Разработка сценария классного часа по музыке для 5 класса на тему «Напев народный – навеки модный»

Муниципальное Бюджетное Образовательное Учреждение

Дополнительного образования детей

«Добрян$ская детская школа искусств»

Пермский край

Разработка сценария классного часа

по музыке для 5 класса на тему

«Напев народный – навеки модный»

$

подготовила

преподаватель по классу баян и аккордеон

Микова Зульфия Миннуровна.

г. Добрянка.

2012год

Цель:

Дать понятие «фольклор», в форме концертного выступления ученика

повторить жанры в музыке.

Задачи:

  • Закрепить знания, уме$ния, навыки, полученные на уроках по музыкальной литературе и в специальном классе баяна и аккордеона.

  • Дать возможность каждому ученику сыграть на инструменте и показать свои успехи.

Оборудование:

  • 3 больших баяна, 1 маленький баян, 2 акк$ордеона (средний и маленький),

  • 3 стандартных стула, 1 средний стул, 1 маленький стул,

  • Специальный класс.

$

Огромное песенное и танцевальное богатство объединяется термином «фольклор» - народное творчество. Термин пришёл к нам из староанглийского языка. Английское «folk» - народ, «lore» - учение. Вместе эти слова «folklore$» - переводятся как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято во всём мире называть устное народное творчество, музыкальное и литературное. Название это глубоко справедливо. В самом деле, в произведениях устного народног$о творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть действительно передана народная мудрость. Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живёт в устной народной традиции, и передаётся от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. «Песни народные, как музыкальные организмы, отнюдь не сочинения отдельных музыкально-творческих талантов, а произведение целого народа», - писал в своё время видный русский композитор и музыкальный критик А.Н.Серов. Но фол$ьклор – это не только народная мудрость. Это ещё и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню или танец с грузинской мелодией, с негритянскими блюзами, как нельзя неаполитанский напев спутать с шотландским наигрышем. Потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Народная песня, и шире – весь музыкальный фольклор, - это основа профессионального композиторского творчества. «Создаёт музыку народ, а мы, художники, её только аранжируем», - сказал когда-то Михаил Иванович Глинка. Во многих произведениях русских композиторов мы слышим напевы русских народных песен, ритмы танце$в. И вся без исключения русская музыка проникнута интонациями родного фольклора, мельчайшими оборотами, которые и создают отличие одной национальной музыкальной культуры от другой.

Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом – из речи и пения. «Душой любого музыкального произведения» назвал мелодию Д.Д.Шостакович. Как « самую существенную сторону музыки» определил её С.С.Прокофьев. Мелодия – «главная прелесть, главное очарование искусства звуков, без неё всё бледно, мёртво, несмотря на самые принуждённые гармоничные сочетания, на все чудеса контрапункта и оркестровки», писал когда-то замечательный русский музыкант, композитор и критик А.Серов. В переводе $с греческого языка означает – песнь, напев, пение. В музыкальной науке мелодию определяют как одноголосно выраженную музыкальную мысль. Это выразительный напев, который может передать различные образы, чувства, настроения. Есть музыкальные произведения, в частности народные песни, которые состоят из одной только мелодии. В общем, мелодия это то, что мы с вами можем пропеть. Мелодия - это одноголосно выраженная музыкальная м$ысль. Даже если мы не запомнили всю мелодию целиком, мы напевам отдельные мотивы и фразы. Что же такое фраза? Фраза – (в переводе $с греческого языка – выражение), небольшая, относительно законченная часть музыкальной темы.

В любом искусстве существует слово « жанр». В переводе с французского языка оно означает тип, род, манера.

Мы поговорим сегодня о 3-х музыкальных жанрах. Много лет назад замечательный педагог и композитор Д.Б.Кабалевский сравнил их с тремя китами. У нас в музыке есть свои «три кита», на которых вся музыка держится, - три основных музыкальных жанра: марш, песня, танец.

