Открытый урок по письму в 1 классе «Обобщение и закрепление знаний по теме «Слог. Слово. Предложение»

$

Подготовила

Белова Анна Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 2 с углубленным

изучением отдельных предметов

Г. Реутов Московской области

$

Обобщение и закрепление изученного материала

по теме «Слог. Слово. Предложение»

Задачи урока:

$Образовательные:

— обобщение и закрепление изученного материала по теме

Развивающие:

— развитие навыков орфографической зоркости;

— развитие речи, мышления, внимания, памяти;

— обогащение словарного запаса

Воспитательные:

— воспитание интереса к урокам русского языка

— воспитание положительной мотивации к учению

— воспитание любви к природе

Оборудование: предметные картинки, снежинки для рефлексии, карточки с заданием, орфографический словарь

Приложение 1. Текст с пропущенными словами.

Приложение 2. Предметные картинки

Приложение 3. Карточки со словами для работы над деформированным приложением

Ход урока.

$

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Проверяем, мой дружок,

Все ль на месте,

Все ль в порядке:

$ Книжка ручка и тетрадка?

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы будем закреплять изученный материал и обобщим знания о строении предложений. На уроке мы должны быть внимательными, взаимно вежливыми, сообразительными.

— Сегодня у нас 9 февраля. На следующей строчке записали Классная работа.

— А какое сейчас время года? ( зима)

— Сегодня мы побываем в гостях у зимы. (открываем картинку зимы)

$

Снова в заботах зима-рукодельница-

Пусть потеплее природа оденется.

Много зима заготовила пряжи,

Белые вещи без устали вяжет:

Сонным деревьям – пушистые шапки,

Елочкам – варежки вяжет на лапки,

Шила вязала и очень устала!

— Ах, поскорее весна бы настала…

3. Минутка чистописания.

1) Подготовка пальчиков к письму

-Одновременно сжимаем и разжимаем пальчики,

— Поочередно сжимаем и разжимаем пальчики,

— Поочередно касаемся каждым пальчиком большого;

— «Зайчики»

— “Кулачки” (поворачиваем по часовой стрелке и обратно)

$

— Теперь ваши пальчики готовы к письменной работе.

2) Чистописание

— Ребята, а сейчас у нас будет минутка красивого письма. ( картинка Снегурочки из приложения 2 на доске)

А) По ходу письма на доске: На окно Снегурка дышит

И прилежно буквы пишет,

Водит пальчиком сама:

«с» — снежинка, «з» — зима.

-Напишем на следующей строчке соединение строчных букв «сз».

— Какие мы буквы написали? (с,з)

$Даем характеристику «с», «з».

Б) — Напишем на следующей рабочей строке слова, которые писала Снегурочка на окне. Слова будем писать со строчных букв.

Отгадайте эти слова:

Лед на речке, мишки спят.

Время года как назвать? (зима)

-Какая буква нас обманывает в слове «зима»? (Буква «И»$)

Изменим слово «зима», скажем ласково «зимушка», и сразу станет ясно, что после з пишем букву «И».

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная … ($снежинка) (открываем картинку)

-Какая буква нас обманывает в слове «снежинка»?

(Буква «И» во 2 слоге) Подчеркнем сочетание жи.

(Буква «Е» в 1 слоге) Проверим «Е» — «снег»

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец — … (сосулька)$ (открываем картинку)

-Какая буква нас обманывает в слове «сосулька»? (Буква «О» в 1 слоге)

— От слова «соска».

Все зимой его б$оятся-

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щеки, нос,

Ведь на улице .. (мороз) (открываем картинку)

-Какая буква нас обманывает в слове «мороз»? (Буква «О» в 1 слоге)

— А вот это слово особенное, букву «О» в 1 слоге нельзя проверить, ее надо запомнить. Такие слова записаны в орфографическом словаре.

$

На доске и в тетрадях записаны слова:

зима снежинка сосулька мороз

-Девочки, обозначьте гласные звуки в слове «снежинка». (1 девочка у доски )

-Мальчики, обозначьте согласные звуки в слове «мороз». ( 1 мальчик у доски)

4.Работа над деформированным предложением

— Поднялся сильный ветер, началась метель и спутала нам все слова в предложении.

Я ДВОРА ЖИЛ ПОСРЕДИ

(Слова напечатаны на листиках и вывешены на доске)

— Составьте из этих слов предложение. (Я жил поср$еди двора.)

— Что мы должны помнить при записи предложения? (первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставим точку)

— Запишем это предложение на строчке ниже. ( 1 ученик на доске)

— Подчеркнем заглавную букву Я и точку зеленой ручкой.

