Конспект урока для 1 класса «Знакомьтесь, наш музей»

Государственное образовательное учрежд$ение

Детский сад компенсирующего вида №264

Юго-Восточного административного округа г. Москвы

$

Конспект урока для 1 класса

$«Знакомьтесь, наш музей»

подготовила

воспитатель высшей категории

Брыксина Людмила Васильевна

$

2011 г.

Программное содержание: Приобщать детей к миру искусства (литература, театр, изобразительная деятельность), закреплять и расширять знания детей о музее, музейных профессиях, правилах поведения в музее. Уточнять и расширять знания о групповом ми$ни-музее сказок; познакомить с игротекой музея и карточками-указателями, закрепить знания об отечественных и зарубежных сказочниках и их произведениях. Воспитывать художественно-эстетические чувства, любовь к сказкам. Стимулировать познавательную активность. Развивать моторику, речь, память, во$ображение.

Предварительная работа: Оформление группового музея; беседы с детьми о многообразии музеев, их назначении; рассказ воспитателя о музейных профессиях; чтение русских и зарубежных сказок, просмотр мультфильмов, телефильмов и диафильмов по сказкам; дидактические и настольно-печатные игры, игры-драматизации по сказкам; художественная продуктивная деятельность на занятиях и в свободное время. Совместное оформление папки-передвижки «В гостях у сказки» (подборка иллюстраций и рисунк$ов детей по народным и авторским сказкам).

$Материалы к занятию: Экспозиция группового мини-музея и театрального уголка; указка; карточки-указатели по правилам пользования экспонатами музея; 2 красивые коробки; рисунок «Бабочки»; экспонаты музея: волшебный сундучок домовёнка Кузи, муха, таракан, тыква, волшебная палочка, очки, корзина с пирожками.

Ход занятия: (Дети сидят за столами, лицом к воспитателю. Столы расположены в два ряда и повёрнуты к мини-музею и театральному уголку. Ближе к игровой зоне стоят недалеко друг от друга ещё два стола.)

- Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с музеем. Вначале давайте вспомним, что такое музей? (Это место, где собраны, хр$анятся и выставляются памятники истории, искусства, коллекции вещей и предметов.) Для чего он нужен людям? (Чтобы знать своё прошлое.)$ Какие музеи в Москве вы знаете? (Дарвиновский музей, Музей вооруженных сил, Третьяковская галерея, Бородинская панорама, Палеонтологический музей, Оружейная палата и другие.) Кто с родителями уже побывал в музее? (Ответы детей.) Вспомните, о каких музейных профессиях мы говорили в прошлый раз? (Экскурсовод, хранитель, реставратор.) Чем занимаются в музее экскурсовод, хранитель, реставратор? (Экскурс$овод проводит экскурсии по музею, показывает экспонаты, рассказывает об истории этих предметов. Хранитель умеет сохранять старинные памятники культуры, точно знает, какие условия для сохранения нужны каждому экспонату. Реставратор приводит в порядок, восстанавливает при необходимости ремонтирует, поступающие в музей предметы истории.)

- Молодцы, вы уже много знаете о музеях. А сегодня мы с вами поговорим о нашем музее.

- Как называется наш групповой мини-музей? («Лукоморье»)

- Это музей чего? (Сказок)

- Правильно, э$мблема нашего музея – дуб зелёный.

- Как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)

- Что является экспонатами$ нашего мини-музея? (Сказочные персонажи и волшебные предметы)

- А где мы можем познакомиться с содержанием тех произведений, из которых состоит наша музейная коллекция? (Библиотека музея)

- Те сказки, которые мы уже хорошо знаем, мы можем показать другим детям? (Да.) Как? (Кукольный спектакль, драматизация.)

- Кто хочет рассказать нам о различных видах театров в нашем$ театральном уголке? (В нашем уголке есть теневой театр, кукольный театр би-ба-бо, настольный театр, театр-конструктор, плоскостной театр, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр.)

- Сегодня в нашем музее сказок открывается игротека. Здесь много дидактических и настольно-печатных игр по разным сказкам, персонажам и волшебным предметам. Здесь же есть лото, домино, кубики, пазлы, папка-передвижка «В гостях у сказки» с иллюстрациями и $книги-раскраски по разным сказкам. Рассматривать, играть и рисовать в игротеке можно в свободное время.

- А теперь я $вас познакомлю со знаками-указателями, которые подскажут посетителям нашего музея сказок правила пользования экспонатами нашего музея. Посмотрите на карточку, назовите правило, которое она означает, и скажите, куда эту карточку надо поставить (расставить карточки с помощью ответов детей)

- Сейчас я познакомлю вас с другими экспонатами нашего музея. Вы знаете, что в каждом музее есть хранилище, в котором хранятся очень многие экспонаты и ждут своей очереди попасть на полки зало$в музея. И в нашем музее есть такое хранилище. Я вам о нём загадаю загадку.