Все произведения, которые вы сегодня услышите, композиторы подслушали у народа. Авторы сделали свои обработки и при$дали напевам и наигрышам, совершенно новое и оригинальное звучание.

Марш с этим словом связаны многие события в жизни людей – с маршем походным, весё$лым, праздничным, а иногда и траурным. Французское слово marche означает «ходьба». В музыке так называют пьесы, написанные в чётком, энергичном ритме, под который удобно шагать, маршировать. Хотя марши отличаются друг от друга мелодией, характером, объединяет их одно: марш всегда пишется в чётном размере – на две или четыре четверти, чтобы идущие не сбивались с ноги. Новы знаете, в любом правиле бывают исключения. Например, песня А.Александрова на стихи В.Лебедева-Кумача «Священная война». Она написана в трёхдольном размере, и всё же это самый настоящий марш, под который воины уходили на фронт. Марши бывают: строевые, походные, праздничные, включающие сигнальные фанфарные темы. Также встречные ма$рши, которые исполняются при церемонии встречи гостей, знамени, отличаются торжественностью и величавостью. Концертный марш всегда несёт в себе праздничное, приподнятое настроение. А похоронный марш полон скорби, сдержанности. Всегда исполняется в медленном темпе, в его мелодии больше плавных стонущих интонаций, а в сопровождении его мерно чередуются аккорды. Конечно, марш является важным организующим, объединяющим началом.

Звучит марш.

Песня – наиболее распространённый жанр вокальной музыки.

$

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

$А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частнос$ти баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания. Петь на Руси умели всегда. Самозабвенно, голосисто, с припевками да прибаутками. Пели в одиночку, хором, в радости и в горе. А не было голоса – пели сердцем, припевали, выговаривали.

Я для песни задушевной

Взял лесов зелёный шёпот,

А у Волги в жар полдневный$

Тёмных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У весны – благоуханье;

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

$ (Спиридон Дрожжин).

.

Идут концертные номера учащихся.

Отгадайте русский народный инструмент из десяти букв. Что-то вас давно не слышно,

Три заливистых струны?

Говорят: из моды вышли

Песни русской старины!..

Ты и н$ынче зря робеешь!

Ты одна на$ всю страну

Так задиристо умеешь

Тронуть русскую струну!

А сейчас вы её услышите – звучит балалайка.

Частушка – припевка, коротушка, жанр русского фольклора, сложившийся к 70-м годам 19 века. Термин ввёл в литературу Г.И.Успенский. Истоки частушки игровые и плясовые припевки, «сборные» хороводные песни, скоморошьи прибаутки.

Нам негоже, тысячане, про обычай забывать,

И частушку под гармошку надо нынче вспоминать.

«Барыню», «Подгорную», «Семёновну» задорную,

$Чтоб зажгли в душе огонь балалайка и гармонь!

Эти$ кнопки, эти планки,

Эти радуги-меха

Для веселья, для гулянки,

А совсем не для греха!

Забирают сердце крепко!

Расступитесь! Шире круг!

И частушка, и припевка

Зал любой поднимут вдруг!

Частушкам свойственна злободневность тематики. Традиционная лирико – бытовая тематика, как пр$авило, связана с конкретным историческим событием или временем. Например, частушка из рекламы.

На$м стратегия раз в год, на квартиру шанс даёт,

А не выиграл ключи, «комсомолку» получи.

В исполнении ученика звучит «Частушка».

Наигрыш – народная инструментальная мелодия, иногда с сопровождением, например гармоники. Термин обычно применяется к танцевальным, плясовым мелодиям. В давние времена говорили: «Гармонь в одном селе играет, в другом слышно». Одна гармонь (баян) играет хорошо, а две – ещё громче и звонче.

На сцене ансамбль баянистов

Танец - жанр музыки.

$

Перефразируя слова песни, хочется $сказать:

Какая песня без баяна?

