Урок музыки по теме: ««Личные песни» народов крайнего севера»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего (полного) общего образования с.Кепервеем»

$Урок музыки

«Личные песни» народов крайнего севера»

(начальная школа)

Н.И.Филиппова

учитель музыки

2012 г.

$Тема: «Личные» песни народов Крайнего Севера»

Цель: познакомить учащихся с традициями индивидуального песне творчества.

Задачи: 1$. Знать жанры песенного творчества народов Крайнего севера;

2.Развитие творческой личности;

3.Воспитание эстетических и патриотических чувств;

$4.Развитие музыкальных способностей;

5.Воспитание любви к народной музыке.

Музыкальный, дидактический материал: бубен, аудиоматериал, рисунки, презентация, «музыкальные инструменты чукчей».

Ход урока

Начать урок со звучания народной песни и со звучания бубна.
Учитель:$Ребята! мы с вами изучали народную музыку украинского, белорусского, кавказского народов. Мы с вами разобрались, что музыкальный язык народов зависит от климата, природы, рельефа и от литературного языка. А сегодня мы с вами попробуем разобраться в песенных жанрах народов Севера и познакомимся с ударным инструментом — бубном.

$В начале урока вы слышали звучание музыкального ударного инструмента.

Вопросы: Как называется этот инструмент на чукотском языке? Слышали ли вы этот инструмент раньше и где?

Учитель: У коренных народов Севера, живущих в тундре и на побережье главным инструментом является бубен (ярар). Он и символ музыки, и символ Солнца. Земли. У народов Севера есть «три священные вещи: олень, огниво и бубен» Олень и огниво — несёт в себе жизнь. Бубен — внутренний мир человека.

$Все свои чувства человек передаёт через звучание бубна. Бубны бывают различных размеров: мужской бубен большой и с ручкой, женский меньше по размеру и без ручки.

Игра «Белый шаман»

Цель: развивать ритмическую память.

Ход игры:

Дети стоят в кругу ( можно за партами), учитель выстукивает на бубне по очереди каждому ученику разные ритмические рисунки, которые нужно точно повторить, кто не справляется с заданием, выходит из игры. Победитель становится белым шаманом (предложить ребятам быть шаманом).

$Учитель: Ребята! Я не случайно начала объяснять тему урока с

инструмента бубна. Ведь бубен сопровождает все песни и танцы народов Севера. Без этого инструмента трудно представить музыкальное творчество коренных народов Севера. Здесь на Чукотке распространена традиция индивидуального песнетворчества. Песенных жанров много — это «личные» песни, их ещё называют песни — обереги, наигрыши, $песни — танцы (с элементами пантомимы) шаманские песни — заклинания, песни — дарения, гостевые песни ( когда хозяин сочиняет песню гостю).Рассмотрим один из жанров песенного творчества «личные» песни — обереги.

Каждый человек должен иметь дет$скую, взрослую и предсмертную песню. В детской личной песне родители желают, ребёнку вырасти и стать хорошим оленеводом, охотником, рыбаком — если это мальчик. Девочке желают стать искусной мастерицей, работящей хозяйкой.

$Взрослая личная песня сочиняется взрослым человеком и с годами обновляется. Предсмертная личная песня, когда человек подводит итог всей

жизни. А сейчас я вас познакомлю с человеком, который знает много песен, любит их петь, и является хранителем народного песенного творчества Крайнего Севера. Это Омкыргин Павел Иванович. Он работал оленеводом в Айонской тундре. По$слушайте песни в исполнении Павла Ивановича.

Песни:

А мы ребята вместо физкультминутки будем исполнять под пение чукотские танцевальные движения.

Учитель: В чукотском фольклоре если кто — то поёт чужую личную песню, то для автора это считается почётом: «он запел мою песню — значит, он меня уважает». А в эвенкийском фольклоре на такое обижаются: «он запел мою песню — он меня дразнит». Тексты песен разнообразные. В личных песнях люди пели о жизни, о том, что окружает человека, о своих чувствах. А сейчас мы поработаем над чукотской песней «ТАТАКАЙ» Распевание на припеве песни.

Работа над музыкальным и литературным текстом, (дать ученикам подыграть на бубне).

$ Итог урока: Ребята сегодня мы познакомились с жанрами песенного творчества народов Крайнего Севера. Мы узнали, что у этих народов есть личные песни — обереги, которые сопровождают и охраняют человека всё жизнь.

Домашнее задание: $

1.Сочинить свою личную песню.

2. Оформить свою песню в виде открытки или книжечки.

Post Comment