Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации контроля знаний

Муниципал$ьное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Астрахани

« Средняя общеобразовательная школа №33»

$

Взаимодействие учителя и учащихся в процессе организации контроля знаний.

подготовила

учитель мат$ематики

Григоренко Ольга Евгеньевна

$

г. Астрахань

2012

План.

Введение.

Глава 1.

    1. $История развития.

    2. Основные понятия.

Глава 2.

2.1 Диагностика.

2.2 Описание опыта.

2.3 Вывод.

Заключение.

Литература.

Приложение.

$

$

Обучение творческий процесс. Повышение эффективности обучения, формирование у учащихся системы знаний является главной педагогической функцией, которая достигается путем выбора оптимального варианта $организации учебного процесса. Оптимальный вариант дает наилучшие результаты при наименьших затратах усилий, времени, средств.

Составной частью и завершающим этапом обучения является проверка и оценка знаний.

Проблема контроля и оценивания заданий учащихся всегда была актуальна, тем более таковой она является сегодня, когда радикальными переменами охвачено все общество. Прежняя практика контроля знаний и выставления отметки за знания, умения и $навыки представляется сейчас неадекватной образовательным потребностям и запросам как ребенка и его родителей, так и самого учителя. Каждый учитель ищет свои способы формы контроля, уточняет критерии их оценивания.

Основной частью проверки и оценки знаний является определение качества усв$оения учащимися учебного материала и повышения их ответственности в учебной работе. В процессе проверки и оценки знаний учащиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретенные знания, развивают память, приобретаю$т навыки самостоятельной работы.

Систематическая проверка знаний предупреждает пробелы в усвоении знаний, а в тех случаях, когда они образовались, своевременно ликвидирует их.

Составными частями совместной деятельности учителя и учащихся по освоению программного материала является ориентировочная, исполнительная, контролирующая.

В контролирующей части устанавливается обратная связь в системе учитель – ученик, позволяя регулярно получать информацию, используемую для определения качества усвоения учащимися учебного материала, своевременного диагностирования и корректирования их знаний и уме$ний. Иначе говоря, в ходе контроля выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получить и накопить сведения необходимые для успешного управлен$ия их обучением, воспитанием и развитием.

Современный уровень развития образования, усиление системности в компоновке содержания и структуры учебного процесса, требуют от учащихся усиленной и плодотворной работы для достижения высоких результатов в системе образования.

Контроль это проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки $или надзора.

Различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимный контроль учащихся и самоконтроль.

Внешний контроль приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе учителя способствует развитию самоконтроля и взаимоконтроля. Значимость функций взаимоконтроля предопределяется более ответственным отношением учащихся к оценке деятельности одноклассников, нежели своей. При проведении $же самоконтроля осознается правильность своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

Последнее представляется особенно важным в процессе обучения и не должно выпадать из поля зрения учителя. Вот почему процесс усвоения знаний и умений, проходящий через этапы ориентировки, материализации с$нятия материализации, рассматривается и с точки зрения постепенного перехода от внешнего контроля к самоконтролю.

Общую схему процесса формирования самоконтроля можно, таким образом, представить

$

в следующем виде (схема 1):

ВНЕШНИЙ КОНТРОЛЬ ВЗАИМОКОНТРОЛЬ

САМОКОНТРОЛЬ

Внешний контроль

$ Побуждение учащихся косвенное развитие Непосредственное развитие

К самоконтролю самоконтроля самоконтроля

Формирование потребности проверка учителем выявление причин

к самоконтролю деятельности учащихся собственных$ ошибок

Разъяснение сущности взаимные проверки самопроверки

приемов самоконтроля учащихся

Инструктаж по проведению проверка учащимися предупреждение ошибок

самоконтроля деятельности учителя

Самоконтроль

$

При обучению самоконтролю особое внимание следует уделять ознакомлению и овладению учащимися приемами проведения контролирующих действий. Для лучшей ориентации выделяют следующую классификацию:

— сверку с образом (ответов);

— повторное решение задачи;

— решение обратной задачи;

— проверку полученных результатов по условию задачи;

— р$ешение задачи различными способами;

— моделирование;

— примерную оценку искомых результатов;

— проверку на частном случае;

$- испытание получаемых результатов по косвенным параметрам.

