Конспект урока по музыке во 2-ом классе «Ритм – «золотой ключик» музыки»

Государственное учреждение образования

«Козловщинская средняя школа»

Дятловского района, Гродненской области

$

Конспект урока по музыке во 2-ом классе

«Ритм – «золотой ключик» музыки»

$

Подготовила

учитель музыки

Кавцевич Наталия Николаевна

$

пгт. Козловщина

2012 год

РИТМ – ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК МУЗЫКИ

Цель урока: сформировать целостное представление о ритме.

Задачи урока:

1) актуализация представлений о пульсации, сильной и слабой доли;

2) введение понятий ритм, ритмический рисунок;

$

3) обучение моделированию ритмического рисунка в процессе ритмодекламаций;

4) развитие чувства ритма.

Оборудование: баян, синтезатор, ноутбук, мультимедийная установка.

Музыкальный материал:

  • «Музыка, здравствуй — музыкальное приветствие

  • Звуковой эффект: тиканье часов – слушание

  • «Разные ребята» Д. Кабалевский – попевка

  • «Марш цветных солдатиков», Л. Мур$ашко – слушание

  • «Улетает скворушка», И. Смирнова – работа над песней

Ход урока

Вход в класс. Организация класса.

Музыкальное приветствие:

Музыка, здравствуй!

Музыка, здравствуй!

Музыка, музыка!

Праздник прекрасный,

Праздник прекрасный!

$

Нам дарит музыка.

Здравствуйте, девочки!

Здравствуйте!

Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте!

Здравствуйте, здравствуйте, все!

— Ребята, скажите, как называется тема первой четверти?

— Средства музыкальной выразительности (музыкальные краски).

— А что мы называем королевой музыки?

— Мелодию.

— Какая бывает мелодия?

— Плавная, скачкообразная, поступенная, восходящая, низходящая.

— Из чего состоит мелодия?

— Из звуков.

— Какие бывают звуки?

Высокие низкие

Долгие Музыкальные звуки короткие

Громкие тихие

— Одним из важных средств музыкальной выразительности является ритм. Он встречается не только в музыке. $Им наполнена вся природа. В природе и в жизни есть свой ритм – чередование разных явлений (утро – вечер, день – ночь, зима – лето, туча – солнце, радость – грусть и др.); движений человека, качелей (вверх – вниз), колоколов (динь – бом), маятника (тик – так) и др.

Все вокруг для нас привычно,

Каждый звук для нас не нов.

Но послушай, как ритмично

Ходит маятник часов:

Тик – так! Тик – так!

Тик – так! Тик – так!

(звук часов – слушание)

$- В музыке ритм – это также чередование, только разных по длительности звуков – долгих и коротких. Например:

Такая запись называется ритмическим рисунком.

Слушай, слушай, различай

Звук короткий и протяжный,

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень в$ажно!

Далее тренируемся в чтении и отхлопывании ритмослогов. Игра «Эхо» (учитель задает ритмический рисунок, ученики повторяют).

— Ритм в музыке – это «золотой ключик». С его помощью можно войти в разные музыкальные жанры («киты»). Он способен передать характеры людей, животных.

— Попевка «Разные ребята» (музыка Д. Кабалевского) дает возможность почувствовать и передать характеры детей. Послушайте две мелодии. Чем они отличаются? Какой характер человека способна передать первая мелодия? Какой – другая? Какую мелодию можно сравнить с шагами, какую с бегом? Сравните нотную графику (пульс-шаги) двух мелодий (разных ребят):

— А теперь споем и покажем пульс-шаги по таблице и исполним их хлопками. (Важно, чтобы дети почуствовали, что разные характеры детей передаются разным характером ис$полнения). Исполнение попевки по рядам (один ряд поет про $спокойных детей, другой – про непоседов) и вместе, в двухголосии.

Физкультминутка Физкультминутка «Осень»

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Осины задрожали,

Дубы, огромные всег$да,

Как будто меньше стали.

Все присмирело.

Съежилось,

Поникло, пожелтело.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

— А теперь мы будем ритмодекламировать стихотворение. Читаем и отхлопываем ритм:

$

Стаи птиц улетают

Прочь за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе.

Записываем его нотами в своих тетрадях:

Ста — и пт$иц у — ле — та — ют

Прочь за си — не — е мо- ре.

Все де- ре — вья бли — ста — ют

В раз- но- цвет- ном у — бо — ре.

Читаем по ритмослогам: ти-ти та, ти-ти, ти-ти. Далее играем корот$кие длительности на треугольнике, а долгие – выделяем маракасом.

Ритмический диктант”

  • Кто хочет побывать в роли учителя музыки и прохлопать свій музыкальный ритм, чтобы весь класс его повторил?

(Ребята поочередно выступают в роли учителя музыки, демонстрируя свои ритмические рисунки).

  • Ребята, какие марши вы знаете, для кого они написаны. А кто мог бы шагать под этот марш?

Марш цветных солдатиков” – слушание. В ходе слушания ученики должны почувствовать мелкий, легкий шаг, услышать небольшие изменения в темпе (замедление, возвращение к первоначальному темпу), смену шага, как-будто кто-то мешает солдатикам шагать ровно, а также на смену характера звучания, это значит на смену музыкальных частей.

$

Продолжение работы над песней “Улетает скворушка”, слова Т. Прописновой, музыка И. Смирновой.

Прохлопываем ритм второй части куплета:

Даль про-зрач-на- я вид- на, и се- год- ня у ок- на

$Пе- сен-ка про-щаль-на- я нам с ут-ра слыш-на

Исполнение песни требует выразительной артикуляции, чистой интонации.

Рефлексия:

  • Что было самым интересным?

  • А что было для вас самым трудным?

  • Какие сделаны тобой открытия в знании музыки?

Список используемой литературы

Н.И. Бракадо, А.Б. Коженевская, В.А. Мистюк .Музыка во 2 классе. Минск «Беларусь» 2010 год.

$

М.А. Давыдова. Уроки музыки. Москва. «ВАКО» 2008 год

Н.Н. Гришанович. Музыка в школе. Минск. ЧУП «Издательство Юнипресс»

2006 год.

Post Comment