Внеклассное мероприятие на экологическую тему: «Берегите лес!» (1 – 4 класс)

СОГБОУ «Ярцевская специальная ( коррекционная ) общеобразовательная школа - интернат VII -VIII видов для детей сирот и де$тей, оставшихся без попечения родителей»

Внеклассное мероприятие на

$экологическую тему: «Берегите лес!»

(1 – 4 класс)

Разработала учитель нач. классов:

Черткова Н.В.

Ярцево – 2014

Пояснительная записка

В последнее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные м$асштабы.

Экологическое воспитание в начальной школе - одно  из важных направлений воспитательной деятельности. Целью экологического воспитания является формирование экологически культурной личности, которая предполагает наличие у человека определённых знаний и убеждений; готовности к деятельности и, главное, практической деятельности, которая согласуется с требованиями ответственного и бережног$о отношения к природе.

Заниматься экологическим воспитанием надо с раннего возраста.
Поэтому школа должна приготовить новое поколение людей, способных предотвратить опасность кризисных ситуаций, возникающих в природе.

Цель:

Формировать экологическое сознание учащихся. 

  Задачи:

  • активизировать и дополнить представление учащихся о значении леса в природе и в жизни каждого человека; познакомиться с основными правилами поведения в лесу;

  • $развивать познавательный интерес, мыслительную деятельность, восприятие, наблюдательность;

  • воспитывать любознательность; чувство любви к окружающим лесным богатствам нашей Родины; чуткости, понимаю многообразных тайн скрытых в лесах и бережному отношению к ним.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, плакаты и детские рисунки на тему: «Берегите лес!», презентация: «Берегите лес!», аудиозапись «Песня леса».

Занятие разработано: для учащихся 1 - 4 классов ( школа VIIVIII вида).

$Время: 35 мин.

Место проведения: актовый зал.

  1. Орг. момент. Настрой на работу.

- Здравствуйте, дети! Внимательно посмотрите на меня. Давайте проверим все ли у нас готово к занятию:

- Руки на месте?

- Ноги на месте?

- Сидите удобно?

- Настроение хорошее?

- Готовы слушать?

$- Тогда начнем…

  1. Вступление.

$- Мы живём с вами на прекрасной ЗЕМЛЕ. ( Слайд 1 )

- Где нас окружает замечательная природа: леса, луга, поля и реки.

( Слайд 2 )

  1. Постановка темы, целей.

- Отгадайте загадку и вы узнаете, куда мы соверши сегодня поход:

Здесь всегда полно чудес,

Здесь деревья до небес,

Птички весело поют.

Звери разные живут.

В чаще волка встретить можно -

Там гуляйте осторожно!

Куда ведёт нас интерес ?

Совершим поход мы в … ( лес)

( Слайд 3 )

$Лес - одно из главных богатств нашего народа.

- У нас в России лес связывают с понятием Родина. Это потому, что леса занимают более половины всей территории нашей страны.

- Сегодня мы с вами поговорим о лесе, а точнее о его значении в жизни человека, решим, нужно ли нам беречь лес и как это мы с$можем сделать.

  1. Работа над темой.

  1. Введение. Активизация знаний.

- Давайте, вспомним, что такое лес?

( Ролик 1)

Русский лес очень красив в любое время года и в любую погоду. С самого раннего детства он входит в жизнь человека как таинственный волшебник, добрый и надежный друг. Он  постоянный спутник русских сказок и былин, соучастник нашей $богатой истории. О нем написано много стихов, нарисовано картин.

- 1 -

- Кто из вас был в лесу?

Энциклопедия говорит нам: ( Слайд 4 )

Лес, это обширная территория, покрытая деревьями и кустарниками. Лес – это дом, в котором живут: животные, птицы, насекомые, травы, цветы, грибы, ягоды, мхи, лишайники.

«Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы пол$юбить – ее надо знать».
Н. И. Сладков

Викторина « Животные и растения леса»

- Давайте проверим, хорошо ли вы знаете, кто «живет» в лесу?

( Слайд 5 )

Деревца в лесу стоят,

Даже в тихий день дрожат.

Вдоль извилистой тропинки

Шелестят листвой... $(осинки).

А у меня длинней иголки,

Чем у ёлки… ( сосна).

Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко.
Ну, конечно, это.. (белка).

Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.

Кто же это?.. ( лиса).

Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв - крючком, глаза - пятачком,
Ушастая голова…. Это... ( сова).

$Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистей и нежней?
Кто же это?... ( соловей).

Красна, сочна, душиста,

Растет низко, к земле близко… ( земляника).

Знают даже малыши 
Красно-белые грибы 
  - 2 -

Те, что с мухами не дружат. 
 Не бери ты их на ужин - 
Несъедобен этот гриб, 
 Хоть красавец он на вид. 
 Называю$т с давних пор.

Гриб тот - красный.. (мухомор).

Этот цветок распускается в мае,
Белые бусинки он одевает… ( ландыш).

  1. Рассказ: «Для чего мы с лесом дружим?»

- Лес с незапамятных времен служит людям. Много в нем всего интересного и полезного! Нужно только присмотреться, понаблюдать и лес откроет свои тайны.

- Так для чего мы с лесом дружим и зачем он людям нужен?

( Слайд 6 )

Лес – «легкие нашей планеты .

- Лес - это “кислородный цех”, “легкие нашей планеты”. Каждый листок, каждая травинка -$ маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода без, которого нет жизни на земле.

