Классный час в 3 классе "Ступеньки мудрости"

Классный час

Ступеньки мудрости

Цели: приобщение детей к народному творчеству; приви­тие любви к народным традициям; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира.

$Класс делится на две команды. Командам присваиваются названия: « Добры молодцы» и « Красны девицы» и вручаются эмблемы.

Учитель.

Иные пути и начала

Ушли мы искать в города.

И наша земля одичала

$Без нашей любви и труда.

 

Мы быстро утратили корни

И песен великий запас.

И стали грубей и покорней,

И радость оставила нас.

И в мире дотошном и пошлом

Опошлились наши умы,

И, не вспоминая о прошлом,

Забыли грядущее мы.

 

Назад мы дороги не ищем,

Живя на своем этаже.

Не ездим к родным пепелищам,

$Нам некогда ехать уже.

М. Дудин

Учитель. Дорогие ребята! Сейчас мы проведем игру « Ступеньки мудрости». Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным твор­чеством.

Народное творчество - народная мудрость, народное знание... Сегодня мы обращаемся к народному творчеству не только потому, что это «кладезь мудрости, запасник народной мысли и нравственного здоровья», но и потому, что это наши истоки. Постараемся же изучить и сохранить все лучшее в народном творчестве, иначе мы подорвем корни, к$о­торые держат нас, собственными руками расправимся сами с собой и станем «Иванами, не помнящими родства».

А теперь – несколько веселых туров!

1 тур. Что за прелесть – эти сказки!

Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки. «Что за прелесть - эти $сказки! Каждая есть поэма... Сказка - ложь, да в ней намек...», - писал А. С. Пушкин о народных сказках. Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста, переиначивается и возникает заново.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой ца­ревне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хо­рошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим! Слушайте внима­тельно, так как вопрос зачитывается только один раз.

$ Первое задание

Перед вами персонажи сказок «Царевна-лягушка», «Конёк-горбунок», «Сказка о царе Салтане», «Сивка-бурка».

Вопрос. Во всех ли сказках речь идет о трех братьях?

Ответ: № 3. «Сказка о царе Салтане». Действительно, в «Сказке о царе Салтане» говорится о трех сестрицах, вспомните:

$ Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

Переходим к следующей группе вопросов.

$ По своему характеру и видам сказки делятся на волшебные, авантюрные, бытовые, сказки о животных. Сказки о животных, пожалуй, самые древние по происхождению. Их персонажи наде­лялись человеческими качествами: добротой и коварством, глупо­стью и хитростью. В более позднее время животные становились персонажами басен.

Второе задание

Вы видите лису, волка, щуку и хамелеона.

Вопрос 1. Все ли эти персонажи являются героями басен Ивана Андреевича Крылова?

$

О т в е т: № 4. Хамелеон.

«Хамелеон» - это название рассказа Антона Павловича Че­хова. Персонажем басен И. А. Крылова хамелеон не является.

Вопрос 2. Кто из них обладал волшебной силой в сказке о Емелюшке-дурачке?

О т$ в е т : № 3. Щука.

Вопрос 3. Как вы думаете, какое животное чаще всего ста­новилось героем русских народных сказок?

О т в е т: № 1. Лиса. Конечно же, это - лиса.

Третье задание

$«Волк и семеро козлят», «Колобок»,«Гуси-лебеди», «Крокодил Гена и его друзья»

Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказоч­ные герои.

Вопрос. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к

$ русским народным сказкам?

От в ет: № 3. «Крокодил Гена и его друзья».

Ведущая . Нужно было поднять карточку с № 3. Крокодил Гена и его друг Чебурашка - эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

$На этом первый тур окончен.

2 тур. Нет, без загадки не прожить.

Загадка – это не просто вопрос, это такой маленький ключик от тайны. Я считаю, что с ее помощью легче всего узнать, что за человек твой знакомый: как у него с чувством юмора, догадлив ли он и сообразителен, как поведет себя в трудных обстоятельствах… Загадки пришли к нам из древности. Первобытный охотник, скотовод, пахарь и мореход – они тоже ведь интересовались этим. Все они сталкивались с дикими зверями и с « враждебной силой», посылающей неудачу, пожар, болезнь… Они понимали: чтобы подружиться с удачей, надо быть умным, хитрым и ловким. Поэтому они, кроме физических упражнений, любили испытания на сообразительность. И часто устраивали их друг другу. $

А еще был такой обычай: загадывать загадки жениху во время свадебного обряда… Помните, в русских сказках красавица – царевна выходит замуж только за того, кто разгадает ее загадки? То есть тот, кто выдержит экзамен на мудрость, на взрослую состоятельность, - тот и муж и царь. То-то! Обычай устраивать жениху экзамен б$ыл известен не только у нас в России. В Греции и Германии он существовал тоже. Там не отгадавший загадку жених вполне мог поплатиться своей жизнью! « Не в свои сани не садись!» - вот как!

