Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.» 1 класс

Сведения об авторе:

$Автор: Сунаева Наталья Викторовна

Место работы: ГБОУ СОШ № 968 города Москвы

Должность: учитель начальных классов

Конспект урока – технологическая карта по обучению грамоте.

Тема: «Согласные звуки [л], [л’]. Буквы Л, л.»

$Цели:

Образовательные:

- научить детей находить в словах звуки [л], [л’] и уметь их различать;

- познакомить с буквами Л, л и формировать умение обозначать звуки [л], [л’] буквой л.

- формировать умение читать слова с изученными буквами.

Воспитывающие:

- воспитывать любовь и интерес к миру животных;

- воспитывать уважительное отношение детей к взглядам и мнениям друг друга;

- воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки;

Развивающие:

- развивать читательски$й интерес;

- развивать познаватель$ный интерес и активность учащихся;

- развивать устную речь и фонематический слух;

- развивать мышление, память, внимание.

Задачи:

- формировать умение давать характеристику звукам;

- устанавливать количество и последовательность звуков в слове, т. е. производить звуко - буквенный анализ слов;

- выделять звук в слове и обозначать его соответствующей буквой;

- записывать слова с изученными печатными буквами;

- читать прямые и обратные слоги;

Этапы урока

Д$еятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Мотивация.

$

2.Актуализация знаний.

$3. Подведение к теме. Постановка учебной проблемы.

Ребята! Сегодня на уроке вы узнаете много нового и интересного, если весь урок будете внимательными и активными!

Сейчас я расскажу вам одну историю. А потом задам вам вопрос.

Жила – была девочка. Она очень любила фантазировать. А ещё она любила животных. Однажды с ней произошло необычное приключение. Она попала в необычную страну – страну чудес. В этой стране она встретила много разных необычных животных: говорящего Кролика, плавающую Мышь, Жабу – Лакея, Чеширского Кота, Мартовского Зайца и ещё много других необычных жителей этой страны. А ещё в этой стране с этой девочкой происходили разные превращения.

Кто из вас зна$ет. Как звали эту девочку?

Прозвучали разные имена. Всем спасибо за ответы. Я вам обещаю, что в середине урока вы не только узнаете, как звали эту девочку, но и узнаете, как она попала в страну чудес.

Ребята! Какую букву мы проходили на прошлом уроке и читали с ней слова?

Какие звуки она может обозначать? Дайте нам характеристику этих звуков.

Молодцы!

- А сейчас мы будем отгадывать загадки.

Работа с загадками. Выделение звуков $[л], [л’] из слов – отгадок.

Учитель читает загадки.

1.Он из леса вышел снова:

Не олень, и не корова.

Тяжелы рога по весу.

Ходит важно он по лесу.

Там хозяин он! Не гость!

Ну, конечно, это – лось.

$Картинка – лось.

2.У меня большая грива,

сильные копытца.

Прокачу того игриво,

кто не побоится.

Моя шёрстка гладка.

Кто же я? (лошадка)

Картинка – лошадь.

Произнесём хором слова – лось, лошадь.

- Что общего в этих словах?

- Какой звук стоит в начале этих слов?

$1. Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая.

Хвост пушистый – ох, краса!

А зовут её – лиса.

Картинка – лиса.

2. Убегайте поскорей!
Ходит, рыщет царь зверей! 

Очень грозный и отважный,

Гривой он мохнатой машет.

И рычит, как на распев –

Это храбрый, сильный – лев.

Картинка – лев.

Произнесём хором слова – лиса, лев.

- Что общего в этих словах?

- Какой звук стоит в начале этих слов?

А$ кто знает, какой буквой мы обозначаем звуки [л], [л’], когда мы их пишем или читаем? Как называется эта буква?

Я вам открою секрет. Она называется - буква эль.

- А сейчас скажите мне, как вы думаете? Какая у нас сегодня будет тема урока?

Тема урока: Звуки [л], [л’], буквы Л, л.

Сегодня на уроке:

Нам нужно будет дать характеристику этим звукам, то есть рассказать, какие они.

Нужно научиться находить эти звуки в словах и различать эти звуки.

$

Познакомиться с новой буквой, которая обозначает эти звуки.

Научиться читать слоги и слова с этими буквами.

Что мы для этого будем делать?

Составляем план работы на уроке.

1. Составим характеристику звуков.

2. Будем работать со схемами слов.

3. Будем составлять схемы слов и писать эти слова буквами.

4. Будем читать слоги.

5. Будем читать слова$ и предложения.

Каждый пункт плана обозначаем знаком – символом и вывешиваем на доску.

-Ребята. А для чего мы всё это будем делать?

Дети слушают.

$

Дети отвечают: Золушка, Дюймовочка, Алиса и другие варианты.

Дети отвечают.

Дети называют слова – отгадки.

Лось

Лошадь

$

Дети отвечают.

Лиса

Лев

Дети высказывают свои мнения.

Дети пытаются сформулировать тему урока.

Дети видят знаки – символы и сами могут называть этапы урока.

Дети отвечают.

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

$

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

$

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Регулятивные:

Формирование способности принимать учебную цель и задачу.

Познавательные:

Формирование умения использовать в учебной деятельности знаково-символические средства.

Формирование умения планировать предстоящую работу (составлять план и последовательность своих действий).

Личностные:

Формирование положительной мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

$

4.Работа по теме урока.

$

$5. Физминутка.

6. Закрепление. Первичное применение знаний на практике.

7. Итог урока.

$

  1. Объяснение. Итак, мы уже сказали, что звуки [л], [л’] можно обозначить буквой – эль. Посмотрите, как она выглядят печатные буквы: заглавная и маленькая. На что они похожи? Это письменные буквы. А звуки обозначаются вот так.

