Конспект урока для 1 класса «Школьная дружба»

Урок кубановедения в 1 к$лассе

по теме: «Школьная дружба»

Тематический раздел: «Наша школа».

Тема: «Школьная дружба»

Направление: духовно-нравственное воспитание

Цели урока:

помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия «дружба»;

$воспитание чувства любви и уважения к своим друзьям;

сплочение коллектива учащихся;

познакомить с истинным толкованием слова «дружба»;

определить ценность дружбы;

учить слушать, понимать и помогать друг другу;

на примере прочитанных рассказов, стихов дать понятие о настоящей бескорыстной дружбе;

формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.

$развивать связную речь учащихся;

учить высказывать свое мнение о проблеме, учить рассуждать, доказывать;

$ □ воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование(проектор, экран);

  • магнитофон;

  • пословицы о дружбе (на плакатах на доске): «С другом веселее при удаче, легче в беде». «Не имей сто рублей, а имей сто друзей».«Один за всех, и все за одного». «Нет друга – ищи, а нашёл – береги!»«Старый друг лучше новых двух». «Друг познаётся в$ беде».«Недруг поддакивает, а друг спорит»;

  • стихи А.Барто, С.Маршака, С.Михалкова;

  • рассказы Н.Найденовой и Н. Кошелевой;

  • песня из мультфильма "Тимка и Димка» слова М. Пляцковского, музыка Б.Савельева;

  • тол$ковый словарь С.И. Ожегова.

Ход урока:

I. Орг.момент

I I.Объяснение нового материала

2.1.Постановка целей урока

2.2.Вступительная беседа

2.3.Изложение нового материала

2.4. Физминутка

2.5.Продолжение темы

2.6.Ситуативный практикум

2.7.Рисунок друга

2.8.Законы дружбы

$I I I.Итог урока

3.1.Опрос

3.2.Исполнение песни «Дружба». Оценивание работы детей

3.3.Дополнительные вопросы

$ Ход урока

׀. Организационный момент Слайд№1

(Проверка готовности учащихся к уроку).

Прозвенел звонок веселый,

$ Мы начать урок готовы!

Будем слушать, рисовать

И о дружбе рассуждать.

- Улыбнитесь друг другу, порадуйтесь сегодняшнему дню.

$׀׀.Объяснение нового материала

2.1. Постановка цели урока

- Дорогие, ребята! Сегодня на уроке кубановедения мы с вами поговорим о том, что такое дружба, узнаем, какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому; будем учиться замечать и ценить положительное в окружающих людях, друзьях и в конце урока составим «Законы дружбы».

- А сейчас послушайте отрывок из замечательного стихотворения С.В.Михалкова.

( На доске эпиграф):

$ Дружба – главное чудо всегда, Слайд№2

Сто открытий для всех нас таящее,

И любая беда – не беда,

Если рядом друзья настоящие!

С.В.Михалков

$ 2.2. Вступительная беседа

- Ребята, дружба-это умение помогать другим людям, прислушиваться к их мнению и советам.

Жил такой умный человек, который собирал русские слова и объяснял их значение, а потом выпустил книгу и назвал ее - «Толковый словарь» (показать словарь)- это Сергей Иванович Ожегов, он говорил, что «Дружба- близкие отношения, основанные на взаимном доверии и общих интересах»

- А есть у вас в классе верный друг?

$-Что вам нравиться в вашем друге?

-За что вы иногда обижаетесь на друга?

-Помогали ли вы друг другу в трудную минуту?

- А может у человека быть несколько друзей?

Молодцы! Действительно у человека может быть много друзей.

- А кто-нибудь из вас знает стихотворение о друге?

$

Другу всегда помогу я в беде

С другом я буду всегда и везде.

Друга не брошу и не придам

Даже игрушку свою ему дам.

- Замечательное, доброе стихотворение.

2.3. Изложение нового материала

Учиться жить дружно среди людей, в классном коллективе очень важно. Если вы хотите прожить хорошую и интересную жизнь необходимо дружить.

В целом мире нет ни одного человека, который бы хоть раз не задумался над тем, что такое дружба, для чего она, в чем её сила$ и почему ею надо дорожить.

Ещё издав$на люди складывали много пословиц и поговорок о дружбе. Вот некоторые из них:

С другом веселее при удаче, легче в беде. Слайд№3

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Один за всех, и все за одного.

Нет друга – ищи, а нашёл – береги!

Старый друг лучше новых двух.

Друг познаётся в беде.

Недруг поддакивает, а друг спорит.

- Вы молодцы. $Все пословицы и поговорки поняли и объяснили правильно.

-Как жил бы человек без друзей? Какие поступки совершал? Неизвестно.

