Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников 1 КЛАСС

1 КЛАСС

Первое собрание

Тема: Знакомство с родителями учеников-первоклассников

$ Педагоги встречаются с родителями первоклассников до начала учебного года, уместнее всего проводить такую встречу-собрание в конце августа. Учитель использует первое собрание для того, чтобы познако­миться с родителями, настроить семью на необходимость общения со школой, педагогами, создать оптимистический настрой на учебную дея­тельность, снять боязнь семьи перед школой.

Задачи собрания

  1. Познакомить родителей с педагогами, школой, администрацией, службами школы и друг с другом.$

  2. Помочь подготовиться семье к обучению ребенка в первом классе.

Вопросы для обсуждения

  1. $ Знакомство с директором школы и школьной администрацией.

  2. Представление педагога, который будет работать с классом.

  3. Экскурсия по школьному зданию.

  4. Мини-лекция: «Законы воспитания в семье. Какими им быть».

  5. Анкетирование родителей по теме собрания.

  6. Самопредставление — визитная карточка семьи.

  7. Родительский тренинг «Ребенок в зеркале родителей».

$

План организации собрания-встречи

Собрание проводится в классе, в котором будут проходить занятия детей. Класс празднично оформлен (можно поместить высказывания учащихся, закончивших начальную школу). На доске фотографии выпуск­ников, которые учились у педагога, набирающего класс.

Вар$иант вступительного слова директора школы

Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, при­шедшие на первую встречу со школой, порог которой переступят в сен­тябре ваши малыши.

Сегодня мы объявляем вас и себя членами одной большой команды корабля под названием «Школа». Наше плавание начинается сего$дня, а заканчивается через 12 лет. 12 лет мы будем вместе, и пока наш корабль будет плыть по океану Знаний, мы будем вместе переживать штормы и бури, огорчения и радости. Хочется, чтобы это плавание было интерес­ным, радостным и значительным в жизни каждого ребенка и каждой семьи.

Как научиться преодолевать трудности, как научится падать, наби­вая как можно меньше шишек, где получить консультацию, получить исчерпывающий ответ на неразрешимый вопрос — все это можно сде­лать в кабинете заместителя директора по начальной школе.

Вариант выступления заместителя директора по начальной школе

Необходимо сказать о традициях и обычаях нач$альной школы, о требованиях к учащимся; познакомить с уставом школы, вручить каждой семье визитную карточку школы, указать дни консультаций зам. дирек­тора по начальной школе, представить учителя начальных классов, кото­рый будет работать с конкретным $классом.

Самопредставление учителя

Учитель проводит самопредставление приблизительно так:

  1. Рассказ о себе, о выборе профессии педагога.

  2. Рассказ о выпусках своих учеников, о планах на будущее в работе с
    новым классом.

Самопредставление семей

Очень интересно пр$оходит на родительском собрании-встрече само­представление семей. Это своего рода визитная карточка семьи. Жела­тельно записать выступления родителей, рассказывающих о себе на собрании, на магнитофон. Такая работа позволит сразу определить особен­ности семей, степень их открытости, систему семейных ценностей и взаимоотношений. Классному руководителю будет важно проанализиро­вать мини-рассказы о семье.

План самопредставления семьи:

$а) фамилия, имя, отчество родителей;

б) возраст родителей, день рождения семьи;

в) интересы, увлечения семьи;

г) традиции и обычаи семьи;

д) девиз семьи.$

Можно записать девиз семей на листе ватмана, который крепится на доске в классе. Этот материал можно будет успешно использовать в ра­боте с учащимися.

После самопредставления родителей, педагогов и установления теп­лой атмосферы проводится экскурсия по школе. Очень важно показать родителям кабинет психо$логической службы, познакомить с расписа­нием его работы, предложить записать телефон доверия психологиче­ской службы.

В конце встречи каждая семья получает наказ в виде свитка, в кото­ром записаны законы воспитания ребенка в семье. Родителям представ­ляется возможность прочесть законы и задать вопросы учителю.

В конце собрания проводится анкетирование родителей по теме соб­рания.

