Программа кружка "Очумелые ручки"

$ Программа кружка "Очумелые ручки"

Пояснительная записка

Программа кружка «Очумелые ручки» предназначена для правильного развития мелкой моторики детей младшего школьного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Многочисленные исследователи, занимающиеся изучением детей с проблемами в развитии, отмечают сложность и разнообразие картины дефекта, затронутость различных сторон психической деятельности. У детей этой категории, наряду с нарушениями различных психических функций, оказывается несформи$рованной речевая система, а также ряд функций и процессов, имеющих непосредственное отношение к речи - слухоречевое восприятие и память, речевое внимание, языковой анализ и синтез, тонкая моторика, эмоционально – волевая сфера.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка$. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность. Проблема развития мелкой моторики на занятиях по ручному труду весьма актуальна, так как именно ручная деятельность способствует развитию и коррекции мелкой моторики пальцев рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки.

$ Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что на занятиях дети   работают с пластилином, бумагой, бисером, используя нетрадиционные техники работы, которые помогают развитию мелкой моторики рук, согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

$

На занятиях лепкой у детей развивается мелкая моторика рук, пальцев. Дети овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разных работ, приобретают ручную умелость, котор$ая позволяет им чувствовать себя самостоятельными.

Плоскостная лепка. Это лепка пластилином по рисунку. Содействует, прежде всего, развитию у умственно отсталых школьников восприятия вообще и адекватного (форма и цвета предметов) в частности анализа, сравнения, умения находить признаки предметов, устанавливать сходство и различие между ними, воспитывает умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка.  Школьники с нарушением интеллекта знакомятся с техническими приёмами работы (проведение разнообразных линий и штрихов), развивают глазомер, отработку правильных движений пальцев рук (в работе участвует большой и указательный пальцы правой руки). Для коррекции кисти руки и пальцев целесообразно проводить упражнения перед работой и во время работы.

$Пластилинография – это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Коллаж - нетрадиционный вид лепки. Этот вид лепки повышает коррекционную значимость занятий, способствует развитию моторики кистей и пальцев рук. Коллаж может включать в себя сразу несколько видов лепки. Коллаж -$ сочетание разнофактурного материала. В сочетании с пластилином можно использовать различный по свойству материал: проволока, ткань, пластмасса, паралон, бумага, природный материал, бросовый материал и другие виды.

Нельзя исключить большую роль бисероплетения$ в формировании  мелкой  моторики рук у младших школьников. Бисероплетение – работа очень сложная, кропотливая. Не всем детям она была вначале по силам. Но, несмотря на то, что это трудная работа, она несет большую коррекционную значимость, т.к. здесь идет развитие мелкой моторики рук, развитие пространственных представлений, зрительного восприятия. Можно использовать в этой деятельности соединение лоскутной пластики, вышивки и бисероплетения. Работы получаются необычные.

Бумага - доступный и универсальный материал для ребенка, широко применяется не только для рисования, но и в аппликации, конструировании, моделировании. Работа с бумагой способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии,  художественного вкуса. А самое главное при работе с бумагой - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, и зрительный контроль.

$Техника работы с бумагой может быть различной: обрывная и вырезная аппликация, техника мозаики, поделки в технике оригами, модульного оригами, создание различных объемов, используя технику бумагопластики, бумагокручения, торцевание из бу$маги.

При работе над аппликацией у учащихся развиваются такие психические процессы, как внимание, мышление, воображение и др. а также глазомер, моторика рук, координация движений, формирование представлений о приемах рациональной работы, совершенствование приемов разметки, вырезания, работы с клеем и ножницами. Работа над аппликацией помогает воспитывать аккуратность и терпеливость, развивать творческие способности учащихся.

Аппликация из скрученных салфеток – занятие не только интересное, но и полезное: разрезание салфеток на равные квадратики развивает глазомер, а скручивание их в комочки - мелкую моторику.

$ Квиллинг – это бумагокручение. Технология квиллинга очень проста. Бумагокручение основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Выбор техники бумагокручения не случаен, именно работая с тонкими полосками, закручивая их на инструменты, либо без использования инструмента своими руками, идет активное развитие мелкой моторики рук ребенка. А следствием развития мелкой моторики – общее его развитие$.

Бумагопластика – это ещё один нетрадиционный способ работы с бумагой.