— Найдите слова, в которых б$уквы играют в прятки. В каких словах?

(ДВ..РА ПОСР..ДИ Ж..Л)

— А кто это я?

Жил я посреди двора,

Где играет детвора.

Весной от солнечных лучей

Я превращусь в ручей. (Снеговик)

— Нарисуйте на полях 3 кома – снеговика.

5. Физминутка

Мы работали серьезно,

Надо нам и отдохнуть.

А для этого мы встанем,

К солнышку потянемся.

От землицы силу примем,

А от ветра – свежести.

Выпал снег , зима кругом.

Я катаю снежный к$ом.

Ком на ком и сверху ком,

Станет ком снеговиком.

6. Развитие речи.

Посмотрите на моего снеговика. ( картинка снеговика из приложения 2 на доске)

Опишем этого снеговика.

— Из чего он сделан?( из снега) Что на голове? (ведро) Что вместо носа у снеговика? (морковка)

Устные ответы детей по картинке.

А вот как описала Снеговика Татьяна Бокова

(рассказывает наизусть подготовленный ученик)


Глазки-угли смотрят зорко,$
Вместо шапочки — ведёрко.
Посреди двора возник
Белый-белый снеговик.

И в морозы, и в метели
Простоял он две недели.
$Донимал его мороз,
Покраснел морковка-нос.

Только вдруг теплее стало,
Ярко солнце$ заблистало.
И растаял снеговик — 
Он к такому не привык.

7.Физкультминутка. Упражнение для глаз.

$ Чтоб глаза твои зорче были,
Чтоб в очках тебе не ходить,
Эти лёгкие движенья
Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведём глазами дружно.
Ну а дальше – БУДЬ ЗДОРОВ!

8. Работа над текстом.

— Ребята, у вас у каждого лежит текст, написанный на карточках -льдинках.( см. приложение 1)

Зимой.

$ Целый день метёт _____________________.

По небу плывут серые _____________________.

Завтра ударит _____________________.

— Прочитайте заголовок. О чем будет текст? (О зиме)

— Прочитайте текст. Что в нем необычного$? (Нет некоторых слов в предложениях).

— Из уроков ОМ вы знаете, что лед хрупкий. Кусочки откололись и слова из предложений выпали. Поможем, ребята, матушке-зиме сложить льдинку.? (Да)

— На доске записаны слова для справок, которые мы должны выбрать правильно и вписать в текст. Прочитаем их.

Метель, мороз, тучи

— Прочитаем 1-ое предложение и выберете нужное слово.(Метель) Впишем его письменными буквами в предложение. Продиктуйте слово по слогам.(ме-тель)

— Прочитаем 2-ое предложение и выберете нужное слово. (Тучи) Впишем его письменными буквами в предложение. Продиктуйте слово по слогам.(Ту-чи)

— 2 тучи, а одна …. (туча). Какая орфограмма в этом слове? (Ча-Ща пиши с буквой А)

— Прочитаем 3-ье предложение и выберете нужное слово. (Мороз)Впишем его письменными буквами в предложение. Продиктуйте слово по слогам. (Мо-роз)

— Кто запомнил, в чем особенность слова «мороз»? (Это словарное сл$ово, надо запомнить букву «о» в 1 слоге)

9. Итог урока

Где мы сегодня побывали?( В гостях у матушки-зимы)

Что было интересного?

10. Рефлексия

— Помашите снежинками (лежат у каждого на парте), если Вам понравилось на уроке.

Похвалить детей, которые были активны на уроке, и сказать спасибо всем.

$

$

Литература.

1. Бетенькова Н.И., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. М.: АСТ: Астрель, 2004.

2.Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо:1 класс. – М.: Вако, 2008.

3. Журжина Ж.И. Дидактический материал по русскому языку: 1 класс. – М.:Илекса СветочЛ,2003.

4.Соловейчик М. В. Я иду на урок в начальную школу: Русский язык. – М., 2000

5.Учимся играя. Сост. В.В. Волина. -М.: Новая школа, 1994.

Интернет-ресурсы.

Картинки для доски

1. Зима

http://sfw.so/1148822437-skoro-zima.html

2. Снегурочка

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=149297&st=600&pid=5929688entry5929688

3.Снеговик

$http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=599022&st=0

4.Снежинка

http://forum.materinstvo.ru/index.php?showtopic=149297&st=340&pid=5866050entry5866050

5.Сосулька

http://www.piter-photo.ru/p$hoto/id.1634.html

6.Мороз

http://www.volynnews.com/files/news/2010/01-22/12549-1u.jpg

Post Comment