Рабочая программа внеурочной деятельности «Умники и умницы» 4 Класс

$Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа с.Ленинское»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

________ _________

подпись ФИО

протокол №

от «___»___________г.

«Согла$совано»

Заместитель директора по УВР

_____ ______

подпись ФИО

протокол №

от «___»___________г.

«Утверждено»

Директор

________ _________

подпись ФИО

приказ № _______

от «___»___________г.

$

Рабочая программа

внеурочной деятельности «Умники и умницы»

по общеинтеллектуальному направлению

4 класс

Составитель:

Михайлова Ирина Викторовна

2014-2015 учебный год

Программа внеурочной деятельности

Класс — 4

Всего на изучение программы- 34 ч.

Количество часов в неделю- 1 ч.

$Статус документа

Программа внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта, на основании следующих нормативных документов:

1.Федеральный закон от 29.12.2013 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образова$тельной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

3.Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4.Приказ Минобрнауки от 09.01.2014г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.

Структура документа

Программа внеурочной деятельности состоит из: основных разделов программы:

I раздел. Математика.

II раздел. Русский язык.

III раздел. Окружающий мир,

примерного содержания, результатов $ внеурочной деятельности школьников. Программа внеурочной деятельности позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данной программы, конкретизирует содержание тем образовательного стандарта, дает рекомендуемую последовательность изучения тем с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, возрастных особенностей учащихся.

Пояснительная записка

Выявление, поддержка, развитие и соци$ализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но$ в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке.

Место внеурочной деятельности в общешкольном учебном плане

Занятия внеурочной деятельности кружка «Умники и умницы» проводятся по 1 часу в неделю по предметам: «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», всего- 34 часа.

Цельсоздание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития).

Задачи:

  • $формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, предмета «Окружающий мир»;

  • развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;

  • создание условий для применения полученных знаний в

нестандартных ситуациях.

  • развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;

  • развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.

  • повышение интереса учащихся к предметам: математика, русский язык, окружающий мир.

Пл$анируемые результаты

Личностными результатами изучения данного курса являются:

  • развитие сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического харак$тера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения; 

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы.

  • Анализировать, действовать$ в соответствии с заданными правилами.

  • Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.$

Предметные результаты:

  • Анализировать, искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

  • $Использовать соответствующие знаково-символические средства.

  • Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

  • Воспроизводить способ решения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

3 Уровень: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт охраны памятников истории и культуры; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Календарно-тематическое планирование

В неделю — 1 час

За год – 34 часа

Тема занятия

$

кол-во

$часов

часов

дата проведе

ния

факт. дата

1 полугодие

1 четверть

Окружающий мир (9ч)

1

$Занимательная астрономия. Моделирование строения Солнечной системы.

1

2

$

В мире живой природы. Составление и заполнение таблицы особенностей растений, животных по их признакам.

1

3

Работа с картой полушарий. Нанесение на карту объектов земной поверхности (материки, океаны, реки, горы).

1

4

Многообразие растений и животных, составление экологических связей между ними. Работа с таблицами.

1

$

5

Экологические модели. Составление трофических цепей.

1

$

6

Природные зоны России. Практическая работа «Обозначение на контурной карте полушарий их расположения».

1

7

$

Взаимосвязь растительного и животного мира. Составление сложных цепей питания.

1

$

8

Знакомство с различными экосистемами и их обитателями. Выявление закономерностей их развития. Составление сравнительных таблиц.

1

9

Научный текст. Определение основной мысли текста, на основе выборочного чтения.

1

$ Русский язык (7ч) 2-ая четверть

10

Предложение. Выполнение синтаксического разбора предложения и определение типов предложений по цели высказывания и интонационной оформленности.

$1

11

Исправление орфографических и пунктуационных ошибок в тексте с опорой на ранее изученный материал.

1

$

12

К истокам слова. Подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными.

1

13

Фразеологизмы. Сопоставление фразеологизмов со словами-значениями с опорой на текст.

1

14

$

Чтение текстов. Определение темы текста при его письменном предъявлении, главной мысли. Деление текста на части.

1

15

Главные и зависимые слова в словосочетаниях. Самостоятельная работа по вычленению сл$овосочетаний из текста.