Осуществленная классификация базируется на принципе выделения специфики контролирующих действий. Это способствует, в частности, установлению роли образцов, используемых при проведении контролирующих действий. В самом деле, при получении готового образца (ответа) можно путем сверки$ (применяя первый прием самоконтроля) выяснить, приемлем (правил) полученный результат или нет. Если же образец для сверки не задан, то с помощью подходящего приема самоконтроля из какого-то другого класса (то ли при повторном решении, при проверке на частном случае и т. д.) в конечном счете составляется образец и выполняется п$роверка. Тем самым вскрывается ключевое звено в проведении самоконтроля – сверка с готовым или составленным образцом.

Обучение самоконтролю надо проводить в 5-6 классах, так как это соответствует возрастным особенностям подростков. В этих целях учащимся нужно предлагать такие задания, отличи$тельной чертой которых является то, что в ходе их выполнения оказываются взаимосвязанными процессы развития самоконтроля и осмысление учащимися изученного материала.

Задание: Среди чисел 31,8762; 33,872; 23,562; 32,483 имеется верное значение произведения 29,2 х 1,16. Выбрать его обоснованием, а проверку сделать вычислением данного произведения.

При выполнении задания выясняем, что искомое произведение должно оканчиваться цифрой 2, поэтому четвертое число не проходит. Кроме того, оно должно содержать не более трех десятичных знаков, поэтому и первое число не подходит. При умножении 29,2 на 1,16 произведение должно быть больше 29,2, поэтому третье$ число не подходит. Остается число 33,872, которое мы выбираем. Проверкой убеждаемся, что 29,2 х 1,16 = 33,872.

В общем, контроль знаний и умений учащихся дает необходимый учебный и воспитательный эффект. С точки$ зрения педагогической науки он должен быть:

— планомерным и систематическим, что позволяет своевременно выявлять и исправлять ошибки, недоработки, принимать меры к их устранению;

— объективным, позволяющим реально оценить успехи и недостатки учебной деятельности учебников;

$

— всесторонним, т.е наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения учениками учебной информации;

— индивидуальным и экономичным по затратам времени учителя и учащихся, обеспечивающим анализ проверочных работ и их обстоятельную оценку в сравнительно короткий срок;

— педагогически тактичным, осущ$ествляемым в спокойной деловой обстановке.

Выделяют четыре вида контроля, составляющие единую систему: предварительный, текущий, рубежным, итоговых.

Основание для введения этих видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения.

Предварительный контроль позволяет определить исходный уровень знаний и умений учеников, чтобы ориентироваться на допустимую сложность учебного материала. Он служит как бы необходимой предпосылкой для успешного планирования и руководства учебным процессом. На основании данных этого вида контроля, проводимого, как правило, в начале учебного года, уч$итель вносит коррективы в календарно – тематический план, методические материалы.

Задача текущего контроля – регулярно управление учебной деятельностью и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию в ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в у$чебный процесс. Данный контроль является органической частью всего учебного процесса, он тесно связан изложением, закреплением, повторением учебного материала.

Правильное осуществление текущего контрол$я, побуждает учеников к совершенствованию знаний и умений, к выработке объективных самооценочных суждений, к развитию потребности в самоконтроле. Нельзя допускать больших интервалов в контроле каждого обучающегося, в этом случае они перестают регулярно готовиться к занятиям, а, следовательно, и систематически закреплять пройденный м$атериал.

Уровень изучения учебного материала по разделам, темам, предметам позволяет определить периодический или рубежный контроль знаний.

