Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе «Весёлая ярмарка»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 733 г. Москвы

Конспект внеклассного мероприятия

во 2 классе

$Декоративно-прикладное искусство России

«Весёлая ярмарка»

подготовила: Афиногенова Ольга Николаевна учитель русского языка и литературы

$

Москва 2014 г.

Цель: Обобщить знания детей о декоративно - прикладном искусстве России.

Задачи.

$Образовательные: 

  • закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве: дымковской игрушке, матрёшке, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписи;

  • вызвать интерес у детей к народному творчеству;

  • учить видеть красоту и своеобразие дымковской игрушки, матрёшки, хохломской, городецкой, жостовской, гжельской росписи;

  • научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Развивающие: 

  • развитие познавательной активности детей;

  • $

    развивать чувство цвета, композиционные умения;

  • $развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память;

Воспитательные: 

  • воспитание стремления к совершенствованию своих знаний;

  • воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;

  • воспитывать любовь к народному творчеству;

  • воспитывать уважение к работе народных мастеров;

  • воспитывать эстетические и этические чувства;

  • сделать данное мероприятие ярким и незабываемым.

Оформление: класс украшен рисунками учеников; выставка книг о народных промыслах, декоративно-прикладном искусстве.

Оборудование и материалы: компьютер, проектор, презентации «Гжель», «Хохлома», «Городец», костюмы для выступления: матрёшки, дымковские игрушки.$

Участники: ученики 2-го класса, ученики 6-го класса, педагоги.

Ход мероприятия.

Входят два мальчика в костюмах скоморохов (ученики 6-го класса).

1-й скоморох:

$ По дорожке, по тропиночке идём,

Разудалую мы песенку поём.

Нынче ярмарка весёлая у нас,

Приглашаем всех на ярмарку сейчас!

$Просим в гости к нам на ярмарку друзей.

Приезжайте, приходите поскорей!

2-й скоморох:

Почтеннейшие господа!

Пожалуйте к нам сюда!

Выставляйте свой товар

На наш ярмарочный базар.

Товарец важный!

Похвалит его каждый!

Выходит девочка в русском народном костюме (ученица 6-го класса).

Ведущая:

Посмотрите! Это вещи нынче

В гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

$

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

$Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

Здравствуйте, ребята, приглашаем вас в город Мастеров на ярмарку. К нам на ярмарку сегодня прибыли купцы из разных городов России. Узнайте, из какого города приехали первые купцы.

1-й скоморох:

Есть на Волге город древний, настоящий он творец.

Славится на всю Россию этот город – удалец.

Распускаются букеты, ярко красками горя.

2-й скоморох:

$Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Кто сегодня нам расскажет, сразу станет молодец,

Отвечайте дружно хором. Это город ….

Ученики 2-го класса (вместе): Городец.

Выходят купцы из города Городец (ученики 6-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.

1-й купец из Городца:

Есть на Волге город древни$й

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

2-й купец из Городца:

Чудо – птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взгляне$шь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

3-й купец из Городца: Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зелёные, золотые, жёлтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с белыми и чёрными.

4-й купец из Городца: Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы, в окружение ярких сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.

«Сказка о славном городе Городце, знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше» (исполняют ученики 2-го класса).

1-й купец из Городца: Давным-давно, в старинном городе Городце, что стоит на берегу Волги, жил-был мастер Данила.

(Выходит Да$нила-мастер, садится на лавку в мастерской и работает).

2-й купец из Городца: Лучше всех он умел делать различн$ые изделия из дерева. И была у него невеста Любаша - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

(Выходит Любаша и садится рядом с Данилой.)

3-й купец из Городца: Она тоже была большая мастерица - расписывала деревянные прялки, доски, блюда. И захотели Данила с Любашей превратить жизнь своего городка в сказку. Разукрасили дома, игрушки, посуду невиданными узорами: цветами, волшебными птицами. А назвали свое искусство Городецкой росписью.

4-й купец из Городца: Работали мастер и его невеста радостно и весело, поэтому и изделия у них получались светлые, согревали душу людям. Поработав, любили и отдохнуть.

Любаша: Эй, девчоночки-девчушки, веселушки, хохотушки!

Данила: Эй, мальчишки-мо$лодцы, озорные удальцы!

Вместе: Приходите поплясать, долгий вечер скоротать!

Выходит девочка и мальчик (ученики 2-го класса). Исполняют частушки.

Данила:

Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

Тушки - татушки,

Про них споём частушки.

