Классный час для 1 класса по теме «Помоги зимующим птицам»

Классный час

по теме$

«Помоги зимующим

птицам»

Материал подготовила и провела

в 1 «К» классе,

МОУ сош №24

Учитель: Семёнова Елена Васильевна

Г. Комсомольск-на-Амуре

2012-2013 учебный год

Классный час на тему

« «Помоги зимующим птицам»!

Цели:

$1.Воспитывать любовь и сочувствие к голодающим и

замерзающим зимой птицам. Научить проявлять заботу

о них.

2. Расширить знания детей о птицах.

Задачи:

Образовательные:

1.Формирование экологического представления детей об

окружающем мире.

$2. Закрепить и обобщить представление детей о

сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии.

3. Обобщить и расширить представления детей о

зимующих птицах Хабаровского края. .

Воспитательные:

Воспитывать и развивать единую экологическую задачу:

П$омочь осознать главные этические законы жизни

человека – любви, добра. Красоты, справедливости к

окружающему миру.

Развивающие:

Развивать у детей потребность общения с природой и

окружающим миром.

Развивать в детях ответственность за "братьев

наших меньших".

Оборудование:

Фонограмма с голосами птиц.

$ Рисунки, сочинения детей о зимующих птицах .

Иллюстративный материал о птицах: открытки, фотографии,

рисунки, плакаты.

Раздаточный материал для групп:

  1. Загадки о птицах, памятки "Как устроить кормушку",- строительный

материал для кормушек: коробки, бутылки, упаковки, проволока, скотч.

- карточки с названиями "угощений" для птиц.

2. . Готовые кормушки для демонстрации, рисунки эскизов различных

кормушек.

  1. Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овёс, хлеб, семечки, сало,

рябина, семена растений и др.

  1. $Листы ватмана, фломастеры, шаблоны птиц, варианты подписей к

плакатам (Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц

зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!), клей, ножницы, цветная бумага –

для изготовления плакатов.

Ход занятия:

Организация учащихся.

Детям предлагается зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Ведущий: Ребята, что вы представили сейчас? (выслушиваются

мнения детей).

В какое время года можно услышать голоса пти$ц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное

Пение птиц?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

Учёный- орнитолог: Зимой птицам не до песен. Однако в

$январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале –

большой синицы. А вот птичью песню подо льдом вряд ли

кому удавалось услышать. А поёт её оляпка – водяной

воробей. Зимует она в пустотах подо льдом, попадая

туда через прорубь. Ешь, сколько хочешь – на дне жуков

сколько угодно! Чего бы оляпке не запеть!

Оляпка – птичка-водолаз,

И этим удивляет нас.

По дну реки заправски ходит

И много корма там находит.

Оляпка очень осторожна

И подойти к ней невозможно!

Чуть звук какой раздаётся-

Птичка тотчас окунётся$.

Ведущий$: Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.

Особенно когда после оттепелей наступают морозы и

деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег

покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает

укрытия, где прячутся личинки насекомых.

Птицам. Даже таким проворным и шустрым, как поползень, приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв.

Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц,

так и не дождавшись весны, гибнут.

"Как птице перезимовать?" К Мухаммади

(читают ученики)

$Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождём, и в холода

$ На ветках сидя спят.

Ведущий: Но кто же им даёт приют, когда снега везде метут?

Бывают птицы разными:

          • Одни боятся вьюг

          • И улетают на зиму

          • На добрый, тёплый юг.

          • Другие - те народ иной:

          • В мороз над лесом кружат.

          • Для них разлука с родиной

          • Страшнее лютой стужи

          • К их перышкам взъерошенным

          • Не пристают снежинки,

          • Они и под порошами

          • Резвятся для разминки.

          • Но если долго снег идёт$

          • И долго длимся вьюга,

          • Тогда, друзья, приходится

          • Пичугам нашим туго.

          • Сугробами засыпаны

          • Буг$ры, дворы, дорожки.

          • Не могут пташки отыскать

          • Ни зёрнышка, ни крошки.

          • И вот летают всё слабей

          • Ворона, голубь, воробей.

          • Скорей на помощь, дети!

          • Вот в этот самый трудный час

          • Спасенья птицы ждут от нас.

          • Кормите их! Согрейте!

          • Повесьте домик на суку!

          • Рассыпьте крошки на снегу,

          • А то и манной кашки…

          • И оживут бедняжки!

