Конспект урока для 1 класса «Лапти, да лапти, да лапти мои»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 50 " города Калуги»

$

Направление: этнография


«Лапти, да лапти, да лапти мои»
$


Автор:

Тимохина Оксана

Учащаяся 1 класса

$Научный руководитель:

Мокрецова Евгения Михайловна

Учитель ИЗО

МБОУ СОШ № 50 г. Калуги

Калуга, 201$3 г.

Содержание

  1. $Введение

Лапти, да лапти, да лапти мои…

Актуальность……………………………………………………………………2

Новизна работы…………………………………………………………………2

Цели и задачи работы…………………………………………………………..2

Глава 1.

    1. История возникновения лаптей……………………………………………3

    2. Лапотники…………………………………………………………………...3

    3. Не берись лаптя плести, не надравши лыка…$……………………………4

    4. Не учась, и лаптя не сплетёшь……………………………………………..5

    5. Роль лаптей в произведениях устного народного творчества…………...5

Глава 2

Результаты исследования

Методы исследования…………….…………………………………………….7

$ Результаты исследования………………………………………………………7

$

Выводы…………………………………………………………………………..8

Литературные источники………………………………………………………9

Приложения…………………………………………………………………….10

$Введение

Лапти, да лапти, да лапти мои….

Вступление

Летом на чердаке у бабушки я нашла странную обувь. Моя прабабушка сказала, что это лапти. Удивительно, но такую обувь я видела только на иллюстрациях к русским сказкам. Меня эта старинная обувь очень заинтересовала. Я решила у неё все поподробнее расспросить. Но, к сожалению, она не все знала. И вернувшись, домой, я продолжила своё исследование.

Актуальность темы

$ Нам казалось, лапти, да и лапти, все одинаковые. А нет! И материал разный, и форма плетения отличается. Нас это заинтересовало, и мы решили исследовать лапти.

Новизна работы в том, что мы попробовали сплести лапти из доступного нам материала (газеты) и научили этому своих одноклассников.

Я выдвинула гипотезу, что лапти очень старинная обувь. В нашей области её делали из лыка липы. Как и современная обувь, лапти должны были быть как для праздника, так и для будней.

Цель работы: изучение старинной обуви наших предков – лаптей.

$ Задачи:

  1. Выяснить историю возникновения лаптей.

  2. Узнать, кто и из какого материала изготавливал лапти.

  3. Собрать сведения о разновидностях лаптей.

  4. Познакомиться с технологией их изготовления.

  5. $Попробовать изготовить лапти из доступного нам материала и снять об этом фильм.

  6. Познакомиться с устным народным творчеством и приметами, связанными с лаптями.

Глава I

    1. История возникновения лаптей

$ Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна? (Приложение 1, рис.1)

Собрав различную информацию о лаптях, я узнала, чт$о первое упоминание о лаптях встречается в "Повести временных лет" (XII век). Когда киевский князь Владимир, прозванный в народе Красное Солнышко, одержал победу над болгарами (985 год), его воевода Добрыня, осмотрев одетых в сапоги колодников (пленников), сказал князю: "Эти не захотят быть нашими данниками; пойдём, князь, поищем лучше лапотников". Да и то правда: чуть ли не до начала XX века крестьянская Ро$ссия была лапотной. (Приложение 1, рис.2) [5]

Изучив изображения людей различных периодов, мы не нашли изображения обутых в лапти ни на иконах, ни на фресках, ни в миниатюрах. Самая ранняя миниатюра, где показан обутый в лапти крестьянин, - сцена пахоты из «Жития Сергея Радонежского», но оно датируется началом XVI века. (Приложение 1, рис.3) [5]

    1. Лапотники

Когда-то на Руси больша$я часть населения ходила в лаптях. Лапти – самый распространённый вид обуви, который использовался практически в каждой крестьянской семье, независимо от уровня благосостояния. Даже в зажиточных губерниях, жители которых утверждали, что они «лаптей не нашивали», лапти плели повсюду. Как правило, это было поздней осенью и зимой, когда у крестьянина появлялось достаточно свободного времени, чтобы заготовить обувь впрок для всей семьи, а нередко и на продажу. Мастеров по изготовлению лаптей, называли лапотниками. В работу вовлекались семьями - дела хватало и старому, и малому. Самые сноровистые работники успевали за сутки сплести не больше пяти пар лаптей. На большой городской базар сразу привозили подводами по сто тысяч пар.[4]

На сельских базарах и ярма$рках им отводились целые ряды. Торговля шла довольно бойко, доставляя одним возможность приобрести дешёвую обувь, другим – пополнить скудный семейный бюджет.

Однако к концу XIX века отмечается постепенный упадок промысла.

Этот процесс не коснулся крестьянского домашнего производства. Лапти в Калужской губернии изготовляли и носили, хотя и с перерывами, вплоть до начала 50-х годов XX века: в $особенно трудные для народа послевоенные годы.

