Шкалы и координаты

Урок №5.

Тема: Шкалы и координаты.

Оборудование: линейка, модель координатного луча.

Повторение:

$

  1. Учебник: №78, №97 – на доске, №127.

  1. «Крестики-нолики».

    1. Точка D лежит на луче ОС;

    2. Точка М лежит на прямой АВ;

    3. Точка Е лежит на прямой АВ;

    4. Точка М – общая точка прямых АВ и КD;

    5. $ Прямые АВ и СО пересекаются;

    6. Отрезок DE пересекается с прямой АВ;

    7. Отрезок СО пересекается с прямой АВ;

    8. Луч КD и прямая АВ пе$ресекаются;

    9. Лучи МА и МЕ дополнительные друг к другу.

Новый материал:

Вы уже давно умеете пользоваться таким инструментом, как линейка.

  • Для чего мы используем? (проводить прямые линии, измерять отрезки).

  • Благодаря чему мы можем измерять отрезки с помощью линейки? (с помощью делений на линейке).

Эти деления разбивают линейку на равные части – деления. И все эти деления образуют шкалу.

  • Где ещё можно увидеть шкалу?

  • Шкала термометра. Единицы измерения температуры – градусы Цельсия.

  • Шкала весов. Единицы измерения массы – грамм, килограмм, центнер, тонна. В учебнике: №112, 114.

А теперь проведем луч ОХ. Начало луча – в точке О. Для этог$о луча мы :

  1. Зададим начало (это мы уже сделали – точка О)4

  2. Зададим направление, т.е. нарисуем сам луч.

  3. Зададим единичный отрезок, т.е. отложим от точки О отрезок, который будет у нас единицей измерения. Пусть это будет отрезок ОЕ. Итак, отрезок ОЕ – единичный отрезок.

Будем теперь отмерять отрезки, равные единичному на нашем луче таким образом. А так как луч бесконечный в своем направлении, т$о таких точек будет бесконечно много.

Так как ОЕ – это единичный отрезок, т.е. 1 единица длины, то мы это отметим (поставим единицу). Обозначим ещё несколько точек: М, В, А, С, F, N, K. Обозначим длины отрезков ОМ, ОВ, ОА, ОС, ОF, ОN, ОK.

    $

  • Чему они будут равны? (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8).

И у нас получился бесконечный луч с делениями – бесконечная шала, которую называют координатным лучом.

Каждое число показывает, на сколько единиц данная точка удалена от начала координатного луча, т.е. от точки О. Каждое такое чи$сло называется координатой точки.

Записывается это так: Е(1), М(2), С(5) и т.д.

Давайте договоримся, что снизу координатного луча будем отмечать точки, а сверху координатного луча – их координаты.

  • Назовите мне координаты точки А? F? M? K?

  • Назовите мне точку, координата которой 5? 1? 7? 0?

По этому координатному лучу можно двигаться. Мы будем говорить:$

  • Передвинемся на … единиц вверх или вниз, если шкала вертикальная;

  • Передвинемся на … единиц влево или вправо, если шкала горизонтальная.

Задания на урок:

    • Из точки О(0) передвинулись на 3 единицы вправо. В какой точке мы оказались? (в точке В(3))

    • Из точки В(№) передвинулись на 2 единицы влево. В какой точке мы оказались? (в точке Е(1))

    • Из точки Е(1) передвинулись в точку F(5). На сколько единиц передвинулись и куда? (вправо на 4 единицы)

    • Из точки А(4) передвинулись в точку М(2). На сколько единиц передвинулись и куда? (влево на 2 единицы$)

    • Из точки В(3) передвинулись на 16 единиц вправо к точку К. Найти координату точки К? (19)

    • Из точки S(103) передвинулись н$а 55 единиц влево к точку Р. Найти координату точки Р? (48)

  1. Учебник: №108, 106, 109 – устно.

  2. Учебник: №117, 118 – письменно. К номеру 118:

  • Какой единичный отрезок удобнее выбрать? (1мм. Тогда: 1111мм=1,1см; 1515мм=1,5см, 1919мм=1,9 см, 2323мм=2,3см)

Домашнее задание

  1. №139 (стр. 27)

  2. На повторение: №123, 126.

(Пояснение: Что значит «Как изменится число?» - во сколько раз оно увеличится., т.е.на ско$лько было умножено число? Как узнать, на сколько было умножено число?

Пример: было число 17. Его увеличили в несколько раз и получили число 51. Во сколько раз увеличили число 17?)

Правила игры «Крестики-нолики»: на заготовке 3х3 расставлены цифры от 1 до 9.

Каждая цифра – номер вопроса. Читается вопрос и ответ к нему. Если ответ верный, то в клетке с соответствую$щим номером ставится – Х, если ответ неверный, то ставится О

Post Comment