ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ 1 КЛАССА «Познавательное развитие»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лихославльская средняя общеобразовательная школа № 2»

Согласовано

$ Руководитель КМО учителей начальных классов

Е. В. Яковлева

Протокол № 1

$от «25 » августа 2014 г

Рассмотрено

на заседании педагогического совета МОУ «ЛСОШ №2»

Протокол № 1

от «26 » августа 2014 г.

$Утверждаю

Директор МОУ ЛСОШ №2

О.Ю.Патрикеева

Приказ №36

от «26» августа 201$4 г.

ПРОГРАММА КРУЖКА

ДЛЯ 1 КЛАССА

«Познавательное развитие»

Содержание программы соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

Программа составлена: О.С. Куртовой

учителем начальных классов$

2014-2015$

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Познавательное развитие» для 1 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Актуальность

$Познавательное развитие — наиболее объемная, информативная и сложная область, которая включает в себя развитие основных познавательных процессов: восприятие, памяти, мышление, воображение и внимания. Операциональная сторона познавательных процессов — это те действия, те преобразования, которые ребенок может выполнить с получаемой им информацией. Так, он может использовать определенные действия для группировки предметов (например, классифицировать их); простейшие знаки (схемы, модели) для обобщения представлений.

Цели:

Создание оптимальных условий для детей в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи:$

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;

  • Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания;

  • Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;

  • Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни;

  • Психотерапевтическая задача: оказание психологической помощи в осознании себя, своих возможных успехов и достижений, создание безопасной обстановки группового взаимодействия.

Основные направления:

  • Диагностическое направление – заключается в проведении первичного обследования школьников и дальнейшего динамического наблюдения за развитием учащихся.

  • Ко$ррекционно-развивающее направление – предполагает коррекцию познавательных процессов и мыслительных операций учащихся, коммуникативных умений и навыков.

Общая характеристика курса.

Программа кружка «Познавательное развитие» предназначена для учащихся первых классов, испытывающих трудности в школьной адаптации. В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно — личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащ$имся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критичес$ки осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.

Данная программа приводит к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост успеваемости).

$ Основные виды деятельности учащихся:

  • тренинговые упражнения

  • диагностические процедуры

  • игры

  • беседы

Описание места курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися 1 класса. Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу (66 часов в год). Время $проведения: вторник, четверг 13ч.45мин. Продолжительность каждого занятия не должна превышать 30 – 40 минут.

Ожидаемые результаты

  • Личностными результатами изучения курса в 1 классе является формирование следующих умений:

  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

  • $

  • Межпредметными результатами изучения курса в 1 классе являются  формирование следующих универсальных учебных действий.

  • Регулятивные УУД :

  • $определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • проговаривать последовательность действий.

  • учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • учиться работать по предложенному учителем плану.

  • $ учится отличать верно выполненное задание от неверного.

  • учиться совместно с учителем и другими учениками  давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

  • Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • делать предварительный отбор источников информации.

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

  • $  перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как  числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе  простейших математиче$ских моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

  • Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других.

  • слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • $Учиться выполнять различные роли в группе.

  • Предметными результатами изучения курса в 1 классе являются формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.

  • сравнивать между собой пре$дметы и явления

  • выделять существенные признаки предметов

  • обобщать, делать несложные выводы

  • классифицировать явления и предметы

  • определять последовательность событий

  • $судить о противоположных явлениях

  • давать определения  тем или иным понятиям

Содержание программы

1. Вводное занятие «Я-ученик». Учащихся нужно познакомить с правилами работы на занятиях «Познай себя», рассказать им о том, чем они будут заниматься на занятиях, а также необходимо провести с учащимися диагностическое обследование уровня готовности к школе.

2. Восприятие и ориентация в пространстве. Учащихся нужно познакомить с правилами $ориентации в пространстве, закрепить понятия «вперед», «назад», «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дети научатся выполнять движения по заданию в определенном направлении, закрепят навыки ориентация в тетради, копирования с доски, из учебника. Учащиеся научатся работать по инструкции.

3. Произвольность. Дети получат элементарные знания о произвольности выполнения определенных действий, научатся организовывать простые виды деятельности.

4. Мышление. Учащиеся получат элементарные знания о правилах сравнения различных предметов, групп предметов, научатся анализировать и выделять главные (существенные) свойства предмета. Дети познакомятся с алгоритмом логического вывода.

