Искусство концертмейстера

Исаева Наталья Александровна, преподаватель ф-но, концертмейстер, ШИ №2

$Искусство концертмейстера

1.Об аккомпанементе

Чем меньше исполнителей, тем тоньше должен быть аккомпанемент. Поэтому соло или сольная ария лучше всего дают возможность судить о достоинствах аккомпаниатора. Наибольшее внимание в них следует обратить на то, чтобы совместны$ми усилиями выявить намерения исполнителя ведущей партии. Трудно сказать, чья роль при этом важнее -аккомпаниатора или солиста. Последн$ий затратил, быть может, немало времени, чтобы хорошо исполнить свою вещь, которую он, согласно теперешней моде должен отшлифовать самостоятельно, однако он еще не может с уверенностью рассчитывать на успех у понимающего слушателя ибо только хорошее сопровождение может оживить его исполнение.

Между тем, аккомпаниатор часто не имеет достаточно времени, чтобы хоть бегло просмотреть предлагаемое$ ему произведение, и тем не менее должен экспромтом помочь солисту раскрыть перед слушателями красоты, которые тот заучивал так долго, и с таким трудом.

Тем не менее солисты $и певцы обычно все «браво» слушателей принимают на свой счет, не оставляя ничего своему аккомпаниатору. Достоинство хорошего аккомпанемента- не в многочисленности и пестроте фигураций и не в сильном шуме, производимом без соответствующих на то указаний. Все это легко может повредить главному голосу и отнять у него свободу, в частности свободу различных изменений пр$и повторениях.

Аккомпаниатор имеет иногда много шансов выдвинуться и привлечь к себе внимание понимающего слушателя тем, что играя совершенно спокойно, выкажет твердость и благородную простоту исполнения, не затмевая блеска солиста. Аккомпаниатор не должен $бояться, что слушатель позабудет о нем в случае, если он не будет беспрерывно грохотать. Ничего не ускользнет от внимания понимающего слушателя- в его душе мелодия и гармония всегда неразрывны.

В то время, когда главный голос молчит или исполняет простые ноты,аккомпаниатор всегда может дать волю сдерживаемому темпераменту, если того требуют обстоятельства и характер произведения.

2.О некоторых украшениях аккомпанемента.$

Обычно, когда хотят похвалить хорошего аккомпаниатора, говорят, что он аккомпанирует с тактом. Под этим подразумевают очень многое, а именно: аккомпаниатор умеет хорошо разобраться в содержании произведения, слышит его общее звучание, своих товарищей по исполнению, особенно испо$лнителя главного голоса, обстановку исполнения, слушателя и т.п. и умеет сообразовать со всем этим свое исполнение. С величайшей скромностью он стремитс$я помочь тем, кому аккомпанирует, добиться желанного успеха, несмотря на то, что сам иногда сильнее их. Эту скромность он особенно проявляет по отношению к непрофессионалам. Он скорее даст им выдвинуться, чем затмит их. Кроме того он все время сообразуется с намерениями автора и исполнителей, старается помочь им выявит$ь и осуществить свой замысел. Он использует все тонкости исполнения и аккомпанемента, которых требует содержание произведения, стараясь однако ни для кого не быть помехой. Поэтому он применяет свое искусство бережно, не ежеминутно, а лишь там, где оно уместно. Он не должен слишком мудрить, не должен забывать, что у него не ведущая партия, а только аккомпанемент. Он знает, что при хорошем сопровождении произведение оживает, при бедном- даже наилучший исполнитель теряет очень много; оно губит всю красоту, а главное и сам он лишается$ хорошего расположения духа.

Словом, чтобы аккомпанировать с тактом, нужны настоящая душа, хорошая голова и доброжелательность. Аккомпанировать с тактом - значит прощать иногда ошибки других, быть к ним снисходительным. Часто этого требует вежливость, иногда- необхо$димость. Например, когда нужно надлежащим образом исполнить произведение с большим количеством исполнителей неравных по силе, то лучшему из них, следовательно и аккомпаниатору, придется делать уступки. Чтобы аккомпанировать с тактом, нужно искусно владеть инструментом. В чем же заключается хорошее исполнение? Не в чем ином, как в умении донести до слушателя посредством пения или игры на инструме$нте истинное содержание музыки, ее аффект. В различном исполнении нужно так изменить одну и ту же музыку, что ее трудно будет узнать. Если при исполнении слышен каждый звук, если все ноты с соответствующими им хорошими «манерами» играют$ся непринужденно, в нужное время, с необходимой силой звучности, точно соответствующей содержанию произведения, то можно сразу сказать, что это хорошее исполнение.

