Презентация курса «Юным умникам и умницам» "Учимся наблюдать, думать"

  1. Шкитова Ольга Михайловна

  2. МАОУ лицей № 35 г.Челябинск

  3. $Учитель начальных классов

Презентация курса «Юным умникам и умницам»

Наш лицей ведёт обучение по двум направлениям: физико-математическом и биолого-химическом, поэтому основное внимание, начиная с начальной школы, уделяется развитию познавательных интересов, что позволяет начинать подготовку детей к осознанному выбору профиля уже с начальных классов, а также содействует развитию академической одарённости учащихся. Занятия по развитию познавательных способностей в начальной школе реализуются через курс «Юным умникам и умницам». Занятия проходят два раза в неделю, начиная с первого класса. В названном$ курсе изучаются основы информатики, логики, математики и развития речи. Достоинствами такой формы занятий являются, прежде всего, достаточный объём, регулярность, а также систематичность и целенаправленность.

Задания, предлагаемые в рабочих тетрадях, используются не только учителями, воспитателями групп продлённого дня, но и родителями при индивидуальных занятиях по развитию познавательных способностей ребёнка.

Занятия отличаются тем, что ребёнку предлагаются задания, которые принимают характер игровой деятельности, что очень привлекательно для младших школьников.

Занятия с$троятся таким образом, что каждый раз задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнен$ия заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Ведущая задача данного курса – поощрять и поддерживать самостоятельность детей в поиске решения. Ведь по утверждению американского писателя П. Хаббарда «цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию занятие по логике.

Учитель: __Шкитова ОльгаМихайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории___________________ Дата$ 22.04.2011год

Образовательная программа «Перспективная начальная школа» Предмет:_Логика_________________________________________________________

Тема урока: Учимся наблюдать, думать,

рассуждать.___________________________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Личностные: Воспитание взаимовыручки, уважения к одноклассникам. Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками.

Метапредметные: Развитие внимания, памяти, мышления, речи, познавательной активности учащихся, умения работать самостоятельно и в группах$, умения сосредотачиваться.

. Предметные: Умение ориентироваться в пространстве, решать логические задачи, разгадывать ребусы, писать слова.

$ Оборудование: презентация, каточки с заданиями, конверты с заданиями, флажки красного, зеленого, желтого и синего цветов, клей-карандаш, тетрадь Холодовой «Юным умникам и умницам», пазлы , конфеты.

Этап урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формирование УУД

Оргмомент

$

Разминка

$

Тренировка слуховой памяти

$

Логически -поисковые задания

$

$

Физминутка

Логически -поисковые задания

$

Графический диктант.

$

Рефлексия

Здравствуйте, ребята и взрослые. Я рада приветствовать Вас на уроке логики. Ребята, посмотрите, как много у на$с сегодня гостей. Они пришли посмотреть, чему вы научились за год, какие вы все умненькие и одарённые. Вы готовы показать свои умения? Какое у вас настроение? Молодцы!

Наш урок мы начнем с «Разминки»

  1. Качания головой (Расслабьте плечи и уроните голову вперед, покачивайте из стороны в сторону).

  2. Ленивые восьмерки (Рисуем горизонтальные восьмерки по три раза каждой рукой, затем двумя руками).

  3. Шапка размышлений (Мягко заверните уши от верхней точки до мочки уха три раза).

А сейчас интересные вопросы:

- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А-а-а)

- Назовите слова, начинающиеся со слога

«бу». (Бутон, бумага, булавка, бумеранг…)

-Как по-другому называется пища или ее прием? (Еда)

- Какие животные носят еду на спине?

( Ежи)

- Живая мышеловка. Кто это? (Кошка)

- Как называется лыжное время года? (Зима)

- Сколько ног у паука? (8)

Послушайте загадку:

По лужку он важно бродит,

Из в$оды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки.

Кто это? (Гусь)

На доске появляется иллюстрация гуся.

- Что вы знаете о гусях?

-Гуси – птицы водоплавающие. У них длинная шея и короткие красные ил$и оранжевые лапки. Ходят они важно, в развалку. Гуси отлично плавают, но ныряют редко. Гуси бывают дикие и домашние.

По повадкам гусей в старину определяли погоду: гусь ныряет – к дождю, гусь стоит на одной ноге, прячет голову под крыло – к стуже.

Раньше вместо ручек использовали гусиное перо. Все дикие гуси - перелетные птицы. Живут дикие гуси парами. Для гнезда им достаточно найти ямку в земле, утеплить ее мхом, травой или пухом. Пока гусыня высиживает 5-8 птенцов, гусак держится рядом и охраняет потомство от врагов.

