Урок музыки на тему: «Эта классная классика» для 5 класса

Урок музыки на тему:

$ «Эта классная классика» для 5 класса

Игра-конкурс на тему: «История мировой музыкальной культуры» по типу интеллектуального турнира «Умницы и умники»

МОУ «Гимназия искусств»,

г. Белогорск, Амурской области

учитель музыки

высшей квалификационной категории

$ Мелентьева Надежда Васильевна

Пояснительная записка.

Для каждого педагога важно, чтобы дети не теряли интереса к изучаемому материалу. Этой цели очень хорошо с$лужат применяемые на уроках и во внеурочной деятельности элементы игры, театрализации. Дети с увлечением смотрят популярные игровые программы по телевидению, знают правила, им нравится играть самим. Игра, дух соперничества, театрализация помогает им раскрепощаться, свободно общаться, рассуждать, а так же способствует активизации их творческого мышления, увеличению $словарного багажа и , в конечном итоге, закреплению полученных знаний, а значит и возможности их оценки. Одной из самых любимых интеллектуальных игр моих учеников является турнир знатоков «Умницы и умники». Элементы и правила именно этой популярной телевизионной игры я проецирую на свой предмет «Музыка», составляя задания для проверочных итоговых уроков в форме интеллектуальных $игр, конкурсов, викторин.

Цель: создание условий для развития познавательных способностей учащихся (внимания,

памяти, логического и творческого мышления)

Задачи:

  • Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

  • Развитие умения применять знания в нестандартных ситуациях;

  • Создание положительной эмоциональной атмосферы, совершенствование коммуникативных навыков;

    $

  • Контроль и систематизация знаний по предмету «Музыка».

Участники игры: учащиеся 7-8кл. МОУ «Гимназия искусств»

Время проведения игры: 1 академический час.

$

Порядок проведения, критерии отбора и оценки участников:

Игра состоит из трёх этапов.

На первом этапе все желающие участники, соревнуясь, отвечают на вопросы ведущего (учителя). Каждый верный ответ поощряется «выскочкой» (цветной жетон или конфетка). Трое участников, набравших в ходе разминки по три «выскочки», допускаются ко второму этапу.

На втором этапе $«умникам» предлагаются «ролевые» ситуации. Ведущий (учитель) и его помощники – учащиеся задают свои вопросы, разыгрывая их в театрализованных монологах и диалогах. «Умники» должны отвечать, также перевоплощаясь согласно предлагаемым обстоятельствам. Для дополнительной зрелищности и «вживания» в образ можно использовать элементы театральных$ костюмов и реквизита.

Согласно известным правилам игры, умники и умницы шагают по зелёной, жёлтой и красной дорожкам. Выбор дорожки обусловлен очерёдностью ранее набранных «выскочек», а путь к успеху каждого участника составляет, соответственно, два, три и четыре шага. При этом, при отсутствии верного ответа, на «жёлтой» дорожке допускается одно штрафное очко, на «зелёной» — два штрафных очка,$ на «красной» дорожке неверных ответов быть не должно

Второй этап игры проводится для двух или даже трёх «троек» игроков, в зависимости от от количества правильных ответов и скорости прохождения этапа. Победители каждой «тройки$» встречаются на третьем этапе игры.

Задания третьего этапа составляют вопросы, предполагающие полное и точное знание известных фактов из жизни великих композиторов, умение произнести дословно знаменитые «крылатые» фразы. Все участники третьего этапа получают памятные подарки.

Абсолютный победитель игры награждается ценным подарком и памятной медалью «Маэстро вдохновение».

Необходимые материалы:

  • Наличие учебно-игровой аудитории с количес$твом 30-40 посадочных мест для игроков.

  • Наличие трёх цветных дорожек для прохождения второго этапа.

  • Портреты известных композиторов для оформления игрового зала.

  • Аудиозапис$и классических музыкальных композиций для создания эмоциональной атмосферы игры.

  • Призы для поощрения и награждения участников.

  • Памятная медаль «Маэстро вдохновение».

  • Возможно наличие элементов исторических костюмо$в для театрализации игровых ситуаций (платки, цилиндры, парики, шляпы, накидки и др.)