Какая зорька без росы,

Какой концерт без танцев на Руси!

Полька Название происходит от чешского слова «pulka» - «полшага», живой и простой по форме танец. Часто, когда я задаю вопрос, в какой$ стране родилась полька, мне отвечают – в Польше. Но это не так, хотя слова созвучны друг другу. Полька - чешский народный танец. Его название произошло от чешского слова «pulka» - половинка, полшага. Ведь танцевали его короткими мелкими полушагами с подскоками и поворотами. Полька обычно открывала деревенский праздник, и, заслышав её весёлые звуки, никто не мог устоять на месте. Этот самый любимый весёлый в Чехии танец завоевал популярность во всей Европе.

Кадрильот латинского слова «quadrum» - четырёхугольник. Танец, распространённый у многих европейских народов. Строится из$ расчёта 4 пар, расположенных квадратом. Музыкальный размер, как правило, 2/4. Самобытна русская кадриль с её многочисленными местными вариантами: московская, волжская, уральская и т.д. Разновидность кадрили – народные танцы шестёра, восьмёра, четвёра (Урал и северные области).

С.Бредис «Кадриль» звучит в исполнении учащегося на баяне.

Мазурка а то$чнее мазур. Слово произошло от названия одной из областей Польши – Мазовии. Мазурка, которая родилась в народе, - это парный танец, где нет заранее придуманных фигур. Её импровизировали партнёры под весёлую, задорную, резко акцентированную мелодию в трёхдольном размере. В 19 веке мазурка стала одним из популярнейших бальных танцев.

$ Звучит «Мазурка» А.Куклина.

Менуэт французское слово «menuet», от $menu – маленький, мелкий; menu pas – мелкий шаг. Старинный французский народный танец. Произошёл от народного хороводного танца провинции Пуату. Музыкальный размер ¾. Партнёры находятся на расстоянии друг от друга. Состоит из поклонов и приседаний.

В исполнении ученика звучит «Менуэт» А.Куклина.

Вальс – (французское слово - valse, немецкое Walsen - кружиться в танце), парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением. Крепко обхват$ив друг друга, пары кружились в вихревом движении. Во 2-ой половине 18 века этот танец из сельских кабачков, с деревенских свадеб переступил пороги дворцов. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным танцем. Кавалер при всех держит даму за талию! Это не допустимо. Ещё в 19 веке его преследовали: в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В России Павел 1 и$здал « Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую». Но вальс нельзя было остановить. Он стал популярен во всех странах Европы.

Звучит «Маленький вальс» В.Бухвостова и старинный вальс «В минуту грусти» неизвестного автора.

Баян (гармонь) – это чудо России такое же, как неугасимый свет её берёз, как чистое дыхание русской метели, как волны золотого ржаного поля, как родные, до щемящей боли, звуки её заветных песен.

$

Можно прочитать фрагмент стихотворения Александра Жарова «Гармонь».

Гармонь, гармонь!

$ Гуляют песни звонко

За каждый покачнувшийся плетень…

Гармонь, гармонь!

Родимая сторонка!

Поэзия российских деревень!

Рассыпчатые трельные лады!

Какому парню

$ Ваша речь не снилась?!

Нет радости и нет такой беды,

Которая бы в вас не усместилась!

$

Использованная литература:

  1. Шорникова М. «Музыка, ее формы и жанры» музыкальная литература для$ ДМШ и ДШИ, первый год обучения, издание 5-е «Феникс» Ростов – на - Дону, 2006 год.

  2. Осовицкая З.Е, Казаринова А.С. «Музыкальная литература», первый год обучения издательство «Музыка», Москва 2000 год.

  3. Михеева Л. «Музыкальный словарь в рассказах» издание тре$тье, издательство «Советский композитор», Москва 1988 год.

4. Лазарев В. «Стихи о музыке», издательство «Советский композитор» второе издание, Москва 1986 год.

Post Comment