Сценарий урока МХК «Всепрощающая любовь» 11 класс

Догадова А.Н., учитель МХК первой категории МОБУ СОШ №7 п. Весёлый


^ОТКРЫТЫЙ УРОК МХК, $ 11 кл. 11 декабря 2013 года

Цель урока: ознакомить учащихся с притчей о блудном сыне; картиной Рембрандта «Возвращение блудного сына»; познакомить с особенностями живописной техники Рембрандта; подвести учащихся к следующему выводу: никогда не поздно признавать свои ошибки и вернуться на истинный путь; чел$овек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

 

Оборудование: портрет голландского художника Харменса ван Рейна Рембрандта, портрет немецко$го композитора Л.Бетховена; Библия; репродукции картин: Х.Р.Рембрандт «Возвращение блудного сына», И.Босх «Блудный сын»; аудиозаписи музыки И.-С. Баха «Токатта и фуга де минор»; «Лунная» соната Л.Бетховена; песня Е. Крылатова «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего»; гравюра Юлиуса Шнор фон Карольсфельда; таблички: «Отец», «Блудный сын», «Близкие друзья», «Старший сын».

Ход урока I.Орг$анизационный момент (вход под музыку Л.Бетховена «Лунная» соната).
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, ч$то сегодняшний урок принесет всем нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!
А сейчас небольшая разминка: Игра «Ассоциации». (раздать на каждый стол –работают группами, потом 1-я группа задаёт вопросы 2-й группе, дети отвечают, чья группа больше ответит)

Цель: развивать ассоциативное мышление; воспитывать чувство прекрасного.

Пример: зима- снег, зима- холод.

Бетховен – «Лунна$я соната»

Наскальный — рисунок, пещера.

Художник — картина.

Музыка — инструмент.

Библия – книга книг

Египет — пирамиды, фараон.

Фараон — Тутанхамон.

Царица – Нефертити.

Греция — Афины, миф, Зевс.

Герой — Геракл.

Колизей — Рим.

Ром$ул — Рем, волчица.

Собор Святой — Софии.

Икона – Андрей Рублев.

Московский — Кремль.

Собор – купол.

Флоренция – Италия, Возрождение.

Учитель. Хочу начать урок с воспоминаний…Как-то я побывала на выставке современной английской жив$описи. Предвкушая встречу с чем-то новым и интересным, я перешагнула порог первого зала и остановилась как вкопанная. Со всех сторон на меня смотрели с портретов плачущие мужчины: очень молодые и пожилые, в элегантных костюмах и одетые просто, без изыска, плачущие молча и навзрыд. Долго в этом зале невозможно было находиться. На современном портрете плачет мужчина… Мир, что происходит с тобой?

II. Диалог с классом

Учитель.

• А вам часто приходилось вид$еть слезы?

Некоторые определения обучающихся: «Слезы — это наиболее яркое проявление чувств человека»; «Слезы — это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие»; «С$лезы — это лекарство, омывающее душу».

А Виктор Гюго так образно определил, что такое слезы: «Слезы — это таинственные весы света и тьмы».

*Да, иногда человек плачет от того, что осознаёт и переосмысливает свои нравственные поступки. А можно плакать из-за любви?

II.Работа с эпиграфом
Эпиграфом нашего урока я выбрала именно эти слова неслучайно. Послушайте, их и объясните почему.

Эпиграфы: Любовь долготерпит, милосердствует, л$юбовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует,$ не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, все покрывает, всему верит, все переносит.

Евангелие от Павла

( Первое послание коринфянам, 13)

-Подумаю про любовь и становлюсь крепче, сильнее, со всем могу справиться. Наверное, очень трудно, когда любимый разлюбит, или совсем не полюбит, но разлюбить его, разочароваться – ещё труднее. Всё потускнеет в жизни — значит, ты в самом важном ошиблась.

III. Постановка цел$ей и задач урока: Вы обратили внимание, что на уроке сегодня присутствуют эпиграфы… $Какое ключевое слово вы видите в них? …ЛЮБОВЬ! Так о чём же сегодня мы будем говорить на уроке? О любви…….

Ребята, я не случайно поставила для прослушивания музыку Бетховена. Почему?(эта соната –его признание в любви)Какова же история этого произведения? Графиня Джульетта Гвиччарди вышла замуж за бездарного музыканта, но с титулом и огромным состоянием. Бетховен смог понять её и простить, вед$ь то положение, в котором он находился, не давали шанса на взаимную любовь. Глухота убивала его. А ещё страшнее было чувствовать себя ненужным, нелюбимым. И, наверное, поэтому следующее произведение, написанное перед самой кончиной, звучит так: послушайте и дайте название услышанному произведению (предложения обучающихся).Что должен был чувствовать человек, написавший его. Боль, утрату, потерю… Беседа по прослушанному произведению. Произведение называется «Буря».

