Учебно-методический курс для 1 класса "Ступенька в школу"

Д$енисенко М. И. Учебно-методический курс. Ступенька в школу.

Программа составлена

учителем начальных классов

высшей квалификационной категории

Денисенко Мариной Ивановной

МОУ СОШ № 31

г. Волжского Волгоградской области

Учебно-методический комплекс по курсу

« Ступенька в школу»

Программа курса

    1. Аннотация$

Название « Ступенька в школу » (занятия по развитию познавательных способностей учащихся и мелкой моторики рук)

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 10 часов.

Актуальность:

Занятия по развитию познавательных способностей и мелкой моторики руки обоснованы тем, что в адаптационный период необходимо помочь ребёнку построить содержательный образ « настоящего школьника». В связи с тем, что не все дети посещают дошкольные учреждения, родители не знают уровня развития св$оего ребёнка, не могут подобрать упражнения, которые помогут ребёнку улучшить те или иные познавательные процессы, эти занятия , которые могут проводиться в ГПД, направлены на диагностику и корректировку памяти, внимания, моторики рук.

По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоении от$ношений: на выработке умения договориться, обменяться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.

Занимаясь ра$звитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе дальнейшей адаптации первоклассника к школе.

Основные цели и задачи курса:

.развитие

- зрительно-пространственного восприятия, внимания,

• формирование пространственного восприятия;

• развитие зрительной памяти;

зрительно-моторной ф$ункции:

Формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности, чему в значительной степени способствует игровая форма проведений занятий, большое разнообразие практических заданий, их чередование и богатый иллюстрированный материал.

Занимаясь развитием у ребёнка навыков$ общения и сотрудничества, решаются проблемы эмоционального неблагополучия детей на этапе адаптации первоклассника к школе.

Развитие мелкой моторики рук.

Актуальность:

Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков изображения, техники письма и рисования.. Поэтому на занятиях поставлена задача сформировать до определённо$го уровня не только изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, но и навыки, необходимые в школе: понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия и уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.

.

Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость , разках, равномерность, слитности, плавности. Необходим навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно положения кисти руки..

На занятиях ставится задача научить умению подчинять дв$ижение инструмента передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.

Формы , средства и методы обучения, используемые при преподавании курса.

С этой целью на занятиях дети выполняют различные упражнения:

штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш ,

обведение фигур$ по трафарету или шаблону,

выщипывание геометрических фигур из цветной бумаги и составление из них аппликаций

обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание ,

написание по пунктиру элементов письменных букв,

беседа,

игровые задания и упражнения,

психологические тренинги

Программа авторская, т.е.создана на основе учебно-методической ли$тературы:

  1. Безладная В. Г. Учись штриховать, печатать, писать. Ставрополь: Сервисшкола 2006

  2. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996

  3. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль : Академия развития:,1996

  4. Цукерман. Г. А. Введение в школьную жизнь. Москва : Генезис,2003

    $

Курс состоит из 10 занятий, которые лучше проводить в период адаптации первоклассников , т.е. в сентябре- ноябре ( 1 четверть) 2 раза в неделю.

Занятие состоит из 2 частей : развитие познавательных способностей (15-20 мин.) и развитие мелкой моторики руки ( 15 мин.)

Общая продолжительность занятия- 35 мин.

Результатами обучен$ия на курсе является формирование навыков работы в парах и группах, навыки развития самооценки, активизация процессов памяти, внимания, развитие мелкой моторики руки, что является необходимым условием для формирования навыков письма.

$2. Программно-методическое обеспечение

2.1. Учебно-тематический план:

№ пп

Наименование тем курса

кол-

во час

вид

заня

тия

форма

контро

ля

$

1

Введение в школьную жизнь. Урок и перемена.

Знакомство. Знаки « Я» и «Мы»

1

прак

$

фронт

2

Знаки «Я» и «Мы» Игры-знакомства

Пространственное ориентирование

1

прак

$

фронт

3

$

Введение оценки и самооценки.

Игры на внимание.

Штриховка

1

прак

фронт

4

$

Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти.

Работа над развитием мелкой моторики рук.

Самооценка.

Растения и фрукты

$

1

прак

фронт

5

Формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Развитие внимания, логического мышления.

Животные

1$

прак

фронт

6

Развитие умения работать совместно, развитие внимания, мелкой моторики руки.

$

1

прак

фронт

$

7

8

Игры на внимание.

Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов

мимика

$Развитие внимания., воображения, пространственной ориентации.

Обрывание по кругу. Аппликация

1

1

прак

прак

фронт

фронт

9

$

Знакомство с заданиями – ловушками.

1

прак

фронт

$

10

Развиваем память

Обобщающее занятие

1

прак

$

фронт

2.2. Содержание программы

Описание содержания и структуры всех уроков.

1часть. Развитие познавательных способностей и школьной мотивации.

Введение в школьную жизнь. Урок и перемена.

Знакомство. Знаки « Я» и «Мы»

Введение оценки и самооценки.

Игры на внимание

Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти.

Самооценка.

Развитие уме$ния работать совместно.

Развитие внимания., воображения, пространственной ориентации , логического мышления, памяти

Формирование положительного отношен$ия к школе. Развитие навыка работы в парах, группах.

Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов

2 часть.

Развитие мелкой моторики руки.

Штриховка вертикальная и горизонтальная.

Штриховка наискосок.

Обводка шаблона

.Правила раскрашивания. Нажим карандаша.

Дорисовка элементов, деталей, частей фигур по образцу.

Обрывание по кругу. Аппликация. Обводка$ по пунктирным линиям.

Рисование по представлению.

Методические рекомендации

Содержание занятий

Занятие №1

1ч.Введение в школьную жизнь. Урок и перемена.

Знакомство. Знаки « Я» и «Мы»

2. Штриховка вертикальная и горизонтальная.

Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие на$блюдательности, внимания, памяти, вооб­ражения.

