ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА в начальной школе на тему: «Школьный ранец» 1 класс

Майское общеобразовательное учреждение

$ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

на тему: «Школьный ранец»

Выполнила ученица 1 «А» класса

ГУРОВА МАРИЯ

Руководитель:

КУЗНЕЦОВА Ольга Ивановна

$

п. Майский, 2012

Введение

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

$Да нельзя, я – школьный …Ранец.

Закончился детский сад и мы с мамой начали готовиться в первый класс. Когда дело дошло до выбора ранца, у нас сразу встал вопрос какой ранец лучше выбрать (какая должна быть ортопедическая спинка, высота ранца, вес).

Когда я пошла в школу и начала общаться с ребятами в классе и школе, то я заме$тила, что ранцы у нас самые разные: рюкзаки, портфели, сумки. Некоторые ребята не знают как называется их портфель. Вот я и решила провести свое исследование и узнать какие ранцы приобрели ученики нашей школы в этом учебном году и правильный ли выбор они сделали.

Объект исследования: школьный ранец

Цель исследования: Выяснить, соответствует ли выбор ранца и его вес возрасту учащихся и дать рекомендации по приобретению ранцев на следующ$ий учебный год.

Задачи исследования:

  • изучить историю вопроса;

  • узнать, каким должен быть школьный ран$ец;

  • выяснить, какие ранцы приобрели школьники нашей школы в 2012/13 учебном году и почему они выбрали именно их;

  • сравнить вес ранца учащихся;

  • выяснить, носят ли школьники в своём ранце лишние предметы.

Гипотеза

Возможно, что ранцы, выбранные учениками нашей школы и их вес не соответствуют возрасту и вредят здоровью ребят.

Методы исследования:

  • изучение материала по теме с помощью книг и интернет-сайтов;

  • опрос учеников в форме анкетирования и интервью;

  • практическая работа: взвешивание портфелей и сопоставление их веса с весом учеников

$ Для начала моего исследования я обратилась за помощью к маме

На современном этапе актуальной проблемой здоровья у детей стала проблема формирования и сохранения красивой фигуры$ и правильной осанки тела. Эту проблему поднимают не только врачи, но и учителя, она беспокоит самих детей и их родителей. Проблема рассматривается широко на телевидении и в печати. Частично изучается в школе, но я считаю, что этого не достаточно, чтобы знать о том, как сохранить свое здоровье и красивую фигуру на долгие годы.

История вопроса

Прибегнув к помощи энциклопедических словарей я узнала что такое портфель и что такое ранец:

В словаре В.И. Даля «Иллюстрированный толковый словарь русского я$зыка» ранец – жёсткая четырёхугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором (ученический ранец, солдатский ранец).

В словаре С.И. Ожегова «Словарь русского языка» рюкзак – заплечный вещевой мешок с карманами (туристский рюкзак).

ПОРТФЕЛЬ

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома – на замке.

$Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

(Портфель, книги, тетради).

Очень много слов, заимствованных нами из французского языка, начинается с этого порт- : портсигар («сигаронос»), портмоне («деньгонос»), портфель («листонос»).

Слово портфель образов$ано от двух французских: potter – «носить» и feulle – «лист».

Теперь можно догадаться, что портфель назвали так потому, что в нём носят листы бумаги, тетради, книги. А вообще в него можно положить всё что угодно, но от этого название, когда-то данное ему, уже не изменится.

Кстати, все французские слова имеют ударение в конце. Это пришло к нам без изменений, и ни в коем случае нельзя его произносить с ударением на первом слоге – это грубая ошибка.

РАНЕЦ

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог,

Я б такой исполнил танец!

Да нельзя, я – школьный … Ранец

$ Мы привыкли считать ранец чисто школьным предметом, а его вместе с названием занесли к нам как «заплечный походный мешок» — Ranzen наемные немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Лет через 150—200 слово перешло на ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), также носимую на спине.

Главное отличие ранца – это фиксированная спинка, которая поддерживает спину ребёнка во время нагрузки в прямом состоянии. А это очень важно для предотвращения развития искривления неокрепшего детского позвоночника. Врачи не советуют переходить на мягкие рюкзаки раньше четвёртого класса.

