Педагогический проект на тему: «Формирование знаний по обеспечению безопасности на дороге у детей с нарушением интеллекта»

Государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, имени Акчурина А.З. с. Камышла.

$

Педагогический проект на тему: $

«Формирование знаний по обеспечению безопасности на дороге у детей с нарушением интеллекта».

Выполнила воспитатель:

Мазюкова Валентина

$ Васильевна.

2011 – 2012гг

Оглавление

1.Введение

Одной из серьезнейших проблем любого города и обла$сти является дорожно – транспортный травматизм. И снизить его не удается. Ежегодно в дорожно – транспортных происшествиях получают травмы, гибнут дети и молодые люди. Травмы происходят из- за беспечности, по неосторожности, из- за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространёнными ошибками являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из- за стоящего транспорта, не$подчинения сигналам светофора, беспечность зависит от низкого уровня культуры поведения. А цена этому жизнь. Поэтому, чем раньше познакомить детей с правилами дорожного движения, сформировать у них навыки культуры поведения на улице, в транспорте, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ними на дороге.

2.Актуальность про$блемы:

Из года в год в городах и селах возрастает интенсивность движения на их улицах и дорогах. Это вызывает необходимость проводить специальные мероприятия по обеспечению безопасности пешеходов. Ведь нашим воспитанников жить в этих городах и ходить по этим дорогам. А наши дети, у которых нарушен интеллект, и по своим физиологическим особенностям они самостоятельно не могут изучить по книгам правила дорожного движения. Поэтому, на нас, на педагогов возложена миссия защиты своих воспитанников. Детям нужно разумно помогать избегать травматизма, ведь невозможно водить все время за руку. Необходимо воспитывать и формировать у детей навыки поведен$ия в ситуациях, чреватых получением травм. Поэтому, мы, воспитатели обязаны научить наших воспитанников жизненно важным правилам, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями на дороге. Основываясь на все перечисленное был создан проект: «$Формирование знаний по обеспечению безопасности на дороге у детей с нарушением интеллекта».

Проблемные вопросы:

- Дети не различ$ают дорожные знаки.

- Не умеют вести себя на дороге, в общественном транспорте.

- Плохо ориентируются на перекрестках.

3.Цель проекта:

Формирование у воспитанников теоретических и практических знаний, которые помогут детям в опасных и трудных ситуациях на дорогах.

Все мы – педагоги, воспитатели пытаемся ответить$ на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Дети попадают в разные жизненные ситуации, в которых они могут просто растеряться, поэтому мы должны:

4.Задачи:

  1. Развитие мышления, памяти, связной речи.

  2. Повышение уровня знаний по правилам дорожного движения.

  3. Развитие самостоятельности и ответственности воспитанников.

  4. Воспитание потребности правил поведения в транспорте.

5.Этапы реализации проекта:

5$.1.Подготовительный этап:

-Определить основные направления работы.

- Разработать подходы к вопросам обеспечения жизнедеятельности и безопасности детей на дороге.

1. Использование издания газет «Вестник ГАИ».

2. Чтение художественной литературы (стихи, рассказы.)

3. Сюжетно – ролевые игры.

4.Дидактическ$ие игры: «Поступи правильно».

5. Просмотр фильмов.

6. Прослушивание песен на дисках.

5.2.О$сновной этап.

- Подбор методов работы по организации и профилактики травматизма.

-Использование активных форм организации детей:

Дидактические игры;

Игры закрепления;

Проведение занятий;

Целевые прогулки;

Приглашение сотрудников ГИБДД.

5.3.Заключительный этап.

- Обобщение полученного опыта у воспитанников.

Оформление уголка в классе «Остров безопасности».

Оформление буклетов.

Ан$кетирование.

6.Участники проекта:

Воспитанники 1-6 классов с ограниченными возможностями (ОВЗ).

Помощники:

Воспитатели, родители.

7.Реализация проекта:

Решение задач обеспечения безо$пасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия. Обучение воспитанников правилам дорожного движения должно проходить интересно, увлекательно, в игровой форме, чтобы ребята как можно лучше усваивали все параграфы правил.