Технология изготовления поделок из мятой бумаги, который очень прост и не требует больших материальных затрат, кроме того, изготовление поделок из мятой бумаги – прекрасное упражнение для развития мелкой мотрики.

Торцевание из бумаги – несложна$я техника, в которой можно создать оригинальные декоративные композиции. Технология торцевания заключается в следующем: из гофрированной цветной бумаги вырезают небольшой квадратик, на середину квадратика ставят торцом стержень (например, незаточенный карандаш) и закручивают бумагу вокруг стержня. Получившуюся маленькую торцовку, не снимая со стержня, приклеивают на рисунок, нанесённый на плотную бумагу или картон, и только тогда вынимают стержень. Каждую следующую торцовку приклеивают рядом с предыдущей плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков. Для изготовления объемных изделий используются техника торцевания из бумаги на пластилине, в результате применения которой получаются удивительные фигуры и формы! Объёмные и пушистые. Для этого из пластилина делается заготовка, на которую уже без клея крепятся «торцовочки». Очень эффектно выглядят сувенирные цветочные шары и «деревья счастья», выполненные в этой технике, цветы, фигурки животных. Легкое в исполнении торцевание имеет неожиданно эффектный результат, в результате которого развивается мелкая моторика рук, пространственное воображение, внимание.

$Оригами – японское искусство складывания бумаги. Из бумаги можно складывать различные фигурки, составлять композиции. Оригами, ка$к вид конструирования из бумаги, позволяет развить моторику рук, заставляя работать пальцы по отдельности,  развивая  подвижность большого пальца, умение работать щепотью.  Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка.$

Модульное оригами - одно из направлений древнего японского искусства складывания из бумаги. Его отличительная особенность в том, что каждый объект собирается из многих одинаковых частей (модулей), каждая из которых складывается в технике оригами. Оно позволяет создать множество интересных моделей. Ребенку достаточно научиться складывать один простой модуль, чтобы собрать разнообразные поделки. Из модулей можно сделать любые поделки - маленькие и большие. Они вкладываются друг в друга без клея. В зависимости от того, как их соединять между собой и какие размеры модулей использовать, можно получить ту или иную конструкцию. На занятиях модульным оригами у ребёнка развиваются аналитические способности, память, внимание, воля, глазомер, пространственное воображение, мелкая моторика рук, соразмерность движения рук, сенсомоторика, образное и логическое мышление.

Цель программы: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи прог$раммы:

Обучающие:

  • $ Закреплять и расширять знания, полученные на уроках ручного труда, ИЗО.

  • Обучать различным приёмам работы с бумагой, пластилином, бисером.

  • Обогащать словарь ребёнка специальными терминами.

  • Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.

Развивающие:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.$

  • Развивать творческую активность, пространственное воображение, фантазию.

Воспитывающие:

  • Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.

  • Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду

Принципы, лежащие в основе программы:$

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

  • демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

  • $ научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы);

  • «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребёнок применяет свои знания в выполнении творческих работ).

$

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творит$ь и создавать.

Программа рассчитана на 1 год обучения учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу, всего 34 часа в год. Группа формируется из детей в возрасте от 8– 9 лет и имеет постоянный состав, не превышает 12 человек, все дети являются учениками одного класса.

$

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.

  • Овладение разными видами ручного труда.

  • Умение создавать художественный образ своего изделия.

  • Овладение приемами работы с разными материалами и инструментами.

  • Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.

  • $Развитие коммуникативных способностей и навыков работы в коллективе.

$Способы проверки результатов:

  • Входной контроль – диагностирование в форме тестирования на выявление развития мелкой моторики рук учащихся.

  • Текущий контроль – проверка усвоения и оценка результатов каждого занятия. Самостоятельная работа.

  • Итоговый контроль – повторное диагностирование на установление моторного развития учащихся.

Результатом реализации данной программы является организация регулярных выставок детских работ в классе, участие в тематических выставках школы, участие в городских выставках детского творчества.

Тематическое планирование и содержание програм$мы.

$

Вид работы

Тема, техника работы

Кол-во часов

Примечание

1.

Вводное занятие

$

1

2.

3.

4.

$5.

6$.

7.

8.

9.

10.

11.

$

12.

13.

14.

15.

16.

17.

$

18.

19.

20.

21.

22.

$

23.

24.