$Врачи – травматологи одной из детских больниц сделали анализ обращения детей в травмпункт. Оказалось, что 23% травм были получены, когда дети носили, поднимали или снимали ранец. По мнению учёных, это означает, что нужно грамотно выбрать ранец и научиться регулировать вес ранца.

За более подробной информацией я обратилась к специалистам узнать как наш школьный ранец влияет на осанку

Специалисты в один голос утверждают: носить школьные принадлежности лучше $в рюкзаке или ранце. Сумка или портфель дают ассиметричную нагрузку на позвоночник и формируют у ребёнка неправильную осанку. В этом возрасте формируется скелет, и малейшие оплошности позднее испра$вить будет практически невозможно.

Новорожденный ребенок рождается с совершенно ровным позвоночником. В процессе жизни начинают появляться изгибы. Изгибы вперед называются лордозы (их 2 – шейный и поясничный), изгибы назад называются кифозы (их тоже 2 – грудной и крестцовый). Когда маленький ребенок научиться сам держать голову (3 месяца) – появляется первый изгиб – шейный лордоз. Когда научиться сидеть (6 месяцев) – появляется грудной кифоз. Когда научиться ходить (к 1 году) – поясничный лордоз, а когда прыгать, бегать и совершать сложные движения – крестцовый кифоз. Поэтому у первоклассников все нормальные изгибы, конечно, есть, но они не зафиксированы и не прочные, поэтому любые нарушения: неправильная мебель, обувь, одежда могут эти изгибы сделать неправильными.

Одной из причин формирования неправильной осанки является наш школьный ранец. Министерство образован$ия нашего государства создаёт новые правила, разрабатывает новые методики, но никогда не занимается исследованиями по физическим нагрузкам. Вес школьных ранцев часто является непосильной ношей для неокрепших детских плеч.

Извечный вопрос школьной системы: «Сколько должен весить школьный ранец?»

На этот вопрос взрослые отвечают обычно себе сами, определяя вес рюкзака на вскидку. Если ребёнок не скорчился, поднимая его с пола, а взрослый человек поднял его как пушинку – ещё не значит, что вес школьно$го портфеля приемлем для ребёнка.

Мне хотелось выяснить, как простой школьный ранец влияет на здоровье детей и на формирование красивой фигуры и правильной осанки.

Для своих исследований я взяла учеников первых классов, с которыми я вместе пошла в первый класс, и которые так же, как и я выбирали себе ранцы в школу. В на$шей школе 4 первых класса (два класса – гимназия, два класса – школа России). Я проверила умение пользоваться ранцем и соответствие веса ранца и его содержимого по норме согласно возрасту ребёнка.

В одной из телепередач рассказывалось о правильном выборе школьного ранца и это рассуждение я решила отразить в своем исследовании

Прежде чем купит$ь ранец, положите в него что-нибудь и примерьте его на ребенка. Ранец должен плотно прилегать к спине и не давить на бедра. Ребенку должно быть удобно в ранце, он ни в коем случае не должен тянуть ему спину, а ремни не должны врезаться и давить. Они должны быть не менее 8 см шириной. Неправильно подобранные ремни могут передавливать нервные окончания на плечах и руках и вызывать их онемение.

По размеру ширина ранца не должна быть больше ширины спины ребенка. Что касается длины, то ранец не должен быть выше уровня плеч ребенка и$ ниже линии бедер.

Ученикам первых классов лучше приобрести рюкзак со специальной ортопедической спинкой.

Хорошо, если на ранце есть светоотражающие элементы. Очень удобно, если в ранце будет много отделений: пара больших — для учебников и тетрадей, и несколько мелких карманов — для кошелька, очков и т.д. В этом случае ученику будет проще содержать свой ранец в порядке. Это позволит более равномерно распределить нагрузку. Вес пустого ранца для учащихс$я начальных классов должен быть не более 600 г (Санитарные правила и нормы 2.4. 16-26 – 2005 «Гигиенические требования к ранцам, рюкзакам, портфелям ученическим»), а нагруженного тетрадками и книжками до двух килограммов.

За дальнейшей помощью я обратилась к сети интернет

По статистике ВОЗ, если среди первоклассников 78-80% малышей имею$т проблемы с осанкой, то к окончанию школы это число вырастает до 97%. Для школьника рекомендуется специальный ученический ранец.

