Конспект урока обучения грамоте в 1 классе «Мягкий согласный звук (ч), буква Ч, ч»

Государственное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа №406

Восточного административного округа г. Москвы

Конспект урока обучения грамоте$

в 1 классе

«Мягкий согласный звук (ч), буква Ч, ч»

подготовила

учитель начальной школы

Андреева Валентина Васильевна

г. Москва

2014

$Конспект урока обучения грамоте.

Тема: "Мягкий согласный звук (ч), буква Ч, ч".

Цель:

  • познакомить учащихся с мягким согласным звуком [ч], буквой Ч, ч;

  • учить распознавать звук$ в словах;

  • познакомить с графическим образом буквы Ч, ч;

  • совершенствовать навыки грамотного чтения;

  • развивать фонематический слух, речь, внимание, логическое мышление, наблюдательность, память;

  • воспитывать взаимопомощь.

Задачи: 

  • учить выделять, дифференцировать и характеризовать звук [ч] в словах;

  • способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного чтения и рассказывания;

  • работать над межпредметными связями.  

$

Обучение УУД: умение давать развернутые ответы, составлять предложения и рассказы, учить добывать информацию из разных источников, учить работать с большим объемом информации, подлежащей запоминанию. 

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

$ Ход урока

  1. Организация класса. Активизация внимания.

  • Сегодня на наш урок чтения пришли очень хитрые буквы. Они замаскировались, хотят, чтобы мы их не узнали. Посмотрим, удастся ли им это. (Учитель показывает картинки, дети узнают буквы)

  • Молодцы, узнали все буквы.

II.Артикуляционная разминка:

Начнем урок с речевой дыхательной разминки. Перед вами буквенный ряд гласных:

$е е а а е у а я а и и а а о а я.

Делаем вдох и на каждой четвертой букве – выдох.

Усложним задание: сделаем глубокий вдох через нос и, задерживая дыхание на выдохе, прочитаем весь буквенный ряд до конца.

- Что вы уже знаете о гласных?

- Какие две группы можно выделить в этом ряду гласных?$

Мудрая Черепаха приготовила для вас скороговорку. Прочитайте её:

  • удивлённо;

  • гневно;

  • радостно.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.

  • $

III.Повторение изученного.

  1. Вопросы.

  • Что обозначают буквы? (Звуки)

  • Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)

  • Произнесите гласные звуки.

  • $ Произнесите согласные.

  • Чем гласные отличаются от согласных? (Можем тянуть, петь, язычок внизу)

  • Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Согласные? (Синим и зеленым). Почему для обозначения согласных нужно 2 цвета? (Согласные бывают твердыми – синий цвет и мягкими - зеленый)

  1. Классификация букв.

  • $На магнитной доске буквы расшалились, перепутались. Давайте наведем порядок. Буквы, обозначающие гласные звуки, поставим в первый столбик, а согласные – во второй. (Дети расставляют буквы, помещая их под квадратиком соответствующего цвета)

  • Если гласные можно тянуть, петь, давайте их споем. («Поем» по одной, как гамму)

  • А согласные можем спеть? (Нет). Но зато мы произнесем каждую из них дважды – твердо и мягко.

IV.Сообщение цели урока.

  • Сегодня мы познакомимся с новым звуком и новой буквой. Слого-звуковой анализ слов мяч, ручка.

  • Вывод: звук [ч] согласный , всегда мягкий, глухой, непарный.

На что похожа буква Ч?

Да, вы правильно решили,

$Ч мы пишем, как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя!

Л ногою мяч поддела,

Ч поймать его хотела.

Ждет и ждет,

Устала ждать,

А мяча все не видать.

$1.Речевая зарядка:

Наш новый друг, звук Ч, хочет с вами поиграть, повторяйте за мной.

ча-чо-чу-чи

чи-чу-ча-чо

чо-чи-чу-ча

Ча-ча-ча – мы увидели грача.

Чу-чу-чу – молоточком я стучу.

Чо-чо-чо – греет солнце горячо.

$ $Чи-чи-чи – вкусны пироги в печи.

2.Игра «Доскажи словечко».

У них усы не для красы-

Они показывают время

И называются (часы)

Кто же это ходит в каменной рубахе?

В каменной рубахе ходит(черепаха)

$ Когда лежу на месте,

Не раскрывая рта,

Во мне, скажи по чести,

Такая пустота!

Скорей, скорей бы лето!

И люди будут класть

Дорожные предметы

В мою большую пасть.

Мне, видно от рожденья

Характер дан такой,

Что я люблю движенье

На то я(чемодан).

$3.Загадки.

Из горячего колодца

$Через нос водица льется. (чайник)

Идут круглые сутки,

Не стоят ни минутки,

А все на одном месте (часы)

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного.

