Риторика 1 класс "Разговор по телефону"

Риторика.

Тема: Разговор по телефону.

Цель:

ознакомить детей с правилами речевого поведения во время телефонного разговора;

научить моделировать телефонный разговор в соответствии с условиями общения$;

формируем умение использовать телефонный разговор в соответствии с условиями общения.

Оборудование: стихотворение К.И. Чуковского «Телефон» (см. в конспекте), игрушечные телефоны.

Этапы урока

$Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

Какой вывод мы с вами сделали на прошлом уроке? (Устная речь каждого человека неповторима, имеет свою особенную окраску, что и позволяет нам отличить её от речи других людей.) 1

Легко ли узнать человека по голосу? (Не всегда.)

А в каких случаях нам приходится общаться с человеком, не видя его, а только слушая?

Звоните ли вы по телефону?

В каких случаях?

С каких слов вы начинаете разговор?

Всегда ли у вас получается вежливый разговор, делают ли вам замечания? Какие? 2

Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке? (Учиться разговаривать по телефону.) 3

Познавательные УУД:

1)$ формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

ΙΙ. Открытие нового знания

$1. Работа по учебнику. 3 1

Давайте посмотрим, как Риторик разговаривает по телефону.

Прочитаем разговор Риторика с сослуживцем мамы и с мамой по ролям. Постарайтесь говорить $приветливо.

Какие слова выделены и почему?

Это слова вежливости, этикетные слова.

2. Работа в парах. 3 3 1 2

Разыгрывание речевых ситуаций с использованием двух игрушечных телефонов.

Обсудите в парах диалог.

Ситуация первая.

Маша звонит Ане. Она хочет выяснить, по какой программе показывают мультфильмы. С чего начать разговор, как лучше его закончить, какие вежливые слова должны прозвучать в этом разговоре?

Затем учитель вызывает к доске одну пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.

Ситуация вторая.

Аня звонит Алёше, чтобы узнать у него домашнее задание. К телефону подходит папа Алёши. Как в таком случае нужно начать разговор? Примерный вариант:

Здравствуйте, Иван Андреевич! Это Аня.

Здравствуй, Аня.

Иван Андреевич, позовите, пожалуйста, Алёшу к телефону, мне нужно узнать, что нам задали на дом по математике.

Затем учитель вызывает к доске другую пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.

$Ситуация третья.

Саша звонит заболевшему другу. К телефону подходит мама друга.$

Какой разговор состоится, чем он закончится?

Учитель вызывает к доске третью пару, которая разыгрывает разговор по телефону. Анализируются ошибки.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

$2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Работа в парах. 3

Работа по учебнику. $3 3 1 2 2

Откройте свои учебники на с. 39.

Кто разговаривает по телефону?

С кем Риторик разговаривает по телефону?

Составьте диалог: Риторик звонит бабушке и хочет пригласить её и деда на день рождения в субботу.

Возможные варианты диалогов:

● – Здравствуй, бабуля!

Добрый день, Риторик!

Как ты себя чувствуешь?

Я – ничего, а дед приболел немножко.

Может быть, зайти? Вам нужна помощь: сходить в аптеку, в магазин?

Нет, спасибо. У нас всё есть.

А к субботе $дед выздоровеет? Я хотел пригласить тебя и деда на день рождения в субботу.

Хорошо. Постараемся выздороветь.

До свидания, бабуля. Завтра забегу к вам, ждите. Передай деду

огромный привет.

До свидания, Риторик. До встречи.

Учитель вызывает несколько пар, т.к. могут быть разыграны различные варианты диалога. Диалог каждой пары анализируется.

Второй диалог: Риторик звонит своему однокласснику и интересуется, пойдёт ли он в театр с классом.

● – Здорово, Толик!$

Привет, Риторик!

Уроки сделал?

Конечно. А ты?

И я тоже. Ты пойдёшь в театр с классом?

Пойду. Спектакль, говорят, интересный.

И я пойду. Заходи за мной через полчаса.

Ладно. Чао, Риторик!

Вызывается несколько пар. Диалоги анализируются. Учитель обращает внимание на стиль общения при разговоре с разным$и людьми по телефону.

