Урок-викторина «Что мы знаем о Лобачевском?» 10 класс

$ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей №2»

Урок-викторина

«Что мы знаем о Лобачевском?»

для учащихся 10-го класса

$

Авторы разработки

учитель математики I категории

Букина Олеся Алексеевна

$ учитель математики I категории

Мешалкина Ольга Геннадьевна

$

Барнаул

2014 год

$ Аннотация

Данный урок рассчитан на получение новых знаний учащихся по теме «Что мы знаем о Лобачевском?», осуществление межпредметной связи с историей и литературой. Это мероприятие можно провести для учащихся в рамках Недели математики в школе.

Данную методическую разработку урока-викторины можно использовать как внеклассное мероприятие по математике для 10 классов на предметной неделе в процессе осуществления образовательной деятельности. Для каждого задани$я приводится развернутый и познавательный ответ.

Пояснительная записка

Основная цель мероприятия – оживить математику введением в нее интересных задач, занимательных упражнений, любопытных практических сведений и тем самым содействовать развитию мыслительных способностей ученика; пробуждение и развитие устойчивого познавательного интере$са учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

- способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды «любителей математики»;

- повысить уровень математического мышления.

Цели урока:

  1. Повышение познавательного интереса к предмету математики.

  2. Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

  3. Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.

$

Тип учебного занятия: получение новых знаний и способов деятельности.

Основные идеи урока:

  • Создание целостного мировоззрения.

  • Связь предметов друг с дру$гом.

  • Активное участие учащихся в создании урока.

  • Воспитание самостоятельности.

Результативность данного урока предполагает:

  • Высокую активность учащихся на уроке.

  • Умение применять полученные знания на уроках ист$ории, знания на других предметах

  • Умение работать самостоятельно.

Дидактические материалы и оборуд$ование: столы для игроков, экран, тумба для ведущего, видеопроектор, жетоны (выдаются за правильный ответ), призы.

 

 

 

Викторина, проводится для учащихся 10 класса в рамках недели математики. В игре принимают участие две команды (от каждого класса по 5 участников). Каждая команда выбирает себе название. В игре задействованы еще 6 учащихся, которые выступают в роли консультантов. Игра проходит в два этапа: два отборочных тура и финальная игра.

Правила игры:

Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого необходимо правильно ответить на вопросы 2-х отборочных туров и в финальной игре.

В отборочных турах за каждый вопрос команда может получить 1 балл, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. За каждой командой закрепле$ны по 2 консультанта, они ведут подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.

Ход игры:

Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Проводится жеребьевка.

ВОПРОСЫ 1 ТУРА:

 

1.$2.

3.

4.$ 5. 6.
7.$ 8.
9.

$

10.

 

 

  1. Деятельность Лобачевского вызывает изумление. Наряду с большой административной и педагогической работой он, не покладая рук, занимался и $наукой. Лобачевскому было всего 34 года, когда он решил «многовековую» проблему V постулата из «Начал».Что создал Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Неевклидова геометрия

 

ПОЯСНЕНИЕ: Николай Лобачевский решил проблему, над которой человечество бесплодно билось более двух тысяч лет. А$нализируя попытки доказать V постулат, Лобачевский сделал чрезвычайно смелый вывод о его недоказуемости. Раз V постулат недоказуем как теорема, то принципиально возможна другая геометрия, отличная от евклидовой,- неевклидова геометрия, отправной точкой которой является отрицание V постулата.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Теория игр

Фрактальная графика

Числовой ряд

Неевклидова геометрия

 

  1. В гимназии, где учился Лобачевский, его недолюбливали. Мальчик пристрастился к пиротехническим опытам. Как он был за это наказан?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Отправлен в карцер

$

ПОЯСНЕНИЕ: Преподавателям не нравилось «мечтательное о себе самомнение, излишнее упорство и вольнодумствие» ученика. Несмотря на все это, Николай отлично учился.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Подметал двор

Чистил 10 ведер картошки

Был высечен розгами

Отправлен в карцер

 

  1. Плохое поведение в гимназии чуть не сыграло злую шутку с Лобачевским. Он имел все шансы попасть куда?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: В армию

 

ПОЯСНЕНИЕ: Это могло произойти, когда вышел указ, предписывающий отдавать на службу тех студентов, которые отличались дурным поведением.