. Познакомить с правилами школь$ного этикета.

Познакомить с правильной посадкой при рисовании, положением тетради при работе.

Учить штриховать в одном направлении.

Оборудование:

колокольчик, , красные и синие полосы разной длины для 4 групп, карандаши, «лепесточек» белого цвета для цветка ( по количеству детей), шаблон колокольчика на каждого ученика.

Ход

1)Знакомство.

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут…Сегодня мы с вами первый раз встретились , и, наверное, друг друга вы не все знаете. Что же нам нужно сделать?

-Правильно, давайте знакомиться. На счёт 1-2-$3каждый громко назовёт своё имя, а на сигнал «молчок» закроет рот ладошкой.

-Смогли вы услышать и запомнить, кого как зовут? А как вы думаете почему?

-Что же нам нужно сделать? Как нам познакомиться?(по очереди) Для этого у нас будет существовать знак «Я»( №1)

  1. $(Игра "Мяч".)

$

"Внимание! В этой игре с помощью мяча мы попробуем познакомить­ся. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мяч. По кругу, по ходу часовой стрелки, на­чиная от того, у ко$го мяч, передавая его, назовите четко и громко свое имя. Передавая мяч, глядите в глаза соседу. Начали! А теперь, играя в мяч, будем знакомиться. Тот, у кого мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом имя того, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников игры по кругу, начиная с себя и далее, по часовой стрелке. Итак, кидайте мячи$к друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мяч".

Рекомендации: необходимо обратить внимание детей на то, что нуж­но постараться как можно точнее кидать мяч, чтобы его можно было легко поймать.

На первом занятии нужно постараться, чтобы все ребята побывали в роли водящего. На следующих занятиях следует продолжит$ь

3) А сейчас мы поговорим ещё об одном отличии школьников от дошкольников. И работать вы будете вместе , группами. Такую работу мы будем обозначать знаком « Мы» (№2)

Задание группам:

- Вспомните не менее трёх дел, которые обязательно надо делать по утрам до школы.

$

-Выберите того, кто будет говорить от имени группы. Работа начинается по звонку.

Если вы готовы- поднимите руку.

Ответы групп.

По картинкам учитель даёт словесное описание утра школьника. Вместе исправляют порядок картинок.

-С кем ты делаешь каждое дело?

-Ты просыпаешься сам? Стелешь постель сам?

-Мы поговорили о домашнем времени. А сейчас давайте составим схему школьного времени. Давайте обозначим уроки красным цветом, а перемены – синим.

Задание группам:

Выложите из наборов красных и синих бумажных полосок план школьного д$ня, который вам больше нравится. (проанализировать)

- Кто вам нужен на уроке? А на перемене? знак№1)

-На уроке нужен только учитель или и другие дети? Зачем? (знак №1)

-А сейчас я хочу , чтобы вы обсудили вопрос, который меня интересует: кто что любит больше всего? Чтобы нам было приятно и интересно жить, мы должны знать, кто что любит. Работать будем по знаку №2 ( « Мы») Что обозначает знак? Как будете работать?

.Я считаю до трёх, а вы в это время выбираете первого. Пусть на счёт 3 встанут все первые. Выбираем молчанк$ой….

Теперь пусть каждый по очереди скажет группе, что он любит, а группа тихо повторит его слова. Когда прозвенит звонок, надо быть готовым отвечать так: Коля любит…

Вот мы ещё лучше узнали друг друга.

4 -Физминутка

$ Игра "Тропинка".

$"Предлагаю теперь вам такую игру. Встаньте все в затылок за..." (выбирает руководитель ведущего в этой игре сам: этот ребенок дол­жен быть сообразительным и бойким). Итак, повторяем движения ведущего, переходя через вооб­ражаемые препятствия змейкой. Начали!"

Участники этой игры идут змейкой по воображаемой тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые препятствия, которые называет в ходе игры руководитель: перепрыгивает воображаемые рвы,$ а осталь­ные дети повторяют его движения. По хлопку руководителя ведущий становится в хвост змейки, и ведущим становится второй стоящий ре­бенок в змейке.

Когда все побывают в роли ведущего, оценим самого оригинального ведущего.

Рекомендации: во время оценивания оригинальности ведущих игры, следует разобрать вместе с детьми изображение тех препятствий, ко­тор$ые вызвали у большинства из них затруднения. Игру можно про­водить под музыкальное сопровождение, причем музыка должна быть подобрана в соответствии с преодолеваемым препятствием

5) Штриховка.

Научиться правильно штриховать очень важно. Это необходимо для того, чтобы в наших тетрадках было чисто и аккуратно, буквы не$ падали, а были все красивые.

- Напоминаются правила посадки при письме, положении тетради.

Задание.

У Вас в тетради лежит колокольчик. Обведите его в своей тетради 2 раза. Первый будем штриховать верт$икально, сверху вниз. Стараемся не отрывать руку от листочка, пока не проведём всю полосочку . Затем через небольшое расстояние проводим другую полосу такой же толщины, с таким же нажимом. ( комментирование учителя с одновременным показом)

Второй колокольчик штрихуем горизонтально.

6) Физминутка. ( Пальчиковая гимнастика)

Дома вы расскажете маме о нашем занятии , а сейчас с помощью пальчиков поговорим с мамой.

-Мама, мама!

- Что, что, что?

- Гости едут.

- Ну и что.

- Здравствуй, здравствуй.

Чмок, чмок$, чмок.

- Ладони сложить вместе, пальцы слегка расставлены, смотрят вверх. $На первой строчке мизинчики отрываются друг от друга и снова соединяются два раза. На второй строчке большие пальцы отрываются и соединяются три раза. На третьей строчке то же делают безымянные пальцы, на четвертой – указательные. На пятой средние пальцы сначала «обнимаются» а потом «целуются».

7) Рефлексия

Учимся оценивать своё настроение.