Нельзя заменять его сумкой, портфелем, дипломатом или столь модным сегодня рюкзаком с одной лямкой, который носится на одном плече. Желательно приобрести ранец с двумя лямками и поясом на талии. Ведь именно в период начальной школы позвоночник ребёнка особенно восприимчив ко всяким ненормированным нагрузкам.

Американские врачи, проводившие исследования в начальных и средних классах, пришли к выводу, что вес портфеля не должен превышать 10% массы тела ребёнка. Если ребёнок, допустим, весит 27 кг, то вес ранца с содержимым не должен быть больше 2,7 кг! В противном случае, ребёнок будет страда$ть от болей в спине, испортит осанку и походку.

Опыт показывает, что собирая учебники, тетрадки и другие школьные принадлежности для оче$редного учебного дня, ребенок забывает выложить из ранца принадлежности, которые были необходимы для учебного дня предыдущего; в конце концов, ранец становится для него почти что неподъемным — ребенок носит в школу практически все учебники и тетрадки, что у него есть.

Заглядывая в будущее хочется сказать, что компьютерная ассоциация TCA из Тайваня создала группу, цель которой способствовать распространению в стране и за рубежом электронных школьных ранцев — компьютеров, которые должны объединить в себе школьные учебники, тетради, днев$ники и все другое, необходимое школьнику для учебы. Многие эксперты, и не только на Тайване, предсказывают, что эти устройства постепенно заменят традиционные печатные книги. Их преимущества не столько в малом весе (10-дюймовый планшетный ПК имеет массу чуть больше 1 кг), но и в том, что переход на них создаст новую, с несравнимо большими возможностями среду обучения. Кроме того, что в таком компьютере можно хранить несколько десятков учебников с картинками, учителя могут централизованно проверять выполненные на них работы и раздавать материалы и домашние задания или, используя электронные доски, передавать свои лекции. Да и сами ученики смогут легко и быстро обмениваться между собой любой сохраненной в «рюкзаке» информацией (учитывая это, задания им придется давать только индивидуальные).

Мои исследования

Понаблюдав за шк$ольниками мне стало ясно, что не все ученики правильно выбрали для себя школьный ранец.

Чтобы выяснить, какой портфель приобрели школьники в 2012-2013 учебном году, мы провели анкетирование среди первоклашек. В опросе приняли участие: ученики 1 «А» — 25, 1 «Б» — 26, 1 «В» — 26, 1 «Г» — 26.

На первом этапе исследования мы выясним кто из ребят приобрел портфель, кто ранец:

На вопрос анкеты: «Какой портфель вы купили на 2012-2013 учебный год?» получили следующие ответы:

классы

$

всего

ранцы$

портфель

сумки

1 «А»

25

21

4

1 «Б»

26

$

20

6$

1 «В»

26

21

5

1 «Г»

$

26

22

$

4

Всего учащихся

103

84

$

19

Вывод: Отсюда можно сделать следующие выводы, что в основном ученики первых классов отдали предпочтение ранцам.

На вопрос анкеты: « Почему вы выбрали именно этот портфель?» — получили следующие ответы:

Ответ

Кол-во учеников

$вместительный

28

удобный

31

понравился

14

$

красивый

10

отличается от всех

5

$

родственники подарили

2

не знаю

13

Всего

$

103

Вывод: из этого следует, что на первом месте у учеников удобный портфель, на втором – вместительный, на третьем – понравился.

Следующим этапом моей работы было взвешивание ранцев, я это делала на весах «безмен».

$ Вес портфелей

кг

$

$

$

1 «А»

1 «Б»

1 «В»

1 «Г»

1-2 кг

7

11

$6

5

2-3 кг

15

10

17

15

3-4 кг

3

$5

3

6

Всего

25

26

26

26

Вывод: Вес ранцев моих одноклассников был от 1кг до 4кг.

При сравнении веса ранцев с массой тела детей сразу видно, что вес ранцев превышает 10% веса ребенка. А это серьезное нарушение, которое приводит к изменению изгибов по$звоночника и нарушением осанки.