Третий диалог: Риторик звонит подружке Юле и спрашивает задание по математике.

● – Юля, добрый вечер! Это Риторик.

Здравствуй, Риторик!

Извини, что оторвал от мультфильма, но мне очень нужна твоя помощь. У тебя записано домашнее задание по математике?

Да, конечно. Сейчас я скажу его тебе.

Спасибо.

Записывай. Примеры под номером 61, 62, 64 на странице 45.

Ещё раз спасибо. Всего хорошего.$

До свидания, Риторик. Звони, если что.

Чтение по ролям стихотворения К.И. Чуковского.

Учитель заранее готовит с некоторыми детьми из класса чтение стихотворения.

ТЕЛЕФОН

У меня зазвонил телефон.

Кто говорит?

Слон.

Откуда?

От верблюда.

$– Что вам надо?

Шоколада.

Для кого?

Для сына моего.

А много ли прислать?

Да пудов этак пять

Или шесть:

Больше ему не съесть,

Он у меня ещё маленький!

А потом позвонил

Крокодил

И со слезами просил:

Мой милый, хороший,

Пришли мне калоши,

И мне, и жене, и Тотоше.

Постой, не тебе ли

На прошлой неделе

$Я выслал две пары

Отличных калош?

Ах, те, что ты выслал

На прошлой неделе,

Мы давно уже съели

И ждём не дождёмся,

$Когда же ты снова пришлёшь

К нашему ужину

Дюжину

Новых и сладких калош!

$ А потом позвонили зайчатки:

Нельзя ли прислать перчатки?

А потом позвонили мартышки:

Пришлите, пожалуйста, книжки!

А потом позвонил медведь,

Да как начал, как начал реветь!

Погодите, медведь, не ревите,

Объясните, чего вы хотите?

Но он только «му» да «му»,

А к чему, почему –

Не пойму!

Повесьте, пожалуйста, трубку!

$

А потом позвонили цапли:

Пришлите, пожалуйста, капли:

Мы лягушками нынче объелись,

И у нас животы разболелись!

И такая дребедень

Целый день:

Динь-ди-лень,

Динь-ди-лень,

$Динь-ди-лень!

То тюлень позвонит, то олень.

А недавно две газели

Позвонили и запели:

Неужели

В самом деле

Все сгорели

Карусели?

Ах, в$ уме ли вы, газели?

Не сгорели карусели,

И качели уцелели!

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели!

$ Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

Неужели

В самом деле

Все качели

Погорели?

Что за глупые газели!

А вчера поутру

Кенгуру:

Не это ли квартира

Мойдодыра?

Я рассердился, да как заору:

Нет! Это чужая квартира!!!

А где$ Мойдодыр?

Не могу вам сказать...

Позвоните по номеру

Сто двадцать пять.

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

$Отдохнуть...

Но только я лёг –

Звонок!

Кто говорит?

Носорог.

Что такое?

Беда! Беда!

Бегите скорее сюда!

В чем дело?

Спасите!$

Кого?

Бегемота!

Наш бегемот провалился в болото...

Провалился в болото?

Да!

И ни туда ни сюда!

О, если вы не придёте –

Он утонет, утонет в болоте,

Умрёт, пропадёт

Бегемот!!!

Ладно! Бегу! Бегу!

Если могу, помогу!

Ох, нелёгкая $это работа –

Из болота тащить бегемота!

(К.И.Чуковский.)

О чём просят звери? 3

Возможно ли выполнить эти просьбы?

$Кто из зверей вежливее других?

Почему автор не всегда вежливо разговаривает с теми, кто звонит ему по телефону?

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

ΙV. Итог урока

Какой вывод можно сделать о правилах вежливого разговора по телефону? 4

$Надо говорить вежливым тоном, использовать слова приветствия, благодарности, извинения, прощания.

Какую работу мы сейчас выполняли?

Чему научились?

Чем полезна тема сегодняшнего урока? 4

Кто или что вам помогало справиться?

Почему сегодня мы так много работали в парах? 3

$

Кто доволен сегодня своей работой?

Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока.

ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.

Post Comment