Друг Данилы:

По розанам и купавкам

$Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Любаша:

Три девицы молодые

$ Под розанами стоят.

Где же хлопцы удалые? ”

Во все стороны глядят.

Подружка Любаши:

Вот по улочке Петрушка

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

За ним весело бежит.

Тушки - татушки,

Вот и все частушки.

1-й купец и$з Городца: Так и жил мастер Данила. Жил, не тужил, но прослышала об умельце Даниле Баба Яга, захотела его ремеслу научиться и пришла к нему в мастерскую.

Заходит Баба Яга (ученица 6-го класса)

Баба Яга: Здравствуй, Данила – мастер!

$Данила: Здравствуй, бабушка!

Баба Яга: Хочу твоему ремеслу научиться!

Данила: Чтоб с деревом работа получалась, надо, чтоб оно тебя слушалось.

Баба Яга: А как этого добиться?

Данила: Если душа у тебя добрая, то и изделие хорошим будет. Доброта-то, она в дерево вкладывается. А у тебя, Баба Яга, $душа недобрая, не получится у тебя ничего!

2-й купец из Городца: Рассердилась Баба Яга, решила похитить мастера, чтобы люди не узнали Городецкого искусства. Заколдовала она Данилу и спрятала в дремучем лесу ( Баба Яга с Данилой уходят).

3-й купец из Городца: Стала Любаша искать своего жениха – нет его нигде. Догадалась она тогда, что случилась с суженым беда. Как помочь Даниле, как его выручить? А у мастера был конь вороной, быстрый, как ветер, хозяина своего за сто верст чуял. Поняла Любаша, кто поможет мастера найти. Села она на вороного коня и поспешила жениха выручать (Любаша уходит).

4-й купец из Городца: Не удалось Бабе Яге отобрать у народа Городецкую роспись. Отыскал Конь своего хозяина, помог Любаше найти Данилу. И поспешили жених с невестой в свой родной город Городец.

Входят Данила с Любашей.

1-й купец из Городца: Обрадовались жители, что вернулись домой их знаменитые мастер Данила и невеста его Любаша, а вороному коню – особый почет и слава! Стал чудо – конь символом городецких художников.

Данила: $

Городецкая роспись, как ее нам не знать!

Здесь горячие кони, молодецкая стать!

Любаша:

Здесь такие букеты, что нельзя описать,

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Друг Данилы:

Здесь ромашки, купавки, словно в капля$х росы,

Расцветают розаны небывалой красы.

Подружка Любаши:

Городецкая роспись, как ее нам не знать!

Городецкая роспись, для души благодать!

Городецкие купцы и герои сказки уходят.

1-й скоморох:

Большой, как скатерть, с пышными кистями,

$

Молочно-белый, русский, набивной.

Платок с павловопосадскими цветами

Лежал, красуясь предо мной.

2-й скоморох:

И был в нём з$апах трав и ветер,

Узор по краю кружевной,

Поляны маков в красном цвете,

И облаками над землёй

Танец «Кадриль» с платками исполняют девочки (ученицы 2-го класса).

Ведущая: К нам в город Мастеров на ярмарку прибыли купцы из подмосковной деревни. Узнайте, откуда прибыли купцы?

1-й скоморох:

Сине-белая посуда, 
Расскажи-ка ты откуда?
$

2-й скоморох:

Видно с севера пришла
И цветами расцвела
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми.

Ученики 2-го класса (вместе): Гжель.

Выходят купцы из Гжели (ученики 6-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.

1-й купец из Гжели: А деревня наша Гжель не за тридевять земель. Под Москвою мы живём.

2-й купец из Гжели: Небо у нас в Гжели синее$-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Всё голубое да синее – и цветы, и люди, и трава.

На фоне слайд-шоу «Сказочная Гжель».

1-я девочка (ученица 2-го класса):

Есть в России такое местечко, где белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая, и дыхание ветра слышней;

Расцветает Гжель васильковая, незабудковая Гжель.

2-я девочка (ученица 2-го класса):

Синие птицы по белому небу, море цветов голубых,

Кувшины и кружки – быль или небыль? Изделия рук золотых.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье, русская звонкая Гжель!

Входят купцы из Хохломы (ученики 6-го класса).

1-й купец из Хохломы:$

Низко кланяемся вам, дорогие гости!

2-й купец из Хохломы:$

Кому посуда для кашки, окрошки,

Чудо-блюдо да чашки, ложки?

