Конспект урока МХК «Православные храмы Руси» для 8 класса

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №19» г.о. Саранск Республики Мордовия

$

Урок мировой художественной культуры

в 8-м классе по программе Г.И. Даниловой

«Православные храмы Руси»

$ Разработала: Пучкова Мария Владимировна,

учитель МХК

2011

Тема урока: «Православные храмы Руси».

$ Цели:

  1. Создать условия по закреплению знаний об особенностях русского храмового зодчества, иконописи; значении православной культуры в жизни русского народа.

  2. Способствовать:

    1. развитию ключевых компетенций: анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы по изученному материалу;

  3. формированию мотивации к изучению русских архитектурных и живоп$исных православных традиций.

  4. Содействовать:

    1. формированию уважения к культурному наследию предков;

    2. формированию чувства потребности творческого участия в сохранении и созидании русских храмов.

Средства обучения: компьютерное обеспечение, учебные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради учащихся.

Ход урока:

Уважаемые гости, ребята, я рада Вас приветствовать на смотре знаний. Мы изучили с вами особенности храмового зодчества, и сегодня мы собрались, что бы оценить ваши знания. Класс разделился на 5 групп, каждой будут предоставлены пакеты с равнозначными заданиями. Оценивать результаты будут эксперты: представители педагогического коллектива, родители и ученики (по экспертным листам). Итак, начнем…

Воды тихой речки отражают

$

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Невозможно представить себе современный русский город, село без этого сооружения. Эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные друг другу и нам архитектурные сооружения всегда были главным украшением пейзажей России. О каких сооружениях идет речь? (о храмах)

Задание №1. Особенности храмовой архитектуры.

Можем ли мы отличить христианские храмы от архитектурных сооружений других религий? По каким признакам? Какие архитектурные традиции вы можете назвать?

Группа №1. Сравнивает христианский храм с мусульманской мечетью.

Группа №2. Сравнивает христианский храм с буддистским храмом.

$ Группа №3. Сравнивает христианский храм с католическим храмом.

Группа №4. Сравнивает христианский храм с восточной пагодой.

Группа №5. Сравнивает христианский храм с протестанской церковью.

Какие разновидности православных храмов вы знаете? (на примере архитектурных построек Республики Мордовия)

1группа -Кафедральный собор святого праведного воина Федора Ушакова,

2 группа — церковь Николая Чудотворца,

$ 3 группа — часовня Александра Невского,

4 группа — Рождественско- Богородичный Санаксарский монастырь,

5 группа — колокольня Иоанно-Богословского мужского монастыря с. Макаровка ).

1 группа. Под именем «храм» в Православной Церкви разумеется особое здание, посвященное Богу и предназначенное для общественного служения Ему. Если в городе имеется несколько храмов, то главный из них называется «собором». В торжественные дни сюда собирается духовенство из различных церквей, и богослужение совершается соборно (сообща). Тот собор, в котором служит епископ, называется «кафедральным».

2 группа. Часо́вня — небольшая

$

1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.

Задание №2. Назовите, что символизирует три купола?

Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.

О какой иконе идет речь?

Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).

$

Задание №5.

Вспомните один из этапов создания иконы.

Задание №6.О какой иконе идет речь?

$

Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?

ГРУППА №2

Задание №1. Назовите отличия христианского храма от буддистского храма.

1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.

Задание №2. Назовите, $что символизирует пять куполов?

Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.

Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).

$Задание №5.

Вспомните один из этапов создания иконы.

Задание №6.О какой иконе идет речь?

Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?

ГРУППА №3

Задание №1. Назовите отличия христианского храма от католического.

$

1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.

Задание №2. Назовите, что символизирует девять куполов?

Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.

Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).

Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы.

Задание №6.О какой икон$е идет речь?

Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?

ГРУППА № 4

Задание №1. Назовите отличия христианского храма от восточной пагоды.

$

1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.

Задание №2. Назовите, что символизирует $тринадцать куполов?

Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.

Задание №4. Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).

Задание №5. Вспомните один из этапов создания иконы.

Задание №6.О какой иконе идет речь?

$

Задание № 7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?

ГРУППА №5

Задание №1. Назовите отличия христианского храма от протестанской церкви.

1.1Назовите одну из разновидностей православных храмов, дайте краткую характеристику.

Задание №2. Назовите, что символизирует тридцать три купола?

Задание №3. Вспомните виды колокольного звона.

Задание №4. $Назовите и дайте характеристику части храма (по фотографии).

Задание №5.Вспомните один из этапов создания иконы.

Задание №6.О какой иконе идет речь?

Задание № $7. Как вы понимаете фразу: «Путей в жизни много, а дорога одна…»?

Post Comment