На мой взгляд, очень уместно, если классный руководитель в конце каждого собрания будет знакомить с тематикой следующего собрания. Это позволит родителям подготовить вопросы по тематике следующего классного собрания и активно участвовать в его работе.

В конце родительского собрания можно с$делать общую фотографию на память о первом «школьном» дне родителей.

$

Второе собрание

Тема: Трудности адаптации первоклассников к школе

$Форма проведения: круглый стол

Задачи собрания

  1. Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации де­тей в первый год обучения.

  2. Предложить практические советы организации общения с первоклас­сником.

Вопро$сы для обсуждения

  1. $ Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

  2. Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

  3. Родительский практикум.

План организации собрания

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся$ друг с другом и учителями, какие впечат­ления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравля­ли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра «Корзина чувств». Это может выглядеть примерно так: «Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитив­ные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем с$ердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите «чувство», которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его».

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникаемые в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рас­смотрения темы собрания.

1. Обсуждение вопроса «Физиологических условий адаптации ребенка к школе»

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ре­бенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении$ с детским садом. Не­обходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреж­дение близорукости, искривления позвоночника). Организация правиль­ного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, макси­мальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические условия адаптации ребенка к школе»

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех чле$нов семьи. Роль самооценки ребенка в адапта­ции к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их об­щения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запу­гивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение у$довольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обуче­нию. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и ор­ганизация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

3. Элемен$ты системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубли­ковал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

  • $ Не дерись без причины.

  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
    это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
    кого ничего не проси.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителе$м из-за отметок не
    спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
    время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
    домой.

  • $ Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
    для самого себя, родителей, учителей, друзей!

$ Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удает­ся выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

$

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • $ Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

  • Не дерись без причины.

  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
    это не стыдно.

  • $Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
    кого ничего не проси.

  • Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
    спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
    время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • $ Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
    домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
    для самого себя, родителей, учителей, друзей!

  • Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

  • Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

  • $Не дерись без причины.

  • Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
    это не стыдно.

  • Играй честно, не подводи своих товарищей.

  • Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
    кого ничего не проси.

  • $ Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
    спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во­
    время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  • $ Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  • Старайся быть аккуратным.

  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
    домой.

  • Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
    для самого себя, родителей, учителей, друзей!

$

Третье собрание

Тема: Телевизор в жизни семьи и первоклассника$

Задачи собрания

  1. $ Обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения
    ребенка с телевизором.

  2. Определить наименования и количество передач для просмотра детьми.

Вопросы для обсуждения

  1. Статистика о роли телевидения в жизни ребенка.

  2. Влияние телепередач на формирование характера и познавательной
    сферы ребенка.

Вопросы для дискуссии

  1. Считаете ли вы, что телевизор должен быть в числе главных предме­тов обихода?

  2. Какие телепередачи, на ваш взг$ляд, формируют личность ребенка?

  3. Как, на ваш взгляд, необходимо организовать общ$ение ребенка с те­левизором. Назовите возможные варианты.

План организации собрания

Вариант вступительного слова учителя

Телевизор в жизни ребенка — это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Нужно ли выключать телевизор, если мы счита­ем, что передача ребенку будет неинтересна. Эти и другие вопросы сего­дня требуют ответа, а теперь немного статистики:

  • две трети наших детей в возрасте от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;

  • время ежедневного просмотра телепередач ребенком составляет в сред$нем более двух часов;

  • 50% детей смотрят телепередачи подряд, безо всякого выбора и ис­ключений;

  • 25% детей в возрасте от 6 до 10 лет смотрят одни и те же телепере­дачи от 5 до 40 раз подряд;

  • 38% ребят в возрасте от 6 до 12 лет при оп$ределении рейтинга ис­пользования свободного времени на первое место поставили телеви­зор, исключив при этом занятия спортом, прогулки на воздухе и об­щение с семьей.

Но, возможно, вы подумаете, что эта статистика не относится к на­шим детям? Напрасно. Я хочу показать вам результаты опроса в классе, проведенного приблизительно по следующим вопросам:

  1. Сколько раз в неделю ты смотришь телевизор?