3-й купец из Хохломы:

К вам приехала сама

Купцы (вместе): Золотая Хохлома!

1-й купец из Хохломы: Ребята, что вы знаете о Хохломской росписи?

1-й ученик (2-го класса): Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак.

2-й ученик (2-го класса):

Хохломская роспись – алых ягод россыпь,

Отголоски лета в зелени травы.

Рощи, перелески, шёлковые всплески

$ Солнечно-медовой золотой листвы.

3-й ученик (2-го класса): Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.

4-й ученик (2-го класса):

Роспись хохломская словно колдовск$ая,

В сказочную песню просится сама

И негде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Девочки исполняют песню «Золотая Хохлома».

Ведущая: В нашей ярмарке принимают участие купцы из села Жостово.

Выходят купцы из Жостово (ученики 2-го класса) берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.

1-й купец Жостово:

Мы приехали к вам в гости

На весёлый праздник ваш.

Посмотрите на подносы –

$ Это просто вернисаж.

2-й купец Жостово: Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавливают расписные лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. $

3-й купец Жостово:

Красно-алые бутоны

В изумрудах листьев тонут.

Незабудки и пионы

Обрамляют розы омут.

$ Есть на жостовском подносе

И букет, в ночи горящий,

Птица-жар, что весть приносит,

Есть поднос, плоды дарящий.

4-й купец Жостово: Уже два столетия существует наш промысел. Подносы бывают круглые, овальные, прямоугольные. По чёрному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками. И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Затем подносы лакируют, и перед вами такое чудо (показывает свою работу).

5-й купец Жостово:

Чёрный фон сияет лаком –

А на нём цветов краса.

Алых, жёлтых, с красным маком –

Это ж просто чудеса.

В мире нет таких подносов,

$Они просто вешний сад.

Лучше нет таких подносов –

Покупайте, стар и млад.

Ведущая: На нашу ярмарку прибыли купцы из слободы что под городом Кировом.

1-й скоморох:

$Там любили песни, пляски.

В селе рождалась чудо-сказка.

Вечера зимою длинны

И лепили там из глины

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные.

2-й скоморох:

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски -

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

Вы скажите мне, откуда

$ Появилось это чудо?

Ученики 2-го класса (вместе): Дымково.

Выходят купцы из Дымково (ученики 6-го класса) берут сво$и изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар.

1-й купец Дымково: Приехали мы их из заречной слободы Дымково, что под городом Кировом. Зимой, когда топим печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся - будто в дыму, дымке. Здесь у нас в далёкую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называем – дымка.

2-й купец Дымково: Узор дымковской игрушки проще простого: кружочки, полосочки, клеточки, точечки. Краски яркие, яркие. Весёлая игрушка выходит, всем на радость.

3-й купец Дымково:

Почтеннейшие господа!

Посмотрите вы сюда!

Игрушки вятские

$На все манеры,

Вот вам барышни,

А вот кавалеры.

Выходят две девочки и один мальчик (ученики 2-го класса).

1-я девочка:

Мы игрушки расписные

Хохотушки всякие,

Щеголихи слободские,

Кумушки посадские.

2-я девочка:

С лентами, да бантами,$

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами

Проплываем павами.

Исполняется танец «Дымковская игрушка».

Ведущий: Ребята, покажите купцам, какие у вас получились дымковские игрушки.

$ Выходят ученики 2-го класса, берут игрушку, читают стихотворение.

1-й ученик:

Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Всех нарядом удивил,

Крылья важно распустил.

Индюк сказочно красив,

Он напыщен, горделив.

Смотрит свысока вокруг,

$ Птица важная – индюк.

2-й ученик:

За студеною водицей Водоноска-молодица

Как лебедушка плывет,

Ведра красные несет.

Посмотри, как хороша

Эта девица-краса.

Щечки алые горят,

Удивительный наряд,

$Сидит кокошник горделиво.

Водоноска так красива,

Как лебедушка плывет,

Песню тихую поет.

3-й ученик:

А вот девица в венце,

Румянец на лице,$

Собою хороша,  

Стоит не дыша.

4-й ученик:

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в ветвистых рогах.

5-й ученик:

Уточка-крылатка,

У неё повадка,  

$ У неё походка –

Качается как лодка.

6-й ученик:

$ А вот баран.

Бока крутые,

Рога золотые,  

Копытца с оборкой,

На спине – Егорка

7-й ученик:

Что за конь

Только тронь!

$

Со всадником вместе

Ускачет верст на двести.