- Посмотрите, у меня белая-белая страничка. На этой страничке сейчас распустится цветок. Он не простой, а волшебный. Он такой, какое у вас настроение, чувства, мысли. Закройте глаза и представьте себе, какого цвета цветок сейчас расцветёт. Пусть каждый возьмёт лепесток и раскрасит$ его этим цветом.

(приклеиваем на доску лепестки)

- Вот какой красив$ый цветок распустился на нашем первом занятии.

-А сейчас каждый из вас должен попрощаться с тремя ребятами , имена которых запомнил.

Дома расскажите родителям о своём первом занятии.

Занятие № 2

Тема:

1.Знаки «Я» и «Мы»

Цель:

1.Привлечь внимание к новым знакам, для организации внимания на уроках и занятиях

2. Учить различать содержание ответа и его форму.

Развивать способность дорисовать элементы, детали, части фигур по образцу:

Оборудование:

$Знак «Я»№1 ., знак «Мы»№2, листочки в клетку, ручки, карандаши, картинки слона, мамонта, любое животное, буквы алфавита И, У, МЫ..,

Ход.

1. Поздоровались, взявшись за руки. Рассказали с каким настроением они пришли на занятие.

2.

-О ч$ём мы говорили на прошлом занятии?

-Некоторые из вас рассказывали , как играют со своими домашними животными, ухаживают за ними. Сейчас мы поговорим о животных.

Надо научиться разговаривать так, чтобы каждый мог сказать всё, что хочет и знает, чтобы никто не перебивал друг друга, и чт$обы каждый услышал всё то интересное, что знают другие дети. В школе есть такое правило: какие –то дела дети делают вместе, дружно, хором.(знак «Мы»), а что-то каждый делает один. (знак «Я»)

- Я буду задавать вопросы о животных и показывать на какой-то знак. Не путайте, Когда надо отвечать хором, а когда- поднимать руку и отвечать по-одному.

-У какого животного длинный хобот? ( знак №2)

-В древности было животное, похожее на слона, только ещё гораздо крупнее. Оно было покрыто густой шерстью и могло жить в холодном климате. Кто знает, как его звали? (№1)

-Где живут слоны? №1

-Правд$а ли, что у слона есть рога? №2

-Правда ли, что у слона полосатая шкура?№2

-Кто знает, какая шкура у слона? №1

-Хором можно отвечать сразу, не поднимая руку, а если многие хо$тят ответить самостоятельно, лучше поднимать руку.

-Кто знает это животное? Назовите хором.

-Как вы узнали, что надо отвечать хором, я ведь не показывала знак «Мы».?Оказывается тот, кто внимательно слушает вопрос, может точно определить, как надо отвечать- хором или по одному.

3.

Поиграем в знаки.

Я буду задавать вопросы, а вы будете живыми знаками. Отвечать на вопросы не надо. Надо только показывать, как отвечает настоящий ученик: или поднимать руку (знак1) , или открывать рот (знак 2)

буквы алфавита

-Кто знает эту букву? №1

-Назовите эту букву? №2

-Кто не $знает эту букву? №1

- Кто сможет прочесть эти буквы- МЫ. №1

-Прочтите эти буквы №2

.

4)Физминутка.

Игра « Ниточка и иголочка»

В$ыбирается иголочка. Она встаёт. 1й звонок- ниточка вдевается в иголочку. ( Один ребёнок присоединяет к себе того, чьё имя запомнил и т.д.)

2й звонок- иголочка с ниточкой сшивают все группы в классе.

3й звонок- все садятся по местам

5) Учимся говорить «спасибо»

-Ребята , понравилась вам игра? Хорошо мы поиграли?

$А сейчас вы должны коснуться своих соседей рукой и поблагодарить их за игру.

(Спасибо, Дима, с тобой хорошо играть)

6.

Пальчиковая гимнастика.

Вспоминаем гимнастику первого занятия.

Разучиваем вторую.

7

Рисуем узоры.

-А сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. $Для этого надо внимательно меня выслушать.

(проверить , где правая и левая рука)

1. Тренировочный узор.

Поставьте карандаш на верхнюю точку.

Диктую и помогаю.

1 клеточка- вниз, 1-вправо, 1- вверх, 1- вправо…

Дальше сами продолжите.

  1. Контрольные узоры

2клетки вправо, 2 вверх, 2 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 2 вниз, 2 влево, 2 вниз, 2 влево,, 2 вверх, 2 влево, 2 вверх. ( должен получиться крестик)

На что похожа фигура. ( на крестик в детской поликлинике). Это знак того, что здесь находится медицинское учреждение, в к$отором вам всегда помогут. И такой крестик мы можем увидеть в дорожных знаках. что он обозначает?

Чтобы этот знак помощи был виден издалека, каким цветом он раскраш$ен?

Раскрасьте и вы свой знак. ( показать как правильно раскрашивать)

Итог занятия ( в кругу)

- Встанем в круг, и каждый будет говорить, что, по его мнению, было самым интересным на сегодняшнем занятии.

Занятие №3

Тема:

Введение оценки и самооценки.

Игры на внимание.

Штриховка

Цель:

1. Добиваться такой ситуации, чтобы дети всегда знали , за что и какую оценку они получают.

2. Развивать внимание, мышление.

3. $Развивать произвольность.

4. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: игрушки 5-6 разных, демонстрационные картинки 6-7., шаблоны для штриховки, образец к заданию №2, магниты

Ход:

1.

Поздоровались, взявшись за руки.

- С каким настроением пришли на занятие?

Закройте глаза. Представьте , что у нас с вами есть корзина со всевозможными фруктами, ягодами$, овощами .Кто бы что захотел из неё взять и съесть. Называем по очереди.

(объяснение психолога:

Дети, которые называют предметы коричневого цвета, тёмного- сегодня мало настроены на учёбу, снижена умственная активность.)