Потому что он не птица,

$ Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка

$И зовется (Чебурашка).

 Физкультминутка.

Что-то засиделись мы на пенечках, пойдемте порезвимся на лесной полянке.

Раз, два, три, четыре, пять – 
Все мы встали поиграть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем
И попрыгаем скорей,
Чтобы стало веселей.
Ветер дует сильный, сильный
И качается сосна.
Нам зарядка помогает
Быть здоровыми всегда.
А теперь мы ручейками – 
Друг за другом потекли…
Становитесь все опять –
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.

$V.Закрепление изученного.

Работа по учебнику. Стр.5 Чтение слогов и слов с буквой ч.

Чтение и беседа по содержанию текста про часы.

Отгадайте загадку.

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (часы)

$ Интересные факты о часах

На сегодняшний день никто не может сказать точно, кто именно изобрёл часы, но измерять время люди пытались на протяжении всей своей истории. В разные времена для этого использовали разные приспособления — фитили, масляные лампы, градуированные свечи и т.д.

Например, в Китае аналогом часов была промасленная верёвка, на которой через равные расстояния были завязаны узлы. После того как эту веревку поджигали, начинали считать количество сгоревших узлов и в соответствии с этим измеряли время.

Карманные часы применялись еще в Древнем Риме. По виду это устройство напоминало подставку для яиц, и представляло собой не что иное, как солнечные часы. В одной из стенок этого устройства  было проделано отверстие, куда собственно и проникал солнечный свет, который в свою очередь освещал ряд линий. Следует отметить тот факт, что точности от таких часов ждать не приходилось, в силу этого время определялось приблизительно.

$Считается, что самые первые механические карманные часы были изготовлены в 1503 году, немецким часовщиком Питером Хенлейном из Нюрнберга. Он решил заменить маятник и гири, которые использовались в настенных и напольных часах на спиральную пружину.

Заводить часы изготовленные Питером Хенлейном достаточно было раз в двое суток. Достаточно быстро карманные часы  завоевали популярность. Следует отметить тот интересный факт, что их стали наз$ывать «Нюренбергским яйцом», хотя их форма была совсем не похожа на яйцо.

Первые наручные часы были изготовлены в 1812 году для королевы Неаполитанской. Изготовил эти часы часовщик из Швейцарии — Авраам-Луи Брег.

Следует так же отметить тот интересный факт, что на протяжении достаточно долгого времени наручные часы считались женским аксессуаром, поэтому их производили в достаточно малых количествах. Мужчины смогли оценить$ удобство наручных часов, в период Первой Мировой войны. Привычка сверять время по наручным часам сохранилась и в мирное время, в силу этого к началу Второй Мировой войны они фактически полностью вытеснили карманные. Карманные часы продолжали изготавливаться лишь для любителей стильных вещей.

Чтение рассказа про часы.

Анализ содержания.

  • О чем говорится в тексте?

Какие бывают часы?

Для чего ну$жны часы?

Озаглавление

  • Мы узнали, как много есть разных часов. Но есть самые главные часы. Они находятся в столице России – в городе Москва, на Спасской башне Кремля. (Демонстрируется фотография Спасской башни)

  • Послушаем их голос (звучит запись боя курантов). Дети обмениваются впечатлениями.

VI.Знакомство с правилом на стр.5.

Сочетания ча, чу пишутся с гласными, которые не смягчают согласный, потому что звук [ч'] и так мягкий. 

Сказка о том, как буква Ч поссорилась с буквами Я и Ю. (В. Волина)$ 
Сказка иллюстрируется на магнитной доске. 
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, уже нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, с ног сбилась, до вечера проискала и вот, усталая, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит – Ю и Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с конфетами. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. 
– Подумаешь, обиделась! – сказали Я и Ю. – Все равно без нас ей никуда. А как же тогда слова ЧАШКА, ЧУДО, ЧАЙ? 
– А вот и обойдусь! – сказала Ч. – Мне буквы А и У помогут.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У. 

VII. Обобщение, подведение итогов.

  • С какой буквой мы познакомились? (используется плакат)

  • Какого цвета заглавная печатная «Ч»?

  • А письменная строчная?

  • $Какой звук обозначает?

  • Что в нем особенного?

  • Какие слова запомнили?

  • Что понравилось?

Учитель отмечает внимательных, активных детей.

$

Используемые Интернет-ресурсы

  1. http://malpme.ru/interesnye-fakty-o-chasax/

  2. http://readik.ru/str1_29_1_7.php

  3. http://kidlib.ru/fizminutki/pg8.html

  4. http://mama.ladycity.ru/subdoc/76/

  5. http://doshvozrast.ru/igra/igradidakt08.htm$

Post Comment