$

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

В тюрьму

В карцер

В ссылку

В армию

 

  1. Лобачевского можно назвать юным гением. Какую степень он получил в 19 лет

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Степень магистра

 

ПОЯСНЕНИЕ: В 22 - адъюнкта чистой математики, а в 24 года был удостоен профессорского звания.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Степень магистра

Профессора

Доцента

Кандидата наук

 

  1. Ученый любил ухаживать за растениями в саду. Его «любимцами» были?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Кедр

ПОЯСНЕНИЕ: Однако Лобачевский говорил, что не дождется их плодов. Так и случилось. Они были сняты всего через несколько месяцев после смерти ученого.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Кедр

$ Розы

Береза

Жимолость

  1. Лобачевский отличился не только в точных науках, но также внедрял различные новшества куда?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Сельском хозяйстве

 

ПОЯСНЕНИЕ: За некоторые достижения на этом поприще даже получал награды.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Гуманитарные науки

Юриспруденция

Ни в какой области

Сельском хозяйстве

 

  1. Труды Лобачевского не забыты до сих пор, а его талант не подлежит сомнению. Однако сам ученый боялся, что его труды забудут после смерти. Эти опасен$ия подогревала интенсивная критика его работ. Умирая, он произнес с горечью: «И человек родился, чтобы …..».Продолжите фразу.

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Умереть

 

ПОЯСНЕНИЕ: Скончался 12 (24) февраля 1856 года, в$ тот самый день, в который 30 годами ранее впервые обнародовал свою версию неевклидовой геометрии. Похоронен на Арском кладбище Казани.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Принести пользу миру

Построить дом

Умереть

Посадить дерево

 

  1. В 1808 году он наибольшее внимание уделял медицине, но под влиянием нового талантливого преподавателя Бартельса заинтересовался физико-математическими науками. Помимо способностей к науке, каким даром владел ученый?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Убеждения

 

ПОЯСНЕНИЕ: Он даже наставил на путь истинный одного из своих студентов. Парень любил выпить и даже бросался на людей с ножом, Лобачевский утихомирил лишь спокойным разговором. Кстати, с другими студентами у ученого тоже были теплые отношения. Он любил весело провести время с учениками, но панибр$атства никогда не допускал.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Ясновидения

Исцеления

Убеждения

Гипноза

 

  1. Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения. И одновременно он неустанно развивал и шлифовал главное дело своей жизни — неевклидову геометрию. Какую должность в Казанском университете он занимал 20 лет?$

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Ректор

 

ПОЯСНЕНИЕ: Новый ректор, со свойственной ему энергией, сразу погрузился в хозяйственные дела — реорганизация штата, строительство учебных корпусов, механических мастерских, лабораторий и обсерватории, поддержание библиотеки и минералогической коллекции, участвует в издании «Казанского Вестника» и т. п.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Преподаватель

Ректор

Проректор

Лобачевский не работал в университете

 

  1. Известный английский математик Уильям Клиффор$д назвал Лобачевского…?Как?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Коперником геометрии

ПОЯСНЕНИЕ: Так же, как Коперник разрушил казавшуюся незыблемой догму о неподвижной Земле, Лобачевский первым $подверг сомнению наши обыденные представления о свойствах окружающего нас пространства.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Гений геометрии

Коперником геометрии

Ум геометрии

Галилео

ВОПРОСЫ 2 ТУРА:

11.

12.

13.$

14.

$

15. 16. $

17.

 

  1. В университете на Лобачевского сильно повлиял его педагог. Кто он?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Бартельс

 

ПОЯСНЕНИЕ: Немецкий математик Мартин Федорович (Иоганн Христиан Мартин) Бартельс, также учивший Гаусса

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Бартельс

Гаусс

Ферма

Ломоносов

    $

  • За время работы в университете он вёл курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Но уже занимая пост ректора он еще занимал одну должность. Какую?

 

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Библиотекарь

 

ПОЯСНЕНИЕ: Уже занимая пост ректора, Лобачевский два года работал университетским библиотекарем.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Художник

Дворник

Сторож

Библиотекарь

 

$

  1. Женился на молодой богатой помещице. В приданое получил деревню Полянки в Спасском уезде Казанской губернии и несколько десятков крепостных душ в Тверской губернии. Сколько раз еще был женат Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 0

 

ПОЯСНЕНИЕ: Зануда и педант, в спутницы жизни сознательно выбрал свою противоположность: жена Лобачевского отличалась легким характером и веселым нравом. Перед алтарем новобрачные поклялись всегда быть искренними друг с другом и никогда не врать, даже в мелочах. Оба сдержали обещание.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

1

0

2

3

 

  1. Последние годы Лобачевского были тяжелыми: увольнение из университета, смерть стар$шего сына, финансовы$е затруднения. Какой недуг перед смертью поджидал ученого?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Слепота

 

ПОЯСНЕНИЕ: Лобачевский рассчитывал на наследство жены, но оно находилось в управлении ее брата, игрока и кутилы, который проиграл и свои деньги, и деньги Лобачевских. За несколько лет до смерти стал слепнуть.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Глухота