Среди методов контроля выделяют: устный, письменный лабораторный. Они могут осуществляться путем индивид$уальной, групповой и фронтальной проверок.

В практике обучения применяются такие методы устного контроля, как опрос, игровые контролирующие задания, тестовый опрос, устные контрольные работы.

Например:

-конспектный контроль учащиеся опираются полностью на содержание своего конспекта по предмету, повторяют и воскрешают в памяти контролируемый учебный материал. Контрольные вопросы составляются не только с учетом объясненного учебного материала, но и выходят за пределы содержания конспекта. Такая постановка контроля сп$особствует систематической подготовке к урокам, повышает интерес к предмету, дисциплинирует.

— учебный контроль, при котором ученик работает с основным пособием по предмету по изученным параграфам темы. Этот вид контроля направлен на систематическую работу с учебником.

— справочно-нормативный контроль, при котором ученики ведут поисковую работу по сбору необходимой информации. При справочно-нормативном кон$троле развивается интуиция, умение работать с литературой.

— плакатный контроль. Ученику предлагается при ответах плакат, по которому на предыдущем уроке объяснял новый материал.

— реферативный контроль. Выдается ряд контрольных вопросов, на которые ученик отвечает письменно, а затем по нему делает сообщение.

— игровой контроль.

Наприме$р: «Сказка – вопрос»

Собрались все четырехугольники на лесной поляне и стали обсуждать вопрос о выборе своего короля. Долго спорили и никак не могли придти к единому мнению. И вот один старый параллелограмм сказал: «Давайте отправимся все в царство четырехугольников. Кто первым придет, тот и будет королем». Все согласились.

Рано утром отправились все в дал$екое путешествие. На пути путешественников повстречалась река, которая сказала : «переплывут меня только те, у к$оторого диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам». Часть четырехугольников остались на берегу, остальные благополучно переплыли и отправились дальше. На пути им повстречалась высокая гора, которая сказала, что даст пройти только тем, у кого диагонали равны. Несколько путешественников остались у горы, а остальные продолжили путь.

Дошли до большого обрыва, где был узкий мост. Мост сказал, что пропустит тех, у кого диагонали пересекаются под$ прямым углом. По мосту прошел только один четырехугольник, который первым добрался до царства и был провозглашен королем.

Вопросы: 1)Кто стал королем? 2)Кто был основным соперником? 3)Кто первым вышел из соревнований?

(Если учащиеся еще не прошли тему «Трапеция»; то учитель поясняет ответ $на третий вопрос).

-При устном опросе следует приучать себя и учащихся терпеливо и внимательно выслушать ответы одноклассников. Комментарии и замечания лучше дать после того, как они до конца выскажутся, и непременно в доброжелательном тоне. Прервать ученика можно лишь в случае, когда он уклоняется от ответа на поставленны$й вопрос.

Методы письменного контроля предполагают проведение контролирующих самостоятельных работ, диктантов, контрольных работ программированного типа, тестов, зачетов. Письменные работы наиболее экономичны во времени.

Например:1)математический диктант «незаконченное предложение». Учитель диктует определение, пропуская ключевое с$лово, которое должен вписать ученик.

2) После изучения новой темы «Координатная плоскость» ученики получают задание: начертить, используя координатную плоскость животное, и указать координаты точек.

На уроке учащиеся обмениваются заданиями. Чем больше ученик успевает выполнить за урок, тем выше оценка, при этом ученики являются и проверяющими, и исполнителями.

