Конспект урока для 1 класса «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению

$развития детей №63 «Жемчужинка»

Конспект урока для 1 класса

«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

подготовила воспитатель

$Хакимова Гульназ Ильясовна

г. Набережные Челны

2011-2012 учебный год

Цели занятия: познакомить детей с новой сказкой, помочь осмыслить его содержание, совершенствовать навыки драматизации, интонационную выразительность речи; закрепить произношение звуков [c] — [ш].

Задачи: учить дифференцировать звуки [c],[ш] на слух и в произношении; определять положение [c] и [ш] в слове, развивать память, мышление, внимание; воспитывать умение слушать друг друга, работать в группе, оказывать помощь друг другу.

Программное$ содержание: разгадка загадки, чтение сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», словарная работа, беседа с детьми о сказке, драматизация сказки, игры «Скажи, как я», «Кто внимательнее?», «Свистит – шипит», итог занятия.

Оборудование: сказки Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» театр ложек (зайцы, волк), фишки, картинки с изображением предметов, картинки с буквами [c] и [ш].

Ход занятия:

Прежде чем назвать тему сегодняшнего занятия, я хочу вам загадать загадку, и вы поймете, о чем пойдет речь.

$Загадка: Он за модой не следит,

На «показах» не сидит,

$ Но, как сменится сезон,

Поменяет шубку он —

Серую, немаркую

На белую и яркую

Модницам на зависть!

Кто же он?

$ Конечно

Дети: заяц.

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Повторим вместе название сказки. Для начала я вам прочитаю, а вы внимательно слушайте.

Выразительное чтение воспитателем.

Ребята, в тексте прозвучали выражения, которые, на мой взгляд, необходимо разобрать, чтобы вам легче было воспринять сказку.

Словарная работа:

душа в пятки – испугался.

косой глаз – заяц, страдающий косоглазием. Неодинаковое направление зрачков глаз.

язык примёрз – от страха язык перестал говорить.$

Задания по тексту:

Дайте характеристику главному персонажу.

Дети: трусливый заяц, который хотел показать всем, что он ничего не боится. Сам он испугался волка, а перед всеми зайцами он выглядел храбрым.

Чего так боялся заяц?

Дети: Всего. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, а у зайчика душа в пятки.$

Над чем засмеялись зайцы? Почему они назвали его глупым?

Дети: Потому что он всем сказал, что не боится никого и волка, и лисицы, и медведя. Ежели зайцу попадется волк, так он его сам съест.

Почему у зайца при$мерз язык?

Дети: Заяц увидел глядевшего на него Волка. Другие не видели, а он видел и не смел дохнуть.

Как заяц доказал всем свою хр$абрость?

Дети: Заяц-хвастун подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страху упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи.

Куда спрятался заяц?

Дети: Долго бежал несчастный Зайчик, бежал, пока совсем не выбился из сил. Ему все казалось, что Волк гонится по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. Наконец совсем обессилел бедняга, закрыл глаза и замертво свалился под куст.

Что случилось с волком? Что он подумал про Зайца-хвастуна?

Дети: А Волк в это время бежал в другую сторону. Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил.

Чем закончилась сказка?

$ Дети: Все зайцы его похвалили, что он смог спасти всех и прогнать волка. Храбрый Заяц сразу приободрился. С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что действительно никого не боится.

Ребята, как вы думаете, хвастаться хорошо или плохо? (ответы детей)

Ребята, заяц, по вашему мнению, какой: хвастун, храбрец или трус? (ответы детей)

Вот я вам зачитаю пару поговорок:

Хвастун видал, как медведь летает.

Хвастун правду скажет, ему никто н$е поверит.

Храбрый узнается на войне, мудрый – в гневе, друг – в нужде.

А сейчас мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.

А сейчас я вам еще раз прочитаю отрывок из сказки, а вы внимательно слушайте.

Выразительное чтение воспитателем.$

Ребята, кто желает пересказать отрывок по ролям? Герои: автор, Заяц-хвастун, зайцы-зрители (двое) и голодный волк. Для начала мы с вами вспомним характерные черты зайца, серого волка.

Драматизация «Заяц-хвастун, зайцы-зрители и голодный волк».

Автор: Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега, — у зайчика $душа в пятки. Вырос он большой, и вдруг надоело ему бояться.

Заяц-хвастун: Никого я не боюсь! Вот не боюсь нисколько, и все тут!

Зайцы зрители(1): Эй ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

Заяц-хвастун: И волка не боюсь, и лисицы, и медведя – никого не боюсь!

Зайцы зрители(2): Очень уж смешной заяц!.. Ах, какой смешной!

Заяц-хвастун: Да что тут долго говорить! Ежели$ мне попадется волк, так я его сам съем…

Зайцы зрители(1): Ах, какой он смешной Заяц!

Зайцы зрители(2): Ах, какой он глупый!..

Автор: Кричат зайц$ы про волка, а волк – тут как тут. Совсем близко подошел волк к разыгравшимся зайцам, слышит, как они над ним смеются, а всех больше хвастун Заяц.

Серый волк: Э, брат погоди, вот тебя-то я и съем.

Оценка зрителей.

Молодцы ребята. Все очень хорошо выступили. А сейчас мы с вами поиграем в игры.

Игра «Скажи, как я»:

Мышка – миска – пышка.

Машка – каска – маска.

$Носок – мешок – песок.

Носы – усы – уши.

Ноша – оса – лиса.

Сок – шок – носок.

$Игра «Кто внимательнее?».

Положите столько фишек, сколько я произнесу слов со звуком [с].

Самолет, шаль, сыпать, шуба, жук, сядь, сухарь, шина, закат, совы, чайка, санки, зяблик, тяпка, весы.

Игра «Свистит – шипит».

Я вам буду показывать картинки и называть их. Если вы в слове услышите звук [с] – говорите «свистит», а если звук [ш] – «шипит».

Молодцы, ребята.$ Все хорошо занимались на занятии. Что нового вы узнали для себя? Что понравилось, что нет. С какой новой сказкой мы сегодня познакомились? На что хотел обратить наше внимание автор Мамин-Сибиряк? Какие слова самые главные в этой сказке? (ответы детей)

$

$

С$писок использованной литературы и интернет-ресурсов

  1. rus-skazki.com›skazka_42.html

  2. С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 1 период обучения. «Гном», 2012.

Post Comment