А теперь нашим командам предлагаем загадки. А ну, кто скорее отгадает?

  • На полянках девчонки

В белых рубашонках

В зеленых полушалках.

( Березы)

  • В бору, на яру

Стоит мужичок-

Красный колпачок.

( Гриб)

  • Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржет, не лает.

Нападае$т на клубки,

Прячет в лапках коготки?

( Котенок)

 

  • Белый хвост

Черный нос

Наши тапочки унес

В уголок, под кровать

И не хочет отдавать.

( Щенок)

  • В одной комнатушке

$Соседи живут:

Одни все кусают,

Другие- жуют.

(Зубы.)

 

  • С утра на ногах,

А куда идут- сами не знают.

( Башмаки)

 

  • А кто носит шляпу на ноге?

(Гриб)

 

  • На пеньке живет семья:

Мама, папа, брат и я.

Дом один у нас , а крыша

Есть у каждого своя.

( Опята)

 

  • $Догадайся, кто дугой

Выгнул спину над рекой,

Вас ведет на этот берег,

Нас проводит на другой?

( Мост)

 

 

  • Вот он деревце качает

$И разбойником свистит.

Вот последний лист срывает

И кружит его, кружит.

( Ветер)

 

  • Журавлик тонкий,

$

Кораблик звонкий

Черпают водицу,

Всем дает напиться.

(Колодец с «журавлем»)

  • В землю ляжет, чтобы встать

И до солнышка достать.

( Зернышко)

 

  • Начинается на «я»

И кончается на «я»,

И на каждой ветке- детки,

Детки тоже с буквы «я».

(Яблоня)

 

  • Не найдешь ли ты такого

Удивительного слова:

Если буква в нем меняется –

П$тица в Рыбу превращается!

( Фазан – сазан)

 

  • Буквы слово поменяли:

$ОК-в конце,

КО – в начале,

Между ними – часть лица,

Без улыбки нет словца!

( Колобок)

 

  • По сеням ходит, а в дом не войдет.

( Дверь)

 

  • Крутая гора, что ни шаг – то яма, то дыра.

( Лестница)

 

3 тур. Верные друзья: пословицы и поговорки.

У русского народа, как и у любого другого, существует бес­численное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы и погово$рки. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались на­родом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому.

Пословицы и поговорки прочно ложатся в память, их за­поминание облегчается разными с$озвучиями, рифмами. Они кратки, в них нет лишних слов, каждое слово весомо, содержа­тельно и точно. Пословицы по сути близки к поговоркам. Однако в пословицах звучит назидание, а в поговорках дается определение самого явления. Например: « Медведь на ухо наступил». И все сразу ясно! Вот это и есть характерная поговорка. На Руси еще триста лет назад составляли рукописные сборники пословиц и поговорок.

Ученик.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

$Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то научают

И от беды нас берегут.

Всем участникам игры раздаются карточки. На каждой из них написана часть пословицы. Нужно отыскать среди играющих того, в чьих руках оказалась недостающая часть, чтобы твоя пословица стала полной.

Пословицы можно использовать такие. (Смотри приложение)

 

  • Мал золотник – да дорог.
  • $Делу время – потехе час.
  • Ум хорошо, а два лучше.
  • Не тот друг, кто медом мажет, а кто правду скажет.
  • Ученье$ – свет, а не ученье - тьма.
  • Не место идет к голове, а голова идет к месту.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Старый друг – лучше новых двух.
  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.
  • Труд кормит, а лень портит.

 

Вопросы Василисы Премудрой.

