Урок познания мира в 1 классе «Насекомые»

ГУ «Общеобразовательная средняя школа №14 города Темиртау»
учитель начальных классов Пестова Олеся Анатольевна,

Урок познания мира в 1 классе (Автор учебника Оспано$в К.С)

Тема: «Насекомые»

Цель: Дать понятие о насекомых, среде их обитания, приспособление их к среде обитания, их необходимости.

Задачи:

Познакомить учащихся с насекомыми, как классом членистоногих животных.

Развивать речь, память, внимание.

Воспитывать познавательную активность, любовь к животным.$

Ход урока:

I.Организационный момент.

1.Повторение изученного.

1.Как называют животных, которые кормят своих детей моло$ком? (млекопитающие)
2. Как называется группа животных, имеющих оперенья? (птицы)
3. Почему лягушек называют земноводными? (могут жить и в воде и на суше)
4. .Как называют животные, которые передвигаются ползком? (пресмыкающиеся)
5. Как называют животных, у которых есть плавники и жабры? (рыбы)

Игра « Найди лишнее животное»
Медведь, волк, лиса, белка (белка-не хищник)
Олень, овца, корова (олень-дикое травоядное, а остальные домашние травоядные млекопитающие)
Змея, ящерица, лягушка (лягушка — не входит в группу пресмыкающихся)

Работа с календарём природы.

Какое сейчас время года? (зима)
Назовит$е зимние месяцы. (декабрь, январь февраль)

— Какие изменения происходят в неживой природе с приходом зимы? (становится холоднее, падает снег, день становится короче, солнце светит, но не греет)$

Фиксирование в календаре природы.

$

— Какие изменения происходят в живой природе?( звери залегают в спячку, клесты выводят птенцов)

II. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы познакомимся ещё с одной группой животных, а кто относится к этой группе, вы узнаете, если отгадаете загадки.

III. Изучение нового материала

Игра «Отгадай насекомое»
От цветка к цветку летает,
У$томится – отдыхает (бабочка)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь
Тут уж вволю нажжужжусь (жук)

С ветки на тропинку
С травки на былинку
Прыгает пружинка
Зелёная спинка
(кузнечик)

Не змея, а жалит
(оса)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик
(стрекоза)

Не птица, а с крыльями
Над цветком лета$ет,
Медок собирает
(пчела)

Насекомые- маленькие, большие; одни летают, другие ползают, прыгают; одни живут несколько лет, другие – один день. Живут в почве, на земле, в воде, в воздухе, то есть везде: от жарких стран до границ льдов на севере.

-Назовите вредных насекомых (жук листогрыз, комары, муха цеце)
— Назовите полезных насекомых. (жук-жужжелица, жук- «пожарник», муха-журчалка)

Сказка «Спор животных» собрались все животные в круг и начали спорить, кто важней всего, а кого нужно убрать из насекомых. Медведь говорит: « Насекомых очень много на Земле, их больше, чем всех животных вместе. Давайте оставим только полезных насекомых, а то эти комары $и мухи только кусаются да инфекции переносят, а осы грабят пчел, мой мед воруют. Давайте оставим только пчел и бабочек». А лягушки и птицы отвечают: « Это тебе комары и мухи, осы мешают, но если их не будет, т$о погибнем мы. Ведь это наша пища. Мы питаемся этими насекомыми. Решили тогда животные… — Что решили животные?
Вывод: насекомые все нужны.

Насекомые от слова насекать (на теле есть полоски как насечки)

Определение признаков насекомых.

По мере определения признаков на доску выставляются таблички с надписью признака.
1 признак

«6 ног»

— У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например, пчелы и шмели с помощью лапок собирают цветочную пыльцу в “корзиночки” на задних лапках. Богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву. Кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от враг$а, а водяные жуки используют их для плавания

— Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных?( наличием 6 ног)

2 признак

— Но не только этим отличаются насекомые от других животных. Давайте попробуем назвать части тела насекомых.

— Какие части тела насекомого вы видите? (голова,тело,лапки…)

$Выставляются таблички.

$«голова»

«грудь»

«брюшко»

— Так в чём же вы видите особенность строения тела насекомых?(тело разделено)

Физминутка «Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
1,2 сели,
Травушку поели
Тихо, тихо высоко
Прыгаем на носках легко

  1. Питание насекомых

— А чем питаются насекомые? (растениями, личинками других насекомых, пыльцой)

— У меня в руках губка, шприц, кусачки. Как вы думаете, какое отношение имеют эти предметы к питанию насекомых?(похожи на то, как питаютс$я насекомые)

— Челюсти кузнечика, которыми он откусывает траву, действуют как кусачки

— Самка комара хоботком, словно шприцем, протыкает кожу и высасывает кровь

— Ротовые органы мухи впитывают жидкость, как губка

— Могут ли так же питаться звери? рыбы? птицы?(нет не могут)

3 признак насекомых (наличие усиков)

— А чем питаются ночные бабо$чки? (нектаром).

— А как они ночью находят нужный цветок? Ведь ночные цветы неяркие. Они распускаются в сумерки, когда цвет плохо виден. ( Им помо$гает запах).