Чтобы достичь этого, необходимо досконально изучить свойс$тва инструмента, на котором собираешься играть,иначе будешь нажимать клавиши либо слишком слабо, либо слишком сильно. Каждую клавишу, даже в самых быстрых пассажах, надо нажимать с надлежащей силой,иначе исполнение будет неровным и неотчетливым. Некоторые музыканты играют вязко, точно у ни$х клей между пальцами, и выдерживают звуки дольше, чем нужно. Другие, стремясь избкжать этого, играют слишком коротко, словно на раскаленных клавишах. Это тоже плохо. Вообще говоря, средний путь- наилучший; однако в свое время хороши все способы удара.

3. Важные аспекты совершенствования игры концертмейстера.

$

Очень полезно слушать как солистов, так и целый ансамбль. Это помогает проникнуть в истинное содержание произведения. Слушать хороших музыкантов тем более необходимо, что все музыкальные тонкости подчинены целому ряду случай$ностей. Если исполнитель не хочет остаться непонятым, он должен сыграть все ноты и паузы, кроме фермат и каденций, в строгом соответствии и избранным движением; тем не менее, не редко можно намеренно допускать красивые погрешности против такта.

Когда играешь один или с небольшим количеством опытных музыкантов$, можно изменить иногда все движение в целом-сопровождающие поймут твои намерения и не будут ошибаться, а станут лишь более внимательными. Когда же играешь с большим количеством музыкантов, вдобавок не равных по силе, то можно изменять доли такта только в своем голосе, общее же движение должно быть сохранено неизменным.

При открытом$ выступлении, как бы технически «крепок» ты ни был, не бери на себя больше, чем можешь, так как в это время редко обладаешь нужным расположением духа и спокойствием. Чтобы не взять слишком быстрого темпа и не быть вынужденными потом остановиться, проверь свои возможности на самых быстрых и трудных пассажах.Пассажи, удающиеся дома не всегда и с трудом, не следует играть при открытом выступлении, потому что это требует о$собого самообладания. Можно также предварительно испытать инструмент, попробовав на нем трель и другие мелкие «манеры». Все эти предосторожности необходимо принять во внимание для того, чтобы, во-первых, исполнение было легким и плавным и во-вторых,чтобы избежать боязливых гримас, которые, вместо того , чтобы ожи$вить слушателя, возбудят в нем досаду. О темпе произведения можно судить по общему его содержанию, обозначаемому обычно общепринятыми итальянскими терминами, в особенности же по самым быстрым пассажам, которые в нем встречаются.

Чтобы научиться хорошему испол$нению, надо слушать хороших музыкантов- об этом уже упоминалось. Можно добавить, что в особенности не следует упускать возможности послушать искусных певцов, так как у них научишься мысленно петь. После того, как послушаешь их пение, очень полезно для правильного исполнения фразы ,пропеть ее самому.

Музыкант может растрогать слушателей только в том случае, когда будет растроган сам, поэтому он должен уметь проникн$уться теми аффектами, которые он хочет возбудить у слушателей; делая свои чувства понятными для них, он заставит их сопереживать. При музыке томной и печальной он сам делается томным и печальным- это и слышно, и видно по нему.Таким же образом он переносится в музыку бурную, веселую или какого-либо иного характера$. Страсти его все время сменяют друг друга: едва утихнет одна, как уже пробуждается другая. Эту дань он отдает всем произведениям, напи$санным выразительно, будь они его собственные или чужие; в последнем случае он переживает те же страсти, что и автор во время написания произведения.

При этом без мимики нельзя обойтись - это может отрицать только тот, кто, будучи бесчувственным, сидит за инструментом, как изваяние. Насколько неприлична и вредна для исполнения безобразная мимика, настолько же полезна хорошая, ибо она помогает передать слушателю наши намерения. Бесчувственные музыкан$ты, несмотря на свое техническое мастерство и свои в общем неплохие произведения, часто оказывают сами себе плохую услугу. Они не знают, что содержится в их произведениях, так как не в состоянии раскрыть этого своим исполнением. Когда же их произведения сыграет музыкант тонко чувствующий, владеющий искусств$ом хорошего исполнения, они с изумлением видят, что они содержат более, чем они думали и могли предполагать. Таким образом, даже посредственное произведение выигры$вает от хорошего исполнения, которое иногда создает ему успех.

Природа так щедро одарила музыку, что каждый может найти в ней что- нибудь для себя; поэтому музыкант должен всячески стремиться удовлетворить самых разнообразных слушателей.

Таким образом из всего вышесказанного становиться понятно, что аккомпаниаторство - это творческая деятельность. Концертмейстер должен тонко чувствовать музыку, понимать солистов, их намерения, аккомпанировать с тактом$. Эти задачи очень специфичны, трудоемки и требуют большой эмоциональной отдачи от концертмейстеров.

$

Библиография

1.Е.Шендерович «В концертмейстерском классе» М., Музыка 1996

2.Н.Крючков «Искусство аккомпанемента» М., Музыка 1988

Post Comment