Без друзей очень трудно жить человеку, потому что ему одиноко.

Многие поэты и писатели сочиняли стихи и рассказы о дружбе, а сейчас Георгий и Славик прочитают вам стихотворение замечательного детского поэта С.В.Михалкова.

$ «Мы с приятелем»

Мы с приятелем вдвоём замечательно живём!

Мы такие с ним друзья – куда он, туда и я!

Мы имеем по карманам: две резинки, два крючка!

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке, два тяжёлых пятачка.

$ Мы живём в одной квартире, все соседи знают нас.

Только мне звонить – четыре, а ему – двенадцать раз.

И живут в квартире с нами два ужа и два ежа,

Целый день поют над нами два приятеля – чижа.

И про наших двух ужей, двух ежей и двух чижей

Знают в нашем новом доме все двенадцать этажей.

-Вам понравилось стихотворение? Молодцы, мальчики.

$-Ребята, посмотрите на картинку. Кого вы видите?

-Как выглядят эти детки? Слайд 4

-Все ли они одинаковые?

-А чем они отличаются?

Все мы похожи друг на друга$, но у нас есть и отличия -это национальность.

- Кто из вас знает, какой он национальности?

Но ведь разные национальности не мешают вам быть друзьями, ведь вы любите и уважаете друг друга.

В нашей школе еще больше детей разных национальностей. Это: адыги, армяне, грузины, таджики, осетины, русские и другие, но все вы учитесь в одной школе и являетесь большой и дружной семьёй.

Мы живём на Кубани, в городе Краснодаре. И в нашем крае очень много людей и значит еще больше национальностей, но все живут дружно. У каждой национальности есть свои обычаи, свои костюмы. Посмотрите, какие они нарядные и красивые.

Некоторые из них вы могли видеть на концертах, по телевизору. Слайд№4,5,6,7,8

$ - Вам понравились костюмы? Это костюмы праздничные и конечно их не носят каждый день.

(включить слайд № 9) Слайд№9

Сейчас я вам расскажу легенду о дружбе, автор – Н. Найденова. Послушайте её внимательно.

Когда-то давным-давно на Земле существовала удивительная страна, в которой жили все люди Земли. Эта страна была прекрасна и богата реками, озерами, зелеными лесами и величественными горами. Люди жили между собой очень дружно. Они все говорили$ на одном языке, а очень часто понимали друг друга и без слов; они вместе строили прекрасные дома, проводили веселые праздники, вместе работали и вместе отдыхали. Они никогда не ссорились.

Однажды в эту страну прилетели четыре волшебника с разных островов Земли. Им очень понравилось, что люди такие добрые и дружные, и каждый зах$отел, чтобы на их островах тоже жили такие люди и создавали прекрасные творения. Каждый волшебник приглашал людей жить именно на свой остров и предлагал за это волшебные сокровища.

Первый волшебник обещал научить переселенцев на свой остров парить в небесах, понимать язык птиц.

Второй волшебник обещал научить людей плавать, как рыбы, и погружаться в глубины океана.

Третий обещал раскрыть тайны и$ секреты растений.

Четвертый предлагал людям стать властителями огня.

Долго люди шли в чужие земли. Добравшись до места, они (переселенцы) стали осваивать свои острова.

С тех пор на Земле появилось четыре народа, четыре страны. На одном острове жили люди-птицы, которые могли свободно летать и наблюдать с высоты красоту Земли.

На втором острове жили люди-амфибии, которые с удовольствием погружались в океанские глубины, где могли общаться с рыбами и знакомиться с богатствами подводного мира.

На третьем острове жили люди-друиды, которые с помощью растений научились укрываться от холода и жары, со$здали из разных ягод и трав эликсир здоровья и долголетия.

На четвертом острове жили люди – повелители огня. Они научились управлять силой огня и строить быстрые огнелеты, возводить с помощью огня прочные замки. Люди этих стран были сильны и могущественны, но очень часто они вспоминали с тоской о своей родине и о друзьях, с которыми расстались.

И однажды люди-птицы, люди-амфибии, люди-друиды, люди – повелители огня решили вернуться к себе на родину, в свою страну. Наступил день, когда они все встретились на родной земле и бросились друг к другу навстречу с объятьями, чтобы выразить радость встречи и поделиться новыми знаниями. Но оказалось, что за время, которое они жили далеко от родного места, они стали гово$рить на разных языках и разучились понимать друг друга. И теперь, для того чтобы стать счастливыми, им нужно научиться понимать друг друга. Для того чтобы жить вместе, людям необходимо открыть секрет понимания и дружбы, секрет взаимовыручки и доверия. Только этот секрет поможет им вспомнить их родной язык и опять жить в любви и согласии.

