Методическая разработка урока экскурсии «Огненная дуга»

МБОУ « Верхопенская средняя общеобразовательная школа

им. М.Р. Абросимова»

Методическая разработка урока экскурсии

  

«Огненная дуга».$

(Посвящается сражению на Курской дуге)

Верхопенье 2013 г

Пояснительная записка.

 

Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Великая Отечественная война коснулась каждой семьи. Грустно становится, когда оказывается, что внуки не знают ничего о том, что их дедушки и бабушки принимали участие в боях на разных фронтах, помогали в тылу, будучи подростками, участвовали в партизанском движении, имеют гос$ударственные награды за помощь фронту. То поколение защищали наши города, нашу страну, люд$и жертвовали собой ради будущих потомков, будущей жизни. Это надо ценить, помнить, уважать. Сценарий литературно-музыкальной композиции призывает воспитывать чувство гордости за свою Родину за людей, которые сражались за будущее нашей страны, стремление быть готовыми встать в строй и сражаться за свою страну в случае такой необходимости; воспитывать уважение к ветеранам и участникам ВОВ.

Литературно-музыкальная композиция «Огненная дуга» разработана для учащихся начального и среднего звена.

Участники классного часа: учащиеся 4 - 7 классов.

Цель:

$

  • Формирование патриотизма читателей на основе исторических событий.
  • показать вклад наших воинов-земляков в победу в Курской битве;

  • $на примерах мужества и героизма советских солдат способствовать воспитанию уважения к отечественной истории.

  • $Воспитание чувства сопричастности с историей России, с её героическим прошлым; уважения к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших Родину в страшную годину Великой Отечественной войны.

 

Задача:

  • Познакомить учащихся с подвигом русского народа, в том числе и с земляками во время Курской битвы.

 

Форма проведения: Литературно-музыкальная композиция.

 

$Оборудование: Мультимедийный проектор, экран.

$Реквизиты: Презентация о Курской битве;

Музыка на тему Великой Отечественной войны;

$ Иллюстративный материал о Курской битве;

$Видеоролики о Курской битве.

.

$Ход мероприятия:

Слайд 1.

$Учитель: Сегодня мы проводим нетрадиционный урок. Это урок-экскурсия, тема которого "Белгородцы в боях за Родину". Проводится он в 70 годовщину Победы на Курской дуге. Больше полувека прошло с момента окончания одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны: близится 70-летие Курской битвы. Подходя к этой памятной дате, мы не можем не вспоминать о подвигах наших отцов, дедов, прадедов, воинах, принимавших участие в этой битве. Если предположить, что тогда им было около 20-ти, то сейчас им около 80-ти. Как ни прискорбно, но время берет свое, все меньше их, героев, выходит 9-го мая, 5-го августа на улицы Белгорода$, чтобы пройти победным маршем по родной земле, которую они 70 лет назад спасли и вернули нам.

Многое о битве мы можем узнать из книг, но можем ли мы представить себе, что пережили люди, принимавшие участие в этой битве,$ что они пережили, атакую в танках немецкие тигры. Каково это было, когда рядом разрывался смертоносный снаряд, которые, попади он в танк, уничтожил бы всех! Каково это было, когда этот снаряд попадал в танк и люди выбирались из него, пылавшего огнем, под пулями!

Итак, мы отправляемся в путь по местам тех великих сражений, о которых мы не должны забывать никогда.

(Звучит песня "Эх, путь-дорожка:")

Ученик: Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

$

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки.

Сообщение ученика:

22 июня 1941 г. началась Великая Отечественн$ая война, принесшая советскому народу много горя и разочарования. Солдаты и офицеры, партизаны и участники антифашистского подполья, труженики тыла, проявляя бессмертное мужество и отвагу, изменили ход второй мировой войны, внесли решающий вклад в победу над фашизмом. Победу, доставшуюся нам огромной ценой, большим мужеством и героизмом советского народа.

Белгородчина в годы В$еликой Отечественной войны не раз становилась ареной ожесточенных сражений. Боевые действия в крае развернулись осенью 1941 года. Тяжело армия Юго-Западного фронта отступала, оставляя Борисовский, Ракитянский, Краснояружский, Грайворонский, Томаровский районы. 22 октября немецкая армия подошла к Белгороду.