3) Зачетные уроки – это уроки индивидуальной работы, которые служат как для контроля и оценки$ знаний, так и в еще большей степени для целей обучения, воспитания и развития. После повторения темы (предыдущего класса) старшие школьники получают задание: подготовить зачетную карточку для приема зачета у младшего класса. Учитель просматривает карточки с учетом того, кто будет сдавать по ней зачет, иногда рекомендуется упростить чересчур сложны$й вопрос или задачу и утверждает ее. В карточку включается вопросы теории, ключевые задачи и задания, учитывающие индивидуальные особенности сдающего (прежние пробелы, интересы, способности). На зачет обычно отводится два урока. Получив карточку, школьник в течении 45 минут готовиться: формулирует ответы на вопросы, подготавливает доказательства теоремы, вывод формулы, решение задачи, но не тратит много времени на оформление и переписывание. В течение следующих 45 минут он отвечает старшекласснику, составившему карточку, и пол$учает три оценки: за теорию, за решение задач, заведение рабочей тетради. Каждая оценка мотивируется. В случае не$удовлетворительной оценки зачет сдается повторно во внеурочное время.

Зачетная карточка по теме «Признаки равенства треугольника»

1)по стороне, медиане, проведенной к этой стороне, и углам, которые образует со стороной медиана;

2)по медиане и углам, на которые медиана разбивает угол треугольника;

3)по медиане и двум сторонам, исходящим из той же вершины, а также задача;

В треугольнике АВС на стороне АС взяты точки М и Е так, что АМ = ЕС. Известно, что МВ = ВЕ (в карточке дан чертеж). Доказать, что треугольник АВС $– равнобедренный.

4) В качестве самостоятельных работ можно использовать задания по составлению задач. Которые могут быть предложены как на этапе изучения нового материала, так и на этапе его закрепления.

Например: а) внутри треугольника взята точка. Сравните сумму расстояний от этой точки до вершин треугольника с его периметром.

Учащиеся выполняют построения и измеряют длины сторон треугольника и отрезков. Затем учащи$еся сравнивают результаты, сделанный вывод позволяет сформулировать задачу на доказательство. б) В четырехугольнике диагонали$ взаимно перпендикулярны. Исследуйте свойства данного четырехугольника и составьте задачу.

Когда в 7 классе начинается изучение геометрии, то первым домашним заданием становится сочинение сказки. Это творческое задание дает возможность учащимся ближе познакомиться с новым предметом, о котором им уже кое – что известно. Благодаря этому дети чувствуют себя более уверенными, начиная изучение геометрии.

Например: «Полет на планету геометрия».

$

Учащиеся одной из космических школ собирались в экспедицию на новую планету. Это была планета геометрических фигур, она так и называлась – Геометрия. Перед полетом учитель рассказал, что в двадцатом веке ребята изучали фигуры по учебнику, а теперь у них есть прекрасная возможность увидеть фигуры своими глазами и даже пообщаться с ними.

И вот полет состоялся. Класс высадился на планете Геометрия. Перед глазами ребят открылась сказочная картина: множество самых необы$чных фигур.

Учитель разрешил ребятам выбрать по вкусу фигуру и подружиться с ней. Через несколько секунд, квадраты, параллелепипеды, цилиндры, призмы, треугольники, многоугольники, окружности и т.д. нашли себе новых друзей. Никем не замеченные остались только скромны$е точки и прямая. Учитель был очень удивлен и сказал: «Молодцы, ребята, вы выбрали себе очень красивых и интересных друзей, но знайте, что без простейших геометрических фигур – точки и прямой – не существовали бы и все остальные фигуры и даже сама планета «Геометрия». Ребята удивились, но поняли свою ошибку. Ученики, конечно, не расставались со своими новыми друзьями, но точка и прямая стали общими любимцами.

5) Тестирование в п$ереводе с английского означает «испытание, исследование». При тестировании, благод$аря, сравнению ответа с эталоном, каждый проверяющий приходит к одному и тому же результату. В практике обучения математике наибольшее распространение получили тесты:

На установление истинности (ложности) утверждения;

Например: Отметить знаком «+» верные высказывания.

Вариант 1. Вариант 2.

1)4 принадлежит N 1)-5 принадлежит N

2)4 принадлежит Z 2)-5 не принадлежит Z

3)0 принадлежит N 3)1,2 принадлежит N

4)0 принад$лежит Z 4)1,2 принадлежит Z

5) -2,1 не принадлежит Z 5)3 не принадлежит N

6)0,6 принадлежит N 6)-8 принадлежит N

Вариант 3.