-Молодцы! Птицы прекрасные создания, их жизнь полна тайн и загадок. Человек с д$ревнейших времён восхищался ими, наблюдая за красотой птиц и способностью летать. На Руси в конце зимы развешивали скворечники и пели заклички, призывающие жаворонков и других перелётных птиц «принести весну на своих крыльях». Ещё в начале прошлого века 1 апреля стали отмечать Международный день птиц.

Нам сегодня надо помочь гусям построить гнездо. Выполняя каждое задание, мы будем собирать гнездо из пазлов. Вы готовы? Поможем гуся$м? А для этого выполним задания:

  1. Запомните числа и повторите в той же последовательности: 7, 5, 10, 9, 3, 1.

-Ребята, что это за числа?

-Предположите, какое число может быть лишним? Почему?

-Кто прикрепит первый пазл?

  1. Послушайте пары слов и попытайтесь их запомнить:

Дерево – лист

Очки – глаза

Полка – книга

Голова – мысли

Рука – пальцы

-Молодцы! Почему так легко справились?

( Слова связаны между собой по смыслу)

-Придумайте подобные пары слов.

Прикрепите второй пазл.

  1. Работа в группах.

Гусь из тёплых стран принёс нам задания в конвертах. Что в них лежит?

$( Гусь, воробей, ласточка и задание)

-Кто это? Как вы думаете, на какие группы можно разделить этих птиц?

-Выполните задание в группах.

-Что для этого нужно? (Прочитать задание, прислушиваться к мнению членов группы, договариваться, а общее решение выполнить на одном листе, защитить работу) Если группе понадоби$ться помощь, поднимайте руку, и вам будет оказана помощь. Задания для групп:

  • Разложите предметы так, чтобы воробей был справа от ласточки, но слева от гуся. Приклейте предметы на лист. (Л В Г)

  • Разложите предметы так, чтобы в центре был гусь, справа от гуся ласточка, а слева от гуся - воробей. Приклейте предметы на лист. (В Г Л)

  • Разложите предметы так, чтобы в центре был гусь, а правом верхнем$ углу – воробей, а в нижнем левом углу – ласточка. В

Г

Л

  • Разложите предметы так, чтобы в центре был гусь, над ним - ласточка, а под ним – воробей. Приклейте предметы на лист.

Л

Г

В

Проверка в группах. – Расскажите, что у вас получилось? Прикрепите третий пазл.

  1. А теперь задание в тетрадях. Вспомните, на каком занятии мы остановились? Назовите страницу. (18) Переверните страницу.

–На какую страницу мы попали? (19) Найдите задание 6. Прочитайте задание…

-Что вы видите? Назовите предметы и первую букву слова.

Впишите эти буквы в клеточки, и вы узнаете, что за слова там спрятали$сь.

Назовите слова, которые у вас получились.

А посмотрите, какие слова получились у меня. Прикрепите четвёртый пазл.

-Устали? Давайте отдохнем.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке.

Посмотрел он вправо, влево,

Пощипал немного перья

Оглянулся он вокруг

И с разбега в воду – плюх!

  1. -Ребята, а какие сказки с участием птиц вы знаете? Догадайся, какие слова хотел написать Ванечка из сказки «Гуси – лебеди».

  • Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ОСЫ

  • Землю роет старый КОТ. Под землею он ж$ивет.

  • В зоопарке живет СОН. Словно дом, огромен он.

  • Написал письмо я зайке, но забыл приклеить АРКИ.

  • Подарили нам игрушки: целый день стреляют УШКИ.

  • Прыгал птенчик по дорожке и клевал большие КОШКИ.

  • Нам темно. Мы просим папу нам включить поярче ЛАПУ.

Прикрепите пятый пазл.

  1. А теперь поучимся рассуждать!

  • У гуся две пары сапожек. Сколько сапожек на левую ногу?

Выбери правильный вариант ответа:

а) 2; б) 3; в) 1; г) 4

-Что вы думаете по данному вопрос$у?

  • Гусыня дала гусёнку Пете конфеты. Себе он оставил 2 конфеты, а сестре дал 3 конфеты.

Сколько конфет дала гусёнку Пете гусыня?

Выбери правильный вариант ответа:

а) 2; б) 3; в) 5; г) 1$0

-Кто будет рассуждать?

Прикрепите шестой пазл.

  1. А теперь графический диктант. Поставьте карандаш в точку на странице 19 задание 9. Готовы? Кто не нашёл точку? Помогите члену группы.