Попытка немцев с ходу ворваться в город не удалась. В районе села Болховец они наткнулись на упорное сопротивление 21-й армии Юго-Западного фронта. В боях под Белгородом проявили себя танкисты. За два дня одна бригада уничтожила 14 танков противника, 6 орудий, 6 минометов и другу$ю технику. Но 24 октября 1941 года части Красной Армии пришлось оставить Белгород. В июле 1942 года в оккупации оказалась вся Белгородчина.

Окончательное освобождение Белгородчины связано с Курской битвой, которая началась 5 июля 1943 года и закончилась 23 августа 1943 года. Победа под Курском вселила в души военных уверенность и стала решающей в обеспечении коренного перелома в войне.$

Ученик: Разве можно забыть
Нам с тобой сорок третий,
Помнишь — Курская битва
Тогда полыхала?
И советский солдат,
Уходивший в бессмертье,
Был сильнее огня
И надежней металла.

О. Левицкий, Г. Кирьянов

Слайд 2-3

2 ведущий: В 1942 году наступление наших войск началось после победы под Москвой, но было остановлено под Ржевом, Вязьмой, Харьковом, Таганрогом. Враг занял весь Севе$рный Кавказ и дошел до Волги.

Только сокрушительное поражении, которое немцы потерпели под Сталинградом, позволило переломить общ$ую ситуацию на советско-германском фронте и вернуть Красной Армии наступательную инициативу.

Курский выступ появился между Орлом и Белгородом в результате ряда наступательных и оборонительных операций нашей армии в 1942 – 1943 гг. Образование курского выступа создавало для противника возможность окружения и последующего уничтожения Центрального и Воронежского фронтов.

2 февраля 1943 года началось осуществление наступательной операции на Курском и Белгородо-Харьковском направлениях «Звезда». Результатом этой операции стало освобождение 9 февраля 1943 года города $Белгорода и 16 февраля 1943 года Харькова. Но противник нанес контрудар и 18 марта вновь овладел Белгородом.

Гитлеровское командование тщательно готовилось к проведению грандиозной операции под кодовым названием «Цитадель», которая должна была вернуть вермахту стратегическую инициативу, восстановить престиж Германии, подорванный поражением под Сталинградом. Для наступления в районе Курской Дуги Гитлер сосредоточил 50$ дивизий, из них 16 танковых и моторизованные. Здесь впервые предполагалось использовать в больших масштабах танки Т – VI («Тигр»), Т – V («Пантера»), штурмовые орудия «Фердинанд» и новые истребители «Фокке-Вульф-190».

$

Видеоролик «Подготовка Верхмона к операции Цитадель» Слайд 4.

Слайд 5.

Сообщение ученика: Советское командование тоже готовилось к поведению наступательной операции. Поначалу планировалось прорвать фронт противника на юго-западном направлении. После проработки разных вариантов было решено перейти к преднамеренной обороне, измотать наступающего противника, выбить его танки, а затем ввести в бой свежие резервы. Давайте внимательно посмотрим на карту.

Слайд 6.

Слайд 7.

$Видеоролик: «Подготовка Советского командования к сражению под Курском»

 

Пока в Ставках с обеих сторон готовились военные планы, на фронте наступила пауза: тревож$ные для солдат дни и ночи.

Ученик.

Военные ночи, суровые ночи,

Когда воспаленная память кричит,

Когда уже сердце вмешать не хочет

Раны и боль сумасшедшей земли.

Военные ночи, темные ночи,

Когда уже нет сил, чтоб себя превозмочь,

И шепчутся сосны, кому-то пророча,

Подвиг и смерть в эту темную ночь

 Слайд 8.

        Сообщение $ученика: Фронтовые разведки сообщили: фашистские войска перейдут в наступление  5 июля в 3 часа утра. Было принято решение - упредить врага и провести артиллерийскую контр подготовку. Тридцать минут продолжался огневой накат. Он застал врасплох гитлеровские войска. Враг понес большие потери. Моральное состояние немецких солдат и офицеров было подавленным: стало ясно, что план решающего наступления раскрыт, а момент внезапности использовать не удастся.

В 2часа 20минут 5 июля был отдан приказ о начале контрподготов$ки. Все кругом закружилось, завертелось, раздался страшный грохот - началась величайшее сражение в районе Курской дуги. В этой адской «симфонии»  звуков, словно воедино слились удары тяжелой артиллерии,  разрывы авиационных бомб, реактивных снарядов 2 катюш».

Слайд 9.