1)1,0 принадлежит Z

2)3 не принадлежит Z

3)201 принадлежит N$

4)1 принадлежит N

5)0 не принадлежит Z

6)5,1 принадлежит Z.

— с выбором верного ответа из нескольких заданных;

Например: Прежде чем приступить к выполнению теста, выполни тренировочное з$адание, чтобы вспомнить, как надо отвечать на тестовые вопросы.

Сколько копеек в одном рубле?

А) 10, б) 60, в) 1000, г) 100

$

У тебя должна быть обведена одна буква «г», так как, в одном рубле 100 копеек.

Теперь приступай к выполнению теста.

ЖЕЛАЕМ ТЕБЕ УСПЕХА!

Основная часть.

В этой части 30 вопросов. Постарайся ответить на каждый из них.

1.Укажи правильную запись числа: девять тысяч пятнадцать.

а) 9015, б) 900015, $в) 9150, г) 915.

2. Какая цифра состоит в разряде сотен в записи числа 432567?

а) 4, б) 3, в) 2, г) 5.

3. Расположи числа 24, 50, 19, 42 в порядке убывания

а) 19, 24, 42, 50; б) 50, 42, 24, 19; в) 50, 24,42,19; г) 24,19,50, 42.

4.Сравни числа: 411000 и 409900.

а) 411000 = 409900, б) 411000 409900, г) не знаю.

5.Вычисли: 38 + 16

а) 44, б) 54, в) 52, г) 42.

6. Вычисли: 26 х 3 а) 78, б) 68, в) 23, г) 29.

7. Найди сумму 190 и 90 а)280, б) 2800, в) $100, г) 192.

8.Выполни действие: 24 х 305 а) 840, б) 732, в) 7320, г) 192.

9.Выполни действие: 4800 : 15 а) 320, б) 2120, в) 32, г) 17.

10.Решите уравнение: 37 + х = 54 а) 13, б) 27, в) 91, г) 17.

11.Вычислите: 39 : 9 + 3 а) 12, б) 7, в) 4, г) 3.

12.Вычислите: 5 х 3 + 2 х 4 а) 55, б) 100, в) 23, г) 68.

13. Вычислите: 20 – ( 11 – 4 х 2 ) а) 17, б) 10,$ в) 1, г) 8.

14.Какая из записей верная: а) 3 кг 55 г = 355 г; б) 3 кг 55 г = 3550 г; в) 3 кг 55 г = 3055 г

15.Какую единицу длины удобно использовать для измерения$ высоты дома?

а) см, б) дм, в) м, г) км.

16.Какой знак: надо поставить вместо….., чтобы запись была верной: 30 км 100 м … 31000м ?

а) > , б)

$

17.Мотоциклист едет со скоростью 60 км/ч. Какое расстояние он проедет за 3 часа?

а) 180 км, б) 20 км, в) 63 км, г) 57 км.

18. Наташе купили 5 метров ленты и заплатили за покупку 90 копеек. Сколько стоит 1 метр ленты? а) 14 коп, б) 16 коп, в) 18 коп, г) 85 коп.

19.В одном ящике 9 кг печенья, а в другом в з раза больше. Сколь$ко печенья во втором ящике? а) 12 кг, б) 3 кг, в) 36 кг, г) 27 кг.

20.Хватит ли 10 рублей, чтобы купить 50 тетрадей по 25 копеек?

а) хватит, б)не хватит, в) не достаточно данных, чтобы ответить на вопрос, г) не знаю.

21. Во сколько раз 5 меньше 15? а) в 10 раз, б) в 20 раз, в) в 3 раза, г) в 65 раз.

22.Береза ниже ели$ на 4 метра. Высота ели 16 метров. Найдите высоту березы.

а) 12 м, б) 20 м, в) 4 м, г) 64 м.