$Например, дидактическая игра: «Экскурсия» - где дети путешествуют по селу и возвращаются в интернат. Главное в игре, внушить детям необходимость выполнения правил, воспитать в них потребность быть на улице особенно дисциплинированными и внимательными. Начинать воспитывать пешехода надо с раннего детства, поэтому занятия по дорожному движению имеют большое коррекционное значение. С первого класса надо читать стихи детям, например, «Ученик и грузовик», рассказ: « Твой друг тротуар», сказку А. $Иванова «Как неразлучные друзья дорогу переходили». Потом обсуждать в классе эти произведения, подготавливая тем самым детей самостоятельно перейти через дорогу.

Руководствуясь и используя многочисленные плакаты, проводить с детьми игры, где участниками действия являются сами дети, например: игра $закрепление знаний по правилам дорожного движения. Очень важно проводить занятия с практическим закреплением материала в спортивном зале. Например, занятие в группе: «Знаки эти учи». Спортзал на время превращается в улицу: пол расчерчивается, наносится перекресток, устанавливается макет светофора, рисуют$ся пешеходные дорожки. На это занятие приглашаются работники ГИБДД. У детей после занятия возникает масса вопросов. От того насколько воспитанники хорошо усвоят правила дорожного движения и станут их выполнять, а не только держать в памяти во многом зависит их здоровье и жизнь.

Одновременно с изучением правил у детей воспитывается умение вести себя на улице, в общественных местах, транспорте (уступать место старшим, спокойно ходить по улицам). В обучение надо использовать плакаты, рисунки, кроссворды. Дети рассматривают в свободное время, обсуждают их, задают вопросы. На за$нятиях можно использовать как художественную литературу, так и песни, стихи, загадки и макеты. Знакомить воспитанников с улицей современного города, обращать внимание на большое количество транспортных средств на проезжей части улицы и людей на тротуаре. Знакомить детей с новой для них терминологией: тротуар, мостовая, перекресток.

Тротуар$ - предназначен только для пешеходов$; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка транспортных средств на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.

Мостовая$ — твёрдое дорожное покрытие городских улиц.$

Перекрёсток — $пересечение дорог $или полос движения на одном уровне.

Например, занятие « Я и моя улица». Детям сначала предлагается отгадать загадку. Потом выставляется картина улица города, дети рассматривают ее и проводиться беседа по таким вопросам:

  1. Для чего предназначается улица?

  2. На какие части делиться улица?

  3. $Как пешеход должен идти по улице?

  4. Где люди должны переходить проезжую часть?

  5. Для чего нужна «зебра»? и т. д.

Детям предлагается нарисовать «зебру» на полу и островок безопасности, далее предлагается практическое задание, детей надо разделить на группы. Сообщить, что по улицам транспорт и пешеходы движутся, соблюдая определенные правила, которые называются правилами дорожного движения. Их обязаны знать и в$ыполнять все водители транспорта и все пешеходы. Рассказать воспитанникам о том, что машины с большей скоростью движутся ближе к середине улицы, а машины с меньшей скоростью ближе к тротуару. Пешеходам следует ходить только по тротуарам, придерживая$сь правой стороны. Объяснить ребятам, почему нельзя играть на улицах и дорогах, обращая внимание на интенсивное движение транспортных средств и оживленное движение пешеходов.

Можно проводить занятия с целью повторения правил безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. В результате опроса выяснить, какие правила хорошо усвоены, а какие следует повторить. Проводить занятия, где научить, что при перехо$де перекрестка необходимо следить за дорогой, так как машины совершают правые и левые повороты, объяснить детям, что водители при этом подают предупредительные сигналы световыми указателями поворотов транспортных средств – у машин загораются лампочки мигалки.

Например, игровая программа « В стране доро$жных знаков».

Цель: закрепление теоретических знаний учащихся, полученных в процессе обучения, правил дорожного движения.

Потом приступаем к изучению всех видов транспортных средств, показывая их, как на рисунках, так и на прогулках, рассказывая о назначении каждого вида транспорта.

Например, занятие: « Знакомство с транспортом».

Цель занятия: дать пр$едставление о транспорте разного вида, закрепить правила поведения на улицах.

Занятие:

  1. Беседа о разных видах транспорта;

  2. Отгадывание загадок;

  3. Игра (дети находят среди картинок или игрушек свой вид транспорта и рассказывают о нем);

  4. Вопросы к детям.

Или повторение и закрепление дорожных знаков и их гр$упп, расположение и назначение дорожных знаков на улицах.

Например: « Зачем нужны дорожные знаки?»