Учитель. Василисе Премудрой интересно узнать: а знакомы ли мы с вами с народными обычаями? Знаем ли мы истоки старинных поговорок? Василиса Премудрая принесла с собой разноцветные билетики с вопросами. Вот они лежат на подносе. ( Входит Василиса Премудрая). Каждая команда берет по два билетика и держит совет в течение 1 минуты. А вопросы у нее интересные…

  1. Как возникло выражение « каждой твари по паре»? ( В ковчег Ной взял всех животных, сотворенных Богом, или « каждой твари по паре». Это библейское выражение.)

  2. Что оз$начает выражение « Тришкин кафтан»? ( Оно указывает на то, что работа выполнена безрассудно. В самом деле: бедняга Тришка из басни Крылова для починки св$оего кафтана обрезал его рукава – обкорнал полы…)

  3. Откуда пошло выражение « победителей не судят»? ( В 1773 г. шла война с Турцией. А..В. Суворов с небольшим войском без согласия фельдмаршала П.А. Румянцева предпринял штурм города Туртукая. И разбил засевшую там армию. Героя могли предать военному суду за ослушание. Но Екатерина II, бросив Румянцеву: « Победителей не судят», дала понять, что освобождает полководца от ответственности. Тогда же появилась поговорка: « Храбрость – города берет» - эти слова победитель часто произносил применительно к чудо- богатырям, т.е. своим солдатам.)

  4. Какая услуга называется « медвежьей»? ( Согласно басне Крылова медведь, пожалев мужика, которому на нос сел комар, двинул его со всего маху.)

  5. « Бить баклуши» - что это такое? ( Раньше, делая деревянные ложки, сначала откалывали от бревна небольшие дощечки – баклуши. « Бить баклуши» - считалось делом пустячным.)

  6. От$куда пошло выражение « во всю Ивановскую»? ( « Кричать во всю Ивановскую». Считается, что речь идет об огромной Ивановской площади в Москве, можно догадаться, что так громко « кричать» способен лишь колокол с колокольни Ивана Великого.)

  7. « Делу время и потехе час». Что это такое? ( Эти слова написал царь Алексей Михайлович в качестве эпиграфа к книге « Соколиная охота».)

  8. О ком говорят: « ума палата»? ( Ясно, что о том, у кого много ума. Слово палата в старом русском языке означало светлое помещение в большом каменном здании. Потом это слово также стало означать официальные учреждения: Оружейная палата, Гранатовая палата и т. д. обычно в таких палатах заседали государственные мужи – бояре, а позднее – чиновники, они « думали думу», заботились о пользе народа и государства. Выражение « ума палата» указывае$т на человека, умного, как собрание мудрецов. Однако теперь выражение приобрело иронический смысл. и его чаще всего вспоминают, когда говорят вовсе не о умных людях.)

  9. « У семи нянек дитя без глаза ( глазу)». Что это такое? ( Бывает, очень много людей пекутся об одном деле, а толку нет. Это случается, если все «няньки» начинают кивать друг на друга и ведут себя безответственно.)

  10. « У страха глаза велики». ( Трусу везде страшно, всюду ему мерещится опасность… Или буквально: от страха глаза всегда раскрываются шире. Это наблюдение легло в основу поговорки. Не смотрите, ребята, телеужастики$!)

  11. « Утро вечера мудренее». ( давно замечено, что решение важн$ых дел, даже если вам очень не терпится, лучше откладывать на утро. Это выражение встречается в русских народных сказках. Считалось, что в темное время суток обретает силу всяческая нечисть и она нагло подталкивает человека на совершение опрометчивых поступков.)

  12. « Ученье свет, а не ученье тьма». ( Без знаний человеку не прожить. Знания – это свет, который освещает жизненный путь. Как бы ни был человек умен, без книг он заблудится в жизни, как в лесу. Выражение взято из Евангелия, где говорится о том, что Слово стало светом для человека…)

4 тур. Бывальщина. Дразнилка. Закличка. Считалочка.

Устное народное творчество многогранно: это мудрые пословицы и хитроумные загадки, веселые обрядовые пес­ни, торжественные былины. А можем ли мы, современные моло­дые люди, отличить бывальщину от закличек, дразнилки, счи­талки?

$

Дождик-дождик, пуще лей

На меня и на людей!

А на бабу Ягу - лей по целому ведру!

Ответ: № 3. Это была закличка. Какие ещё заклички вы знаете?

Мужик рыбу ловил на озерах и увидел черта.

