы можем поставить перед собой на сегодняшнем уроке? (изучить другие методы решения систем уравнений второй степени научиться их применять на практике)

4. Первичное усвоение новых знаний.

Итак, решим систему:

Где мы можем узнать, как решаются такие системы? (в учебнике, в интернете).

Далее реализуется способ достижения информации.

Учитель предлагает ученикам выбрать для себя источник информации и воспользоваться им.

Учащихся предлагают ввести новую переменную.

Введём новую переменную .

$

Тогда первое уравнение системы можно переписать в виде

Умножим обе части уравнения на ( так как по условию ).

;; .

Делаем обратную замен$у.

Если , то .

Подставляя во второе уравнение системы, получаем: .

это уравнение корней не имеет.

Если , то .

Подставляя во второе уравнение системы, получаем: .

Если , то .

Если , то .

Ответ: (2;1);(-2;-1)

Решим ещё одну систему:

Учащиеся делают вывод, что для решения этой системы одной переменной недостаточно, надо вводить две переменные, например:

.

Получаем систему:

Если .

Если .

Ответ: (1;3);(-7;-1).

Давайте уточним цель нашего урока (научиться решать системы уравнений второй степени с помощью метода введения новых переменных).

5. Первичная проверка понимания.

Составление алгоритма использования метода введения новых переменных.

Учащиеся разбиваются на пары и вместе со своими соседями по парте составляют алг$оритм использования метода введения новых переменных.

Различные варианты ответов з$ачитываются с места.

Алгоритм использования метода введения новых переменных:

1. Ввести одну или две новые переменные.

2. Записать новое уравнение или систему уравнений.

3. Решить новое уравнение или систему уравнений и найти значения введённых переменных.

4. Сделать обратную замену и найти значения переменных из условия.

5. Записать ответ.

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

6. Физкультминутка.

Системы уравнений с двумя переменными можно решать различными способами.

Встаньте те, кому нравится решать системы уравнений графически.

Встают те, кто предпочитает метод подстановки.

Кто лучше решает системы способом сложения?

А кому понравился метод введения новой переменной?

А теперь посмотрите статистику.

Соотношение количества систем, решаемых различными методами

$Какие есть преимущества и недостатки в каждом способе?

7. Первичное закрепление

Решить систему:

Чтобы помочь затрудняющимся ученикам, даётся подсказка:

  1. Сделаем замену переменной:

    $

  2. Получим новую систему:

3. Если , то . Если , то .

.

4. Получаем две системы:

или

Если y = , то x = .

Если y = , то x = .

5. Ответ: ( ; );( ; )

Потом на экране выводится правильное решение.

Сделаем замену п$еременной . Получим новую систему:

.

Если , то .

Если , то .

Получаем две системы:

или

корней нет

Если , то .

Если , то .

Ответ: (1;2);(2;1)

Ученики ставят себе баллы в оценочный лист.

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Домашнее задание

Найти в Интернете три системы уравнений, которые можно решить мето$дом введения новой переменной.

Записать в тетрадь их условие и решение.

Самые интересные системы будут разобраны на следующем уроке. у доски.

9. Рефлексия (подведение итогов занятия$)

Давайте заполним оценочные листы и посмотрим, какие у вас получились оценки.

Чему мы научились на сегодняшнем уроке?

(Решать системы уравнений способом замены переменной)

Что необходимо сделать,  для того чтобы решить систему уравнений таким способом?

(сделать замену переменной, решить новое уравнение, выполнить обратную замену)

Что было наиболее сложным (трудным)?

Какие вопросы остались после проведения занятия?

Post Comment