Риторика 1 класс «Текст – что это такое?»

Риторика.

Тема: Те$кст что это такое?

Цель:

научить детей связно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

научить учащихся формировать собственные высказывания;

дать представление о тексте как тематическом единстве.

Оборудование: сюжетные картинки (см. конспект).

Этапы урока

$

$

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

1. – Мы с вами часто читали сказки, стихи, рассказы, и вы не раз слышали от меня слово текст – текст рассказа, например.

Что можно назвать текстом?

$2. Работа по учебнику. 1 3 1 2

Откройте учебник на с. 2, где нарисован один необыкновенный сказочный зверь. Кто его узнал?

Этот удивительный зверь с двумя головами – Тянитолкай из сказки К. Чуковского «Доктор Айболит». У него две головы, и каждая смотрит на разные странички с записями. Что же он читает? Прочитаем первую запись.

Кто-то уже смотрит на меня не менее удивлённо, чем Тянитолкай. Но прежде чем обсудить то, что мы прочитали, прочитаем вторую запись и обсудим сразу обе.

Как вы думаете, какая запись представляет собой простой набор предложений, а какая – текст?$

Докажите.

Если дети испытывают затруднение:

– $Сколько рисунков можно нарисовать к этим предложениям? (Один или два, но оба рисунка об одном – о Тянитолкае.)

Во второй записи у нас не просто предложения, а текст, так как все предложения объединяются тем, что они рассказывают о чём-то одном.

Принято говорить так: предложения в тексте объединяются темой. Приходилось ли вам слышать это слово? Когда, где?

Слово «тема» записано на доске, дети читают его хором.

Кто может назвать тему нашего текста?

$Можем мы придумать заголовок к тексту? («Тянитолкай», «Удивительный зверь».)

Можно ли придумать заголовок к предложениям в первом столбике? ( Нет, в них нет ничего общего, нет общей темы.)

Как вы думаете, какая будет тема урока?

О чём вы хотите узнать на этом уроке? 3

Учитель может записать вопросы на доске. Получится план урока.

Познавательные УУД:

1)$ формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение осознавать недостаток информации;

3) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии$ с поставленной задачей;

3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙΙ. Открытие нового знания

Работа по учебнику. 1 3 1

Сейчас мы выступим в роли критиков. Вы знаете, кто такие критики?

Один мальчик написал стихотворение. Вернее, он решил, что у него получились стихи. Мы должны определить, так ли это. Давайте прочитаем то, что написано в учебнике (с. 2).

Можно ли написанное мальчиком назвать стихотворением, т.е. текстом? Почему?

Похоже на стихи, складно, есть ритм, рифма, но нет темы, объединяющей все предложения, не понятно, о чём стихотворение. Умеет ли мальчик сочинять стихи? Чего он не знает? Объясните.

$А какие вы знаете настоящие стихи, т.е. такие, текст которых рассказывает о чём-то? Назовите темы этих стихотворений.

Может быть, кто-то прочитает нам наизусть стихотворение, а мы внимательно послушаем и постараемся определить его тему.$

Приведите примеры скороговорок, которые можно назвать текстами.

Личностные УУД:

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

2) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные УУД:

1)$ формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение реализовывать простое высказывание на заданную тему;

3) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

ΙΙΙ. Применение нового знания

Рассказ по картинке (картинкам) 3 3 2

$1) Учитель предлагает для работы сюжетную картинку или две картинки (типа сюжетных картинок Н. Радлова). Картинки нарисованы на отдельных листах, которые выставляются на доске.

Я предложу вам интересное задание: мы будем сочинять свой текст по картинкам (картинке). Чтобы получился именно текст, а не предложения, сначала определим тему картинки: о чём она?

Я начну рассказ (сказку, историю), а вы мне помогайте так, чтобы получился текст.

ΙV. Итог урока

Что нового мы сегодня узнали? 4$

Что такое текст?

Что такое тема текста?

Когда вам могут пригодиться новые знания? 1 4

Какие действия пригодятся нам и на других уроках?

Кто или что вам помогло справиться?

Кто доволен сегодня своей работой?$

$Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

Кто получил сегодня кружок-отметку? За что?

ТООУ

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

Post Comment