23.На сколько 28 больше 7 ? а) на 4, б) на 21, в) на 35, г) на 11.

24.В 6 одинаковых ящиков разложили поровну 48 кг яблок. Сколько яблок поместилось в 4 ящиках? а) 42 кг, б) 72 кг, в) 32 кг, г) 52 кг.

25.Мальчик купил 2 блокнота по 17 копеек каждый, Сколько денег он дал продавцу, если получил 11 копеек сдачи? а) 23 коп, б) 30 коп, в) 55 коп, г) 45 коп.

26.Определи на глаз длину отрезка АВ.

а) 2 см, б) 3 см, в) 4 см, г) 6 см.

$

27.Сколько отрезков ты видишь на рисунке?

а) 1, б) 2, в) 3, г) 4.

28.Вырази 3 минуты в секундах? а) 300 с, б) 180 с, в) 30 с, г) 3000 с.

29.Стороны прямоугольника равны 6 см и 2 см. Найдите его площадь.

а) 12 кв.см, б) 8 кв.см, в) 16 кв.см, г) 24 кв.см.

3.За 2 мотка веревки заплатили 2$0 рублей. В одном мотке 7 метров веревки, в другом мотке 3 метра.

Укажите выражение с помощью которого можно найти, сколько стоит меньший моток веревки. а) 20 : ( 7 – 3) х 3, б) 20 : ( 7 + 3 ) х 7, в) 20 : ( 7 + 3 ) х 3, г) 20 : 2 х 3.

Дополнительные задания.

31.Первый ученик разделил некоторое число на 14. У него получилось в частном 20 и в остатке 8. Второй$ ученик разделил это же число на 24. Какое частное получилось у второго ученика? а) 14, б) 22, в) 1, г) 12.

32.В каждом автобусе можно разместить 30 человек. Какое наименьшее число автобусов понадобиться, чтобы перевезти 64 человека? а) 2, б) 3, в) 4, г) 5.

— на заполнение пропусков в истинном предложении;

-с$ перекрестным выбором, на установление соответствия между заданными элементами множеств;

$-на установление правильной последовательности элементов заданного множества.

Например: Верны ли записи:

1){1;2} {1;2;4};

2){1;2;3;4} {1;2;3;4};

3){5;6} принадлежит N

4) N Z

5) -2 принадлежит N

6) пустое множество {3;7;8}?

$

б)

  1. Существует ли такое целое число а, что 5 – а = 6?

  2. Существуют ли такие числа а и в, что а + в = в + а?

  3. Существует ли во множестве Z такой элемент, который не принадлежит множеству N?

  4. Существует ли такое целое число х, $5х = 0?

  5. Существует ли треугольник, стороны которого равны 5,4,10?

  6. Существует ли такое число у, что у принадлежит Z и у

Верны ли высказывания:

  1. каждый угол меньший тупого угла – острый;

  2. любой элемент множества N принадлежит множеству Z;

  3. для любого х > 0 дробь 1/х правильная;

  4. для$ каждого натурального в D (в;7) = 1;

  5. для любых а, в, и с выполняется: (ав) с = а (вс);

  6. для любых х > 0 и у 0?

С помощью тестов фиксируется только результат, но не ход их выполнения, а у учащихся есть возможность угадывания ответа. Поэтому при проверке знаний и умений учащихся нельзя ограничиваться лишь тестовым контролем, равно как и любым другим способом проверки, помня о необ$ходимости их сочетания.

Особое место при изучении математики необходимо уделять развитию логического мышления учащихся.

Проверку усвоения логических понятий необходимо проводить в такой форме, чтобы она требовала от учащихся сколько – нибудь значительных записей и не занимала много времени урока$.

Задание: Верны ли высказывания:

  1. если х = 0, то ху = 0;

  2. если у = 0, то ху неравно 0;

  3. если х > 0 и у > 0, то ху > 0;

  4. если х

  5. $если х неравно 0 и у > 0, то ху неравно 0;

  6. если х > 0 и у = 0, то ху не равно 0?