          • По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!"$

Ведущий: Вы, ребята, наверно, уже догадались, что

наш классный час сегодня будет посвящён птицам :

как помочь им пережить трудное зимнее время?.

Сейчас мы разделимся на группы: "Синички", "Воробьи",

$"Сороки-белобоки" (дети берут бумажки с написанными и

перевёрнутыми словами: "Синь-синь", "Чив-чив", "Тыр-тыр-тыр"

закрывают глаза и по звуку находят друг друга, делятся на

команды). Выбор командиров групп.

Сегодня, ребята, вы должны будете выполнить несколько заданий.

задание: РАЗГАДАТЬ ЗАГАДКИ!

Ведущий:

Ищет целый день он крошки,

Ест букашек, червячков.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает. (воробей)

Ученик "Воробей" Николай Рубцов

$Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зёрнышком бедным

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

Учёный- орнитолог:

На мою кормушку за окном прилетают одни воробьи.

$По воробьям я узнаю температуру. Если воробьи на

кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло

на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут

уж береги уши и нос! Я давно заметила: если ударит

мороз – воробьи сразу взъерошиваются. А для чего, не

пойму. Мож$ет, вы, ребята, объясните причину такому

явлению? (Так воробьям теплее: вокруг тела

увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло)

Ведущий:

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. (Клесты)

Клёст

Удивительная птичка – клюв крестом,

$ Называется клестом.

Клювом шишки расщепляет,

Кормит досыта птенцов.

А гнездо – пуховый домик,

И зимою в нем тепло.

Только б были шишки-

Вырастут малышки.

Учёный- орнитолог:

Самцы у клестов – красные. А самочки – зеленоватые. А вы знаете,

что у птенцов клеста клюв совсем прямой, $а у родителей загнут

крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под

твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы.

А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек:

в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.

  1. Ведущий: Как только не говорят об этой птице: и глупаи лохматая,

  2. и неуклюжая, и воровка! И за что? (ворона)

Учёный-орнитолог:

Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона,

то знайте, что ворон – чёрный, а ворона – серая.

Ведущий:

Зимой на ветках яблоки!$

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Ученик:

Сорок градусов мороза,

Всё вокруг белым-бело.

Сел снегирь на ветвь берёзы –

Красногрудому тепло.

Стойкий, стужам неподвластный,

Песней славит он зарю.

Знать недаром галстук красный

Дан с рожденья снегирю.

Ведущий:

Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам:

$

Вверх и вниз и тут и там?

Кто мелькает целый день?

Это птица…$(Поползень)

Ученик:

Голубая спинка,

Рыженький бочок.

По стволу осинки,

За скачком скачок.

Поползень вертлявый

Скачет вверх и вниз.

В ствол залез дырявый,

Клювом вниз повис.

Свистнул: Эй вы, дятлы!

Клювом вниз скачу…

Вам такое вряд ли,

Дятлам, по плечу!

Ведущий:

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

$Ученик.

Дятел

В яркой шапке пёстрый дятел,

Корольков, синиц приятель,

Барабанит в мёрзлый ствол:

- Приглашаю всех за стол!

Подбирайте меж соринок

Кто жуков, а кто личинок –

Клад разведан под корой,

Начинаем пир горой!

Продолбил гнилушку дятел –

А в дупле тепло, как в хате,$

Пусть снаружи – холод, снег,

Есть продрогшему ночлег.

Учёный- орнитолог:

Чаще всего в наших лесах встречается большой пёстрый

дятел, или дятел обыкновенный. Вы знаете, что за один день

дятел может уничтожить 800-900 короедов или 50 майских жуков!

А как дятел спит в своём гнезде – в дупле? Зацепившись когтями

за ствол и сидя на хвосте.

Ведущий$:

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Ученик:

Синяя синица! Розовый снегирь!

Отчего мне снится весь в снегу пустырь?

И на скользком насте трепет птичьих крыл?

$Будто я в ненастье птиц рукой прикрыл…

Пуховой комочек, слышен сердца стук.

А лететь не хочет из горячих рук.

Быль – она вернее всяких небылиц:

$С голода ручнеют стайки зимних птиц.

Ученый-орнитолог:

Сейчас мы немножко отдохнём и проведём игру "Будь

внимательным". Если эта птица зимует у нас, в Хабаровском крае,

вы должны замахать руками, как крыльями, а если птица

улетает на юг, то вы должны тихо сидеть.

