Статья "Внедрение инновационных технологий на уроках математики и во внеклассной работе"

Государственное Бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования экономический профессиональный лицей Санкт-Петербурга$

Внедрение инновационных технологий на уроках математики и во внеклассной работе$

Статья

Голодникова Алевтина Александровна – преподаватель математики

Санкт-Пе$тербург 2013

«Наше педагогическое производство

никогда не строилось по технологической

логике, а всегда по логике моральной проповеди…»

А.С. Макаренко.

$

Пути повышения эффективности обучения ищут многие педагоги современности. Это связано с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с гарантированным результатом» (М.В. Кларин). Проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.

Одним из важных направлений является разработка и внедрение но-

вых педагогических технологий, которые нельзя отождествлять с примене- нием алгоритма, так как в них дейст$вия не могут быть жестко детерминиро-

ванны, они всегда вариативны. Педагогическая деятельность всегда предпо-

лагает простор для творческого поиска, вариативность применения тех или иных приемов работы в зависимости от реально существующей «здесь и сейчас», динамической ситуации.

Внедрение развивающего обучения требует кардинального измене-

ния стиля пове$дения педагога таким образом, чтобы имела место ситуация, в

которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление

его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.

Слово «технология» означает: наука о мастерстве. Мы все знаем чему учить и как учить, овладев методикой обучения. Технология$ отвечает на вопросы, как учить результативно, наиболее эффективно и каждого обучаемого. Чем лучше учитель знает педагогические закономерности, тем эффективней построение его деятельности. В.П. Беспалько справедливо замечает: «…Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагог$ических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя».

Переход учителей на более совершенные технологии обучения – процесс нелегкий и достаточно длительный. Когда требуется гарантированный педагогический результат, появляется необходимость разработать и обосновать не только технологию деятельности педагогов, но и технологию учебно-познавательной деятельности учащихся.

На первоначальном этапе необходима серьезная корректировка про-

граммы и творческая переработка перспективного тематического поурочного планирования по учебному предмету. Структура образовательной технологии состоит в сл$едующих элементах: цель → средства → правила использования средств → результат (инструментарий проверки).

Этапы разработки (проектирования) педагогических технологий:

  1. $осознание замысла, цели разработки образовательной технологии;

  2. определение результатов, которые должны быть достигнуты всеми обучаемыми;

  3. точное определение эталона (критерия) усвоения;

  4. разработка тестов или других материалов для проверки результатов достижения запланированной цели;

  5. анализ учебного материала и его дидактическая переработка, сопровождаемая разбивкой на отдельные учебные фрагменты;

  6. разработка $тестов или других проверочных материалов для текущей диагностики;

  7. подготовка альтернативных, коррекционных материалов;

  8. разработка комплекса средств мотивации учения.

Традиционная педагогическая наука в нашей стране складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает. Это отражается на уровне знаний учащихся$. Сегодня, решая проблему воспитания мыслящего, творческого, активного, здорового человека, можно утверждать, что сформировать такую личность может только творческая, мыслящая и гуманная школа. Поэтому внедрение «адаптивной системы обучения» на современном этапе получает статус основополагающей педагогической концепции.

Существенными чертами современной педагогической технологии являются следующие:

  • $в ее основе лежат целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;

  • технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем учащимся достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;

  • технология предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом авторского почерка педагога;

  • все процедуры педагогической технологии должны быть динамичны, то есть содержать критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности;

  • $технология может быть воспроизведена в других педагогических условиях и с другими участниками образовательного процесса;

  • педагогические результаты применения технологии также могут быть воспроизведены.

  • $

Инновационное развитие современной школы осуществляется в разнообразных направлениях. Сегодня в центре внимания педагогов-практиков находится обучение в сотрудничестве, исследовательская деятельность и метод проектов. В основе этой деятельности лежит приобретение личностного и профессионального опыта в процессе обучения нестандартными средствами; развитие познавательных, творческих навыков учащихся; выработка у них стремления и умения самостоятельно добывать и использовать новые знания.