$

И сегодня мы обращаемся к Библии как к основе развития огромного пласта мировой художественной культуры и $картине Х.-Р. Рембрандта «Возвращение блудного сына», чтобы еще раз напомнить о тех нравственных ценностях, которые должны стать основой жизни каждого человека. Поэтому и тема нашего урока звучит так: «Всепрощающая любовь». Откройте тетради, запишите тему урока.

Нам сегодня нужно понять, какие чувства и мысли владели авторам, когда он создавал своё произведение.

В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви.

^$ Ученики, заранее подготовленные, пересказывают в лицах с элементами инсценировки библейскую притчу.

$

У ч и т е л ь. Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче самый волнующий, самый драматичный? Подчеркните это в тексте.

У ч е н и к и. Встреча отца с сыном

У ч и т е л ь. Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (^ Демонстрирую картину)

Итак, мы с вами в картинной галерее Эрмитажа. Искусствоведы Горелова Виктория и Нурисламова Назиля любезно согласились познаком$ить нас со знаменитым произведением голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» и

нидерландского художника Иеронима Босха «Притча о блудном сыне» .

1. Вика: Тема родительского прощения не просто актуальная, а вечная. Сюжет притчи о блудном сыне лег в основу работ и других художников. Перед вами две картины: одна нидерландского художника Иеронима Босха «Притча о бл$удном сыне» (1510 г.), вторая голландского художника Рембрандта Харменса ван Рейна «Возвращение блудного сына» (около 1669). (Картины на экране графопроектора).

2.Назиля: В год смерти, в 16$69 году, как бы подводя итог всем творческим исканиям, Рембрандт написал всемирно известную картину «Возвращение блудного сына». Сюжет ее взят из евангельской притчи, в которой художник увидел трагедию и духовное величие человека. Рембрандт долго искал $фигуру сына.

Слепой отец прижимает к себе сына, вернувшегося в покинутый им из-за гордыни дом. Лица сына почти не видно, но детали правдиво рассказывают, что жизнь его была не из легких. Одежда превратилась в лохмотья, стоптались башмаки, загрубели ступни ног. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раск$аявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце.

Бесконечная нежность и доброта выражены в жесте рук и выражении лица старика, вновь обретшего сына. Он прильнул к отцу, впервые за много лет ощущая тепло и ласку родительских рук. Главные герои словно озарены внутренним светом. Другие персонажи отодвинуты на$ второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым светом сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям как завет$ великий голландский художник.

Вика: //Картина И. Босха относится к позднему периоду творчества художника. Работа проникнута средневековой символикой. Зло изображено с левой стороны, а добро – с правой. Слева мы видим дом, пользующийся дурной славой. Его крыша разрушена, окно разбито. Этот плохой дом негос$теприимен, что демонстрирует собака, злобно скалящая зубы на удаляющегося героя. Свинья у корыта – аллегория злых дел. С правой стороны – мирный пейзаж. Деревянные ворота расположены под сенью дерева. Добродушная корова символизирует дом, уют, куда так спешит блудный сын. Сапожная нить и шило пронизывают шляпу героя, указывая на тяжелый путь, ко$торый он проделал. Ложка, которая виднеется за его спиной, — аллегория бродяжничества. Сама форма восьмиугольника, в которую вписан круг с композицией, символизирует воскрешение блудного сына.// Другой эпизод притчи. В картине Босха не показана радость домочадцев при виде блудного сына. Наоборот, его встречает настороженность и неустроенность. Унынием и запустением веет от этого произведения. Это повесть о доме, из которого ушла душа. $Нет того чувства любви, которым пронизана картина Рембрандта.

3. Вика: Какие краски преобладают в картине Рембранта?

$ Палитра скупа: шафранно-красные тона, оттенки золотистого, охра, киноварь, коричневые тона. Мы видим разнообразие не цвета, а тонов. Тона теплые.

$ Если ранние картины Рембрандта были холодными по тону (основное внимание  художник тогда обращал на работу кистью), то с 1640-х годов краски Рембрандта теплеют, а в палитре начинают преобладать густые коричневые тона. В поздних работах гамма художника смещается в сторону красного и золотисто-коричневого.

4. Назиля: — Почему глубокий золотисто-коричневый тон, господствующий в картине, пер$еходит в красный. И где?

Плащ отца. Отсветы красного на ногах сына.

Чтобы выделить эмоционально-драматический акцент, усилить призыв к состраданию, любви. Красный цвет подчиняет себе все остальное и становится выражением победившего чувства любви.

Рембрандт применяет богатейшую, $разнообразную живописную технику. Он пишет кистью, шпателем, наносит краску на холст даже пальцем (так написана пятка левой ноги блудного сына). Перевернув кисть, он использует рукоять, и мы видим росчерки на правой стороне бороды отца и вокруг рта. По приемам письма его произведения – настоящие загадки.

