Конспект урока музыки "Пословицы. Скороговорки" 1 класс

Урок музыки 1класс

Раздел 2. Родная речь.

Тема урока: Пословицы. Скороговорки.

Цель: 

  1. $ Углубление представлений о культуре русского народа, его традициях, обычаях. Познакомить детей с понятием «фольклор».

  2. Учить отличать загадку, пословицу, считалочку, скороговорку, потешку, песенку как составные части фольклора.

  3. Развивать внимание, воображение, речь. $В занимательной форме продолжить работу над скороговорками.

  4. Развитие выразительной речи, памяти, сообразительности, фантазии, чувства юмора.

  5. Развитие представлений о красоте, выразительности языка произведений устного народного творчеств.

  6. Воспитывать интерес к народному искусству, к русской песне.

Задачи урока: 

$ Образовательные: продолжить работу над малыми формами фольклора – скороговорками.

$Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить и пропевать слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков; развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать сценические способности детей, развивать вокальные навыки при исполнении песен, развивать у детей фантазию и образное восприятие музыки.

Воспитательные: воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками; воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.$

Ход урока:

Организационный момент

Дети заходят в класс под русскую народную музыку.

- Ребята, есть такая русская народная пословица: “Мир освещается солнцем, а человек знанием”. Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Я желаю вам сегодня открыть для себя много нового и интересного.

Повторение

- Мы живём в огромной стране, имя которой Россия. У каждого народа своя мудрость, другими словами свой фольклор. Русский народ$ славится своими талантами, традициями, творчеством.

Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

- Ребята, а как смогли до нас дойти произведения русского народа, которые были написаны очень давно? (ответы детей)

- Народная мудрость и знание передавались через произведения устного народного творчества. Но сначала давайте вспомним, что же такое устное народное творчество? $(ответы детей)

- Что означает устное? (ответы детей)

- Это значит, что эти произведения передавались из уст в уста, т.е. мама рассказывала детям, бабушка внукам своими словами. Каждый рассказывал по-своему, поэтому произведения постоянно изменялись.

- Что значит народное? (ответы)
- Это значит, что сочинял не один какой-то человек, а народ.
- Что такое творчество? (
ответы)
- Творчество произошло от слова творить, т.е. создавать, делать.
- Давайте всп$омним жанры устного народного творчества.

(Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы)

- Молодцы!
- Сегодня на уроке вы познакомитесь ещё с одним жанром устного народного творчества.

Проверка домашнего задания$

1. Пересказ своей сказки (дети сочиняют сами)

- докажите, что это сказка
- чему учит эта сказка?
- какой отрывок из сказки изображён на рисунке?

2. Исполнение песни Красной ш$апочки.

3. Чтение учителем русских народных потешек

(Песенки, потешки, лепеталки.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»,2009)

- Что такое потешка? ( Потешки – это особые забавы взрослых с детьми. Они призваны потешать, развеселить, позабавить ребёнка)

Постановка проблемы

кто написал загадки, пословицы, пр$ибаутки, потешки, скороговорки, русские народные песенки?

- русский народ.

- Хотите узнать, как все это народное творчество называют одним словом? Это слово – фольклор.

Фольклор – это народная мудрость.

$А теперь определите среди фольклора загадку, пословицу, поговорку и т. д.

1. Учись доброму, худое на ум не прейдет. (Пословица)

А какие пословицы вы знаете?

2. Раз. два, три, четыре, пять, будем в пятерки играть.

$ Звезды, месяц, луг, цветы – поводи пойди-ка ты. (Считалки)

3. Белая вата плывет куда-то, чем вата ниже, тем дождик ближе. (Загадка)

А какие загадки вы знаете?

4. Люли, люли, люленьки – летят сизы гуленьки.

Летят гули вон-вон, несут Маше сон-сон.

Стали гули ворковать, стала Маша засыпать. (Песенка)

$ А какие песенки вы знаете?

5. Трах, трах, тарарах,

Едут мышки на ежах.

Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж.

Очень колешься ты ёж. (Прибаутка)

А какие прибаутки вы знаете?

Сшила Саша Саньке шапку! (скороговорка)

Тот долж$ен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Мы бу$дем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Сообщение темы и целей урока

- Кто догадался, какая тема урока сегодня? (сообщается тема)
- Сегодня вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться читать скороговорки.

Открытие новых знаний

(Скороговорка – это шутка, забава, игра. В скороговорке много похожих по зв$учанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.)

- Как надо читать скороговорки?

(Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.)

- Как правильно разучивать скороговорку?

  • Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык «спотыкается»;

  • $ потом быстрее;

  • и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.

 Дополнительные сведения о скороговорке.

- Скороговорка - жанр устного народного творчества. Из каких двух слов состоит слово “скороговорка?”

Скороговорки учат чисто гов$орить, правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался "чистоговорки".

Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Они отражали различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и др.