В своей деятельности в экономическом профессиональном лицее я постоянно веду поиск инноваций не только$ на уроках, но и во внеклассной работе. Так, например, ежегодная декада математики завершается конференцией по решению креативных задач. Данная технология, «конференция референтных (то есть однородных) групп», разработана достаточно хорошо. Хотелось бы внести и свою лепту из личного опыта в развитие групповых технологий.

По традиции за неделю до конференции каждой группе первого и второго курсов выдаются условия всех рассматриваемых задач, две из которых предназначены для конкретной группы. Эти две задачи учащиеся не только должны решить с участием всей группы, но и красочно оформить их условие и решение, так как в дальнейшем процессе обучения они используются как наглядные пособия. Наиболее активных учащихся дел$егируют на конференцию, одного из которых приглашают в состав жюри. Не случайно группам выдаются все обсуждаемые на конференции задачи: учащиеся готовят вопросы соперникам, учатся отвечать на вопросы в процессе решения, возражать и дополнять, знакомятся с критериями оценок и основными принципами мероприятия, с которыми они частично были знакомы ранее и которые корректируются, видоизменяются и постоянно пополняются.

В тече$ние недели проводятся индивидуальные и общие консультации по решению, оформлению задач и публичным выступлениям. Заранее обсуждаем количество участников в группе и предусматриваем взаимозаменяемость учащихся на случай отсутствия по уважительной причине, чтобы кворум состоялся в полном составе. Из числа старшекурсников готовится ведущий конференции.

В начале мероприятия учитель поздравляет всех присутствующих с заключительным этапом декады математики и передает слово ведущему, который знакомит участников с порядком проведения конференции и основными принципами работы:

  • Краткость – сестра таланта.

  • $Задавая вопрос, моделируй ответ, а не только удовлетворяй свое любопытство.

  • Всегда будь корректен, не раздражайся.

  • $Не стесняйся задавать вопросы. Это избавит тебя от неправильных действий.

  • На все свои возражения имей обоснования и аргументации.

  • Не кичься своими знаниями, у других их может быть больше, но в другой области, которую вы сейчас не затрагиваете.

  • Помни, что есть интроверты. Они мыслят основательно, но более медленно.

  • Знать что-то – это не значит хорошо соображать. Это может быть показателем развитой памяти, но не ума.

  • Больше цени того, кто находит решение и умеет действовать.

  • $

    Выслушивай всех, не перебивая.

  • Пойми, что от тебя хотят в ходе игры.

  • Не говори одновременно с другими.$

  • Придерживайся темы.

  • Любые идеи имеют ценность.

  • Человек сам вправе решать, в какой мере он участвует в общей работе.

  • Уважай различные мнения.

  • Любые вопросы важны.

  • Оценивать надо не человека, а его действия.

Эти принципы, красочно оф$ормленные, предоставляются всем присутствующим как памятка и как руководство к действию выдаются инструкции с критериями оценок вопросов и ответов:

  • 0 – вопрос не по теме или не предполагает однозначного ответа;

  • 1 – вопрос по теме, но не достаточно глубокий или ориентирован на формальную память;

  • $2 – вопрос по теме, глубокий, требующий неформальной репродукции известных положений.

  • 0 – ответ не получен или ответ неверен;

  • 1 – ответ правильный по существу, но не глубокий и не полный;

  • 2 или 3 – (в зависимости от уровня сложности задачи) ответ правильный, полный, глубокий с элементами творчества.

Выступления проходят по порядку нумерации групп или с помощью жеребьевки. После каждого выступления соперники задают вопросы.

Для каждого члена жюри предоставляются оценочные листы с участниками конференции, в которых подводятся итоги сред$и групп и личного первенства. Они отработаны временем настолько подробно, что экспертам остается только проставлять баллы в соответствующие графы, внимательно наблюдая и оценивая выступления. Конечно же, оценочные листы приходится корректировать в зависимости от изменения порядка или включения новых конкурсов. Председатель жюри объявл$яет номера групп и отдельных учащихся, занявших призовые места. Награждения, как правило, проводятся торжественно на линейке или на ближайших праздничных мероприятиях.

