Методическая разработка комбинированного урока по математике и трудовому обучению «Геометрические фигуры.» для 2 класса

Ступкина Татьяна Валентиновна.

Учитель начальных классов.

ГБСКОУ № 613 ( коррекционная школа 8 вида).

Методическая разработка комбинированного урока по математике и трудовому обучению «Геометрические фигуры.» для 2 класса коррекционной школы 8 вида.

Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.

1)Организационный момент.

$ Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поздороваемся с ними.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

2)Объявление темы урока.

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы вспомним геометрические фигуры, которые уже известны нам; сделаем аппликацию до$машнего любимца из геометрических фигур.

3)Работа по теме урока «Геометрические фигуры».

3.1)Работа с раздаточным мате$риалом.

Учитель: А сейчас – счет. Считаем от 1 до 10 (хором, поочередно). Молодцы!

А теперь в обратном порядке от 10 до 1 (хором, поочередно). Молодцы!

Возьмите листочки. ( Приложение 1) Что вы на них видите?

Ученики: точки и цифры.

Учитель: соедините т$очки по возрастанию цифр – от меньшей к большей. Что у вас получилось?

Ученики: треугольник и квадрат.

Учитель: треугольник, квадрат – это геометрические фигуры. А какие еще геометрические фигуры вы знаете?

Ученики: круг, прямоугольник, овал (при затруднении - учитель показывает геометрические фигуры, а дети их называют).

3.2)Игра «Покажи $фигуру».

Учитель: Молодцы! А теперь поиграем в нашу игру «Покажи фигуру». Возьмите свои конвертики и достаньте свои геометрические фигуры. (Приложение 2).

Я называю геометрическую фигуру, а вы мне ее показываете.

Покажите мне круг. Молодцы!

Покажите мне квадрат. Молодцы!

Покажите мне треугольник. Молодцы!

$ Покажите мне овал. Молодцы!

Покажите мне прямоугольник. Молодцы! Уберите свои геометрические фигуры в конвертики.

$3.3)Работа с предметными картинками.

Учитель: Есть предметы, которые нас окружают, похожие на геометрические фигуры. Давайте вместе подумаем, какие предметы напоминают нам геометрические фигуры.

( Учитель показывает предметные картинки, дети называют, на какую геометрическую фигуру похож данный предмет). (Приложение 3).

Что это? (арбуз) На какую геометрическую фигуру похож арбуз? (круг).

Что это? (книга). На какую геометрическую фигуру похожа эта книга? (квадрат).

Что это? (пирамидка). На какую геометрическую фигуру похожа пирамидка? (треугольник). И т. д. лимон – овал; часы – квадрат; мяч – круг; парусная лодочка – треугольник; дыня – овал; телевизор – прямоугольник; елочка$ – треугольник; воздушный шарик – овал; колесо – круг; окно – квадрат; картина – прямоугольник.

Посмотрите вокруг себя. Давайте найдем в нашем классе предметы, похожие на геометрические фигуры (доска – прямоугольник; парта, сиденье стула, шкаф, телевизор, дверь, окно, игрушка солнышко, часы).

Молодцы!

3.4) Работа с раздаточн$ым материалом.

Учитель: Возьмите листочки. ( Приложение 4).

Какие геометрические фигуры вы здесь видите?

Ученики: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал.

Учитель: Молодцы! А какие предметы изображены?

Ученики: солнышко, вишенки, флаг, кубик, конфеты, мяч, елочка, вагон.

Учитель: Молодцы! Давайте прочитаем, что мы должны с ними сделать.

$ Ученик: Найти предметы, которые похожи на эти геометрические фигуры. Соединить их линиями.

Учитель: Какие предметы соединим с треугольником?

Ученики: флаг, елочку.

$Учитель: Какие предметы соединим с кругом?

Ученики: вишенки, мяч.

Учитель: Дальше сделайте сами, а потом все вместе проверим.

( Для самостоятельной работы дается 2 – 3 минуты. Далее идет совместная проверка; можно предложить детям поменяться листочками с соседом и проверить работу соседа).

Давайте пр$оверим ваше задание.

Какие предметы соединили с квадратом? Прямоугольником? Овалом?

Кто ни разу не ошибся – получает 5. Остальные будут еще стараться на пятерку.

3.5) Закрепление знаний о полукруге и полуовале.

Учитель: Воз$ьмите круг. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина круга – полукруг. Посмотрите на картинку, какие предметы состоят из полукругов? (Приложение 5).

Ученики: шляпка у грибочка; у медведя – ушки, корзина, лапки; у божьей коровки – голова.

Учитель: Возьмите овал. Сложите его пополам, как это делаю я. У нас получилась половина овала. Как можно назвать половину овала?

Ученики: полуовал.

Учитель: Молодцы! Мы теперь знаем круг и его половину - ….?., овал и его половину - …?

4)Физкультминутка.

$Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,$

Шесть – на место тихо сесть.

5)Закрепление.

Учитель: А чтобы нам еще лучше зап$омнить полукруг и полуовал поиграем в игру «Запоминай-ка». Я называю геометрическую фигуру, а вы ее мне показываете. Приготовьте геометрические фигуры. Покажите мне треугольник, полуовал, круг, полукруг, квадрат, полуовал, треугольник, полукруг, круг, полуовал, овал, полукруг.

6)Изготовление аппликации из геометрических фигур.

Учитель: Молодцы! Уберите геометрические фигуры в конвертик.

Посмотрите на моего питомца. Кто это?

$ Ученики: это котенок.

Учитель: Погладьте его. Какой он? ( Аппликация выполнена из бархатной бумаги. Приложение 6).

Из каких геометрических фигур сделан мой котенок?

Ученики: туловище – это треугольник, ушки – это треугольники, голова – это овал$, хвостик – это полуовал, глазки – это полуовал, носик – это овал. ( При затруднении – учитель показывает на части аппликации и спрашивает, какая это геометрическая фигура).

Учитель: Сегодня на уроке мы будем делать аппликацию не одинакового цвета у всех, как всегда. Сегодня вы сами выберете себе цвет аппликации – цвет вашего любимца (детям предлагается цвет на выбор). Возьмите конвертики. Давайте посмотрим, что есть в ваших конвертиках?

Ученики: это геометрические фигуры.

Учитель: Какие геометрические фигуры у вас есть?$

Ученики: 2 овала больших, 2 овала маленьких, 1 треугольник большой, 2 треугольника маленьких. ( если дети не называют размер фигур, учитель обращает внимание детей на это: « есть фигуры большие, а есть фигуры маленькие», « покажите маленькие треугольники, покажите большие треугольники; покажите большие овалы, покажите маленькие овалы»).

Учитель: Давайте составим из этих геометрических фигур котенка.

( Учитель делает аппликацию с детьми поэтапно; показывает образец выполнения на доске).

Возьмите большой треуг$ольник – это туловище, приклеим его как я.

Возьмите большой овал – это голова, приклеим ее над туловищем. Как я.

Возьмите два маленьких треугольника – это ушки, приклеим их над головой. Как я.

Теперь будем делать хвостик.

Учитель: Приклеим п$олуовал – это хвостик. Посмотрите как делаю я.

Сделаем глазки. Возьмем маленький овал и сделаем из него полуовал. Как будем действовать?

Ученики: сложим пополам и разрежем.

Учитель: Молодцы! Сложим овал пополам.( заранее на этих деталях проведена линия разреза). Посмотрите как у меня. А теперь разрежем. Это глазки. А теперь приклеим их. Посмотрите как делаю я.

$

Остался один овал – это носик. Приклеим и его. Посмотрите.

Посмотрите, какой питомец у вас получился. Погладьте его. Придумайте ему имя.( дети придумывают имя, называют его).

7)Подведение итога урока. Выставка детских работ.

$Учитель: Посмотрите, какую аппликацию мы сделали?

Из каких геометрических фигур мы сделали аппликацию?

Как называется половина круга?

Как называется половина овала?

Молодцы! Сегодня за работу на уроке получают пятерки -…( учитель отмечает работу активных учеников).

Давайте сделаем выставку работ. Какую оценку поставим за аппликацию Лизе ,….. ( детям предлагается оценить работы своих одноклассников).

8)Домашнее задание.

Учитель: ( показывая страницу в печатной тетради) дома вы подумаете$ и нарисуете те геометрические фигуры, на которые похожи картинки в ваших тетрадях. Например: книга - … (прямоугольник); колесо похоже на…(круг) и так далее.

($ Страницу и номер задания записывает учитель детям в дневники стр.14 №36).

9) Организованный конец урока.

Учитель: Теперь урок окончен,

Все сделаны заданья,

Гостям мы скажем на прощанье:

$«Спасибо, до свиданья!»

Спасибо и всем детям за работу на уроке.

$

2.4.Список используемой литературы.

$1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0 – 4 классы)/ Научный руководитель И.М.Бгажнокова. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2007.

2. Шевченко С.Г., Капустина Г.М. Предметы вокруг нас. Учебное пособие для индивидуальных и групповых коррекционных занятий. – Смоленск: Изд-во «Ассоциация 21 век», 2003.

3. Астахов А.А., Астахова Н. Моя первая книга. – Изд-во «Белый город», 2004.

4. Тетрадь с заданиями для развития детей.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Т., Щербинина С.В. Математика для малышей. – ИП Бурдина С.В. г.Киров.

5. Развиваем способности. Под ред. М.П.Тумановской. – ООО «Изд-во ОНИКС – СПб»,2007.

6. А.А.Хилько. Математика: 2 класс: Рабочая тетрадь для специальн$ых ( коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2011.

$

Post Comment