Конкурсные задания и ответы для игры «Эта классная классика$»

Тема: история мировой музыкальной культуры.

Европейская и русская музыка XVIIIXIXв.в.

I этап. Разминка-попурри.

  1. Странный причудливый стиль в искусстве (Барокко).

  2. Инструментальный жанр, в котором как бы соревнуются солист и оркестр (концерт).

  3. Имя самого знаменитого цирюльника (Фигаро).

  4. Весенний цветок – детское прозвище М.И.Глинки (мимоза).

  5. Порядковый номер симфонии В.А.Моцарта gmoll (№40).

  6. Роман Ж$.Санд, в котором И. Гайдн выведен одним из эпизодических персонажей («Консуэло»).

  7. Поминальная месса (Реквием).

  8. Много равноправных гол$осов (полифония).

  9. Старший из «Венских классиков» (Гайдн).

  10. Знаменитое название сонаты для фортепиано №14 Л.В.Бетховена («Лунная»).

  11. Эфиопская принцесса – героиня одноимённой оперы Дж.Верди (Аида).

  12. Композитор – «певец фортепиано» (Ф.Шопен).

  13. Птичка, «выпорхнувшая» их тюремной клетки («Соловей» А.Алябьева).

  14. Сколько лет героине юношеского романса А.Даргомыжского (16).

  15. Национальность Дж.Россини (итальянец).

  16. Скрипач, «продавший» душу дьяв$олу (Н.Паганини).

  17. Что «говорят» первые 4 ноты симфонии №5 Л.В.Бетховена (так судьба стучится в дверь).

  18. Город, в котором родился В.А. Моцарт (Зальцбург).

  19. Любимый инструмент И.С.Баха$ (орган).

  20. Эпиграф Ф.Листа к «Революционному» этюду Ф. Шопена («Пушки, прикрытые цветами»)

  21. Испанская цыганка, главная героиня оперы Ж.Бизе (Кармен)

  22. Научное кредо композитора А.П.Бородина (химик).

  23. $Сказочная опера М.И. Глинки («Руслан и Людмила»)

  24. Любимый цветок П.И.Чайковского (ландыш).

  25. Знаменитая писательница, подруга Ф.Шопена (Ж. Санд)

  26. Переходный стиль от Барокко к Классицизму (Галантный).

  27. Учитель музыки английских королей (Г.Ф.Гендель).

  28. Литературная подоплёка в произведениях композиторов-романтиков одним словом (программность).

  29. Монументальное произведение для хора, солистов, оркестра, часто на библейские сюжеты (оратория).

  30. Группу каких инструментов ввели в оркестр Венск$ие классики (деревянные духовые).

  31. Родоначальник программной симфонии (Г.Берлиоз).

  1. Этап. Ролевые ситуации.

    1. вы – образованный музыкант, гостящий в дворянском доме. $Старая нянька,, войдя в гостиную, продолжает ворчать в сердцах: «Понаехали тут из-за границы «мусью» всякие, слов разных новых напридумывали. То барышни песни с девками в хороводе распевали, а теперь и сл$ова по – русски не скажут. А по мне, так всё одно: что песня, что … слово какое-то, никак не запоминается, а звучит красиво.» Какое слово не может вспомнить старая нянька?

Ответ: Слово «романс» действительно было завезено в Россию приезжавшими на гастроли музыкантами, а также гувернёрами, нанимавшимися в дворянские дома. В переводе означает «песня на романском наречии». ранний русский романс по существу $является бытовой песней, исполняемой под аккомпанемент фортепиано или гитары.

  1. Вы – известная певица, которая только что спела в концерте романс «Красный сарафан». Молодой автор робко спрашивает Вас: «Понравилась ли Вам эта вещь?». Ваш $ответ?

Ответ: «Эта вещь никогда не износится и не выйдет из моды».

Автор – А.Варламов

  1. Вечер накануне именин в дворянской усадьбе. Хлопочет бабушка Фёкла Александровна. здесь же суетится дядюшка.

— Ну, вроде бы всё готово. Умаялся касатик мой. Спи$т сердешный. А закрыта ли форточка? упаси

Боже, сквознячок?