Язва

Слепота

Нет правильного ответа

 

  1. Лобачевский получил ряд ценных результатов и в других разделах математики: так, в а$лгебре он разработал, независимо от Ж. Данделена, метод приближённого решения уравнений, в математическом анализе получил ряд тонких теорем о тригонометрических рядах. Какое еще понятие он уточнил?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Непрерывной функции

ПОЯСНЕНИЕ: Функция Лобачевского играет существенную роль в гиперболической геометрии. Функция П(х) определена для каждого положительного х и 0 , монотонно убывающая непрерывная функция. Функция принимает все значения, лежащие межд$у 0 и . Таким образом, в геометрии Лобачевского существует зависимость между угловыми и линейными величинами; в этом существенное отличие геометрии Лобачевского от геометрии Евклида.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Теория колец

Теория полей

Непрерывной функции

Понятие многочлена

 

  1. 200-летие Лобачевского отмечалось в 1992 году. Что б$ыло выпущено Банком России в честь этой даты?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Монета

 

ПОЯСНЕНИЕ: Была выпущена памятная монета в серии «Выдающиеся личности. России».

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Марка

Купюра

Медаль

Монета

 

  1. До конца 1940-х годов, сведения о дате и месте рождения Н. И. Лобачевского были противоречивы. В 1948 году А. А. Андронов опубликовал статью о своих изысканиях по этому поводу, в которой указывал, что точной д$атой рождения математика следует считать 20 ноября 1792 года (по старому стилю). А где родился ученый?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Нижний Новгород

ПОЯСНЕНИЕ: Позднее Н. И. Привалова установила местоположение дома П. А. Лобачевской. Изыскания А. А. Андронова и Н. И. Приваловой стали общепризнанными, они способствовали тому, что Горьковскому университету присвоили имя Н. И. Лобачевского.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Москва

Ленинград

Нижний Новгород

Владивосток

 

ФИНАЛЬНЫЙ ТУР:

18. $

19.

20.$

 

 

  1. Лобачевский сформулировал 5 постулатов, которые послужили созданию новой неевклидовой геометрии. Как звучал 5 постулат?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: На плоскости через точку, не лежащую н$а данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную.

 

ПОЯСНЕНИЕ: Доказательство: Допустим, что пятый постулат неверен: через точку А, не принадлежащую прямой в, можно провести более чем одну прямую, которая не пересекается с прямой в.

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Прямая продолжается бесконечно.

Через две точки можно провести одну и только одну прямую.

На плоскости через точку, не лежащую на данной прямой, проходит более чем одна прямая, не пересекающая данную

Из любого центра можно провести окружность любым радиусом.

 

  1. В 1802 году Прасковья Александровна (мать ученого) о$тдала всех троих сыновей в гимназию. В каком городе она находилась?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Казань

 

ПОЯСНЕНИЕ: Это гимна$зия единственная в те годы во всей восточной части Российской империи.

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

Москва

Бостон

Казань

Петербург

 

  1. Сведения о дате рождения Н.И. Лобачевского до 1940-х годов были противоречивы. А. А. Андронов опубликовал статью о своих изысканиях по этому поводу, в которой указывал, что точной датой рождения математика следует считать 20 ноября (по старому стилю), а местом — город Нижний Новгород. В каком веке жил математик Лобачевский?

 

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ:$ 18-19в.в.

 

ПОЯСНЕНИЕ: Дата рождения:20 ноября (1 декабря) 1792. Дата смерти: 12 (24) февраля 1856 (63 года)

 

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:

17-18в.в.

17в.

18в.

18-19в.в.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ

На всех этапах мероприя$тия применяются различные методы активизации учащихся, что не позволяет им устать от однообразия материала. Для проверки и оценки знаний учащихся используются слайды с готовыми ответами для самопроверки, взаимопроверки.

Использованы методы:

$ • Словесный – при формировании теоретических и практических знаний

Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания

Проблемно-поисковый – для развития самостоятельности мышления, материал не сложный, учащиеся готовы к проблемному изучению материала

Самостоятельная работа – материал доступен, использован для развития самостоятельности в учебной деятельности, формирования навыков учебного труда

Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, достигнуты.

Литература:

  1. Энциклопедия для детей. Т. 11. Мат$ематика/ Глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1999.

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница

  3. Математика в примерах и задачах. Журбенко Л.Н., Никонова Г.А. и др. (2009, 373с.)

  4. История математики от Декарта до середины XIX столетия. Г. Вилейтнер (1960, 468с.)

  5. Взгляд на математику и н$ечто из нее. Аносов Д.В. (вып. 3)

 

Post Comment