Показ на интерактивной доске.

  1. Характеристика звуков. Мы сказали, что в словах лось и лошадь первый звук - ?

Теперь, давайте дадим характеристику звуку [л].

Какой он?

Гласный или согласный?

Мягкий или твёрдый?

Звонкий или глухой?

(схема на доске)

В словах лиса и лев первый звук - ?

Теперь давайте дадим характеристику звуку [л ].

Какой он? (схема на доске)

$

Чем отличаются эти звуки?

Чем они похожи?

3. Игра «Найди звук». А теперь найдём эти звуки в словах. На доске картинки. Дети находят в словах звуки. Говорят, где они стоят и какие они. Учитель даёт образец ответа.

ЛОСИ

ЛЕВ

ЛИСА

КОЛЬЦО
ЗОЛУШКА

ЛИСТ

4. Работа в парах. – Сейчас вам нужно будет составить схемы слов: лиса (соста$вляют на парте и на доске), лоси (составляют на парте и на доске).

Сравнить по образцу и оценить свою работу.

Знак + : всё без ошибок

Знак - : есть ошибки

Схемы остаются перед глазами.

Скажите, а что нужно, чтобы записать эти слова?

5.Работа в тетрадях.

Будем печатными буквами писать слово – лиса.$

Какой первый звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим?

Какой второй звук? (полностью характеристика звука) Какой буквой мы его обозначим? и т. д.

А теперь самостоятельно запишите слово – лоси.

Учитель проводит музыкальную физминутку.

6.А теперь мы выполним ещё одно задание и узнаем – как звали ту девочку, которая любила животных и очень любила фантазировать.

Задание – составить из слогов слово – получается слово Алиса.

Есть такое произведение «Алиса в стране чудес». Его написал Л. Кэррол (показать книгу). Эта девочка попала в страну чудес, когда уснула. Во сне с ней происходили разные превращения. Вы можете посмотреть такой мультфильм или прочитать эту книгу, когда научитесь хорошо читать.

Имя Алиса начинается с буквы А.

А какие вы знаете имена на букву Л? Как мы их будем писат$ь? Почему? А зачем $ещё нужна заглавная буква Л? Что ещё мы будем писать с заглавной буквы?

  1. Чтение слогов.

В каком слоге звук [л ] мягкий? Почему?

  1. Чтение предложений.

Что вы видите? Что мы сейчас будем читать? Почему вы решили, что это предложения?

Беседа про животных. А у вас, какие есть животные? Животных нужно любить. Не только домашних, но и диких.

  1. Работа по учебнику.

К какой сказке эта картинка? Кто нарисован на картинке?

Я сейчас прочитаю текст. Вы должны узнать, из какой сказки этот отрывок?

Эта сказка называется «Тараканище». А написал её К. И. Чуковский (показать книгу). Эта сказка про животных. Кто её читал?

Что обозначают слова?

щеголиха – яркая, модная, любит щеголять нарядами

$лихо – живо, быстро

кубарем - кувырком

Что выделено в словах жирным шрифтом? Буква л.

Давайте ещё раз прочитаем текст и потом вы должны будете назвать слова с буквой л.

В каких словах буква л обозначает твёрдый звук [л]? Назовите эти слова. Почему?

В каких словах буква л обозначает мягкий звук [л ] ? Назовите эти слова. Почему?

- Что мы делали сегодня на уроке?

Ребята, давайте сделаем вывод. Звуки [л] и [л’]. одинаковые или разные? А какой буквой их можно обозначить?

$

Дети отвечают на вопросы, произносят звуки и выполняют звуковой анализ.

Один мягкий, другой – твёрдый.

$Они согласные, они звонкие.

Дети отвечают по алгоритму.

Работа в парах.

Дети составляют схемы слов. Потом сравнивают и оценивают свою работу. Показывают знаки + и -.

Нужны буквы.

Схемы не убирают. Открывают тетради.

Дети пишут слово – лиса. Делят слово на слоги. Ставят ударение.

Самостоятельно

пишут слово лоси.

Проверяют друг друга.

Взаимопроверка: ( знаки + или - )

Один ученик на интерактивной доске составляет слово – Алиса.

$

Дети отвечают на вопросы.

Читают хором.

Читают индивидуально.

Дети называют правила.

Беседа.

Ответы детей.

Высказывают своё мнение.

Чтение текста хорошо читающими учениками.

Называют все слова.

Называют слова с твёрдым звуком.

Называют слова с мягким звуком.

$Дети отвечают на вопрос и делают вывод.

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

Познавательные: Формирование умен$ия на основе анализа объекта делать выводы.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Регулятивные:

Формирование умения выполнять учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные:

Формировать умение слушать друг друга и вступать в диалог.

Регулятивные:

Формирование умение сверять свои дейс$твия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий.

Познавательные:

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций и текстов.

Регулятивные:

Формирование умения оценивать действия других с целью обнаружения отклонений и отличий.

Коммуникативные: Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

$

Коммуникативные: Формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, высказывать своё мнение.

Познавательные:

Смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Формирование умения анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).

Познавательные:

Формирование умения делать выводы.

$8. Рефлексия.

-Что было трудно? Что легко?

-Что больше всего понравилось?

Если на уроке вам было интересно, всё понятно, то покажите знак +

Если вам было неинтересно и многое вы не поняли, то покажите знак -

Дети отвечают на вопросы и показывают знаки.

Регулятивные:

Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию; умение оценивать проц$ессы и результаты сво$ей деятельности.

Источники материалов:

  1. Горецкий В.Г. Азбука. Учебник: 1 класс: В 2 ч.

  2. Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Издательство: Омега-Пресс, 2008.

  3. http://www.numama.ru/zagadki-dlja-malenkih-detei

Post Comment