2

Вы , наверное, работая всегда хотите знать, как у вас получилось, что об этом думают ваши товарищи или взрослые .Сейчас я научу вас оценивать каждую работу с помощью волшебных линеечек.

Вот мальчик Павлик написал на доске своё имя. Давайте оценим его работу. Кто хочет мне помочь? (3-4 чел.)

$

- Сначала оценим, красиво ли он написал? «К»-красота. Чем лучше написано, тем ближе к букве «К» ставим знак*, чем хуже, тем дальше.

-А где мне нужно поставить *, если считаю, что работа выполнена красиво, но можно сделать ещё лучше? (Помощники ставят оценки)

А теперь правильно?

-А сейчас я вам продемонстрирую такой узор. Вы под $мою диктовку его рисуете .А потом попробуем сами оценить свою работу.

2 клеточки влево, 2-вниз, 2- вправо, 2-вниз……..

После рисования открываю образец в увеличенном виде

-Оцените свои работы, поставив над первой линеечкой буку П

-А за что ещё можно оценить работу? (Правильно- неправил$ьно, Трудно –легко, Интересно- Скучно)

3.

Физминутка

Игра "Штирлиц". ( это был очень внимательны й разведчик, который никогда не ошибался. )

"Внимание! Пусть один из вас будет ведущим. Пожалуйста, кто жела­ет быть ведущим, не стесняйтесь, выходите вперед. См$елей, смелей! Так, хорошо! Остальные игроки, замрите в разных п$озах. Ведущий запоминает позы играющих, их одежду. Запомнил(а)? Посмотри еще немного, запоминай. А теперь ведущий выходит из комнаты. Иг­рающие, сделайте пять изменений в своих позах и одежде. Не у каждо­го пять, а всего пять, пожалуйста! Готово? Так. Приглашаю ведущего войти. Ведущий, ты должен вернуть всех в исходное положение. По­смотри внимательно и найди пять изменении в позах и одежде иг­рающих. Не у каждого игрока, а всего пять. Так хорошо. Еще немно­го осталось. Если ты сумел (а) правильно найти пять изменений, то у тебя хорошая наблюдательность."

$Рекомендации: достаточно, чтобы водящими побы­вало хотя бы трое детей. Если ребятам было трудно увидеть пять изменений, на этом занятии можно уменьшить до трёх. На следующих увеличивать количество изменений.

4.

Обводка шаблона на альбомный листок 3 раза$

1 фигуру штрихуем слева направо

2- сверху вниз

3 – наискосок

Оцениваем себя с помощью условных палочек. ( Красота. Трудно- легко)

5.Игра « Делаем зарядку»$

-Кто хотел бы работать по одному? (показывает 1 палец)

-Кто по 2? 2 пальца

-Кто по 3?

-Кто все вместе? сжатый кулак

распределились

Делаем несколько упражнений

6.Игры на внимание

а) Что изменилось? на учит. столе несколько предметов. 1 убрать

б) на доске несколько предметов- поменять местами. (3-4 раза)

7.

Учимся изображать мимикой , жестами и движениями

Игра « Море волнуется» -$ ….замри…..птица, животное, музыкант, обиженный человек, радостный человек.

8. Прощание.

-Покажите своё настроение в конце урока волшебным карандашом. Если настроение хорошее, весёлое- зелёный , если немного устал, но всё получилось- жёлтый, если было неинтересно, скучно, грустно- красный.

Кто – нибудь хочет объяснить, почему он этот цвет показал?

-Пожмите своему соседу руку, поблагодарите его за работу рядышком.

Я вас тоже благодарю за занятие. Вы старались, были вним$ательны. Жду вас на следующем занятии.

Занятие № 4

Тема:

Игры на развитие интеллекта, внимания и памяти.

Работа над развитием мелкой моторики рук.

Самооценка.

Цели:

1.Выявить знания детей об отличии фруктов и овощей, умение находить и исправлять ошибки на рисунке и в речи.

$

2.Развивать в игровой форме память( тактильную), внимание ,межличностные отношения в группе, желание поделиться впечатлениями.

3.Развивать мелкую моторику рук

4. Развивать навыки самооценки

Ход

1.

Приветствие,$ пожелание друг другу успехов в работе.

Вспомнить правила «Я» и «Мы»

2.

Сегодня постараемся быть очень внимательными, потому что нас ждёт много хитрых заданий, проверяющих нашу память и внимание.

« Человечки»

Посмотрите на эти рисунки и постарайтесь запомнить всё об этих человечках.

(дети в течение 1 минуты рассматривают картинку, затем её надо закрыть и обсудить то. что они запомнили.)

Как лучше будет отвечать на вопросы ( «Я$» или «Мы») , чтобы было всем понятно?

- Что нарисовано на этой картинке?

-Сколько человечков?

-С помощью каких геометрических фигур нарисованы человечки?

-Какие части нарисовал художник7

-Ско$лько частей тела нарисовал художник в каждом рисунке?

-Можно ли одним словом обозначить то, что делает каждый человечек:

1. схватился за голову

2. наклонился

3 . идёт или стоит

4. радуется

5. просит о чём-то

Нарисуйте по памяти всё, что вы запомнили.

Самооценка: интересно- неинтересно

трудно- легко

правильно- неправильно

3.Физминутка

$ . Игра "Конспираторы" ( это люди, которые хотят сохранить какую-то тайну)

"Внимание! Встанем в круг, лицом к центру". Водящий становится внутрь круга.

- Внимательно смотри на ребят, тебе придётся раскрыть их тайну.

$ Затем ему завязывают глаза. Руководитель просит детей поменяться местами и к одному из ребят подводит водящего. Водящий на ощупь, начиная с головы дол­жен узнать ребят, к которым его подводят.