— Матушка, Фёкла Александровна, ну совсем занежили внучонка, он у Вас «мимозой» вырастет.

Лучше поглядите, какой я подарок племяннику приготовил: книжка – чудо, как раз ему

понравится.

— Ну я тоже угожу. Он это страсть как любит. Ох и замаялись мамки-няньки та$зы медные у

мальчонки отнимать – тарарам на весь дом, хоть святых выноси.

Вопрос: Что в коробке? Где и чьи именины справляют в усадьбе? О чём книжка?

Ответ: Село Новоспасское. Празднование именин юного Глинки. Книга о путешествиях и дальних странах. В коробке – набор серебряных колокольчиков.

  1. Беседуют два помещика-крепостника, страстные меломаны.

— Гов$орят, что у тебя оркестр какой-то необычный, симфонии Гайдновские разыгрывает, вся Европа удивляется: никому в голову раньше не приходило эти вещицы за музыкальные инструменты считать.

— А ты, брат Орлов, говорят какого-то крепостного музыканта в своём доме вместе со своими сыновьями обучаешь?

Ответы: Роговой оркестр состоял из множества охотничьих рожков, каждый из которых мог издавать только один звук.

В имении графа Орлова жил крепостной музыкант А.Л.Гурилёв

  1. Беседуют два жителя Петербур$га:

— Вон, гляди-ка, опять тройки по Владимирке «несчастненьких» повезли, тех, что против царя на Сенатской площади бунтовали.

— А этот не из них будет. Сочинителя какого-то везут. Его романс, в тюрьме написанный весь Петербург распевает. Как его имя-то, запамятовал?

$Ответ: Композитор А.Алябьев был заключён в тюрьму по обвинению в убийстве.

там он написал свой знаменитый романс «Соловей», который ещё называли

«птичкой, выпорхнувшей из тюремной клетки».

$

  1. Вы – известный музыкальный и литературный критик В.В.Стасов. Некто, мнящий себя музыковедом, говорит Вам: «Милостливый государь! Какая-то кучка дилетантов – офицеришка, моряк, медик и иже с ними, смеют называть себя «Новой русской композиторской школой». Не дерзость ли? Что В$ы на это скажете?

Ответ: «Кучка, но Могучая!» — так Стасов впервые даст название кружку молодых музыкантов под управлением М.А.Балакирева. Поначалу музыка не была их единственным занятием: Цезарь Кюи был военным инженером, Н.А.Римский-Корсаков – военным моряком, А.П.Бородин – учёным химиком, М.П.Мусоргский – гвардейским подпрапорщиком.

  1. Вы – отец юного Ф. Шуберта. Учитель музыки говорит Вам о необыкновенной одарённости мальчика, о не$обходимости его дальнейшего профессионального обучения. Что Вы на это скажете?

Ответ: «Гайдном надо родиться, Моцарт, при всём его таланте, умер в нищете, а из Бетховена ещё неизвестно что получится …»

  1. Париж. 1875 год. Диалог в светской гостиной:

— Были ли Вы сегодня на премьере? Говорят, произошёл неслыханный скандал. Опера провалилась с треском, автор – неслыханно дерзок. Главные герои о$перы – … это же просто неприлично.

— Я знаю композитора. Он прекрасный музыкант. Римская премия по окончании консерватории. Оперы – «Арлезианка», «Искатели жемчуга». Его мелодии прекрасны и ярки. Он, наверное, совсем подавлен неудачей. Что же дальше будет?

Ответ: Жоржа Бизе, автора о$перы «Кармен», современники обвиняли в том, что он вывел на сцену в качестве главных героев людей «неблагородного» звания: цыганку, контрабандистов и т.п. Первое представление оперы потерпело фиаско. Автор не смог пережить провала своего любимого детища. Он заболел и вскоре умер.

  1. Переполох на княжеской свадьбе.

— Что $я тебе скажу, сватушка, не больно весёлая получилась свадьба. ох уж эти девки- баловницы, видано ли дело – печальну песню затянули. Быстро оборвали, да князь-то закручинился.