2 задание: Изготовление кормушек

Ведущий: На уроках технологии мы с вами думали, как сделать

кормушку для птиц, рисовали различные кормушки. Дома вы

$посоветовались со своими родителями. А сейчас я предлагаю вам

внимательно прочитать памятку "Как устроить кормушку для птиц" и

приступить к работе!

Главное условие совместной работы: работать дружно, согласованно.

В конце работы вы должны будете защитить своё изделие.

(Самостоятельная работа в группах с последующей защитой )

Эти кормушки после классного часа пусть ребята повесят около школы.

3 задание: Угощение для птиц

$Детям предлагается из карточек со словами выбрать то, что можно

положить в кормушку, чтобы не навредить их здоровью. Можно

предложить дописать список самим.

Рябина.

Макароны

Семечки.

Ржаной хлеб.

Белый хлеб

Шоколадные конфеты

Яблоко

Пшено (крупа)

Гречневая каша

Сало соленое

Кусочки сырого мяса и др.

Проверка задания: с блюда с "угощениями "для птиц выбираются

$полезные и вредные продукты.

Ведущий: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома,

у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой

столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за

ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно,

птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас

$ и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) .

Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете

относиться ко всему живому.

Ученик:

Покормите птиц зимой, пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой, стайки на крыльцо.

Не богаты их корма – гость одна нужна.

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

$Сколько гибнет их – не счесть!

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть и для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз - к своему окну

Чтоб без песен не пришлось нам встречать весну

4 задание: Рисуем рисунки.(листовки$)

Учёный-орнитолог: Молодцы, ребята, хорошее дело вы затеяли.

Вот только вот о чём я подумала: в вашем классе только 27 человек

. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет

ухаживать за ней – всё равно этого мало. А если вы эти рисунки

развесите на дверях подъездов своего дома? На рисунке

напишем : «Птицы – наши друзья! Сделаем для них

кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой!

Помогите птицам!»

Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними

и взрослые.

Работа в группах. Дети вывешивают свои рисунки на доске.

Исполняется песня:

Если б только- только- только

Если б только на планете

$Если б только все земляне

Всё живое берегли.

То, возможно-можно-можно,

То, наверно-верно-верно,

Книги Красной точно-точно

Никогда б не завели.

Припев: А-а! Здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а! Здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а! Крокодилы! Бегемоты!$

А-а! Обезьяны! Кашалоты!

А- а! И зелёный попугай! (2 раза)

И пускай у этой речки,

  • И пускай в зелёной роще

И пускай в лесу тенистом

Слышен гомон птичих стай!

Ты запомни-помни-помни,

Что б сберечь природу-надо

Всем на этом белом свете

Ты, как можешь, помоги!

$Припев:

Подведение итогов:

Ведущий: Чем запомнился вам, ребята, наш классный час?

Что вы узнали нового? Что ва$с взволновало?

Учёный-орнитолог:

Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что

охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего

молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое

зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады

и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть

свои весёлые, звонкие песни. Или своим детям, внукам вы будете

рассказывать об исчезнувших к тому времени птицах, животных,

показывая их чучела и картинки из книг.

Дети читают стихи:

  1. Сергей Есенин "Воробышки"

Поёт зима, аукает, мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.$

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую

Седые облака.

А по двору метелица ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.

Воробышки игривые, как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые, голодные, усталые

И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным

Стучит по ставням свешенным

$И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные под эти вихри снежные

У мёрзлого окна.

И снится им прекрасная, в улыбках солнца ясного

Красавица весна.

2) $Елена Благинина

Морозы жестокие в этом году….

Тревожно за яблоньку в нашем саду.

Тревожно за Жучку в её конуре –

Такой же морозище, как на дворе.

Но больше всего беспокойно за них,

За наших воробышков, галок. Синиц.

Ведь очень уж холодно в воздухе им…

Поможем ли мы беззащитным таким?

Поможем ! Их надо кормить, и тогда

$Им будет легко пережить холода!

Выпустили листовки

«Помоги зимующим

птицам»

Иван и Диана вешают кормушку.

Алексей подк$армливает птиц.

Владислав проверяет свою кормушку.

Птички подлетают к кормушкам

Выставка кормушек в классе.

Post Comment