1

16

Части речи. Классификация частей речи и их лексико-грамматических признаков. Составление сравнительной таблицы «Части речи».

1

$

$

Математика (10ч)

17

Арифметические с действия с многозначными числами. Решение задач повышенной трудности.

1

18

$

Составление задач по выражению. Заполнение таблиц и вычисление временных промежутков.

1

19

Преобразование задач из косвенной формы в прямую и наоборот. Составление циклических кроссвордов.

1

20

Работа с изученными геометрическими фигурами. Вычисление их площади, периметра по составленным формулам.

1

$

$

21

Арифметические действия с многозначными числами. Составление и решение текстовых задач по теме «Цена, количество, стоимость»

1

22

Решение и составление задачи на движение. Работа над основными математическими утверждениями: анализ, синтез.

$

1

23

Поиск закономерностей. Решение типовых задач арифметическим способом.

1

24

$

Решение задач разных типов. Нахождение значений выражений в 3 действия по составленным таблицам.

1

25

Решение задач по краткой записи. Нахождение значений выражений по их описанию.

1

26

Решение текстовых задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями арифметическим способом.

$

1

4-ая четверть

$

27

Работа над предложением и текстом. Построение оценочных суждений с опорой на текст.

1

$

28

Задания тестового характера. Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

1

29

Части речи. Классификация частей речи по морфологическим признакам при составлении таблиц.

1

$30

Составление составных задач по выражению на определенное свойство.

1

31

$Работа над составом слова. Классификация слов по значению корней. Работа со схемами слов.

1

32

Составление задач по выражению на определенную тему. Решение практических задач

с величинами: цена, количество, стоимость. Заполнение таблиц.

$1

33

Работа с текстом: понимание, письменные ответы на вопросы на основе выборочного чтения. Определение главной мысли текста.

1

34

Преобразование задач из косвенной формы в прямую и наоборот. Составление схем и таблиц.

$1

Список литературы

Основная литература:

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А.Горского. Москва «Просвещение». 2011.

Дополнительная литература:

1. Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение». 2011.

2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение. Москва «Просвещение». 2011.

$3 . Максимова Т.М. «Олимпиадные задания по математике и русскому языку»: 3-4 классы, М.: ВАКО, 2009

4. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М.,Айрис-пресс, 2007

5. Панов М.В. «Занимательная орфография» М., Просвещение, 1984

6. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев» М., Просвещение, 1995

7. Е.Н.Дзятковская, А.Н.Захлебный, А.Ю.Либеров. Программы внеурочной деятельности. Моя экологическая грамотность. 5-6 классы. Экология общения. 7 класс. Москва «Просвещение». 2012.

8. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. Москва «Просвещение». 2011.

Медиаресурсы:

  1. СD-диск «Занимательная астрономия», серия «Супер детки». 2013г.

  2. Презентации по окружающему миру.

  3. СD$$-диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2012г.

Планируемые результаты изучения курса.

В результате освоения программы курса «Край, в котором ты живёшь» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

принятие и $освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной, духовной жизни своей страны;

формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;

формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Метапредметные результаты:

способность принимать для решения задач умственные операции;

владение способами организации, планирования различных видов деятельности (поисковой, исследовательской, творческой);

воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов;

соотносить тему и главную мысль текста с содержанием произведения живописи;

анализировать общность тем и главных мыслей в произведениях фольклора, реалистич$еских и фольклорных текстах. Сравнивать главную мысль реалистических, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, их поведением и духовными нравственными ценностями;

участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить дока$зательства;

создавать по изображениям (художественные полотна, иконы) словесный портрет его героя;

Тематическое планирование

Модуль

Количество часов

1

Экология – наука об окружающей среде.

2 ч.

2

Экологический опыт прошлых лет.

$

4 ч.

3

Моя окружающая среда: дома, в школе, на улице, на природе.

7 ч.

4

О городах и горожанах: человек в городе

10 ч.

5

Озеленение микрорайона и школы..

5 ч.

6

Пропаганда экологических знаний.

6 ч.

описывать впечатления, возникающие от восприятия художественного текста, произведения живописи, иконописи;

высказывать предположения о последствиях неправильного (безнравственного) поведения человека;

$оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей;

работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей.

Post Comment