Классный час для учащихся начальной школы "4 ноября - День народного единства"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

$средняя общеобразовательная школа № 1 им. Ляпидевского

муниципального образования Щербиновский район

станица Старощербиновская

Классный час

для учащихся начальной шк$олы

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 им.Ляпидевского

Максименко Ольга Анатольевна

ЦЕЛЬ: воспитание патриотизма, духовно-нравственных качеств личн$ости,

интереса к историческому прошлому и настоящему России.

ЗАДАЧИ:

познакомить с новыми страницами нашей истории;

подвести детей к пониманию смысла праздника;

воспитывать бережное отношение к окружающим людям.

ОБОРУДОВАНИЕ: электронная презентация, выставка книг об истории

России

$ФОРМА: устный журнал

Ход мероприятия:

Актуализация знаний учащихся о государственных праздниках

Учитель:$ Сегодня, ребята, мы поговорим об одном очень важном государственном празднике, который наша страна отмечает с ноября 2005 года. Чтобы вы догадались, о каком празднике идёт речь, предлагаю вам поработать в группах.

Вам будут предложены карточки с названиями государственных праздников и их датами. Соотнесите даты и их названия.

12 декабря

День Победы

12 июня

$Рождество Христово

4 ноября

Праздник Весны и Труда

23 февраля

День защитника Отечества

9 мая

День независимости России

$

1 мая

День народного единства

1 января

Новый год

8 марта

День Конституции

7 января

Международный женский день

$

(ребята, посоветовавшись в группах, называют по очереди дату и соответствующий праздник)

Определение темы

Учитель:

Итак, какой праздник отмечает в ноябре вся наша страна?

$(День народного единства)

Кто из вас знает, что символизирует этот праздник?

(предположения учащихся)

Более полно о празднике – Дне народного единства узнаем на классном часе (с какого времени празднуется и что символизирует).

Выступление учащихся

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) А как называется столица?

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле ру$сичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.

1-й ученик. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя ее они

совершали подвиги, слагали песни и былины, сочиняли стихи...

Широко ты, Русь, по лицу земли$

В красе царственной развернулась!

У тебя ли нет богатырских сил,

Старины святой, громких подвигов?

$ Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!

Учитель:

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину — Россию, за ее могучий и славный народ)

Пословицы о Родине.

Учитель:

Какие пословицы о своей Родине и ее главных городах вы знаете?$

(учащиеся перечисляют по очереди)

Своя земля и в горсти мила. Своя земля — свой прах.

Без корня и полынь не растет.

Всяк кулик своё болото хвалит.

Родимая сторона — мать, чужая — мачеха.

Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.

Новгород — отец, Киев — мать, Москва — сердце, Петербург — голова.

Москва всем городам мать.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

$Из истории праздника.

Учитель:

Праздник 4 ноября - День народного единства был установлен в честь победы русского народа в 1612 году над поляками.

$Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова, в чем смысл сегодняшнего праздника?

(В единстве, единении народа — сила России)

Но откуда мы с вами все это знаем? Правильно, из истории!

Ушли в историю года.

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда!

Учитель:

Давайте перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века.

Во$т пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.

А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.$

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Работа в группах

Учащиеся составляют список, в который по

возможности включают слова: князья, бояре, духовенство, дворяне,

купцы, ремесленники, крестьяне, стрельцы, воеводы, казаки и др.

О Минине и Пожарском.

$

Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в

нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бе$дой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение.

А.Кившенко «Воззвание Минина»

$ Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Работа со словарём Ожегова

Шлем-

Кольчуга-

$Меч-

Ратник-

А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!

И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон)

Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

Звучит в записи песня «Богатырская наша сила» (муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)

Тяжело было русским вои$нам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина.

- И 4 ноября 1612 года Москва была освобождена от польских интервентов, конечно же, под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Такой подвиг свидетельствовал о народном героизме, единстве

и силе народа Руси, независимо от национальностей, вероисповедания и

классовой принадлежности.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но $есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.

$

Стихотворение «Не забудет наш народ доблесть наших воевод»

Н. Кончаловской.

Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной.

Он отмечен годом, днём,

И начертано на нём:

«Гражданину Минину

И князю Пожарскому -

$

Благодарная Россия».

От сверженья власти царской

Столько много лет подряд

Смотрят Минин и Пожарский

На торжественный парад.

Указав рукой литою

На величественный $вид

И на племя молодое,

Минин словно говорит:

«Полюбуйся ныне, княже,

На страны родной дела.

Не могли мы думать даже,

$Чтобы Русь такой была!

Подивись-ка их военной

Силе необыкновенной,

И послушай эти песни,

И на лица погляди…

Их дела ещё чудесней

Ожидают впереди!»

Блиц-опрос

$Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)

- День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как праздник дружбы и единения, праздник любви и согласия, веры в то, что Бог в правде, а не в силе.

Помните лозунг победителей?

«Держаться вместе,

любить и помогать друг другу,

уметь искренне прощать обидчика»

- В заключение возьмемся за руки и все вместе произнесем главные слова:

$ Главное — вместе!

Главное — дружно!

Главное — с сердцем горящим в груди!

Нам равнодушие не нужно!

Злобу, обиду прочь гони!$

Выставка книг

- Обращаю ваше внимание на выставку книг и исторических кинофильмов,

повествующих о доблестных подвигах наших русских воинов.

Учитель. Ребята, а как вы понимаете, что это такое – единство? Давайте с вами создадим цветок единства.

/У детей лепестки, $на которых написаны слова: согласие, объединение, дружба, надежда, мир, доброта./

Учащиеся. Единство – это объединение всех людей.

Единство – это согласие народа.

Единство – это когда есть общая надежда.

Единство – это мир и дружба.

Единство – это доброта, понимание и прощение.

/На доске появляется цветок единства/

Ученик. В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Итог классного часа

Учитель. Вы ещё дети. Но всё-таки давайте и мы с вами подумаем, чем можем помочь объединению и единству.

$

Учащиеся. Дружить, сделать наш класс дружным, ведь мы – это маленькое общество.

Учитель. На празднике всегда звучат пожелания. Какие пожелания вы бы хотели сказать всем людя$м нашей Родины?

Учащиеся. 1. Я желаю людям нашей страны дружбы и красоты.

2. Я желаю, чтобы ум был в ладу с сердцем.

3. Я желаю жить в согласии со своей совестью.

4. Я желаю единомыслия.

5. Я желаю людям моей Родины быть едиными и мирно жить всем народам.

Пе$сня «Я, ты, он, она – вместе целая страна»

Литература

1. Архипова И. Ю. Славься, Отечество наше! / И. Ю. Архипова, С. М. Даниленко //Читаем, учимся, играем. - 2006. - N 4. - C. 4-8.

2. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь.$ – 2001. - № 3. – С 47-51.

3. Степанов П.В. «Феномен толерантности», // «Классный Руководитель»,

3, 2004 г.

4. Сукиасян Э.Р. «Толерантность – это только начало», // «Час ноль», №

6, 2005 г.

5. «Пакет-комплект документальных материалов «История Холокоста»,

М., 2001 г.

Post Comment