Скороговорка – старинная забава, которая помогает развивать речь, содействует преодолению косноязычия. Не каждому удаётся повторить скороговорку с первого раза без ошибк$и, но веселая игра увлекает, а сама скороговорка запоминается навсегда.        

         

                         Игра «Разминка»

$ Как у горки на пригорке

Жили 33 Егорки:

Раз Егорка, два Егорка…

(Проговыариваем 3 раза быстро, на вдохе начинаем отсчёт: «Раз Егорка, два Егорка…». Необходимо считать, пока есть воздух в лёгких.)

  • Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговоро$к заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.

                                     Игра«Телефонисты»

$

(Ведущий «по секрету» говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)

  • Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.

  • У Сени и Сани в сетях сом с усами.

  • Три сороки – тараторки тараторили на горке.

  • Кол$отил Клим в один блин клин.

  • Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

                                         Игра «Далеко – близко»

(Сначала читаем скороговорку только губами, затем шёпотом, потом с голосом, далее в полный голос, затем потише, опять шёпотом и в конце только губами. Но сначала вам нужно со$брать скороговорку из слов, которые написаны на карточках.)

  • Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.

  • Ёж жевал в своём жилье ежевичное желе.

  • Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.

  • $Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.

 - В чём польза скороговорок?

(Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.)

$

                                       Конкурс «В театре»

Вам нужно проговорить скороговорку так, как будто вы

  • очень обрад$овались;

  • опечалились;

  • разозлились;

  • испугались.

Проворонила ворона воронён$ка.

Щетина у чушки, чешуя у щучки.

Летят три пичужки через три избушки.

От топота копыт пыль по полю летит. 

Прочитаем эти скороговорки разным тоном

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.

  • Грустно

  • Испуганно

  • Удивлённо

  • Сердито$

  • Радостно

Знакомство с музыкальной скороговоркой.

- Скоро$говорки – это древняя игра. Но, тем не менее, изначально скороговорки представляли из себя игру. Если б мы на машине времени вернулись бы в прошлое, в крестьянский дом, то что бы мы увидели? Представьте: зимний вечер, на улице метель, вся работа выполнена, чем заняться детям?

А занимают они себя различными играми: это и загадки, и молчанки, и голосянки, и, конечно же, скороговорки. Но русский народ настолько изобретателен и талантлив, что мало ему просто произносить быстро скороговорки, он этому уже научился и , появилась необходимость усложнить скороговорки. Поэтому люди придумали к скороговоркам музыку и получились музыкальные скороговорки. Я предлагаю одну из них прослушать.

Слушание русской народной песни “ Во зеленом во бору”

- Какой характер этого музыкального произведения?
- Песня звучала с музыкальным сопровождением.
- Как называется пение без музыкального сопровождения?
- Можно ли назвать песню “ Во зеленом во бору” скороговоркой? Почему?
-Давайте прослушаем еще раз и сосчитаем, сколько скороговорок использовано в этой песне?
- Как вы думаете легко без подготовки так исполнить эту песню?
- Любые скороговорки нелегко произнести с первого раза.

$- На дворе трава, на траве дрова.

- Постарайтесь проговорить плавно и побыстрее.

Знакомство с музыкальной скороговоркой “Веники”

$- Эти же правила необходимо использовать и при разучивании музыкальных скороговорок.

  • Пропеваем скороговорку медленно.

  • Какие звуки повторяются?

  • Выясни смысл.

  • Пропевай еще раз медленно и с выражением.

  • Поем все быстрее и быстрей.

Веники-веники,
Да веники -помелики,
Да на печи валялися,
Да с печи оборвалися.
Кум, Гаврила, кум, Гаврила

Я Гавриле говорила:
Веретёно не точено
В бане веники мочены.

 Музыкальная физкультминутка. “Две сороконожки”

$Игра в диктора

$- Сложные скороговорки - это и отличная школа для взрослых. Люди, профессия которых связана с речью на публику - артисты, дикторы, лекторы, - используют скороговорки постоянно в качестве речевых упражнений, потому что перед микрофоном надо уметь говорить ясно и чётко.

Кто хочет диктором прослыть
И гром оваций получить?
Скажи-ка ты скороговорку
Чётко, ясно, быстро, громко.

Поиграем в “диктора”. Выберите скороговорку, которая вам больше понравилась, и проговорите её 3 раза , заучив наизусть.

Итог урока:

Послушайте скороговорку.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

- Что это?
- Как вы понимаете эту скороговорку? 
(Скороговорок очень много.)$
- Скороговорки бывают народные и авторские.

Что узнали нового?

- Для чего же нужно читать скороговорки?
(
Скороговорка - веселая школа – ответы детей)

Исполнение песни – скороговорки “Жил у бабушки коток”.

Исполнение песен по желанию детей («Лесная песенка», «Милая мама», «Пёстрый колпачок»).

$Домашнее задание:

выучить наизусть и научиться говорить быстро три русские народные скороговорки; нарисовать весёлую иллюстрацию к своим скороговоркам.


Post Comment