    1. «Не берись лаптя плести, не надравши лыка ». (Сорта и фасоны лаптей)

В старину лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. Широкое распространение плетёной обуви породило невероят$ное разнообразие ею сортов и фасонов, зависевших, прежде всего, от сырья, используемого в работе.

Обычно лапти плели из лыка, липы, вяза, ракиты, вереска, реже – из бересты. В зависимости от материала, плетёная обувь называлась по- разному: берестянки, вязовики, дубовики, ракитники.… Самыми прочными и мягкими считались лыковые лапти, а самыми плохими – ивовые «коверзни» и «мочалыжники», которые делали из мочала: они грубые, быстро изнашивались. [3]

Обувь из лыка имела тоже разнообразную форму и своё назначение. Это и лапти, и более глубокие бахилы, а также сапоги. Как правило, в каждой местности существовал свой способ плетения. Скажем, где – то лапоть плелся с носка, а где – то с пятки. У одних был более широкий но$сок, у других более узкий. Где – то плели лапти одинаковыми, как на правую, так и на левую ногу, а где – то разными. А в наших местах, где произрастал вяз, лапти украшались цветными, красноватыми лычками из него. Такие лапти назывались «красными» или «выходными». Их одевали по праздникам, да в редкие выходные дни. А уж лапти заплетённые вязом особым образом (их называли «писанными») одевались по самым большим праздникам и плелись они редко. В такой обуви девушки шли под венец, и хранили её, как правило, всю жизнь. (Приложение 1, рис.4) [1]

Для осенних и весенних работ во дворе более удобными считали высокие плетёные лапти. (Приложение 1, рис.5)

Обувь плели не только из древе$сной коры, в дело шли и тонкие корни, а потому и сплетённые из них лапти прозывались коренниками.

Модели, изготавливаемые из полосок тк$ани и суконных покромок, называли «плетёшками». (Приложение 1, рис.6) [9]

Лапти делали и из пеньковой верёвки – курпы или крутцы, из конского волоса – волосяники. Такую обувь чаще носили дома или ходили в ней в жаркую погоду. [2]

Кстати сказать, лапоть — обувь удобная и лёгкая. Такой обуви, как говаривали деды, нога радуется. Плести лапти умели почти в каждом $доме. Но это не значит, что в таком деле нет своих секретов и не нужна сноровка и смекалка.

В зависимости от количества лыковых полос использованных в плетении, лапти именовали: пятерики, шестерики, семерики. В семь лык обычно плели зимние лапти, хотя бывали экземпляры, где количество лык доходило до двенадцати. Для прочности, тепла и красоты лапти проплетали вторично, для чего, как правило, в ход шли пеньковые верёвки. С этой же целью иногда пришивали кожаную подмётку (подковырку).

    1. «Не учась, и лаптя не сплетёшь». (Принципы плетения лаптей.)

А если я захочу сплести лапти, что необходимо иметь и знать?

Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось поискать много литературы, заглянуть с маминой помощью в Интернет.$

Рассмотрим подробно различные моменты изготовления плетёных лаптей из лыка.

Сначала необходимо заготовить и обработать необходимый материал.$

Лыко заготавливали весной, в период сокодвижения, когда кора хорошо отходила от ствола в большом количестве, чтобы хватило на год. Традиционно для плетения использовали кору молодых, трёх, четырёхлетних деревьев. Заготовленные пучки хранили в сухом месте, а перед плетением их размачивали в колоде с водой или в реке раскатывали в каталки. Затем нарезали ленты необходимой ширины. [8]

Легко давались подошва, перед и обушник (бока). А вот запятник даётся не каждому: на нем сводятся все лыки и связываются петли - так, чтобы продетые в них оборы не кривили бы лаптя и не трудили ногу в одну сторону.$

В народе говорят, что царь Пётр все умел делать, до всего дошёл сам, а над запятником лаптя задумался и бросил. В Питере тот недоплетённый лапоть хранят и показывают", - писал С. Максимов. [9]

Рассказ с фотосъёмкой о плетении лаптей.

Лапоть готов. Остаётся привязать к лаптям оборы, ноги обернуть летом портянками, зимой онучами, переплести оборы крест-накрест до колена - и в добрый путь! [10]

$"Эх, лапти мои, круты головашки. Кто их плёл-ковырял, тому по лобашке".

    1. Роль лаптей в произведениях устного народного творчества и художественной культуры…

Упоминание лаптей можно встретить во многих русских народных сказках. Самая моя любимая – это сказка «Лапоть, Пузырь и Соломинка». Но есть и другие:

НАЙТИ

$ Есть также и много пословиц и поговорок, где упоминаются лапти или материалы, из которых они сделаны:

" Мы тоже не лыком шиты".— Знаем дело и имеем достоинство.