  2. $ Ты смотришь телевизор один или со своей семьей?

  3. Ты любишь смотреть все подряд или предпочитаешь какие-то от­дельные передачи?

  4. Если бы ты оказался на необитаемом острове, какие бы предметы ты заказал доброму волшебнику, чтобы твоя жизнь была интересной и нескучной.

Педагог приводит данные анализа ответов детей на предложенные вопросы.

Ознакомившись со статистикой и результатами ответов детей, роди­тели, как правило, задают $вопросы, что же делать и нужно ли что-то де­лать? Возможно, стоит просто запретить просмотр телепередач или огра­ничить ребенка определенными программами. Что дает ребенку телеви­зор? Есть ли в просмотре телепередач, особенно для первоклассников нечто $положительное?

Проводится обсуждение проблемы и обмен мнениями.

Мнения учащихся 10-летнего возраста о просмотре телепередач.

Просмотр телевизора дает возможность:

  • расслабиться, забыть ежедневные проблемы, уйти от страхов и пе­реживаний;

  • находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за занятости;

  • $ понять с помощью телевизора, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;

  • узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

  • развить воображение, фантазию, эмоциональную сферу.

Мнение родителей об ответах детей.

Экскурсия по выставке рисунков учеников, подготовленной к соб­ранию. К данному родительскому собранию учащиеся готовят выставку рисунко$в «Я смотрю телевизор», которые отражают их предпочтения.

Правила борьбы с телеманией

  1. Совместное определение и обсуждение телепередач для пр$осмотра взрослыми и детьми на последующую неделю.

  2. Обсуждение любимых телепередач взрослых и детей после просмотра.

  3. Выслушивание «за» и «против» детей по поводу взрослых передач и мнения взрослых по поводу детских.

  4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей, то­гда это станет положительным примером для ребенка.

  5. Необходимо помнить о том, что ребенок, который ежедневно смот­рит сцены насилия, убийства, привыкнет к ним и даже испытывает от таких эпизодов$ удовольствие. Необходимо исключить их из про­смотра малышами.

Домашнее задание родителям

1. Обратите внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора? Задает ли ребенок вопросы после просмотра передач, хочет ли обсу­дить с вами передачу?

  1. Какие передачи предпочитает?

  2. В какой передаче хотел бы сам принять участие?

  3. Как сделать, чтобы дети не слышали от родителей: «Опять уроки
    $вечером делаешь?!», «Чем ты занимался, опять у телевизора си­
    дел?!» и т. д.

В родительский дневник

Н$еобходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. К примеру, первоклассники, по результатам исследований, не могут четко определить, где, правда, а где ложь. Они слепо доверяют всему тому, что представлено на экране. Ими легко управлять, манипулируя их эмоциями и чувствами. Лишь с 11 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что ви­дит на экране.

$

Четвертое собрание

Тема: Эмоции положительные и отрицательные Форма проведения: семейный совет

Задачи собрания

  1. $ Ознакомиться с самооценкой учеников класса.

  2. Определить причины преобладания негативных или пози$тивных эмоций у учащихся.

План организации собрания

Вариант выступления педагога

Уважаемые мамы и папы! У нас сегодня родительское собрание, ко­торое мы проводим в форме семейного совета. Семейный совет собира­ется тогда, когда дело не терпит отлагательств и требует всестороннего анализа. Прежде чем мы перейдем к совету по проблеме, обозначенной в приглашениях к разговору, послушайте, пожалуйста, магнитофонную запись: идет магнитофонная запись ответов детей на вопрос, какой я? (например, я — добрый, красивый, умный и т. д.)

После прослушивания записи родители должны ответить на вопрос о мотивах $выбора ребенком прилагательных, обозначающих положитель­ные и отрицательные качества? Происходит обмен мнениями.

Сегодняшний наш разговор о человеческих эмоциях. Мне хотелось обратить ваше внимание на те эмоции, которые стимулируют развитие неврозов, разрушают здоровье ребенка. Это эмоции разрушения — гнев, злоба, агрессия и эмоции страдания — боль, страх, обида. Наблюдая за детьми, приходится констатировать, что эмоции страдания и разрушения им ближе, чем эмоции радости и добра.