Есть волшебный сундучок голубого цвета,

Он в звездах серебристых, а на крышке – месяц.

Ты в него рисунок добрый положи,

А потом про это сказку посмотри.

(Волшебный сундучок домовёнка Кузи)

$

- Молодцы, ребята, загадку вы отгадали. Вот он, волшебный сундучок домовёнка Кузи. Сейчас я положу в него рисунок. Посмотрите, что нарисовано? (Бабочки.) Правильно, это бабочки, которых вы вчера нарисовали. Рисунок в сундучке. И когда я подниму крышку и начну рассказывать сказку, вы превратитесь в бабочек и покажете сказку в движении. Готовы? (Да.) Открываю сундучок.

Физкультминутка.$

В одном детском саду на участке жила стайка бабочек, маленьких, весёлых и озорных, вместе со взрослыми бабочками. Они всё лето играли, кружились, приподняв крылышки, пили из цветов нектар. (Дети легко на носочках бегают врассыпную по группе, присаживаются на ковёр – имитируют поведение бабочек.) Но вот наступила осень, стало холодно, цветы завяли и старшие бабочки сказали, что пора ложиться спать до весны. Но маленькие бабочки совсем не хотел$и спать, они хотели играть, летать, кружиться и они уговорили старших бабочек лететь в тёплые края, как перелётные птицы. (Дети кружатся в хороводе вокруг воспитателя.) И они полетели. (Дети выстраиваются в колонну за воспитателем.) Взрослые в$переди показывали дорогу, а за ними друг за другом все маленькие бабочки. Они летели день и ночь, и ещё день, через море в Африку. (Дети бегут на носочках за воспитателем змейкой между столами и по группе.) И когда долетели до тёплых краёв, взрослые бабочки присели на цветы отдыхать (Воспитатель садится на стул),$ а молодые бабочки сразу от радости закружились в хороводе сначала в одну сторону, потом в другую (Дети, взявшись за руки, кружатся вокруг воспитателя сначала в одну сторону, потом в другую), потом сели на большие яркие цветы и попили нектар. (Дети приседают на корточки, имитируя поведение бабочек.) И только потом крылышки сложили и уснули. (Дети складывают ладошки под щеку и закрывают глаза.) Но только до утра, а не на всю зиму, потому что в Африке нет зимы.

- Сундучок закрылся, сказка закончилась. Но у меня осталось $ещё несколько экспонатов из хранилища музея сказок. Но чтобы они попали на полки музея, вы должны назвать из каких они сказок. Предлагаю разделиться на 2 команды и выбрать себе капитана. Капита$ны подходят ко мне и тянут жребий, за которым столом будет играть их команда – за первым или за вторым. Капитаны отведут свою команду к этому столу. На каждом столе стоит коробка с экспонатом из сказки. Вы должны открыть коробку, рассмотреть экспонат и назвать его, назвать сказку, из которой он к нам пришёл, и автора этой$ сказки. Всё понятно? (Да.) Капитаны, открывайте коробки. (В одной коробке – муляж насекомого: муха, в другой – муляж насекомого: таракан – главные герои сказок К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха» и «Тараканище».)

- Молодцы, с первым заданием справились, сказки К. И. Чуковского знаете хорошо. Следующее задание будет по сказкам французского сказочника Ш. Перро. Капитаны команд, возьмите ещё по одной коробке с экспонатами и отнесите своей команде. В каждой коробке лежит по 2 экспоната, относящихся к одной из сказок Ш. Перро. Го$товы? (Да) Приступайте. (В одной коробке – тыква и волшебная палочка, в другой – очки и корзина с пирожками – предметы из сказо$к Ш. Перро «Золушка» и «Красная шапочка».)

- Молодцы, и с этими загадками справились. Теперь эти экспонаты могут занять место на полках нашего мини-музея. А вас можно смело назвать знатоками сказок. Вы сами можете поиграть дома в такую викторину со своими родными. Знаний у всех вас по сказкам много, а впереди нас жду$т новые сказки, экспонаты нашего музея, новые игры и задания. До новых встреч со сказкой.

$

Список использованной литературы:

  1. Куревина О. А. «Синтез искусств» 2003г.

  2. Тихонова О. Г. «Особенности музейной работы с детьми дошкольного возраста» «Аркти» 2006г.

  3. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду». Технология введения детей в мир искусства. 2007г.

  4. Журналы «Дошкольное воспитание»: №5/2003г. Стр. 38-41 «Ребёнок в пространстве музея»; №2/2005г. стр. 103 «Там чудеса…»; №5/2008г. стр. 61 «Историческо$е познание и музей»; №6/2008г. стр.33 Т. Алиева «Ребёнок в поисках; №4/2005г. стр. 82-90 И. Зимина «Народная сказка в системе воспитания дошкольников»

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Карточки с рисунками являются творчеством автора конспекта, Бр$ыксиной Л. В.

  2. http://www.eka-mama.ru/matter/family/16506.html

Post Comment