-Почему люди захотели вернуться в родную страну? (Им не хватало друзей, общения, они скучали друг за другом)

$2.4. Физминутка

Мы похлопаем в ладоши

Дружно, веселее.

Наши ножки постучали

Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили

Тише, тише, тише.

Наши ручки поднимайтесь

Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,

Ниже опустились,

$ Завертелись, завертелись и остановились.

- Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.

2.5. Продолжение новой темы

- Ребята, а каким должен быть друг?

У многих людей нет друзей, потому что они сами не готовы дружить, они требуют от друга много, а сами ничего для него не делают.

Детский поэт Яков Лазаревич Аким написал много стихов о дружбе, сейчас послушайте одно из них, подумайте, а потом скажите: можно ли про вас так же сказать?

«Жадина»

$ Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть её тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

$ Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни о чём не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

$Даже приятелем не назовёшь его.

Поэтому – честно, ребята, скажу –

С жадными я никогда не дружу!

- Понравилось стихотворение?

- Кто узнал в нем себя?

Нет у нас таких, вы молодцы, всем делитесь со своими друзья$ми.

2.6. Ситуативный практикум

- Сейчас мы узнаем, какие вы друзья. Я задам вам вопрос, а вы должны будете мне на него ответить.

1. Ваш друг (подруга) предложит вам прогулять уроки в школе, что вы сделаете?

2. Вы выполняете задание, но ваш друг не может с ним справиться, как вы$ поступите?

Молодцы! Из ваших ответов стало понятно, что вы настоящие друзья.

2.7. Рисунок друга.

- У каждого из вас на парте лежит фигурка мальчика или девочки - это ваши друзья. Подумайте, вспомните своих друзей и дорисуйте фигурки.

(хожу по классу)

- А сейчас, давайте поселим всех ваших друзей на нашу полянку.

- Посмотрите, какая веселая, красивая и ДРУЖНАЯ компания.

Мы слушали стихи о дружбе, а сейчас послушайте рассказ Натальи Кошелевой, который так и называется «Друзья»

$- Послушайте его и ответьте на вопрос.

Друзья”.

Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.

- Давай! – согласился Саша.

Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

$ - Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.

- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играт$ь.

Но тут подошел Саша.

- И меня примите.

- Нет, не примем, - сказал Максим.

- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

- Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Настоящий друг никогда не будет менять друзей ради игрушек, если он так поступает, зн$ачит, он не настоящий друг.

Мы не можем заставлять друзей делать все по нашему, а должны помогать друг другу.

2.8. «Законы дружбы» Слайд№10

- Какие «Законы дружбы мы могли бы с$оставить»?

Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:

  • Не выдавай чужие секреты;

  • Всегда будь честным с другом;

  • Не бойся попросить прощения;

  • Не груби;

  • Не меняй друзей;

  • Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;

  • Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыт$ь об этом и простить ему свою обиду. Не злись!

  • Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!

  • Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.

Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.

Замечательный детский поэт – Сергей Владимирович Михалков написал очень « красивое» стихотворение о дружбе, вот отрывок из него, давайте прочитаем хором: $

Когда живется дружно, Слайд №11

Что может лучше быть?

И ссориться не нужно,

И можно всех любить.

- Как надо жить? Запомните это.

$׀׀׀. Итог урока

- Кто такой друг?

$- Каким должен быть настоящий друг?

Продолжите:

Друзья должны быть: добрыми, справедливыми, …

Друзья не должны быть: злыми, лживыми, …

- Что же в дружбе главное, о чем надо всегда помнить?

Дружба бывает крепкой, верной, настоящей, если у людей одинаковые интересы, им нравятся одинаковые игры, если они добры.

$ - Молодцы ребята!

- Вам понравился урок?

- Узнаете музыку?

Давайте дружно споем отрывок из песни:

«Настоящий друг» Слайд № 12

$ Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

Вот что значит настоящий верный друг!

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит -

$ Вот что значит настоящий верный друг!

-Все вы сегодня молодцы. Вы хорошо и дружно работали. Мне очень бы хотелось, чтобы вы стали одной дружной семьей и всегда помогали друг другу. И помните, что дружбой надо дорожить.

Дополнительные вопросы

А есть книга (мультфильм), в которой действительно один герой написал объявление о том, что хочет завести друзей.

- Кто этот герой?

- Что помогло всем подружиться? А кто им мешал?

$ - Но ведь у героев этой книги была замечательная мысль: построить Дом Дружбы. Хотели бы вы жить в таком доме?

- Давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть, и по каким законам жить в Доме Дружбы.

ВасиленкоВ.Ю.

Post Comment