Работа с пластилином

Работа с бумагой и картоном

Работа с пластилином

Работа с бисером

Работа с бумагой и картоном

$

Работа с бумагой и картоном

Работа с пластилином

Работа с бисером

Работа с бумагой и картоном

$

Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном

Работа с разными материалами

Работа с пластилином$

Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном

Работа с разными материалами

Работа с бумагой и пластилином

Работа с бумагой и картоном

Работа с пластилином

Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном

$Работа с бумагой и картоном

Работа с бумагой и картоном

Плоскостная лепка

«Грибок»

Аппликация методом обрывания (мозаика)

«Морская звезда»

Мозаика из пластилина

«Бабочка»

Бисер$оплетение

«Простая фенечка»

Квиллинг

Приемы бумагокручения

Квиллинг

Изготовление открытки «Ромашка»

Пластилинография

«Яблоня»

Бисероплетение

$

Изготовление фенечки с пупырышками

Модульное оригами.

Изготовление модуля

Модульное оригами

Изготовление рыбки

$Аппликация из скрученных салфеток

«Кошка»

Коллаж

«Березка»

$Пластилинография

Подарок для Хрюши

Торцевание их бумаги

Объемная аппликация «Солнышко»

Модульное оригами

Изготовление стрекозы

Коллаж

$«Тушим пожар»

Торцевание из бумаги на пластилине

Изготовление цветка

Объемная аппликация «Филин»

Плоскостная лепка

«Полет в космос»

Торцевание из бумаги

Аппликация «Подводный мир»

Квиллинг

Изготовление открытки «Букет цветов в корзинке»

Модульное оригами

Изготовление пожарника

$

Квиллинг

Подарок другу (сердечко$)

1

1

2

2

1

1

1

$2

1

2

1

1

1

$

1

2

1

1

2

$

1

2

2

3

$1

Работа в парах

Работа в парах

$

Работа в парах

Коллективная работа

Коллективная работа

Коллективная работа

Работа в парах$

Работа в группах

Содержание программы.

Тема 1. Вводное занятие. (1 час)

$Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка, расписанием занятий. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Тема 2. Плоскостная лепка «Грибок» (1 час)

Беседа о грибах. Знакомство с техникой выполнения плоскостной лепки. Повторение правил техники безопасности при работе с пластилином. Рассматривание образца, анализ. Демонстрация трудовых приемов. Практическая работа. Анализ работ учащихся.

$Тема 3. Аппликация методом обрывания «Морская звезда» (1 час)

$Знакомство с морским существом – морской звездой. Знакомство с аппликацией методом обрывания. Понятие мозаика. Повторение правил техники безопасности при работе с ножницами и клеем. Рассматривание образца, анализ. Технология изготовления поделки. Практическая работа. Работа в парах.

Тема 4. Мозаика из пластилина «Бабочка» (2 часа)

Беседа о разновидностях бабочек. Рассматривание образца, анализ. Технология изготовления мозаики из пластилина. Демонстрация трудовых приемов. Техника безопасности. Самостоятельная работа детей. Анализ работ.

Тема 5. Бисероплетение. Простая фенечка. (2 часа)

$ Знакомство с историей бисероплетения. Материалы и инструменты для работы с бисером. Техника безопасности на занятиях по бисероплетению. Ознакомление с простейшими схемами плетения. Понятие - фенечка. Виды фенечек. Технология изготовления простой фенечки. Практическая работа.

Тема 6. Квиллинг. Приемы бумагокручения. (1 час) $

Знакомство с новой техникой работы с бумагой - бумагокручение. Основы квиллинга. Правила работы с бумагой и инструментами. Знакомство и изготовление основных форм: «плотный рулон», «разреженный круг», «капелька», «изогнутая капелька», «полукруг», «глаз», «изогнутый глаз», «листоче$к», «завиток».

Тема 7. Изготовление открытки «Ромашка» (квиллинг). (1 час)

Беседа о полевых цветах. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем и зубочистками. Рассматривание образца, анализ. Технология изготовления цветов и листьев ромашки – скручивание полос бумаги в форме «глаз» и «капелька». Составление цветка из готовых форм и приклеивание всех элементов к основе.

Тема 8. Пластилинография. «Яблоня». (1 час)

$Вступительная беседа о дереве яблони. Знакомство с новым приемом работы с пластилином – пластилинографией. Рассматривание образца, анализ. Демонстрация трудовых приемов. ТБ при работе с пластилином. Практическая работа. Работа в парах.