$- В лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон. Поэтому лес – это еще замечательное и полезное для здоровья место отдыха.

( Слайд 7 )

Главный дар леса – древесина.

Главный дар леса – древесина. Практически без древесины не может обходиться ни одна отрасль народного хозяйства. Даже сейчас, в пору бурного научно-технического прогресса потребление древесины не сокращается.

Из древесины производят: спички и фанеру, бумагу и картон, целлюлозные и столярные изделия, посуду, мебель, искусственный шелк, лаки, краски, спирты и топливо… Древесина идет на строительство жилья.

Однако запасы леса, пригодные для промышленной переработки, не беспредельны. Поэтому человек постоянно заботится о лесе. Например, ведет посадку новых лесов.

Народная мудрость:

Срубил дерево – посади два.

$В некоторых лесах рубка вообще запрещена. Более 15 % лесов России являются особо ценными. Их называю заповедники. Эти леса находятся под особой охраной. Животные и растения этих лесов занесены в Красную книгу.

( Слайд 8 )

Лес – кладовая с дарами.

Лес – это богатая кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, грибы, ягоды.

- 3 -

Из которых человек производит более 25 тыс. различных полезных$ товаров.

( Слайд 9 )

Лес – природная аптека.

$Самое главное у человека – это здоровье! Но и здесь сама природа позаботилась о нашем здоровье. Ведь леса полны лекарств и витаминов: ягодами, травами, грибами.
Народная мудрость:

Зеленое царство – лучшее лекарство.
( Слайд 10 )

Вывод :

- Вот сколько всего полезного человек получает от леса! Вот для чего человеку нужен лес!

  1. Знакомство с правилами поведения в лесу.

Однако, с каждым днем, с кажды$м годом наши леса все больше и больше нуждаются в нашей защите. А ведь защита леса начинается с простых правил, которые должен помнить и соблюдать каждый.

Огонь – самый опасный враг леса!

У леса есть злейший враг - огонь. И все то, что создано природой или посажено человеком за долгие годы, может погибнуть от огня в течении нескольких часов. Лесной пожар страшен.

( Слайд 11 )

Пожар в лесу чаще всего возникает по вине человека – это и неосторожное обращение с огнем, и непогашенный костер, и брошенная спичка или сигарета, и детская шалость. Иногда причиной возникновения пожара может служить молния или сильная жара, но такие случаи довольно редки.

( Слайд 12 )$

Как не допустить пожар в лесу

При разведении костра в лесу необходимо очень строго соблюдать все меры предосторожнос$ти.

  1. Костер ни в коем случае нельзя разводить под деревьями, кустарниками, там, где много сухой травы или, когда очень жарко.

  2. Не разводите очень большой и высокий костер.

  3. Место для костра необходимо заранее подготовить или постараться использовать старое кострище.

  4. Помните золотое правило номер один: никогда нельзя оставлять костер без присмотра!

  5. Уходя со стоянки, костер нужно тщательно затушить, залить водой и присыпать землей.

  6. Убедитесь, что костер полностью затушен.

$ Встреча с лесным пожаром

- 4 -

  1. Постарайтесь правильно оценить сложившуюся ситуацию.

  2. Не переоценивайте свои силы.

  3. Выйдите из зоны возгорания и поскорее расскажите взрослым или позвоните в службу МЧС (телефоны 01, 112).

( Слайды…13, 14 )

  • $

    Не ломай ветки и не повреждай кору деревьев.

  • Не оставляй мусор в лесу.

  • Не бей стекло в лесу. $

  • Не разоряй птичьи гнёзда, не забирай из леса домой животных.

  • Не разоряй муравейники.

  • Не рви охапками цветы.

  • Ходи по тропинкам, не вытаптывай траву и почву.

Помни:

Один $человек оставляет в лесу - след. Сотня – тропу. Тысяча – пустыню.

  • Не шумите в лесу.

  • Не ловите насекомых.

  • Не вырывай$ грибы и кустарники с корнем.

( Слайды 15 - 24 )

(Дети читают правила в стихах - см.на слайдах)$

- Вот сколько получилось у нас правил. Дети, всегда помните и соблюдайте их!

  1. Закрепление.

Игра « Можно – нельзя»

( Вместо слова «можно» - хлопайте в ладоши; вместо слова «нельзя»- топайте ногами).

Ломать деревья и ветки - (нельзя).

Сажать деревья - (можно).

Ходить и топтать траву и цветы - (нельзя).

Ходить только по тропинкам - (можно).

Рвать большие букеты цветов - (нельзя).

Любоваться ими - (можно).

Оставлять мусор в лесу - (нельзя).

- 5 -

$Собрать мусор в яму и закопать - (можно).

Разжигать костры в лесу - (нельзя).

Беречь лес от пожара - (можно).

В лесу шуметь - (нельзя).

  • Разорять птичьи гнёзда? -   (нельзя).

Вывод.$

( Слайд 25 )

  1. Итог занятия. Рефлексия.

- Человек многое умеет, многое может, но ведь и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Поэтому давайте с малых лет беречь лес, беречь нашу планету!

Любите родную природу -

Озёра, леса и поля$.

Ведь это же наша с тобою -

Навеки родная Земля.

На ней мы с тобою родились

Живём мы с тобою на ней.

$Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

( Слайд 26 )

  1. Заключение. ( Песня «Берегите лес!» в исполнении детей).

-6 -

Post Comment