Рекомендации: дать возможность нескольким детям поб$ывать в роли водящего. Каждому ребенку дается четыре попытки угадать на ощупь ребят. В конце игры следует подвести итог, кто из детей сколько сумел угадать. Эт$у игру нужно проводить в 3 этапа. На первом занятии 1 этап, половина детей группы должна быть водящими. 2-й этап: на следующем занятии вторая группа детей должна быть водящими. 3-й этап: ребята могут изменять элементы одежды, внешность. И детям предоставляется возможность еще раз быть водящими. На третьем этапе игры можно давать 4-5 попыток. Третий этап можно считать итоговым. Если руководитель по времени успевает, то 1-й и $2-й, 3-й этапы игры можно провести на 1 занятии.

4. Поиск ошибок на картине Незнайки

« Фрукты- овощи» №12, № 13 из комплекта « Давайте подумаем»

5. Игра "Кто есть кто? Что есть что?"

$ Дети вспоминают, что некоторые слова можно по определенному признаку отнести к какому-либо классу (группе). Необходимо выяс­нить какие группы знают дети (дикие и домашние животные, овощи, фрукты, деревья и т.д.).

"Сейчас вы все встанете в круг, я буду каж$дому из вас бросать мяч, а вы должны будете поймать его и, бросив обратно мне, сказать слово, которое относится к группе: 1. домашних животных; 2. диких живот­ных; 3. деревьев; и т.д. Но вы должны как можно быстрей называть

$ слова. Те ребята, которые долго не смогут назвать слово или не пра­вильно назовут его, выбывают из игры."

Рекомендации: в первый раз нужно немного давать подумать детям при ответах, чтобы меньше ребят выбыло из игры. Для первого раза можно взять такие группы слов как "домашние животные" и "дикие животные". Если во время игры дети допускают ошибки, их следует и$справлять и давать объяснения их ошибок. Также нужно стараться, чтобы дети назвали как можно больше слов, относящихся к той или иной группе. Если ребята не сумели назвать много слов, надо самому руководителю их назвать. Эту игру следует проводить в течение 3-х занятий. В кон$це игры выделить тех учащихся, которые назвали мно­го слов.

6. Штриховка и обводка.

У вас на партах лежат фигуры овощей и фруктов. Обведите первой грушу, вторым помидор, третьим- огурец. Штриховать будем тем цветом, какого цвета настоящий фрукт или овощ. Оценивать будем правильность штриховки. Для этого следите за тем, чтобы расстояние между полосками было одинаковым.

$

  1. Итог урока .

Что понравилось? О чём расскажете дома ? В чём была трудность?

Занятие №5

Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. 2. Развитие внимания, логического мышления.

3. Отработка навыков штриховки и раскрашивания.

Ход занятия:

1.Приветствие

Поздоровались, взявшись за руки.

- Звонок звенит, о чём нам говорит?

$

- Чем занимались на прошлом уроке?

2. «Настроение в цвете»

Покажите цветным карандашом на листочке с маленьким кружочком, какое у Вас настроение, с которым Вы пришли на занятие.

3. «Бег ассоциаций»

-Вы в ш$коле уже _ недели. Узнали что-то для себя новое.

«Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»?

4-Сегодня учимся работать в парах. Что для этого надо? ( уметь разобраться с заданием и решить как будете действовать)

- Перед вами в конверте разрезанная картинка. Надо её собрать и рассказать. что вы на неё увидели? ( 2-3 минуты)

выслушивание ответов

5. Физминутка. «Зеркало».

Играем парами. Выберите , кто в паре будет « зеркалом» . Он должен будет как можно точнее повторять движения своего товарища. Через минутку поменяемся.

Дети разбиваются по парам.$ Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения.

6.

Развитие логического мышления.

- Посмотрите на картинки( № 3 и №2 из « Давай подумаем»)

-Как вы думаете, какие животные живут в доме у Незнайки.? Как догадались?

(3)

-В гости к Коту в сапогах должн$ы прийти гости. Как вы думаете кто, если Кот каждому приготовил его любимые лакомства?

Игра « Кто есть кто? Что есть что?» ( о домашних и диких животных, птицах)

7. «Изображение предметов» А сейчас мы тоже сделаем друг другу подарок. Попробуйте угадать, что я Вам сейчас « дарю» .( показываю мимикой и ли жестами шарф, книгу)

- Кто хочет нам ещё что- то подарить? Мы постараемся угадать.

Ход: Ребенок мимикой, же$стами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал - становится ведущим.

покажите цветом своё настроение на втором маленьком кружочке.

8.

Физминутка

Чтобы отдохнуть -надо размя$ться .Сейчас вы разделитесь по 4 человека, каждый из вас должен показать в своей команде упражнение, которое за вами будут повторять ребята. Молчанкой решите , кто для рук, ног ,туловища, головы будет придумывать упражнение. ( 30 сек.)

Работа в группах.

1- для головы

2- для рук

3 –для туловища

4- для ног

Что вы ощущали, делая упражнение вместе?

9. Штриховка в альбоме по$д музыку.

- Обводим фигурку животного., затем квадрат и круг,

- массаж пальцев

другое животное , квадрат и круг.

Животное раскрасить, не выходя за контур.

Квадрат - штрихуем сверху вниз

Круг- штрихуем снизу вверх, показывая направление стрелочкой

10. «Настроение в цвете»

Цель: отслеживание эмоционального состояния$ детей. Психологическая поддержка.

8. Итог занятия. Оцени свою работу на занятии. 1. Штриховку. 2. Работу с товарищем: понравилось или нет работать в паре.3. Было скучно или нет?

На третьем кружочке покажи цветом настроение с которым ты сейчас уходишь домой.

Занятие №6.

Цель:

  1. Развивать умение работать совместно, развивать внимание, мелкую моторику рук.

$ЗАДАЧИ: развитие наблюдательности, внимания, памяти, произ­вольности движении, умения объединять слова в группы по опреде­ленным признакам, определять, к како$й группе относится то или иное слово., развитие навыков раскрашивания предметов.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ: мяч, музыкальное сопровождение, разрезные картинки на парту, логические картинки из набора « Давай подумаем» № 2, 3,

листы с заданием для штриховки и раскраски.