От начальной точки 2 клетки в право, 1 клетка вверх, 4 вправо, 7 вниз, 4 в право, 1 вверх,1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1вниз, 1 влево, 1вниз, 1влево,1вниз,1влево, 2вниз, 2влево,1вверх,1 вправо,1 вверх, 2 влево,2 вниз,2 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1влево, 4 вверх, 1вправо,1 вверх,1вправо, 3 вверх, 2влево, 1 вверх, 2 влево,1 вверх.

Кто у нас получился? Чего не хватает у нашего гусенка? ( глазика) Дорисуйте.

Прикрепите седьмой пазл.

(Во время работы на доске появлял$ись пазлы, из которых собрали картину с изображением гнезда гусей)

- Ой, ребята, что у нас получилось? Правильно, это гнездо гусей. А что лежит в гнезде?

Кто вылупится из яиц? Молодцы! Гуси нам очень благодарны. Мы им помогли построить гнездо и скоро там появятся маленькие гусята.

На память о сегодняшнем уроке каждый из вас получит маленького гусенка. (Раздаются картинки $гусей).

Вам понравился сегодняшний урок? Что больше всего запомнилось?

Пододвиньте к себе листочки, которые у вас на столе. Нарисуйте своё настроение на листочках, подпишите. А я дома посмотрю, с каким настроением вы ушли с урока. Молодцы! Всем спасибо за урок!

Готовятся к уроку

Выполняют упражнения разминки

Фронтальная работа. Дети отвечают на вопросы учителя.

$

Фронтальная работа

Дети рассказывают, что они знают о птицах

Запоминание чисел и слов и воспроизведение их по памяти.

Оцениван$ие ребенком своих успехов и успехов одноклассников.

Работа в группах.

Выполнение дифференцированных заданий в группах.

Обсуждение задания в группах и выбор решения.

Приклеивание фигур птиц по заданию на лист бумаги.

$

Защита коллективной работы учащимися.

Индивидуальная самостоятельная работа учащихся.

Выполнение физических упражнений

$

Фронтальная работа

Устные ответы детей.

Фронтальная работа

Устные ответы детей с доказательством

$

Самостоятельная работа в тетрадях.

$

Рисование настроения на листах при помощи условных обозначений

Организует класс на работу

Проводит разминку

Точная целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждениях учащихся.

$

Учитель организует и направляет деятельность учащихся.

Учитель организует и направляет деятельность учащихся, выступает в роле советчика.

Поощрение учеников за правильные ответы.

$

Учитель организует и направляет деятельность учащихся.

Поощрение и поддержка учащихся в поиске решения.

Учитель организует и направляет деятельность учащихся, $выступает в роле советчика.

Поощрение и поддержка групповой деятельности учащихся в поиске решения.

Обсуждение способов решения и показ ошибок, показ наиболее рациональных способов решения.

Поощрение и поддержка учащихся при защите работы.

Поощрение и поддержка самостоятельной деятельности учащихся в поиске решения.

$

Учитель проводит физминутку

Точная целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждениях учащихся.

Выделение главного звена при рассуждениях учащихся. Обсуждение способов решения и показ ошибок, показ наиболее рациональных способов решения.

Организация деятельности учащихся, четкие команды при выполнении графического диктанта. Поощрение и поддержка самостоятельной деятельности учащ$ихся в поиске решения

$

Поощрение и поддержка учащихся

Формируются самосознание и самоконтроль учащихся.

Умение строить речевые высказывания в устной форме, обосновывать свой ответ.

Формируется умение наблюдать, сравнивать обобщать, находить закономерности, делать выводы.

Умение строить речевые высказывания в устной форме.

$

Формируется умение наблюдать, сравнивать обобщать, находить закономерности, делать выводы.

Умение устанавливать аналогии.

Понимание причин успеха в учебной деятельности.

$

Умение работать в группе;

- умение коллективно проверять решенные задачи;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Формируется самосознание и самоконтроль учащихся;

- умение наблюдать, сравнивать обобщать, находить за$кономерности, делать выводы;

- умение целенаправленно сосредоточиваться;

- оценивать правильность выполнения действий.

Формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-планировать своё действие;

-строить рассуждения.

Формируются самоконтроль учащихся.

Умение устанавливать аналогии, обобщать изученный материал.

$

Формируется умение наблюдать, сравнивать обобщать, находить закономерности, делать выводы.

Умение строить речевые высказывания в устной форме;

- умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, делать выводы;

-строить рассуждения.

Формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях;

-умение ориентироваться в пространстве.

$

Умение оценивать своё отношение к работе.

Post Comment