$ После обмена мнениями открывается доска, где изображена схема, на которой обозначены негативные проявления эмоций.

$Гнев, злоба, агрессия — эмоции разрушения.

Боль, страх, обида — эмоции страдания.

Родительский тренинг

  1. Приведите примеры ситуаций из вашей жизни, из жизни семьи или
    наблюдаемые ситуации, связанные с отрицательными и положитель­ными эмоциями.

  2. Можете ли вы сказать, что в ответах ребят на магнитофонной ленте вы услышали отзвуки негативных эмоций? (По мнению психологов, положительные эмоции появляются у человека тогда, когда его лю­бят, понимают , признают, уважают, принимают, а отрицательные — при неудовлетворении потребностей). Как формировать положитель­ные эмоци$и? С чего начинать?

  3. Перед вами лежат листочки бумаги. Запишите на них выражения,
    запрещенные в общении с ребенком в семье и рекомендуем$ые и же­лательные.

  4. Сравните выражения, записанные вами, с представленными на доске.

При общении с детьми не следует употреблять следующие выра­жения:

я тысячу раз говорил тебе, что…

сколько раз надо повторять…

о чем ты только думаешь…

неужели тебе трудно запомнить, что…

ты становишься…

ты такой же, как…

отстань, некогда мне…

$ почему Лена (Настя, Вася и т. д.) такая, а ты — нет…

При общении с детьми желательно употребление следующих вы­ражений:

ты у меня самый умный (красивый и т. д.)

как хорошо, что у меня есть ты

ты у м$еня молодец…

я тебя очень люблю

$ как ты хорошо это сделал, научи меня

спасибо тебе, я тебе очень благодарна

если бы не ты, я бы никогда с этим не справился

5. Постарайтесь использовать желательные выражения, перечисленные на доске, как можно чаще.

$ В родительский дневник

Безусловно принимайте своего ребенка.

Активно слушайте его переживания, мнения.

Как можно чаще бывайте с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите

друг другу письма и записки.

Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.

Помогайте, когда просит.

Поддерживайте и отмечайте успехи.

Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.

Разрешайте конфликты мирно.

$ Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.

$ Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.

Домашнее задание родителям

Напишите письмо своему ребенку, которое ему следует вскрыть в выпускном классе школы.

Анкета для родителей

  1. Стимулируете ли вы проявление положительных эмоций у своего ребенка? Как вы это делаете?

  2. Проявляет ли ваш ребенок отрицательные эмоции? Почему, на ваш взгляд, они возникают?

  3. $ Как вы развиваете положительные эмоции своего ребенка? Приведи­те примеры.

Анкетирование проводится в течение хода собрания, педагог выделяет для этого 10-15 минут. Листки с ответами родители отдают педагогу, кото­рый использует их в дальнейшей работе с родителями и учащимися.

Пятое собрание

$

Тема: Итоги прошедшего учебного года — «Перелисты­вая страницы…»

Форма проведения: устный журнал.

На этом собрании хочется остановиться особо. Здесь подводится итог работы родителей, учащихся за год. Встреча должна быть торжественной, интересной, необычной. Собрание проводится совместно с учащимися.

$ Страница первая. «Наша жизнь на уроках» (фрагменты уроков).

Страница вторая. «Наши переменки» (физкультпаузы, игры и т. д.).

Страница третья. «Наша жизнь после уроков» (самые яркие мо­менты мероприятий, проведенных в классе$ за год).

Страница четвертая. «Наше творчество» (выставка творчества учащихся, чтение стихов, песен, кружковая деятельность).

Страница пятая. «Мы и наши родители» (награждение родителей за работу в классе). Медаль — детская ладошка, разрисованная и расписан­ная детьми.

Страница шестая. «Наши планы на лето» (каждый ученик получает на лето задание, которое он должен вы$полнить для всего класса).

В конце собрания учащиеся вместе с родителями и учителями фотогра­фируются. Вручаются фотографии, сделанные ранее н$а других собраниях и мероприятиях класса.

Post Comment