Видеоролик « Начало битвы»

7 июля. Утром гитлеровцы возобновили атаки на станцию Поныри. Танки приблизились на 250-200м. В этот момент артиллерийский расчет открыл огонь. От первого же выстрела головной танк вздрогнул и, объятый пламенем застыл на месте. Следом загорелся второй. Жестокий бой лился несколько часов. Восемь танков и до со$тни автоматчиков уничтожило в этом бою орудие только одного бойца К.С.Седова.

$Слайд 10.

8 июля. Утром около300 фашистских танков с автоматчиками атаковали северо-западнее Ольховатки боевые позиции 3-й истребительной противотанковой артиллерийской бригады. Удар фашистов обрушился на батарею капитана Г.И.Игнашева. Артиллеристы открыли огонь. На поле боя запылали танки. На нашей батарее, уничтожившей уже 17 танков, осталось одно орудие, а в живых- 3 человека, но они продолжали сражаться. Потеряв еще 2 тяжелых танка, гитлеровцы отступили. Одновременно с напряженными танковыми сражениями на Курской дуге развернулись ожесточенные воздушные бои. Многие наши летчики проявили в этих боях настоящее мужество. Среди них был летчик- истребит$ель гвардии старший лейтенант А.К.Горовец.

 

Слайд 11.

1 ведущий: Эскадрилья Советских истребителей завершала боевой вылет. Прикрывали л$етчики с воздуха южнее Курска в районе Ольховатки наземные наши части. И вот теперь возвращались к себе на базу. Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле, поднялась она и воздух. Летит Горовец и видит, чуть сзади летят фашистские бомбардировщики. Подумал секунду лейтенант Горовец, разве$рнул самолет и устремился к врагам навстречу. Врезался летчик в фашистский строй, первой атакой протаранил ведущий самолет противника. Развернулся, на второго фашиста бросился. И этот рухнул. Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Девять вражеских самолетов сбил Александр Горовец в одном бою. Такого подвига больше не повторил никто. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не вернулся из полета лейтенант Александр Константинович Горовец. На обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя. Погиб лейтенант Горовец, а подвиг его живет. В 1962 году на границе Белгородской и Курской областей был открыт памятник А.К. Горовцу. Он стоит у трассы Москва-Симферополь.

Слайд 12.

$Сообщение ученика: 6 июня – день ожесточенных боев по всему фронту. В этих боях сбил свой первый самолет противника Иван Кожедуб. В течение всей войны им будет сбито 62 самолета. После выздоровления сражался здесь и летчик Александр Маресьев. Здесь сражалась эскадрилья Нормандии - Неман. В Курской битве принимал участие будущий космонавт Григорий Береговой.

Сообщение ученика: Здесь в районе села Орловки 13 июля 1943 года юная сан$итарка Маша Боровиченко вытащила с поля боя четырех раненных и вернулась за пятым – лейтенантом Корниенко. Хрупкая девушка остановилась отдохнуть. Она увидела несущийся на нее танк фашистов. Машенька метнула гранату и упала, прикрыв собой лейтенанта. Осколком снаряда Машенька – Мария Сергеевна Борови$ченко была убита. За мужество и героизм Марии Боровиченко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Слайд 13.

10 июля. К этому дню врагу удалос$ь вклиниться в нашу оборону на глубину 8-10 км на севере и на 35 км на юге.

12 июля. Утром началось ожесточенное танковое сражение, ставшее в ходе. Второй мировой войны. На поле под Прохоровкой сошлись 1200 танков и самоходных орудий. Фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии: «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Им противостояли танковая армия генерала П.А. Ротмистрова и армия генерала А.С. Жадова. Боевые порядки перемешались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество, их с коротких дистанций поражали маневренные танки Т-34.Появление большого количества советских танков явилось для врага неожиданностью. Бой кипел. Земля горела, воздух вспыхивал, металл$ плавился… Кругом огонь и грохот. На 1 квадратный метр земли приходилось 3 мины. На раскалившихся стволах орудий горела краска, металл не выдерживал…Советские люди сражались за свою землю и свободу.

$Слайд 14.-15

Видеоролик: Сражение под Прохоровкой

13 июля. Сражение продолжалось. Противник бросил в бой 200 новых танков. Но успеха не имел и вынужден был перейти к обороне. Вскоре под ударами наших войск он начал отходить назад. Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Гитлеровский план операции «Цитадель»  потерпел полное крушение.