$

III. Содержание занятия.

  1. Приветствие.

  2. Настроение ( п$оказать цветным карандашом)

-Сегодня мы будем учиться запоминать, и посмотрим, как мы умеем это делать.

3.

. Игра "Переходы".

"Внимание! Встаньте в круг, лицом к центру круга. Посмотрите на своих товарищей, обратите внимание на цвет волос каждого из них. Сейчас по моей команде вам нужно будет сесть $таким образом, чтобы крайнее правое место занял участник с самыми темными волосами. Рядом с ним должен расположиться тот, у которого волосы посвет­лей, а крайнее левое место займет тот, чьи волосы окажутся самыми светлыми. Итак, по моей команде, без лишней суеты, вам нужно будет сесть на соответст$вующее место. Учтите, тот, кто нарушает порядок, выбывает из игры. Итак, справа от меня - брюнет (черный цвет волос) из брюнетов, слева - блондин из блондинов, все остальные занимают соответствующие оттенкам своих волос места между ними. С этими ребятами Вы сегодня поработаете в « тройках» в конце урока.

Рекомендации: игру нужно провести не$ больше 3-х раз, если многие дети допустили ошибки и выбыли из игры, то следует разобраться, почему эти ребята не нашли своего места (возможные причины: ребе­нок не знает точно какой цвет у него волос; плохо ориентируется в на­званиях цветов волос). В этих случаях след$ует разобрать с детьми на конкретных примерах возможные цвета волос и показать их варианты на примере присутствующих. На следующем занятии необходимо по­вторить эту игру, чтобы выяснить, насколько дети усвоили понятия о существующих цветах волос.

3. Игра « Идём в магазин»

- А сейч$ас представьте, что вы отправились в магазин. Вам нужно купить: конфеты,

карандаши, пакет, коврик, макароны, тарелку, телевизор, ботинки, мыло.

-Повторите, что вы должны купить ( 6-7—хорошая

4 -5 - средняя)

спросить 3-4 человек.

Минутка отдыха для глаз.

Игра « Самый зоркий»

Дети смотрят в ок$но, а затем рассказывают, что увидели.

  1. Ролевая гимнастика

-походить как младенец; как глубокий старик; как лев.

-улыбнуться как кот на солнышке

- посидеть как пчела на цветке, как наездник на лошади,

- Нахмуриться как туча, как рассерженный лев

- попрыгать$ , как кузнечик, козлик, кенгуру.

( игра направлена на снятия напряжения, эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческого репертуара ребёнка)

Сегодня мы « ходили в магазин». И сейчас нам предстоит ещё одна покупка, потому что мы собираемся на рыбалку. Что для этого надо? ( удочки)

Но сначала вы будете продавцами. На свою полочку в магазине( линию в тетради) поставьте удилища удочки для взрослых и детей. ( образец наклонных линий разного размера прописан)

Посмотрим у кого же буд$ут удочки для взрослых и детей аккуратные,

красиво стоящие на полке в магазине.

( пишут строчку)

- Выберите 1 удочку, которую вы бы подарили папе. Обведите её синим карандашом.

Пригласите в магазин соседа по парте, пусть он зелёным цветом выберет ту, которая ему больше всех понравилась из оставшихся. ( поменяться тетрадями). А теперь подойдите к тем ребятам, с которыми вы играли в начале урока в « Переходы». П$усть они тоже выберут по одной удочке в вашей тетради.

--Можно мне купить в вашем магазине? ( пройти выбрать)

-Рыба ловится при хорошей погоде, поэтому сейчас надо постараться сделать набольшую волну, не выходя за узкую линию. Попробуйте.

Оцените свою работу.

( трудно- легко

интересно- неинтересно

получается- не получается)

Дома потренируйтесь ещё раз.

У каждого на рисунке есть рыба. Что заметили? ( не хватает чешуи и плавников).

Дорисуйте. Раскрасьт$е плавники и хвост рыбы, чтобы она стала волшебной.

( индивидуальная помощь при раскрашивании).

Вы сегодня были внимательные , активные. И на прощание я вас познакомлю ещё с одной игрой

$ Игра "Запретное движение".

Звучит веселая ритмичная музыка (например: И. Дунаевский "До чего же хорошо кругом"). Дети стоят полукругом, в центре - ведущий. Он показывает несколько движений, одно из которых (например, присе­дание) - запретное. Дети должны повторить все действия ведущего кроме запретного. Тот, кто ошибся выбывает, а оставшиеся дол$ьше всех становятся лучшими игроками.

Рекомендации: в игру лучше первый р$аз поиграть не более 2-х раз, причем ведущих следует заранее подготовить, чтобы не теря­лись и знали, что им делать, какие движения выполнять. В последую­щие занятия ведущих не следует уже заранее готовить.

7.

Итог урока. Прощаемся , взявшись за руки. Пожелайте что-нибудь хорошее своим соседям.

Занятие № 7

1. Развиваем память.

2. Игры на внимание.

3. Развитие мелкой моторики рук.

4 Знакомство со знаками + - ? для коллективных ответов

Цели:

1. Развивать память, опираясь на символы$.

2. Развивать внимание, произвольность.

3. Развивать мелкую моторику рук.

4. Проверить степень психосоциальной зрелости ( на основе тестовой беседы, предложенной С. А. Банковым)

Оборудование:

Квадраты- символы разн$ых цветов.

На каждого ученика знаки + - ?

Листочки с « обводкой» и образцами написания.

Ход

1. Приветствие.

2.

Сейчас мы познакомимся с волшебными знаками .Сих помощью можно не говорить, но понимать друг друга. Давайте сейчас договоримся. Я буду читать предложение .Вы внимательно слушаете. Если вы согласны с тем, что я сказала, вы показыв$аете +, если не согласны ---, а если не знаете , как ответить ?.

