Конспект урока по Музыке "Рисуем музыку" 6 класс

1001 идея интересного занятия с детьми

Интегриров$анный урок (музыка+изо)

Тема: «Рисуем музыку»

Цыбуля Галина Александровна, МБОУ «Кабанская СОШ», Учитель музыки, Республика Бурятия, село Кабанск

Предмет (направленность): Музыка

Возраст дет$ей: 6 класс

Место проведения: урок

Задачи:

Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, художественно – творческой активности, проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку $и откликаться на ее красоту.

Музыкальный материал: Эдвард Григ «Утро», Антонио Вивальди «Весна».

Рабочий материал: краски «акварель», альбомный лист, портреты композиторов, иллюстрации к уроку.

Эпиграф к уроку: «Живопись – сестра музыки» Леонардо Да Винчи

Ход урока.

ИЗО:$ - На прошлом уроке мы говорили с вами о цвете и чувствах. Сегодня у нас тоже необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекр$асный мир.

(МУЗ. включает «Утро» Грига, на фоне мелодии учитель ИЗО говорит о картине Яблонской «Утро»).

ИЗО: Как хорошо! Раннее утро. Свежий воздух. За окном простирается большой город. Он теряется за горизонтом и дали его подернуты утренней дымкой. Нежаркое утреннее солнце заглянуло в окно. Осветило неярко стены, пол. В комнату вошла утре$нняя прохлада. В комнате тихо и чисто. Как красиво на окнах и двери балкона вьется зеленый плющ. Как красива глиняная посуда на столе и на стене.

Доброе утро! Пора начинать новый день. Здравствуй , новый день!

Это состояние изобразила Т. Яблонская в картине «Утро».

МУЗ: - Ребята, какие чувства вызвала в вас $эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)?

МУЗ: - Живопись и музыка – это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека, они вызывают широкий спектр эмоций от спокойного сопереживания до бурных восторгов ил$и полного неприятия. Для выражения впечатлений часто используют несовместимые на первый взгляд категории: «окрашенный звук», «светлая мелодия», «красный или серебряный звон», «зв$учание красок». Существуют также общие законы и правила построения музыкальных и изобразительных произведений:

Симметрия

Центр композиции

Ритм

Тональность

Колорит

Общие законы позволяют объединить звук и цвет, музыку и живопись. Ребята, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).

Тема: «Мы рисуем музыку»

Задача: по музыкальному произведению выразить в живописи свои впечатления и чувства, реализов$ать их на бумаге

ИЗО: Первые шаги к сближению разных сфер сделали художники. Они изображали на своих работах певцов и музыкантов, по душевным переживаниям, отраженных на лицах которых, зритель мог судить о красоте исполняемых мелодий. Но одно дело $изображать музыкальных исполнителей, а другое – увидеть самому музыку.

МУЗ: - Попытки осуществить этот замысел впервые были предприняты русским композитором Александром Никол$аевичем Скрябиным и литовским композитором и художником Чурлёнисом (но каждым – по своему). Произошло это почти в одно время – в конце 19 – в начале 20 века.

Композитор А.Н. Скрябин написал симфонию «Прометей», исполнение которой сопровождалось вспышками света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением. Желание слышать и видеть одновременно созданную композицию привело к рождению нового направлению – светомузыки (кстати, этот эффект используют сейчас многие рок- и поп-группы).

$

ИЗО: Композитор и художник М. Чюрленис стал основоположником музыкальной живописи. Свои впечатления от сонат, фуг, прелюдий он выразил с помощью красок и создал созвучный им мир зримых образов. Плоскость картин позволяет как- бы остан$овить музыку во времени для ее обозрения.

Посмотрите на ксерокопии картины «Фуга». Здесь мы видим, что графическое и живописное ощущается прежде всего как поэтическое и музыкальное. Впечатление зрителя, полученное от изысканных линий и цветовых сочетаний, немедленно отвлекается от триады линия – форма – цвет и обращается к три$аде мелодия – форма – тональность.

МУЗ: Ребята, обратите внимание, что картина называется «фуга». Что такое фуга?

ИЗО: В свое время И.Ньютон сопоставил цвета спектра и музыкальную октаву. На его чертежах холодные части спектра соответствовали более низким звукам, теплые – высоким.

МУЗ (аккордеон): изменение длительности ноты привело к изменению ширины красочной линии. Однако цветомузыкальное восприятие мира у$ каждого человека индивидуально.

ИЗО: желтое – есть типично земная краска. Желтое нельзя особенно углубить.

МУЗ: - Повышение желтого звучит как труба, в которую все сильнее дуют, или как поднятый до большой высоты звук фанфар.

В музыкальном изображении светло-синее подобно звуку флейты, темно-синее – виолончели.(музыкальные фрагменты звучания флейты и виолончели).

$ ИЗО: Давайте попробуем сейчас соединить в сознании, с помощью прослушивания фрагмента музыкального произведения звук и чувства, звук и воображение, звук и цвет.

(звучит «В$есна», Вивальди)

МУЗ: (после прослушивания)

- О чем это произведение?

- Что вы представляли? Чувствовали?

- Какие цвета вы видели? (теплые, холодные, нежные, яркие)

- Как можно назвать это произведение?

ИЗО: (практическая работа)

Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге живописью (можно использовать те приемы работы кистью, о которых мы говорил$и на прошлом уроке).

(играет мелодия, дети рисуют).

Р$ефлексия. Итог урока

Как можно назвать это произведение? (ответы). (Называем автора, название произведения).

Выставка работ. Оценки за урок. Домашнее задание.

3

Post Comment