Когда мы начали изучать и анализировать содержимое ранцев, то выяснилось, что почти все дети носят в ранцах много лишнего, это:

  1. Учебники и тетради, которые не нужны в этот день.

  2. Блокноты, маленькие игрушки, сотовые телефоны.

  3. Печенье, яблоки, кружки и т.д.

Когда мы взвесили эти «лишние вещи», $то оказалось, что они составили от 300 гр до 1кг 200 гр.

Выводы

Гипотеза, которую мы выдвинули, подтвердилась, хотя и не полностью, так как вес портфелей учащихся первых классов превышает норму (2-4кг), которую рекомендуют врачи.

В ходе исследования мы убедились, что при выборе портфеля не все учащиеся первых классов задумывались над тем, что он будет отрицательно влиять на их здоровье. Прежде всего, им хотелось купить вместительный портфель. Или тот, который понравился. Только часть ребят подумала о том, что их портфель должен быть удобным. А вот родители и ученики более отв$етственно подошли к выбору портфеля и приобрели ранцы и рюкзаки.

Чтобы ещё и вес портфелей соответствовал возрасту учащихся, нужно убирать из портфеля все ненужные вещи и книги и почаще наводить в портфеле порядок. Наше здоровье зависит от нас самих.

Мы считаем, что цел$и, которые мы поставили перед началом работы, достигнуты и задачи выполнены. Наша работа может быть использована как рекомендации родителям и ученикам при выборе портфеля на следующий учебный год.

$

Портфель будущего

Всё в мире меняется и совершенствуется. Уже сегодня школьники обучаются по новым программам, которые наце$лены на развитие личностных качеств учеников. Я считаю, что школьный портфель тоже не должен отставать от прогресса.

Школьный портфель, во– первых, должен быть безопасным как для учеников, так и для окружающих. Он должен быть сделан из лёгких гигиенических материалов и оснащён специальными сигналами.

Световой сигнал предупреждает об избыточной массе портфеля. Если п$ри вскидке масса портфеля превышает норму, то предупредит об этом сигнальная лампочка.

Звуковой сигнал сообщает ученику о неправильной осанке при ношении портфеля. Если ученик скривил позвоночник – тут же срабатывает звуковое предупреждение, требующее распрямиться.

Следующий сигнал находится на внешней стороне портфеля в виде вставки, которая светится. Это для того, чтобы водители автотранспорта увидели пешехода – ученика даже в тёмное время суток.

Во-вторых, школьный портфель должен быть удобным по форме: в виде ранца – папки, раскладывающегося влево, вправо, вниз: то есть должен состоять из четырёх отделов. Разные отделы нужны для того, чтобы правильно раскладывать вещи для удобного пользования.

В первом отделе будут находиться учебники, словари, справочники, энциклопедии, но не в печатном варианте, а на электронных носителях. Это очень удобно – не придётся носить тяжести в виде больших книг.

Во втором отделе портфель $будет иметь в себе калькулятор, сотовый телефон, часы, электронный дневник, из которого портфель будет выдавать информацию об успеваемости, оценках, общественных делах, домашних заданиях.

В следующем отделе будут находиться всего несколько тетрадей, карандаши, ручки, линейки и прочие мелкие школьные вещи.

В последнем отделе будет находиться облегчённая спортивная форма для ежедневных спортивных занятий по интересам.

$В-третьих, портфель будущего – это красивый по дизайну, современный и привлекательный предмет. Он должен быть оснащён специальными ремнями для ношения за спиной. Важно, чтобы в портфеле были удобные и прочные замки, иначе вещи могут просто выпасть из него.

Таким образом, портфель будущего – это надёжный, практичный, у$добный помощник эрудированного ученика. Жаль, что сейчас ещё нет такого супер– портфеля. Но я надеюсь, что ещё успею походить с ним в школу.

Список литературы

  1. Даль ВИ. Иллюстрированная энциклопедия русского языка. М: — «Русский язык», 1990г.

  2. Даль ВИ. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. М.; «Эксимо», 2007г.

  3. Ожегов СИ. Словарь русского языка. М: — «Русский язык» 1990г.

  4. $ «Правда о школьном портфеле». Статья в Интернете: сайт http://yandex.ru/yandsearch?p=6&text.

Post Comment