Черт сидит, качается и говорит:

$-   Год году хуже, год году хуже, год году хуже.
Мужик его веслом хлопнул:

-   А на этот год тебе хуже всех.
Да и убил.

$Ответ: № 1. Бывальщина.

$Прокоп-укроп,

Медный лоб. Сам с аршин,

Голова с кувшин.

Ответ: № 2. Дразнилка.

Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

Палка щёлк щенков сплеча!

Два щенка ушли ворча.

$ С. Михалков

Ответ: № 4. Считалочка.

На этом заканчивается 4 тур.

$ Мы начинаем заключительный тур.

5 тур. Народные умельцы. Народные инструменты.

Первое задание

1 № 2 № 3 № 4

ГЖЕЛЬ ХОХЛОМА ДЫМКОВО ГОРОДЕЦ

Перед вами названия русских городов и сел, славившихся народными промыслами: Гжель, Хохлома, Дымково и Тула.

Вопрос 1 . В каком из сел в XVII$ веке возник русский на­родный промысел росписи по дереву?

Ответ: № 2. Село Хохлома (Нижегородская область).

Вопрос 2 . Это место славится керамикой, сочной си$ней росписью на ослепительно белом фоне.

Ответ: № 1. Станция Гжель Московской области.

Вопрос 3. Здесь лепят декоративные скульптуры в виде людей, животных (иногда в виде свистулек). Затем их белят мелом, разведенным на молоке, и расписывают красками, смешанными особым образом. Красочность и нарядность изделиям придают ромбики сусального золота, которые присущи только им.

Ответ: № 3. Слобода Дымково близ Вятки (ныне город Киров).

И, наконец, последнее задание. Но сначала загадка.

В лесу вырос, на стене вывес, кто слушает,$ скачет.

$Ответ: балалайка

Перед вами названия музыкальных инструментов: балалайка, гусли, жалейка.

Вопрос 1. Все ли эти русские народные инструменты являются струнными?

Ответ: № 3. Жалейка.

Жалейка – это русский духовой язычковый инструмент, который представляет собой деревянную трубочку с тремя-семью игровыми отверстиями.

Вопрос 2.На каком музыкальном инструменте играл герой сказки «Садко».$

Ответ: № 2. Гусли.

Вопрос 3. У Аллы Пугачёвой и Вики Цыгановой есть песни о музыкальном инструменте. Каком?

Ответ: № 1.Балалайка.

$ Учитель. Спасибо вам, добрые молодцы и красны девицы. Задачу - вырастить свою смену умной, смелой, доб­рой, трудолюбивой - жизнь ставила не только перед нашими отца­ми и дедами, но и перед дедами наших дедов — в $веках, ты­сячелетиях. И в повседневной жизни народа отыскиваются крупин­ки - золотинки народного мастерства. Большинство сказок, легенд, песен, пословиц, загадок содержит «добрым молодцам» уроки. Наша игра подошла к концу, надеюсь, вы отдохнули, а главное – извлекли хороший урок , который пригодится вам в дальнейшей жизни, всего вам доброго.

$

Приложения:

 

Разрезанные пословицы.

 

  • Мал золотник – да дорог.

 

 

  • Делу время – потехе час.

 

 

  • Ум хорошо, а два лучше.

 

 

  • Не тот друг, кто медом мажет, а кто правду скажет.

 

 

  • Ученье – свет, а не ученье - тьма.

 

 

  • Не место идет к голове, а голова идет к месту.

$

 

 

  • Сам погибай, а товарища выручай.

    $

 

 

  • Старый друг – лучше новых двух.

 

 

  • Новых друзей наживай, а старых не забывай.

 

 

  • Труд кормит, а лень портит.

 

 

Карточки.

  1. Как возникло выражение « каждой твари по паре»?
  2. Что означает выражение « Тришкин кафтан»?

  3. Откуда пошло выражение « победителей не судят»?

  4. Какая услуга называется « медвежьей»?

  5. « Бить баклуши» - что это такое?

  6. Откуда пошло выражение « во всю Ивановскую»?

  7. « Делу время и потехе час».

  8. О ком говорят: « ума палата»?

  9. « У семи $нянек дитя без глаза ( глазу)».

  10. « У страха глаза велики».

  11. « Утро вечера мудренее».

  12. $ « Ученье свет, а не ученье тьма».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Post Comment