8-й ученик:

В кокошнике няня,

На руках Ваня.

И хорош, и пригож Ваня,

Не забудь няню, когда подрастёшь.

1-й купец Дымково:

Много сказочных мест у России,

Городов у России не счесть,

Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь.

2-й купец Дымково:

Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымног$о и серости дождей.

В ней что-то есть от радуги, от капелек росы.

В ней что-то есть от радости, гремящей, как басы!

3-й купец Дымково:

Она глядит так прянично - ликующе и празднично!

В ней молодость- изюминка, в ней удаль и размах.

Сияйте, охра с суриком, по всей земле в домах!

И злость, и хмурость льдинкою без всякого следа

$ Пусть под улыбкой Дымкова растают навсегда!

Купцы из Дымкова прощаются и уходят.

Ведущий:

Есть для вас ещё игрушка.

Не лошадка, не Петрушка

Красавица – девица она.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

$Это?

Ученики 2-го класса (вместе): Русская матрёшка

Выходит мальчик в костюме японского старика (ученик 2-го класса) Японская игрушка Фукурума.

Фукурума: Здравствуйте, ребята, я прибыл из Японии. Не удивляйтесь, ведь я прадедушка русской матрёшки, а зовут меня Фукурума.

Эй, матрешки — хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

$ Выходят девочки в костюмах матрёшек, исполняют частушки.

1-я матрёшка:

Ставьте ушки на макушки,

Пропоём мы вам частушки.

Наши руки крендельком

$Щёки будто яблоки.

2-я матрёшка:

Ой, спасибо тебе, мастер,

Руки золотые!

Получились мы на славу

Яркие такие!

3-я матрёшка:

Мы матрешки, мы $сестрички,

Мы толстушки - невелички.

Как пойдем плясать, да петь,

Вам за нами не успеть!

4-я матрёшка:

Наши руки — крендельки,

Щеки - будто яблоки.

С нами издавна знаком

Весь народ на ярмарке!

$5-я матрёшка:

Деревянные сестрички,

От большой до невелички, -

Изнутри мы все пусты,

Кроме младшенькой сестры.

6-я матрёшк$а:

Мы матрешки, мы кругляшки,

Нам похлопайте в ладошки,

Чтобы лучше нам плясалось,

Чтобы скуки не осталось!

Матрёшки (вместе):

Мы игрушки знатные

Складные, да ладные.

Мы повсюду славимся,

Мы и вам понравимся.

Фукурума: Ребята, как вы думаете, почему Матрёшку, назвали Матрёшкой.

Ученица 2-го класса:$ Видимо, от русского имени Матрёна возникло название игрушки. Образ женщины-матери большого семейства символизирует изобилие, бесконечность жизни.

Ведущая: У нас сегодня в городе мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе с вами увидели чудесные товары разных городов. Узнали о чудесных мастерах и их промыслах, и традициях.

1-й Скоморох: Хохлома, Дымка, Городец…. Это названия не только российских сел, но и народных промыслов.

2-й Скоморох: Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.

Входят купцы.

$Купец из Городца: Мы на ярмарке побывали?

Купец из Хохломы: Товар свой показали?

Купец из Гжели: Все рассказали.

Купец из Дымкова: А теперь мы проверим, как вы запомнили, названия росписи, которую используют мастера.

Купц$ы показывают рисунки, ученики 2-го класса должны назвать, какая использована роспись.

Купец из Жостова: Молодцы ребята, ничего не забыли? Ну, а теперь прощайте.

Купец из Павлова-Посада: В следующем году на ярмарке нас встречайте.

Матрёшка: Чтобы вы не забыли о нашей ярмарке, мы хотим подарить вам подарки.

Купцы дарят подарки и грамоту участника ярмарки.

Список литературы.

$ 1. Мировая художественная культура. 5 кл.: Учебник для общеобраз. заведений/ Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольнткова – М.: Издательство «Интербук», 2001. – 240 с.:

2. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: Учеб. для 5 кл. общеобр$азоват. учреждений/ Н. Я. Горяева – М.: «Просвещение», 2002. – 176 с.

Стихотворения: М. Г. Смирнова «Дымка»; А. Дьякова «Весёлая дымка»; Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома».

http://nsportal.ru «Сказка о славном городе Городце, знаменитом мастере Даниле и невесте его Любаше». Автор Баринова Елена Николаевна.

http://izodou.ucoz.ru

http://www.maam.ru. Проект «Декоративно-прикладное искусство»

Post Comment