Конспект урока на тему: «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение присмотра и оздоровления детский сад № 27 « Микки – Маус»

Конспект урока на тему$: «Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги?»

$

Автор: Печёрина Юлия Сергеевна

г. Сургут 2011 г.

$Задачи: дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства; познакомить с понятием «таяние»; уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; развивать внимание, мышление, речь; воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы товарищей.

Материалы: таз с водой, пластмассовая рыбка, куски льда разного размера, сумка холодильник, разные по форме и размеру ёмкости, кораблики, ванна, картинки с изображением айсбергов.

Ход занятия:$

На столе стоит тазик с водой, в нём плавает золотая рыбка(игрушка), к ней прикреплена открытка, в которой написана загадка и нарисована сумка-холодильник.

В. -Дети, к нам приплыла золотая рыбка. Что$ она принесла?(Читает)

Рыбам зиму жить тепло:

Крыша – толстое стекло.

В. О чём эта загадка? (Ответы детей). Правильно, «крыша – толстое стекло»- это лёд на реке. А как зимуют рыбы? (Ответы детей). А что ещё нарисовано в записке? (Ответы детей.) Правильно, нужно заглянуть в сумку-холодильник. (Открываем сумку и достаём лёд.) Садитесь за стол и рассмотрим лёд.

В. Возьмите себе по кусочку льда и рассмотрите. Почему лёд сравнивают со стеклом? ( Ответы детей.) Можно ли его$ вставить в окно? (Ответы детей.) Вспомните сказку «Заюшкина избушка». Чем была хороша избушка у лисы? (Ответы детей.) Чем она оказалась плоха? (Ответы детей.)

В. Как мы можем убедиться, что лёд тает? ( Ответы детей.) Конечно можно оставить на блюдце, и он постепенно растает. Как ускорить этот процесс? (Ответы детей.) Можно поставить лёд в блюдце на батарею. Давайте мы одно блюдце поставим на подоконн$ик, а другое на батарею. В конце занятия мы посмотрим, где лёд быстрее растает.

В. Процесс превращения льда в жидкость называется таянием. Как же называется процесс превращения льда в жидкость? (Ответы детей.) Возьмите ещё по кусочку льда. Одинаковые ли кусочки?(Ответы детей.) Чем они отличаются?( Ответы детей.) Правильно формой и размером. Давайте разложим их в разные ёмкости. Изменил ли форму лё$д? (Ответы детей.) Конечно не изменил. Как вы его брали? (Ответы детей.) Лёд не меняет своей формы, куда бы его не положили, причём лёд можно брать рукой и переносить с места на место. А если лёд начнёт таять, изменит ли он свою форму? (Ответы детей.) Во что он превратится? (Ответы детей.) Меняет ли форму вода? (Ответы детей.) Какой формы вода в стаканчике? Ответы детей.)А если мы перельём воду в другой сосуд? (Ответы детей.) Поч$ему вода меняет форму, а лёд нет? ( Ответы детей.) Правильно, лёд твёрдый, а вода жидкая.

В.Наши ручки замёрзли. Давайте разогреем их.

Пальчиковая гимнастика: «Моя семья».

Раз, два, три, четыре, (хлопки в ладоши)

Кто живёт в моей квартире? (потираем ладоши)

Раз, два, три, четыре, пять! (сгибаем по очереди пальцы)$

Всех могу пересчитать: (сгибаем и разгибаем пальцы)

Папа, мама, брат, сестрёнка, (массаж пальцев)

$Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья! (сгибаем и разгибаем пальцы)

(Дети выполняют)

В. Где на земле больше всего льда?(Ответы детей.) Посмотрите на карту(глобус). Много льда в Арктике и в Антарктиде. Самый большой ледник в мире – ледник Ламберта в Антарктиде. Как вы $думаете, что происходит с ледниками под лучами солнца? (Ответы детей.) Они тоже тают, но растаять полностью они не могут. Арктическое лето короткое и не жаркое.

$В. Слышали вы, ребята, что-нибудь об айсбергах? (Ответы детей.)

В. Айсберги – это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов в Арктике и в Антарктиде, и течением их вынесло в море. Что происходит с этими кусками льда? Плавают они или тонут? (Ответы детей.) Давайте проверим. Берите лёд и опускайте его в воду. Что происходит? (Ответы детей.) Почему лёд не тоне$т?(Ответы детей.) Выталкивающая сила воды больше веса льда. Почему не тонут айсберги? (Ответы детей и показ картинки.)

В. Большая часть айсберга скрыта под водой. Они плавают в море по 6-12 лет, постепенно тают, дробятся на более мелкие части. Опасны ли айсберги и для кого? (Ответы детей.) Большую опасность айсберги представляют для кораблей. Так, в 1912 году, столкнувшись с айсбергом, затонул пассажирский теплоход «Титаник». Погибло много людей. С тех пор Международный ледниковый патруль следит за движением айсбергов и предупреждает корабли об опасности.

В. Давайте поиграем в и$гру «Арктическое морское путешествие». Распределим роли: кто-то из вас будет ледниковый патруль, который будет сообщать об опасности столкновения с айсбергами, а остальные капитаны кораблей. Опускаем в воду куски льда и кораблики. (Дети играют.)

В. Подведём итог игры: были ли столкновения с айсбергами? (Ответы детей.) Для чего необходим ледниковый патруль? (Ответы детей.)

В. А теперь посмотрим, что произошло со льдом, кот$орый мы ставили на батарею и подоконник? (Выводы детей.)

В. Что интересного и нового вы сегодня узнали? ( Ответы детей.)Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей.)

$

Список использованной литературы:

Частично своя раз$работка.

Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128 с.

Черенкова Е.Ф. Оригинальные пальчиковые игры.- М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом. XXI век», 2007. – 186с.

Post Comment