После беседы учитель расставляет на четырех столах табл$ички:

«Отец», «Блудный сын», «Близкие друзья семьи», «Старший сын»

Учитель просит порассуждать о позиции художника – согласиться или поспор$ить с ним. — Я вам предлагаю ролевую игру: я — корреспондент, берущий интервью, а вы, ученики, – персонажи картины. Давайте войдём в картину и прочувствуем те переживания, которые испытали герои картины.

У ч и т е л ь.

«Отец, скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда младший сын ушел из дома, взяв полагающееся ему наследство?»

— Что вы ощутили, когда увидели возвращающегося домой сына?

-Что заставило вас с почестями принять опозорившего вас сына?

-«Блудный сын», что вы почувство$вали, увидев отца, встречающего вас с радостью?

-О чем вы подумали, когда пришли в себя?

-Как изменится впоследствии ваша жизнь?

$-«Старший брат», какие чувства вызвала у вас радость отца при встрече с младшим сыном?

-Каково ваше отношение к брату?

-«Друзья семьи», чего, на ваш взгляд, заслужил блудный сын?

-Каково ваше мнение о реакции отца на всепрощение сына?

-Кто, по вашему мнению, достоин восхищения в этой ситуации?

-Спасибо. А теперь вопросы всему классу:

— Как вы думаете, почему отец простил младшего сына?

Ученики. Им руководствовало чувство всепрощающ$ей любви, она оказалась выше ненависти, обиды, мести.

У ч и т е л ь . Да. Отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на до$ску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви. (Зачитываю.) Как вы понимаете слово отца, сказанные о младшем сыне: «… Был как бы мертв и ожил»?

У ч е н и к и . Ожил, то есть в нем возродилась способность к любви.

У ч и т е л ь. Кто по- вашему, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совет$у: «Возлюби ближнего своего, как самого себя»?

У ч е н и к и. (единодушно). Старший сын

У ч и т е л ь. Что такое притча? Притча – это, как известно, небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему учит эта притча и картина Рембрандта?

У ч е н и к и. (Желающих ответить много). Милосердию,$ прощению.

Составление кластера:

-Кто из героев притчи был поставлен в ситуацию выбора?
Выбирает свой путь:
не хочет жить так,
как принято, но не
умеет построить свою жизнь.

Выбирает свой путь
старший сын: он огорчен
легк$омыслием младшего
брата, и считает, что он
не заслуживает прощения.

Отец тоже выбирает свой путь:
путь прощения и любви.

У ч и т е л ь. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и несчастье?

У ч е н и к и. Нет, любовь обязывает ко многому: к порядочности, благородству мыслей и действий.

У ч и т е л ь . Всепр$ощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери…..(Читаю эпиграф) Чтобы к вам были добры, $будьте добры и милосердны сами.

Рефлексия

-Что запомнилось на уроке?
-Что пригодится в жизни?
-Стоило ли обсуждать эту тему?

Основные выводы.

 

— Мы говорили, что притча – поучительный рассказ. Чему научила вас эта притча? Какова же основная мысль притчи?

 

— Никогда не поздно признавать свои ошибки, покаяться в грехах, вер$нуться на путь истинный и получить прощение.

 

— Человек достоин прощения, если искренне раскаивается и сожалеет о содеянном.

 

— Конечно, родители всегда могут понять и простить своих детей, но мы должны стараться не огорчать их. Ведь это самые дорогие для нас люди. Пусть этот урок надолго останется в вашей памяти и поможет вам идти по истинному пути.

Любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их.$ Будет ваша жизнь жесткой или прекрасной – зависит от вас!

«Спешите делать добрые дела» А.Яшина

Мне с отчимом невесело жилось.
Все ж он меня растил-
И оттого
Порой жалею, что не довелось
Хоть чем-нибудь порадовать его.
Рассказывает мать,
День ото дня
Все чаще вспоминал и ждал.
«Вот Шурку бы…Уж он бы спас меня!»
Бездом$ной бабушке в селе родном
Я говорил мол, так ее люблю,
Что подрасту и сам срублю ей дом,
Дров наготовлю,
Хлеба воз куплю.
Мечтал о многом,
Много обеща$л…
Теперь прошел я тысячи дорог-
Купить воз хлеба, дом срубить бы мог.
Нет отчима,
И бабка умерла…
Спешите делать добрые дела!

Итак, наш урок подходит к концу. Сейчас прозвенит звонок. Я буду рада, если мы с вами уйдем с урока чуть – чуть добрее , чуть – чуть внимательнее к окружающим нас людям … Будьте внимательны вовремя к своим родным и близким

$

XI.Домашнее задание

На выбор:
1. Мини-сочинение «Какой след оставила в моей душе «Притча о блудном сыне»..
2.Составить портретную характеристику отца.
3.Составить синквейн по теме урока.

XII. Подведение итогов. Выставление оценок

.

Post Comment