Давайте порепетируем.

- Сейчас мы в школе. +

-В классе идёт дождь. –

- Мне 40 лет ?

А теперь каждый слушает очень внимательно и поднимает тот знак, который он считает правильным

-В тёплых краях живёт Медведь…олень…верблюд…пингвин

-в году -24 месяца…3месяца…12 мес$яцев..4 месяца

-месяц зимы- сентябрь..октябрь…февраль…ноябрь…март

-день недели- год…месяц…понедельник..май

-время суток-..год…неделя…день…месяц

На санках можно кататься летом

. – Снегирь- это рыба

-корова выше козы

-птица ниже пчелы.

8 больше 5

7 меньше 3

Покажи своё правое ухо

подними левую руку.

МОЛОДЦЫ.

3.Физминутка

Игра « Паровозик»

Едем -станция ( можно разбежаться) – по звонку занять место в вагоне.

4.

Сейча$с будем запоминать слова с помощью цвета.

Я показываю квадрат и называю слово. Вы стараетесь запомнить, какой квадратик, какое слово обозначаем.

Кашель- белый квадрат таблетки белые

ребёнок- салатовый яркая одежда

праздник- красный красный- красивый

дерево- зелёный листья

дождь-синий в небе тучи

дорога- жёлтый песок на дороге

черепаха- оранжевый

клубника- фио$летовый

зима- голубой

петрушка- красный треугольник

- Как лучше запомнить? ( создать ассоциации) для большинства

Попробуем вспомнить.

2-3 человек

5.Обучение раскрашиванию

Перед вами картинка. ( любая из книги-раскраски) Беседа по картинке

- Что изображено на картинке? Какое настроение у героя? Как вы это определили? Каким цветом лучше передать хорошее настроение, покажите цвет карандаша. Каким настроением – плохое? Сегодня учимся раскрашивать картинку. Р$аскрашивать лучше в одном направлении: сверху вниз или слева направо, делая одинаковый нажим карандашом. Стараемся за линию не выходить.

- работа детей.

Поставьте себе на шкале « звёздочку» за аккуратность раскрашивания.

Вызвать нескольких человек, чтобы они поставили свою оценку на доске и объяснили почему.

6. Итог занятия. Что понравилось? Какое настроение? О чём расск$ажете дома?

Занятие№ 8

Тема: Развитие внимания., воображения, пространственной ориентации.

Обрывание по кругу. Аппликация

Сегодня мы все- художники, творчески$е люди, которые из обычного предмета могут создать необычную вещь.

Перед вами( на доске) квадрат. Что можно к нему дорисовать, чтобы получилась другая фигура или рисунок ( домик, окошко и т.д.)

Перед вами листок с кружочком. Объединитесь в группы по 3-4 человека. Постарайтесь вместе решить, во что можно превратить ваши кружки, дорисуйте. Если вам потребуются ещё круги, возьмёте на столе.

Работа $в группах—5 мин.

рассматривание образцов, оценивание работы группы.

Физминутка. «Четыре стихии»

Цель: развить внимание

Ход: Играющие стоят т в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети$ аплодируют.

Вы сейчас все рисовали карандашами. Какими цветами работал Саша? Серёжа?... Сейчас мы поиграем в игру «Запоминай порядок»

Цель: развитие памяти.

Ход: Показываю в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашиваю последовательность их расположения.

Цвета мы знаем хорошо, карандашами работать учились. А сейчас наши художники будут создавать аппликацию без ножниц. Перед вами шаблоны кругов разного $размера.

Надо создать аппликацию гусеница .

Ваша зада$ча выбрать круги нужного размера, обвести их на лист цветной бумаги нужного цвета. Обрыванием подготовить несколько кругов, наклеить на белый лист, чтобы получилась гусеница.

работа детей

рассматривание готовых поделок детей.

Итог занятия.

Что понравилось на занятии? Чем бы хотели заниматься на следующем занятии?

Прощание.

Занятие № 9

Тема: Знакомство с заданиями – ловушками.

Цель:$ учить детей выяснять, где надо следовать за учителем, а где высказывать собственное мнение, развивать произвольность, рефлексию, мелкую моторику руки.

Оборудование: набор палочек, карточки-знаки + - !

  1. Приветствие.

  2. Игра « Делай то, что я говорю».

Учитель называет какое- то действие, а показывает другое. Выполнять надо то, что я говорю.

Перепутавшие выбывают из игры. Находим 5-6 самых внимательных.

  1. Рассказ учителя.

А сейчас я вам расскажу вот такую историю

Прошлое лето я была в деревне. Первый летний месяц

март мы$ провели за сбором яблок. Яблоки уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт « Синий налив». Кожа у него тёмно-синяя, а мякоть голубая. Собирать « Синий налив» пришлось в перчатках, ведь на ветках яблоневой пальме. огромные колючки. В первый$ день сбора яблок я забыла надеть перчатки и слегка обморозила уши. Но в остальном месяц прошёл без приключений.

-Когда я читала, видела, что вы улыбались и некоторые смеялись. почему?

- Как вы думаете я в самом деле всё перепутала или специально расставила такие ловушки, чтобы посмотреть на вашу реакцию: если вы смеётесь, то знаете правильный ответ, видите ошибку.

Такие ловушки вам будут встречаться на уроках и нередко. Они помогут обнаруживать, кто чего не понял и весело выбираться из незнания. Конечно, в ловушки лучше не попадат$ься. Мы будем отмечать их специальным значком, так же как люди на дорогах ставят знак опасности !. Если вы почувствовали ловушку, поднимите знак !.

Я повторю историю, а вы, где надо , поднимаете знак « ловушка»$ !.

Физминутка. « Африканский дождик»

Стоим в кругу. Я начинаю движение. Его начинает повторять стоящий справа от меня, сразу же за ним, начинает его правый сосед и так далее. Как только мой левый сосед сделает это движение, я начинаю другое, его повторяет мой правый сосед, затем его и т.д.