$ 5. Внимание. Ученики получат практические советы о развитии произвольности внимания, а также свойств внимания. Дети во время выполнения упражнений должны увеличить объем внимания, должны научиться концентрировать свое внимание на объекте, контролировать устойчивость, распределение и переключение внимания.

6. Память.$ Учащиеся через систему упражнений придут к выводу о необходимости развития своей памяти, познакомятся с видами памяти, а также получат практические советы по приемам запоминания текста.

7. Воображение. На занятиях учащиеся научатся представлять реальные предметы по их названию и описанию, получат знания о возможности представлять по образцу. Дети поработают над развитием абстрактного воображения.

8. Речь. Детей необходимо упражнять в выразительности речи, работать над ее содержательностью, понятностью.

9. Заключительное занятие «Каким я стал: мои достижения». Учить оформлять портфолио ученика.

$ Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

$п/п

Наименование разделов,

блоков, тем

Всего часов

Характеристика деятельности обучающихся

1$

Вводное занятие

«Я – ученик»

диагностическое обследование уровня готовности к школе

2

Восприятие и ориентация в пространстве

$

10ч

ориентация в пространстве;

движение по заданию в определенном направлении;

копирование с доски, учебника;

ориентация в тетради;

произвольность восприятия;

$ восприятие инструкции;

работа над свойствами восприятия: предметность, структ$урность, апперцептивность, константность, избирательность, осмысленность.

3

Произвольность

2ч$

произвольность познавательных процессов;

организация простых видов деятельности.

4

Мышление

10ч

сравнение;

анализ;

$логика;

выделение существенного.

5

Внимание

18ч

$

произвольность внимания;

работа над свойствами внимания: концентрация, объем, устойчивость, переключение, распределение.

$6

Память

11ч

произвольность памяти;

развитие визуальной и аудиальной памяти;

работа над свойствами памяти: запоминание, хранение, точность, объем.

7

$

Воображение

$развитие конкретного и абстрактного воображения;

репродуктивность и продуктивность воображения.

8

Речь

особенности устной $и письменной речи;

работа над свойствами речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность.

Планируемые результаты изучения курса

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

  • приобретение школьниками знаний об установлении дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопонимании;

  • $ знания о правилах конструктивной индивидуальной и групповой работы;

  • приобретение знаний об особенностях психических свойств личности.

Результаты второго уровня ($формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

  • развитие ценностных отношений школьника к своему психическому здоровью и здоровью окружающих его людей;

  • развитие толерантности.

$Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести

  • опыт способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить своё;

  • опыт тренировочных упражнений для развития памяти, внимания и мыслительных операций;

опыт формирования позитивного образа «Я», самопринятия.

$Материально-техническое обеспечение

  • Справочно-энциклопедическая литература.

  • Компьютер.

  • Мультимедийное оборудование.

  • Слайды. Презентации.

Литература$

Для учителя:

1) М.Р. Битянова. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997

2) Т.Н.Князева. Я учусь учиться. — М.: Аркти, 2004

$ 3) Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов. Развитие логического мышления учащихся. – Ярославль: 19993

4) Е.А.Алябьева. Психогимнастика в начальной школе.- М.:Сфера, 2005

5) А.Э. Симановский. Развитие творческого мышления детей. – ЯР.: Гринго, 1996

6) Л.В.Черемошкина. Развитие внимания детей. – ЯР.: Академия Развития, 1997.

7) Е.К.Лютова, Г, Б.Монина. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.- М.: Генезис, 2000

8) Н.В.Клюева, И, В, Устиленцева. Программа коррекции личностно-эмоциональных проблем детей младшего школьного возраста. – ЯР.:1995.

9) Д.А.Глазунов «Развивающие занятия для первого класса» «Планета», Москва, 2011.

$Для детей:

1) Галанов А.С. Про курочку Рябу: сказка с развивающими заданиями и играми. М.: Аркти, 2003 г.

$2) Ежемесячный детский журнал «Розовый Слон».

3) Книжки-раскраски. От точки к точке. Для дошкольного и младшего школьного возраста. Минск, ООО «Сказ», 2009 г.

4) Тихомирова Л.Ф. Упражнения для младших школьников. Ярославль, «Академия развития», 1998 г.

Post Comment