Тема 9. Изготовление фенечки с пупырышками (бисероплетение). (2 часа)

Беседа о фенечках и их практическом применении. Техника безопасности на занятиях по бисероплетению. Рассматривани$е образца, анализ. Технология изготовления фенечки с пупырышками (схема изготовления). Практическая работа.

$

Тема 10. Модульное оригами. Изготовление модуля. (1 час)

Знакомство с новой техникой работы с бумагой – модульное оригами. История его возникновения. Техника изготовления базовой формы модуля – треугольник. Техника безопасности при работе с бумагой и инструментами. Практическая работа по изготовлению модуля.

Тема 11. Изготовление рыбки (модульное оригами). (2 часа)

Беседа о рыбах, их разновидностях. Рассматривание образца, анализ. Подбор бумаги по цвету. Делается из базовой формы модуля – треугольник. Показ педагогом процесса изготовления поделки. Повторить правила работы с нож$ницами. Изготовление модулей. С помощью модулей сложить рыбку. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильность и последовательность).

Тема 12. Аппликация из скрученных салфеток. Кошка. (1 час)

Разговор о домашних животных. Рассматривание образца, анализ. Повторение ТБ при работе с бумагой, клеем, ножницами. Демонстрация трудовых приемов. Практическая работа детей. Анализ работ.

Тема 13. Коллаж. Березка. (1 час)$

Беседа о символе России – березе. Знакомство с новой техникой работы – коллаж, способами и правилами его составления. Рассматривание образца, ана$лиз. Подбор материала. Демонстрация трудовых приемов. Повторение ТБ при работе с бумагой, клеем, ножницами. Практическая работа учащихся в парах.

Тема 14. Пластилинография. Подарок для Хрюши. (1 час)

Беседа о домашних животных, об особенностях их внешнего облика. Рассматривание образ$ца, анализ. Техника выполнения работы. ТБ при работе с пластилином. Демонстрация трудовых приемов. Практическая работа. Анализ работ учащихся.

Тема 15. Объемная аппликация «Солнышко». (1час)

Беседа «Какая бывает погода». Знакомство с новой техникой – торцевание из бумаги. Рассматривание образца, анализ. Техника выполнения работы. Повторение ТБ при работе с бумагой, клеем, ножницами. Демонстрация трудовых приемов. Практическая работа. Анализ работ учащихся.

Тема 16. Изготовление стрекозы (модульное оригами). (2 часа)$

Беседа о насекомых. Рассматривание иллюстраций. Рассматривание образца, анализ. Подбор бумаги по цвету. Делается из базовой формы модуля – треугольник. Показ педагогом процесса изготовления поделки. Повторить правила работы с ножницами. Изготовление модулей. С помощью модулей, используя схему сборки, $сложить стрекозу. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильность и последовательность).

Тема 17. Коллаж. «Тушим пожар». (1 час)

Беседа на противопожарную тему. Повторить технику работы – коллаж.

Рассматривание образца, анализ. Техника выполнения работы. Повторение ТБ при работе с бумагой, пластилином, соломкой, клеем, ножницами. Демонстрация трудовых приемов. Коллективная практическая работа.

Тема 18. Изготовление цветка методом торцевания на пласти$лине. (1 час)

Дать представление о методе торцевания на пластилине. Предложить сделать  цветы георгина и составить композицию. Дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Рассказать о последовательности изготовления цветов, составлении композиции. Закреплять знания по правилам техники безопасности при работе с ножницами. Коллективная работа.

Тема 19. Объемная аппликация «Филин». (2 часа) $

Вступительная беседа о филине. Рассматривание образца, анализ. Технология изготовления аппликации. Повторение ТБ при работе с ножницами и клеем. Подбор бумаги по цвету. Подготовка деталей. Последовательная сборка. Демонстрация и обсуждение готовой поделки.

Тема 20. Плоскостная лепка «Полет в космос». (1 час)

$Беседа о полетах в космос и первом космонавте Ю.А. Гагарине. Рассматривание иллюстраций. Повторение техники выполнения плоскостной лепки. ТБ при работе с пластилином. Рассматривание образца, анализ. Практическая работа. Анализ работ учащихся (аккуратность).