Те ребята, до которых « дождик с новой каплей» не дошёл, продолжают делать п$редыдущее движение ( потираю ладошки , стучу по коленкам, глажу животик, поднимаю плечи и т. д.)

Работа в тетради по штриховке.

  1. продолжить узор

  2. рисуем грибок

  3. большой и маленький овал

( после каждого задания в тетради – физминутка для пальцев)

Продолжаем выяснять . есть ли ловушки или нет в моих заданиях. Если нет- вы выполняете, если есть- сигналите $нужным знаком.

а) Возьмите одну палочку и сделайте из неё что-нибудь . (!)

б) Возьмите две палочки. Сложите букву ( Т Х Л)

в) Добавьте ещё одну палочку. Сложите треугольник.

г) Из этих палочек сложите квадрат. (! )

д) Добавьте палочку, сложите колесо. ( !)

е)Из имеющихся палочек сложите букву Ш

$

ж) добавьте палочку, сделайте флажок.

з) из шести палочек сложите домик.

Тренинг в употреблении знаков + - ?

С помощью этих знаков поиграем в игру « Третий лишний». На доске тройки картинок. Ваша задача найти лишнюю и суметь об$ъяснить, по какому признаку она лишняя в этой группе. Кто может объяснить покажет какой знак? + Если не знает? -

а)тигр- заяц- скворец

б) чай- кофе- торт

в) купальник- платье- река

г) панамка- сапоги- сандалии

г) бабочка- сачок – муравей

( после каждой « тройки» выслушиваются ответы)

Оценивание своей работы н$а доске с комментированием.

Прощание в кругу.

Давайте поблагодарим своих соседей за хорошую работу, за ответы и помощь, за умение работать вместе. ( говорим « спасибо» и пожимаем руки соседям справа и слева)

Занятие № 10

Тема: Развиваем память

Цель:

развивать слуховую память , зрительно- слуховую и знаковую память. Обучение умению создавать ассоциации для запоминания, развитие мелкой моторики руки.

Оборудование: набор карточек-рисунков со словами и без слов, рисунки –раскраски с пунктирными линиями.

  1. Орг. момент.

Колокольчик звенит. О чём нам говорит?

  1. $

    Мы продолжаем работу над развитием своей памяти.

Я знаю, что вы любите играть в игру « Испорченный телефон» . Сегодня у нас целых три телефона.. Я хочу узнать , какой телефон останется неи$спорченным.

Ребята становятся в три шеренги. Пер вые от каждой шеренги подходят ко мне, я им называю 10 слов. Выслушав, они идут передавать их дальше своей команде дальше, сколько запомнил. Последние называют слова, дошедшие до них. Проводим 2-3 раза, меняя первые номера и набор слов.

Поблагодарить за игру.

Слова : альбом, будильник, мороз, магнитофон, ключ, корыто, нитки, земля, сильный, рога.

  1. Работа в тетрадях по штриховке.

  2. $

Задача : обвести фигуру точно по фигуре , не забывая о деталях. Тетрадь не переворачивать.

Физминутка

- Когда я хлопну в ладоши, вы должны принять определенную позу. Один хлопок - поза аиста (стоять на одной ноге, поджав другую). Два хлопка - поза лягушки (надо присесть, при этом пятки вместе, но$ски врозь, колени разведены, руки между ногами на полу). Три хлопка - поза коровы (встать на четвереньки

и произнести "му-у".

Продолжаем раскрашивать. Обращать внимание на нажим, направление и «величину шага» карандаша. 3-4 мин.

Пальчиковая гимнастика.

Если не успели- закончите, доделаете ра$боту в свободное время и повесите её на стенд, мы все вместе их позже рассмотрим.

проверим свою память. На одном из занятий мы запоминали слова с помощью цветовых ассоциаций. Давайте вместе их вспомним. ( см. занятие №7)

А сейчас постараемся запомнить слова с помощью знаков. Давайте попробуем создать ассоциации

мышка- похож на хвостик

топор - зубчики оставляет

река- волны

горка- спускаемся и т. д.

показываю карточку со словом и знаком

солнце ○○○○○

цветок

дверь 

$топор νννννν

дерево Y

горка $⁄

дождь

Затем показываю карточку- дети называют. Молодцы.

Надо ещё много работать, чтобы стать хорошими школьниками. У вас это хорошо получается, потому что вы стараетесь. И закончить наше последнее занятие я хочу вашими любимыми играми. . посовещайтесь в своих группах, вспомните наши игры и выберите одну, в которую вы бы хотели поиграть. ( играем в игры по выбору)$

Прощание. в кругу.

- прощание с соседом

- пожмём руку тому, кто стоит от вас справа и слева через одного; через два человека.

2.3. Информационно-содержательная основа курса

Литература для учащихся.

  1. Безладная В. Г. Рисуй, раскрашивай-. Ставрополь, 2006 или любая

Книжка- раскраска из серии « Готовимся к школе»

Литература для учителя.

1. Безладн$ая В. Г. Учись штриховать, печатать, писать. Ставрополь: Сервисшкола 2006

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996

3. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль : Академия развития:,1996

4. Цукерман. Г. А. Введение в школьную жизнь. Москва : Генезис,2003

$3. Учебно-дидактическое обеспечение

    1. Наглядно-демонстрационные пособия, необходимые для реализации программы курса.

-раздаточный материал для определения зрительной памяти, внимания

-раздаточный материал ( шаблоны) для обводки

Демонстрационный материал.

Лысенко О. И. « Помоги Незнайке» , Донецк, 2007

    1. М$агнитофон для проведения релаксации

Компьютер и демон$страционная доска ( 2-3 занятия) для электронной гимнастики для глаз, демонстрации заданий на развитие зрительной памяти

Post Comment