— Но ведь носа у насекомых нет, они улавливают запахи с помощью усиков.

— Усики характерный признак многих насекомых (появляется табличка на доске).

4 признак (наличие двух пар крыльев)

-Рассмотрите еще раз насекомых и ответьте на вопрос, чем еще отличаются насекомые от других групп животных?(6 ног,две пары , есть усики, строение тела другое)

— Что помогает их передвижению?(крылья)

— У животных, какой группы тоже есть крылья?(у птиц) Сколько их?(пара) У животных какой группы тоже есть крылья? вопрос,чем еще отличаются насекомые от других групп животных?$$$

— Посчитайте, сколько крыльев у насекомых?(4 крылышка)

Появляется табличка «две пары»

— А теперь перечислите все признаки животных, которые относятся к группе «насекомые»

Узнай животных по описанию.

Я плету красивую, легку$ю сеть. Чтобы поймать себе на обед насекомых. Я не летаю, а тихонько жду, когда кто-нибудь попадет в мою ловушку. У меня восемь ног. (Паук) Мое тело покрыто пушком. Мой звук – жужжание. Только я могу добраться до пыльцы цветков клевера своим длинным хоботком. У меня шесть ног и есть крылышки. (Пч$ела, шмель) Я быстро летаю и умею бегать по потолку. Очень люблю, когда оставляют крошки на обеденном столе. (Муха).

— А теперь подумайте, как же зимуют насекомые?( прячутся в кору деревьев)

Как только лето начинает идти на убыль, насекомые, как и многие другие животные, начинают готовиться к зимовке. Происходит это по-разному.
Оказывается, большинство взрослых насекомых до зимы не доживает. Продолжительность их жизни обычно невелик$а – от нескольких месяцев до одного-двух дней. Некоторые насекомые, выйдя из оболочки куколки и отложив яйца, тут же умирают. Другие, лежат себе где-то за отслоившимся кусочком коры, и нипочем им зимняя стужа. Ну а те насекомые, которым надо дожить до весны, усиленно нагуливают жир и избавляются от воды. От всей воды, конечно, избавиться невозможно, иначе организм погибнет. Поэтому они вырабатывают вещество, препятствующее замерзанию.

Работа в парах.

Дополните потешку и соедините с нужной картинкой:

Ла – ла – ла, на цветке сидит….. (пчела)
Са – са – са, не дает нам спать …..( оса)
Вей – вей – вей, травку тащит…..(муравей)

$$

Кроссворд.

Ответы:$

1.светлячок, 2.оса, 3.комар, 4.муха, 6.паук, 7.муравьи, 8.муравейник

В выделенных клетках — таракан

Индивидуальная работа по карточкам.

Укажи цифрами порядок событий. Что бы ты посоветовал ребятам? ( Никогда$ не ловить бабочек).

(Ответы: 1,3,4,2)

Беседа по охране насекомых.

-Вопрос об охране редких насекомых в общегосударственном масштабе встал сравнительно недавно. Именно поэтому они не были включены в первое издание Красной книги, вышедшей в 1978 году. В то же время, некоторые насекомые в последние десятилетия стали большой редкостью, а ряд видов, возможно, даже исчез.

-Почему? (люди их уничтожают, ловят для собственной забавы, уничтожают их среду обитания)

$-Да, в основном в результате хозяйственной деятельности человека, уничтожившего места обитания животных и их самих. Подлежат охране полезные для человека насекомые, в первую очередь хищные и паразитические, $уничтожающие вредных для человека членистоногих, а также опылители растений и производители полезных продуктов. Охраняются также редкие и исчезающие виды насекомых /их более 200 видов/. Среди них: бабочка – мертвая голова, бабочка махаон, траурница японская и другие виды.

— В последнее время набирает обороты движение по созданию региональных Красных книг. Значение таких изданий , и в частности насекомых, данного региона не подлежит сомнению, так как это является первым шагом к их реальной охране.

-Что мы с вами можем сделать для охраны насекомых? (рассматривание иллюстраций)

$

( не ловить насекомых, не наступать, создать свою Красную книгу города, вести акции по охране насекомых, буклеты о правилах поведения в природе)

IV Итог урока.

Продолжите предложение

«Я узнал», ( новое о насекомых)

«Я повторил», ( группы животных)

«Я удивился», (как зимуют, чем и как питаются)

«Я запомнил». ( чем насекомые отличаются$ от других животных, необходимо их охранять)

Источники информации:

$1. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. Вторая часть. О.А.Воронкевич. Санкт-Петербург «Детство-Пресс»,2008.

2.Мир вокруг нас. Учебник для 1 класса. А.А.Плешаков. М.:Просвещение,2006

3.Познание мира. Учебник для 1 класса. К. Жунусова. Алматы: Атамура,2009

4. «$Как спасти насекомых» М.Н. Цуриков http://humane.evol.nw.ru/popbp13.html

5.Кроссворд http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/349/

6.Ответы на кроссворд. http://www.murzilka.org/igrodrom/crosswords/otvety-na-krossvordy/nasekomye/

7.Познание мира. Учебник для 1 класса. Оспанов К.С. Алматы: Атамура,2010

Post Comment