Конспект урока для 2 класса «Уж небо осенью дышало»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области$

средняя общеобразовательная школа №19 им. Героя России Алексея Кириллина

города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные

программы дошкольного образования

$

Конспект урока для 2 класса

«Уж небо осенью дышало»

подготовила

Дрямова Светлана Васильевна

заместитель заведующего

$ структурного подразделения

г. Сызрань

$ 2013 г.

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о признаках осени.

Задачи:

  1. Познание: Продолжать закреплять умение различать некоторые лиственные деревья. Закреплять знания о пользе овощей и фруктов. Развивать зрительное, обонятельное и вкусовое восприятие

  2. $ Безопасность: Уточнить представления о необходимости одеваться по погоде.

  3. Чтение художественной литературы: Продолжать развивать интерес к художественной литературе, желание внимательно и заинтересованно слушать рассказы и стихотворения. Совершенствовать умение выразительно читать стихи.

  4. Коммуникация: Активизировать и обогащать словарный запас по теме «Осень». Развивать умение логического построения текста на основе условных схем. Упражнять в составлении связанных монологических высказываний описательного характера по содержанию картины.

  5. $ Музыка: Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес к музыке.

  6. Художественное творчество: Развивать умение отражать полученные впечатления, закреплять приёмы рисования кистью, умение набирать достаточное количество краски, правильно держать кисть. Побуждать к смешиванию красок для получения новых цветов и оттенков.

  7. Социализация: $Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх. Воспитывать творческую самостоятельность.

  8. Физическая культура: Поддерживать интерес к участию в подвижных играх-эстафетах.

$

Материал:

- Муляжи овощей и натуральные овощи и фрукты (картофель, свекла, огурец, помидор, лук, кабачок, баклажан, тыква, морковь, капуста, чеснок, яблоко, груша, слива и др.);

- осенние листья (искусственные или настоящие);

- разные по настроению репродукции осенних пейзажей;

- аудиозаписи «Осенью» С. Майкапар, «Времена года» «Осень» П.И. Чайковский;

- карточки со схематичным изображением эмоций «радость» или «грусть» 6-8 шт.;

- карточки-схемы для составления описательного рассказа об осени;

- мольберт или магнитная доска; $

- большой поднос, четыре корзины, платок для игры;

- краски, кисти, палитры, баночки с водой;

- ватман с наклеенной вазой для изготовления панно;

$ - силуэты листьев различных деревьев.

Предварительная работа: Беседы, дидактические задания и игры, целевые прогулки, экскурсия в осенний сквер, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций об осени.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает $детям послушать рассказ-загадку (отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи»).

«В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходит под клёнами и берёзами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава пожелтела».

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом рассказе? (об осени)

Звучит фонограмма «Осенью» муз. С. Майкапара, входит Осень (взрослый), разбрасывает осенние листья.

Осень: Здравствуйте, ребята вы меня узнали?

Дети:$ Да, Осень

Воспитатель: Какие красивые осенние листья принесла Осень, собирайте ребята (дети собирают листья).

Вместе с Осенью выполняют упражнение «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья под ноги тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Н. Нищева

Дети кружатся, расставив руки с листьями в стороны.

$Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Снова кружатся на носочках.

Из осенних листьев собирается букет и ставится в вазу.

Осень: А вы знаете осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Осень: Я принесла вам подарок – осенние пейзажи (показывает два разных по настроению пейзажа).

$ Осень приглашает подойти к ней детей родившихся осенью. Каждый ребенок получает карточку со схематичным изображением эмоций «радость» или «грусть».

Осень предлагает детям определить настроение картины и поместить свою карточку с эмоцией к подходящему пейзажу. Дети размещают карточки и таким образом делятся на 2 группы.

$Осень (обращается к группам детей): Представьте се$бе, что вы очутились в этих картинах, попробуйте описать осенний день, в который вы попали (приём вхождения в картину). А помогут вам в этом карточки-схемы (выставляются на мольберте или магнитной доске).

$

$

Дети совещаются и составляют рассказ о погоде и природе осенью с опорой на схемы (каждая группа по своему пейзажу).