Слайд 16

Видеоролик: Кадры военной хроники, бои

23 июля. К этому дню завершилось оборонительное сражение на Воронежском фронте. Теперь можно было переходить в наступление.

5 августа. Советские во$йска освободили Орел и Белгород. В честь освобождения этих городов в Москве впервые был произведен артиллерийский салют.

Слайд 17.-20

Видеоро$лик: Освобождение Орла

 

Слайд 21

В оборонительных и контрнаступательных операциях Курской битвы участвовали войска ряда фронтов: Центрального - под командованием генерала армии К.К.Рокоссовского, Воронежского, возглавляемого генералом армии Н.Ф.Ватутиным, Степного - во главе с генерал-полковником И.С.Коневым, Западного - под руководством генерал-полковника В.Д.Соколовского, Брянского - под командованием генерал-полковника М.М.Попова.

$Учитель: Подвиг советских воинов был высоко оценен Родиной. Свыше 100 000 участников Курской битвы, Харьковского и Белгородского сражений были награждены орденами и медалями, многие из них были удостоены звания Героя Советского Союза.      В сражениях на Курской дуге принимали участие и наши земляки. Слайд 22$

$В истории Курской земли битва на огненной дуге – это событие не просто выдающееся, - великое событие. Это великое событие для всей нашей страны. И чем дальше мы уходим от этого времени, тем более великой кажется эта победа. Но, как и всякая победа, она складывается из отдельных ручейков, из отдельных подвигов, из отдельных сражений и выполнения своего долга каждым солдатом. Не вспоминать об этом было бы грешно перед теми, кто остался на этой священной Курской земле навсегд$а.

 

Ученик

Есть много мест, известных на планете,

И много мест, что трогают сердца.

Лишь скажешь: «Прохоровка» - слово это

Напомнит подвиг деда и отца.

 

Тогда в далеком грозном сорок третьем

Никто не знал, что через много лет

Одной из величайших битв на свете

Ту битву назовет двадцатый век.

( М.Бирюков)

Слайд 23-25.

1 ведущий: С древних времен на местах ожесточенных боев возводили пам$ятник, часовни и целые мемориальные комплексы. Так, и в честь Курской битвы на курской земле создали Мемориал Героям Курской битвы.

 

21 ведущий: В память воинам, погибшим в дни Курской битвы, на территории мемориала зажжен вечный огонь. Вечный огонь – это символ вечной памяти о погибших воинах, символ того, что$ никто не забыт, ничто не забыто. Под Прохоровкой создан мемориал Курской битвы. Над широким русским полем раздается колокольный звон в память о погибших воинах и великой победе. Героизм наших воинов помог победить нам в этой тяжелой битве, победить в войне. Эта страшная война ни когда не должна повторится. Но мы никогда не должны забывать о тех, кто ценой своей жизни помог победить врага!

$Музыка «Адажио»

 

Остановись! Могилам поклонись.

Над нашим прахом горьким помолчи.

И нам когда-то улыбалась жизнь.

И нам сияли золотом лучи.

$

Жить и любить, - всё было нам дано.

И хоть мы пеплом стали, всё равно

И до сих пор наш голос не угас.

Мы в поле выходили по утрам,

$Где колос, словно колокол, звенит …

Когда б собрать всю боль

Смертельных ран –

В каменья бы рассыпался гранит!

 

1 чтец: Мы не хотим, чтоб на родной земле

Была война и люди погибали.

Мы скажем: «Нет!» насилью и войне,

Ведь жизнь для счастья, а не для печали.

В ней дорог каждый день и час,

Пусть знают это все на свете люди.

И тех, кто отдал жизнь свою за нас,

Мы п$омним и вовеки не забудем!

М. Плескач

Учитель: Мы завершили с вами экскурсия по местам боевой славы. Скажите, что вам запомнилось больше всего? Какие выводы вы для себя сделали?

 

 

Список литературы:

 

  1. $ Белгородоведение: Учебник для общеобразовательных учреждений /Под ред. В. А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002.

  2. Герои - Белгородцы.- Воронеж: Центр. Чернозем, кн. изд-во, 1965

  3. http://www.warheroes.$ru/hero/hero.asp?Hero_id=683

  4. $http://battle-kursk.narod.ru/page23.htm

  5. http://ivassh.narod.ru/page/geroi001.htm
  6. http://pochaevo1.narod.ru/okkup.htm

7

 

Post Comment