— Не скажи, хозяюшка, я смотре$л за девками, не они эту песню затянули. А кто? Уж больно голос знакомый. Так и слышится: «По камушкам, по жёлту песочку …» там ещё какие-то рыбки …

Вопрос: Как зовут героиню, автор произведения, порода рыбок?

Ответ: А.С.Даргомыжский, опера «Русалка», главная героиня – Наташа, порода рыбок – плотички.

  1. Это произведение – одно из немногих, которое композитор, всегда требовательный к себе человек трудной трагической судьбы, сам считал своей удачей, написано за небывало короткий срок – 2 неде$ли. Посвящено памяти друга – художника. В авторском замысле – это фортепианная сюита из 10 музыкальных картинок, своеобразно воплощающих творение художника.

Вопрос: название и автор музыкального произведения. автор художественных работ, послуживших темой сочинения.

Ответ: М.П.Мусоргский «Кар$тинки с выставки». Художник – В.Гартман

  1. Вы – юноша Й.Гайдн. Несколько лет вы занимаетесь в школе певчих при соборе Св.Стефа$на в Вене. Накануне в школу поступили новые ножницы …

Ответ: Й.Гайдн, не раздумывая, отрежет косицу с парика впереди сидящего товарища. наказание, что последует за этим, несоразмерно проступку: Гайдна немедленно выгонят из школы.

  1. Вы – автор фортепианных миниатюр К.Дебюсси. Вас спрашивают: «Милостливый государь, говорят вы какие-то названия даёте своим прелюдиям необычные, просто не музыка, а картины живописные. Как этот стиль то называется?»

Ответ: К.Дебюсси работал в стиле «импрессионизм» $(впечатление). Примеры его прелюдий: «Лунный свет», «Девушка с волосами цвета льна», «Затонувший собор».

$

  1. этап. Чья это жизнь?

    1. У него не было спокойной старости Й.Гайдна, счастливого детства В.Моцарта. Ещё в юности людям, жалевшим его, он говорил: «Вы обо мне ещё услышите!» В зрелости, поссорившись со своим покровителем князем Лихновским, он скажет: «Князь! Тем, что Вы – князь, вы обязаны своему рождению …»

Ответ: продолжение фразы : « … князей было, есть и будет $тысячи, а Бетховен – только один!»

$

  1. Он умирал мучительно. Просил у Бога не жизни уже, а только лёгкой смерти. Все парижские дамы считали своим долгом упасть в обморок у его постели. Его последней волей было любым способом, хотя бы после смерти, попасть в свою родную Польшу. И сестра Людовика выполнит это желание.

Ответ: Сестра увезёт в Варшаву помещённое в специальный сосуд сердце Ф.Шопена. оно хранится в с$оборе Св.Креста.

  1. Тридцатилетний композитор вместе с такими же молодыми друзьями после похорон великого Бетховена зашли в ближайший кабачок. Первый тост они подняли за великого усопшего, ведь Бетховен был их кумиром. Формулировка следующ$его тоста была, честно говоря, жутковатой. Но друзья были молоды и не восприняли этот тост трагически, а он оказался пророческим.

Ответ: Тост звучал так: «За того, кто уйдёт вслед за ним». К сожалению,

Ф.Шуберт умрёт не дожив до 31 года, менее, чем через год после этой встречи

Список используемой литерат$уры

  1. Белоусова С.С. Романтизм РОСМЭН. М., 2002.

  2. Енукидзе Н.И. Русская музыка конца XIX — начала XX века. РОСМЭН. М., 2002.

  3. Ивановский Ю.А. Занимательная музыка. Феникс. Ростов-на-Дону. 2002.

  4. Кирнарская Д.К. Классицизм. РОСМЭН. М., 2002.

  5. Мархасёв Л. Любимые и другие. Детская литература. Л., 1978.

  6. Михеева.Л. Музыкальный словарь в рассказах. Советский композитор. М., 1988.

  7. Музыка и ты. Альманах для школьников. Советский комп$озитор. М., 1990.

  8. Тихонова А.И. Возрождение и барокко. РОСМЭН. М., 2003.

  9. Экерт Я. 500 музыкальных загадок. Советский композитор. М., 1972.

Post Comment