Тема 21. Аппликация «Подводный мир». (2 часа)

$ Беседа о подводном мире, его обитателях. Рассматривание образца и анализ. Повторение техники – торцевание из бумаги. Демонстрация трудовых приемов работы. ТБ при работе с ножницами, клеем. Практическая работа учащихся (каждый делает кусочек общей картины панно). Сборка картины панно. Демонстрация и обсуждение готовой картины панно.

Тема 22. Изготовление открытки «Букет цветов в корзинке» (квиллинг). (2 часа)

$Вступительная беседа о разнообразии цветов и о практическом применении открытки. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем и зубочистками. Рассматривание образца, анализ. Повторение приемов бумагокручения, основных форм. Технология изготовления цветов, листьев и корзинки – скручивание полос бумаги в формы «полукруг», «завиток», «капелька», «С-образные ролы», «изогнутая капелька» и др. Составление композиции из форм. Приклеивание всех элементов к основе. Работа в парах.

Тема 23. Изготовление пожарника (модульное оригами). (3 часа)

Беседа о профессии пожарного. Показ образца, рассматривание формы основной детали, дополнительных деталей и способ соединения. Показ педагогом процесса изготовления поделки. Подборка бумаги по цвету. Повторение правил пользования ножницами. Изготовление модулей. Самостоятельное изготовление детьми изделия. Работа в группах. Анализ работ учащихся (аккуратность, правильнос$ть и последовательность).

Тема 24. Пода$рок другу (сердечко). (1 час)

Вступительная беседа о дружбе. Показ образцов, анализ (в какой технике сделаны). Повторение приемов бумагокручения, основных форм. Технология изготовления поделки. Повторение правил ТБ при работе с ножницами, клеем и зубочистками. Самостоятельный выбор оформления поделки. Практическая работа учащихся. Дарят свои сердечки друг другу.

Методическое обеспечение программы.

$ Формы и методы занятий.

В процессе реализации занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия, беседы, игры и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)

  • наглядный (показ мультимедийных материа$лов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение педагогом), работа по образцу и др.)

  • практический (выполнение работ по инструкции, схемам и др.)

$Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный (учащиеся воспринимают и усваивают готовую информацию)

  • репродуктивный (учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)$

  • частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом)

  • исследовательский (самостоятельная работа учащихся)

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный (одновременная работа со всеми учащимися)

  • индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)

  • $групповой (организация работы в группах)

  • индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем)

Техническое оснащение занятий.

$ Для занятий в кружке необходимо иметь:

  • цветную бумагу, офисную цветную бумагу, гофрированную цветную бумагу, бумажные салфетки;

  • белый и цветной картон;

  • клей (наилучшим является клей ПВА и клей карандаш);

  • бисер, леска, проволока;

  • пластилин;

  • мультимедийное оборудование.

$ Инструменты: ножницы, простые карандаши, линейка, зубочистки, стержни от шариковой ручк$и, стека, кисточки для клея, подкладные листы, салфетки.

Основные составляющие занятий:

1) воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

2) организация рабочего места

3) повторение пройденного материала

$ 4) организация и проведение занятия (включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы, текущий – во время выполнения практической работы, заключительный

  • практическая работа

  • физкультминутки

  • подведение итогов, анализ, оценка работ

  • приведение в порядок рабочего места.

$

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет преподавателю быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей ист$очником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

Во время занятий нужно делать перерывы для релаксирующих упражнений, гимнастики для глаз и пальчиковой гимнастики.

Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и состоянием на момент занятий.

Рекомендуемая литература:

  • Агапова И., Давыдова М. 200 лучших игрушек из бумаги и картона, Москва, 2008г

  • $Аполозова Л. Бисероплетение. М.: Культура и традиции.

  • Балузина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003

  • Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.

  • Гончар В.В. Модульное оригами. Айрис – пресс, 2008

  • $ Концов В. Волшебная бумага, – М.: ИД «Чистые пруды», 2005.

  • Лыкова И.А. Я леплю из пластилина, Карапуз, 2008г.

  • Лыкова И.А. Я создаю поделки, Карапуз, 2008г.

  • Чен Н.А. Замечательные поделки своими руками, Харьков, 2008г.

  • Интернет ресурсы: http:// stranamasterov$/ru/ , http://oriart$.ru/

Post Comment