Таким образом, поставленные перед проведением конференции цели, были достигнуты, а именно:

  1. активность всех;

  2. развитие умения докладывать, объяснять, доказывать возражать, обосновывать, отстаивать собственное мнение и прислушиваться к мнению других, сопоставлять, сравнивать свою точку мнения с точкой зрения других

  3. восполнение своих знаний по предмету;

    $

  4. развитие умения формулировать вопросы;

  5. развитие ответственности за порученное дело;

  6. формирование навыков эксперта (оценивая, мотивируя);

  7. развитие сотрудничества;

  8. максимальное вовлечение каждого ученика в ход занятия;

    $

  9. распределение действий между членами группы;

  10. обучение по собственному выбору и способностям учащегося;

  11. выработка навыков контроля за действиям$и других и самоконтроля;

  12. развитие внимания и сосредоточенности;

  13. повышение мотивации к обучению;

  14. формирование умения выделять главное в задаче;

  15. развитие креативности в мыслительной деятельности личности, логического и критического мышления;

  16. развитие умения действовать в нестандартной обстановке;

  17. развитие управленческих навыков.

Обобщая опыт внеклассной работы по предмету, хочется отметить неподдельный интерес, повышенную активность, ответственность и самое серьезное отношение учащихся, как в пе$риод подготовки, так и в процессе подобного рода занятий, которые в свою очередь воздействуют на самооценку обучающихся и стимулируют активизацию их учебной деятельности.

Педагогическая технология «Конф$еренция референтных (однородных) групп» может быть применена не только во внеклассной работе, но и на обобщающих уроках любых учебных предметов по окончании отдельных тем или в завершении общего курса.

В рамках данной статьи ниже приводится описание урока на основе этой образовательной технологии.

Подготовка учащихся к пресс-конференции начинается на первых уроках темы «тригонометрические функции», в которых применяется прием педагогической техники «повторяем с расширением» ( Гин А.А.). Учащиеся учатся составлять серию вопросов, дополняющих знания по новому материалу и в основном связанные с графиками тригонометрических функций. Используя приемы «отсроченная догадка» и «лови ошибку» ( Гин А.А.), некоторые вопросы могут остаться открытыми до конца темы. Урок рассчитан на два академических часа. Он является завершающим данной темы перед итоговым $повторением математики на первом курсе, поэтому целесообразно провести его ярко, интересно и, насколько это возможно, с максимальной активностью всех учащихся группы. Можно подготовить ведущего из числа учащихся – главного научного эксперта конференции. Тогда учитель принимает роль стороннего наблюдателя. Но это требует от педагога достаточно большой подготовительной работы, однако позволяет свести к минимуму участие педагога в занятии.

На этапе организационного момента урока ставятся цели пресс-конференции. К выше названным развивающим и воспитательным целям добавляются образовательные:$

  • закрепление, расширение и восполнение знаний о графиках, свойствах и применении тригонометрических функций;

  • развитие умений работы с учебной и дополнительной литературой,$ ИКТ и итернет-ресурсами.

На следующем этапе актуализации знаний для учащихся подготовлены на интерактивной доске темы для обсуждения:

графики, свойства и применение тригонометрических функций

  1. у =

  2. у = $

  3. у =

Далее всех учащихся необходимо включить в игру выбора тем, диагностировать, разбить на группы, перед которыми ставятся задачи:

  1. раскрыть тему,

  2. подготовить и задать вопросы, расширяющие знания по теме и развивающие,

  3. оценить доклады, вопросы и ответы.

По ситуации учитель или учащиеся выбирают

  1. научно$го эксперта, который разрабатывает, уточняет показатели и критерии оценок, дополняет и корректирует оценки, выставленные группой;

  2. ученого секретаря, принимающего участие в оценке и ведущего протокол конференции;

  3. $

  4. технического секретаря, который снабжает группы необходимой литературой и участвует в обсуждении оценок.