$"Ободрал как липку". — Взял непомерно высокую цену.

"Поменял ремешок на лычко". — Взял плохое вместо хорошего.

"Надрал лыка". — Строго расправился.

"Лыка не вяжет". — Пьян. Говорит заплетающимся языком.

"Путает, словно кашу в лапти обувает", - так говорили о тех, кто путал в деле и разговоре.

$О никчёмном, шатающемся без дела человеке отзывались: "Звонит в лапоть".

Человеку, неразборчивому в делах и словах, народ подсказывает: "Не всякое лыко в строку... «Лапти вошли в традиции и ритуалы народа. Их наполняли снедью, ритуальными предметами и украшенные ставили в подарок домовому.

Сейчас лапоточки используются, как обереги жилища. Обычно ими украшают кухню, от этого наш дом становится уютнее и теплее.

$

Глава 2. Результаты исследования.

Методы исследования:

В работе над исследованием мы использовали следующие исследовательские методы:

  • $ знакомство со специальной литературой, информацией в сети Интернет по данной теме;

  • Посетили Калужский краеведческий музей, Калужский Дом мастеров;

  • $

  • Наблюдение, сравнение и анализ внешнего вида различных лаптей;

  • Нашли в произведениях устного народного творчества сказки, пословицы и поговорки о лаптях.

  • Попробовали сами изготовить из доступного материала модель лаптей;

  • $ Сняли фильм «Как изготовить лапти»;

  • Предложили нашим друзьям и одноклассникам поучаствовать в нашем эксперименте.

Результаты исследования:

  1. Мы выяснили историю возникновения лаптей. Первое упоминание в литературном источнике относится к ХII веку.

  2. $Изготавливали лапти мастера – лапотники. Материал, на изготовления лаптей, шёл различный – кора деревьев, которые традиционно произрастают в разных областях.

  3. Лапти различались по своему предназначению. Были лапти повседневные и праздничные.

  4. Технология изготовления лаптей в каждой области своя.

  5. Мы нашли в произведениях устного народног$о творчества сказки, пословицы и поговорки о лаптях.

  6. Мы попробовали изготовить лапти из доступного нам, подручного материала и сняли об этом фильм.

Сейчас уже редко встретишь плет$ельщиков из лыка. Конечно, жители деревень ещё не забыли этот промысел. Однако, они его из – за ненадобности и не вспоминают. Может случиться так, что они его и вовсе забудут. Жаль, что дело обстоит именно так. Ведь плетёные лапти красивы и несут в себе особенную внутреннюю теплоту. Это часть нашей истории, культуры нашего народа, а ведь историю и культуру необходимо помнить и беречь.

Мы надеемся, что наша работа поможет тем, кто интересуется культурой Руси. Будем рады, если кто – то заинтересуется историей возникновения лаптей, и попробует плести их.

Выводы: Исследовав лапти как элемент народного костюма на Руси, мы пришли к мнению, что нельзя начисто изгонять из памяти народной$ то, что веками было предметом повседневного быта. Мы хотим, чтобы дети наши видели лапти не только на картинках и в музеях, а в своём домашнем интерьере, чтоб лапоть не превратился в самый дефицитный предмет театрального реквизита, без которого нельзя играть пьесы из русской истории.

$

Литературные источники:

$1. Буслаев Ф.И. Мои досуги. / Ф.И. Буслаев - М.: Просвещение, 1886 - С.49

2. Зубаревой. Е.Е. Детская литература: учебное пособие для уч-ся педучилищ / В.П. Аникин, В.В. Агеносов, Э.З. Ганкина – М.: Просвещение,1989.- С.13-14

3. Ликум А.. Все обо всем. Компания "Ключ - С"/ А. Ликум. - М.: Филологическое общество "Слово" АСТ, 1995. - С. 430 – 431

4. Редичев С. История с лаптями. / Редичев С. - 2000, № 6.

5. «Родная старина», Калуга, 1995 год. 95 страниц.

6. Русская изба, Иллюстративная энциклопедия, - СПб: Искусство, СПБ, 2001.-С. 437.

$7. Панкеев И. Обычаи и традиции русского народа. / И. Панкеев. – М.: Олма - Пресс, 1999. - С. 71

8. Редичев С. Не учась и лаптя не сплетёшь. / Редичев С. - 2001, № 1.

9. Этимологиче$ский словарь русского языка для школьников. Екатеринбург: У - Фактория, 2004, - С.

10. Видеофильм «Не учась, и лаптя не сплетёшь».

$

Приложения

Рис. 1 Рис. 2 Рис.3

Древний лапоть «Повесть временных лет» (12 век) Миниатюра 16 век

Рис. 4 Рис. 5 Рис. 6

Красные лапти Плетёные сапоги Плетешки

Рис. 7

$Лапти с подковыркой

Post Comment