Осмысленное употребление таких предложений, как «все элементы множества обладают данным свойством» и «хотя бы один элемент множества обладает данным свойством», имеет большое значение для усвоения всего курса математики средней школы. Поэтому данные упражнения и проверочные работы необходимы для закрепления основных навыков.

Методы лабораторного контроля позволяют проверить не только умения учащ$ихся применять знания при решении практических задач, но и умения пользоваться таблицами, приборами, инструментами и другими средствами в ходе практичес$ких и лабораторных работ.

Например: на уроке в 6 классе учащиеся выполняют лабораторную работу по теме: «Длина окружности и площадь круга».

Каждому ученику раздаются предметы содержащие окружность и нитки, для измерения длины окружности и ее диаметра. При делении у всех учащихся получается одно и тоже число ( «пи»)

При машинном конт$роле используются различные средства проверки: от устройств для индивидуального контроля до классов автоматизированного контроля и компьютеров. Их применение в учебном процессе способствует предъявлению одинаковых (стандартизированных) требований ко всем учащимся. Это обеспечивает высокую степень объективности проверки, но не позв$оляет в полной мере учесть индивидуальные психологические особенности учащихся (особенности мышления, учебных умений). Поэтому в процессе обучения необходимо сочетать методы машинного и безмашинного контроля.

Вообще, говоря, существенное влияние на учебный процесс оказывает и то, как организован контроль на уроках. Оно крайне негативно, когда имеет место несвоевременность или отсутствие оценок результатов опроса учащихся на уроке, допускается сопоставление достоинств и недостатков учащихся, проверка знаний и умений ассоциируется с наименее выраженными стилями обучения детей.

В позитивном плане $особенно значимы объективные, своевременные и содержательные оценки учителем деятельности учащихся, сравнение у$спеваемости ученика с его прежними достижениями, убежденность и вера учителя в способности и возможности каждого ребенка, привлечение учащихся к проведению само – и взаимопроверок, проверки знаний и умений, осуществляемые на основе предпочитаемых детьми стилей обучения.

Проблема оценки и контроля является одной из наиболее неразработанных не только в отечественной, но и зарубежной педагогике. Но она требует срочного решения, так как порождает много негативных ситуаций, связанных с отторжением учащихся от процесса обучения.

Главная цель современной системы заключается в форми$ровании личности, способной к познанию сложности быстро адаптации в нем. А потому и достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:

— формирование умений работать с информацией;

— развитие проектной и конструктивной силы ума (технологичности образования);

— воспитание духовности как ценностного отношени$я к достижению человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;

— развитие способности в сложных социальных и межличностных ситуациях принять самостоятельное решение, основанное н$а анализе и осмысленном выборе;

— развитие прогностической силы ума.

В общеобразовательной средней школе решение этих задач зависит от формирования универсальных компетенций. (Под компетентностью понимается способность самостоятельной деятельности учащихся на основе полученных заданий, умений и навыков).

$

Литература.

1.Бондаренко С.М. « Урок творчество учителя». Занятие 1974.

$

2.Борисов Н.И. «Как обучать математике» Просвещение 1979.

3.Борода Л.Я. «Некоторые формы контроля$» 1988.

4.Ворошилова Л.П «Оригинальная форма устного счета» 1990.

5.Дакацьян В.Н «Проверка знаний учащихся по математике» 1963, Издательство АПН РСФСР.

6.Манвелов С.Г. «Конструирование современного урока математики» 2002, М.: Просвещение.

7.Саранцев Г.И. «Методика обучения математике в средней школе», 2002.: Просвещение.

8.Соловейчик И.Л. «Я иду на урок математики» 2002, М.: Издательство «Первое сентября».

9.Шевкин А.В.$ «Обучение решению текстовых задач».

10.Журналы «Математика в школе» 1987,75,2007 год.

Post Comment