Примерные вопросы педагога, если у детей возникли затруднения:

- Где ты находишься? (в осеннем парке, сквере, лесу)

-$ Какая сейчас погода? (тепло/холодно, светит солнце/ на небе тучи, идет дождь, на земле лужи, дует ветер/в парке тихо)

- Как выглядят растения? (листья на деревьях пожелтели, покраснели, опали, трава пожелтела, высохла, начался листопад, листья кружатся, летят по воздуху).

- Как одеваются люди осенью? (люди одевают теплую одежду, берут зонты)

- Чем тебе нравится это время года? (красивые деревья, можно собирать букеты из ярких листьев, в лесу много грибов). А чем не нравится? (мало солнца, идет дождь, бывает холодно, дует ветер, нельзя купаться в реке и загорать).

Дети не участвующие в составлении рассказов высказываются по желанию, помогают.

Осень: Спасибо вам, ребята, за интересные рассказы. Я и не знала, что вы все так любите осень. $

Воспитатель: Мы еще стихи про осень знаем.

Дети читают знакомые стихи про осень.

Осень. По утрам морозы.

$В рощах жёлтый листопад.

Листья около берёзы

золотым ковром лежат.

В лужах лед прозрачно-синий.

На листочках белый иней.

Е. Головин

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется,

Это время года…

Осенью зовется.

М. Ходякова

Осень: Мне пора уходить, но я оставляю вам свои осенние дары.

Осень оставляет 2 корзинк$и и уходит.

Воспитатель приглашает детей посмотреть дары Осени. В 1-ой корзинке - овощи и фрукты.

Подвижная игра-эстафета «Вершки и корешки» /можно использовать муляжи или натуральные овощи/.

Правила игры: Дети делятся на 2 команды – мальчики и девочки. Овощи вперемежку раскладываются на большом подносе. Игрокам дается задание: подбежать к подносу, выбрать один овощ, возвратиться к своей команде и положить овощ в корзину. Девочки выбирают вершки, а мальчики – корешки. Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее собер$ет овощи.

Воспитатель: Много Осень приготовила угощений – овощей и фруктов, а может они нам не нужны и не полезны?

(Полезны – в них много витаминов, можно готовить вкусные блюда, заготавливать на зиму, кормить животных, посадить семена и вырастить новые овощи).

Игра малой подвижности «Овощи»

Как-то вечером на грядке

Репа, свёкла, редька, лук$

Поиграть решили в прятки,

Но сначало встали в круг.

Рассчитались четко тут же:

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,

Ну а ты иди искать.

Н.В. Нищева

$

Дети идут по кругу, взявшись за руки, в центре на корточках сидит водящий с завязанными глазами

Останавливаются, крутят водящего.

Разбегаются. Приседают, водящий их ищет

Дидактическая игра: «Угадай на вкус и запах».

Детям предлагается определить на запах тот или иной овощ или фрукт, если ребенок не может определить на запах, то ему предлагают попробовать на $вкус.

Воспитатель предлагает заглянуть во 2-ую корзинку Осени. В ней белые силуэты листьев (береза, клен, рябина, дуб, осина).

Воспитатель: Ребята, смотрите, Осень забыла раскрасить эти листья. Давайте сами их раскрасим в осенние цвета и составим панно «Осенний букет». Выбирайте себе любой силуэт.

Дети выбирают по желанию.

Воспитатель: У меня лист дуба. Как он называется? (дубовый)

Воспитатель: А, вы, какой лист выбрали? (березовый, кленовый, рябиновый, дубовый, осиновый).

$ Воспитатель: Какими осенними красками вы будете раскрашивать листья? (красной, желтой, оранжевой, бордовой, коричневой).

Звучит аудиозапись П.И. Чайковского «Времена года» «Осень».

Дети раскрашивают силуэты листьев, подбирая соответствующие осенние краски, смешивая цвета на палитре. Из раскрашенных листьев наклеивается

панно «Осенний букет».

Дети вместе с воспитателем выбирают место и вешают панно.

$

$

Список использованной литературы

  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей – М.: «Баласс», 2003

  2. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. Под ред. И.Д. Зверева. М.: Педагогика, 1988

  3. $ Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Нищева Н.В. – СПб.: Детство-Пресс, 2008

  4. Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками /авт.-сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008

Использованные Интернет-ресурсы

$

  1. http://rewalls.com/pic/201106/1152x864/reWalls.com-37595.jpg (осенний пейзаж 2)

  2. http://virchi.pp.net.ua/_fr/4/9582170.jpg (осенний пейзаж 1)

Post Comment