На занятии рассказывается о том, что на улицах много разных дорожных знаков. Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов. Каждый знак имеет свое название. Дорожные знаки рассказывают о том, какова дорога, как надо$ ехать, что разрешается и чего нельзя делать. Есть знаки предупреждения, круглые знаки с красным окаймлением на желтом или белом фоне, это – запрещающие знаки, квадратные это – указательные. Предлагается ребятам нарисовать те знаки, которые они запомнили и рассказать, что они об$означают.

У нас в селе нет светофоров и регулировщиков, но повторять, как переходить улицу и перекресток, если стоит светофор, можно на целевых прогулках.

Например: « Целевая прогулка Пешеход».

Цель прогулки:

Уточнить знания детей о правилах поведения пешехода.$

В процессе разговора с воспитанниками пояснять, что люди, которые едут в транспорте – они называются пассажирами, а когда идут пешком – пешеходами. Во время прогулки по улице уточнять с детьми назначение тротуара, проезжей части, объяснять, как правильно ходить по тротуару. И в заключение прогулки вопросы к детям:

  1. Кого называют пешеходом?

  2. По какой части улице должен ходить пешеход?

  3. Для чего нужно знать правила дорожного движения.

Особенность получения воспитанниками основ безопасного поведения на дороге зависит от сотрудничества, как с педагога$ми, работниками ГИБДД так и родителями. Они являются нашими заинтересованными партнерами, в обучении и развитии.

Взаимодействуя с родителями, использовать следующие формы работы:

-Индивидуальный диалог;

-Знакомство с публикацией из местной прессы;

-Приглашение родителей на классные собрания и занятия (с участием родителей).

-Беседы с инспекторами ГИБДД.$

* В заключительном этапе проекта оформить в классе уголок «Остров безопасности». Где поместить:

-Детские рисунки по правилам дорожного движения;

-Иллюстрации об опасных ситуациях для жизни;

-Макет св$етофора;

-Кроссворды;

-Список художественной литературы (прочитать в библиотеке).

* Провести анкетирование в группе.

Анкета: «Знаки – мои друзья».

Цель: развитие ответственного отношения к дорожным знакам и правилам дорожного движения.

Анкета: «Знайкина викторина».

$Цель: развитие внимания и логическо$го мышления, памяти и связной речи.

Анкета: «Веселый перекресток».

Цель: развитие самостоятельности у воспитанников.

* Создать буклеты.

8.Сроки реализации проекта:

Этот проект долгосрочный, для младших и средних классов, детей с ОВЗ.

9.Ожидаемый результат:

В ходе реализации данного проекта наши усилия были направлены на достижения ожи$даемого результата:

В повышении уровня знаний по правилам дорожного движения у детей

С ОВЗ.

Улучшение памяти, мышления, связной речи у воспитанников.

Воспитание потребности правил поведения в транспорте.

Развитие самостоятельности и ответственности у детей.

10.Вывод.

Решая задачи в рамках проекта, воспитательная работа с умственно отсталыми школьниками, по обеспечению безопасности на дороге, выстраива$ется в целую систему. И проводиться по направлениям, охватывающий весь процесс с учетом развития и коррекции умственно отсталых детей. Воспитанники группы овладевают элементарными навыками, поведения на улице, в транспорт$е, через занятия, целевые прогулки. Изучают и закрепляют правила дорожного движения. Проводя занятия, беседы, диспуты у воспитанников улучшаются память, мышление, речь. Они становятся более самостоятельными. В классе оформляется уголок « Остров безопасности». Там помещаются иллюстрации об опасных ситуациях в жизни детей, рисунки воспитанников, список книг, которые дети могут прочитать в школьной$ библиотеке. Также рисунки моделей машин, правила дорожного движения, запрещающие и предупреждающие знаки.

11.Библиография:

  1. О.С. Богданова « Беседы с подростками о правилах дорожного движения». – 1998 год.

  2. « Правила дорожного движения» - Москва «транспорт» 1985 год.

  3. «Воспитание на дороге» - книга для учителя 2-е издание$ доп. перераб. – М. Просвещение, 1990 год.

  4. Пословицы, поговорки и загадки» - под редакцией В.П. Аникина –

1988год.

  1. В.А. Мелкий: « Пособие по правилам дорожного движения» - 2-е издание – М. Высшей. Школ. – 2008год.

Post Comment