После этого учащихся групп знакомят с содержанием раздаточного материала, в котором указаны

  • принципы работы участников конференции (см. выше)

  • критерии оценок вопросов и ответов (см. выше)

  • схема раскрытия темы:

  1. Раскрыть основные понятия. Включить их в более общую структуру. Показать взаимосвязь с другими науками.

  2. Включить новые понятия в деятельность или деятельную структуру. Показать возможность и применение на практике.

  3. $Раскрыть перспективы развития понятия. Показать нов$ые возможности их применения.

Можно включить критерии оценки поведения:

  • 0 – участники группы не сотрудничают, нет организованности труда;

  • 1 – участники группы сотрудничают и организуют свою деятельность, но проявляют некорректность к окружающим;

  • 2 – участники группы сотрудничают, организованы и корректны:

Мы включаем и критерии оценки культуры речи:

  • 0 – употребление слов-сорняков,

  • 1 – речь тихая, невнятная,

  • 2 – речь четкая, ясная, без слов паразитов, информативная, краткая.

Предложенные выше показатели и кр$итерии оценок не претендуют на универсальность. Возможны уточнения, дополнения, корректировка$, изменение или разработка новых оценок. Протокол конференции может выглядеть следующим образом

п/п

ГРУППА

I

ІI

ІIІ

$

ОЦЕНКА

Г

Э

Г

$Э

Г

Э

1

Доклада

$

$

2

Вопросов

$3

$Ответов

4

$

Поведения

$

5

Культуры речи

$

6

ИТОГ

$

$7

МЕСТО

$

Примечание: Г – оценивает группа

Э – оценивает эксперт (или экспертная группа).

Участники группы готовят доклад п$родолжительностью до 10 минут, выбирают докладчика – спикера, формулируют по одному вопросу с ответом к докладам соперников. Подготовительный этап урока на этом заканчивается. Путем жеребьевки устанавливается очередность выступлений «спикеров», по окончании которых две другие группы задают по одному вопросу, на который может отвечать любой участник выступающей группы.

Экспертная группа и учащиеся групп после каждого сообщения, всех вопросов и ответов выставляют предварительные оценки согласно инструкциям в свои протоколы.

В конце конференции ученый секретарь переносит в общий протокол самооценки, взаимооценки групп и выставляет баллы экспертной группы на интерактивной доске и представляет распределение мест между группами. Желательно выслушать мнение учащихся о работе научных $экспертов: насколько они были объективны и корректны.

На последнем этапе урока проводится анализ работы групп по данной теме. Преподаватель подводит итоги. Проблема выставления оценок за данный урок перед учителем не сто$ит, так как это завершающий урок и с предварительными отметками за год учащиеся уже знакомы, Однако, корректировка отдельных «спорных» годовых оценок вполне возможна.

В данной статье описана только одна педагогическая технология, применяемая в учебной деятельности и во внеклассной работе. В будущем перед педагогом стоит задача расширить инструментарий педагогических техник и технологий с целью достижения наибольшей эффективности своей деятельности. Необходим глубокий и системный анализ результативности и качества обученности учащихся, чтобы найти наиболее оптимальные пути сотрудничества учителя и ученика на уроках математики в лицее.

$

$СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алимов Ш.А. и др. Алгебра и начала анализа, 10-11кл. – М.: Просвещение, 2011

  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий, СПб.: КАРО, 2008

  3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления, – М.: НИИ «Школа технологий», 2005.

  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники, М.: Вита-пресс, 2007

  5. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: Педаг$огика, 1995

  6. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии, - М.: Педагогика, 1989

  7. Кларин, М.В. Технология обучения: идеал и реальность, – Рига: Эксперимент, 1999

  8. Епишева,  О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода, – М.: Просвещение, 2002

$

Post Comment