План – конспект урока по ОБЖ "Криминогенные ситуации и личная безопасность " 5 класс

Сульженко Т.А.

Учитель ОБЖ МБОУСОШ №4

г Светлоград

План – конспект урока по ОБЖ (5 класс)$

Тема: Криминогенные ситуации и личная $безопасность

Цель урока: развивать личностные поведенческие качества в характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в населенном пункте, расширить знания о ситуациях криминогенного характера;

Задачи урока:

1. Изучить опасные ситуации на улице, знать об опасном времени суток и опасных местах;

$2. Воспитывать самодисциплину и организованность в различных жизненных ситуациях криминального характера;

3. Формировать жизненные навыки, правила безопасного поведения на улице, формировать у обучающихся оценочные суждения различных ситуаций, способность эмоционально и адекватно реагировать, готовность решать задачи самостоятельно.

4. Развивать аналитическое и логическое мышление, долговременную память, устную речь, формировать умение обобщать и применять полученные знания, делать выводы;

$Форма урока: применение имеющихся знаний в практических целях с использованием компьютерных технологий.

Методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная.$

Методы – проблемного изложения с элементами игры .

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, учебник, опорный конспект урока

План:$

  1. Организационный момент. Пословицы. (4 мин.). Формулировка темы урока

  2. Опасные и безопасные зоны$ в городе. Дискуссия(5 мин.)

  3. Физкультминутка. (3 мин.)

  4. . Выполнение заданий. Правила безопасного поведения на улице (составление памятки) (10 мин)

  5. Средства самозащиты. (3 мин)

  6. Итог урока$, постановка домашнего задания.(5 мин.)

Ход урока

1. Здравствуйте, ребята!

Издавна Русь славилась разнообразием поговорок и пословиц. В них кратко изложена мудрость народа, копившаяся веками. Давайте с Вами посмотрим на следующие поговорки. $

  • Не там вор ворует, где много, а там, где оплошно

  • Внешность обманчива

  • Он и соврет, недорого возьмет

  • Берут завидки на чужие пожитки

  • Речист, но на руку не чист

  • $В толпе одному вору просторно

  • Чужого не бери и своего не отдавай

Все эти пословицы и поговорки имеют прямое отношение к теме нашего урока. Как вы думаете, о чем мы с Вами сегодня будем говорить?

Вместе с обучающимися формулируем тему урока.(слайд 2)

$Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди, относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но это, увы, случается редко. Встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и зд$оровью, вашему имуществу.

Как показывает практика, фраза «Мой дом - моя крепость» становится нереальной. По данным МВД ежегодно фиксируется свыше 300 тыс. случаев краж личного имущества граждан из жилищ. С каждым годом учащаются случаи хулиганства на улицах, разбойных нападений, грабежей.

А что означает слово «криминальный, криминогенный»?

Правильно. Криминальный, значит связанный с преступностью

Объяснение нового материала.

Криминальные ситуации – это ситуации уголовного характера, которые относятся к преступлениям$

В начале учебного года мы уже говорили о том, что не все люди могут иметь по отношению к вам добрые намерения. Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путем. К ним относятся воры, грабители, мошенники, хулиганы и насильники.

$Вор – это преступник, занимающийся воровством. Воровать – значит тайно присваивать себе чужие вещи.

Воры бывают разные: они воруют из карманов и сумок – карманники, другие специализируются на обворовывании квартир.

Грабитель – это преступник, который занимается грабежом, открытым похищением чужого имущества.

Грабитель агрессивен и очень опасен. Совершение ограбления доставляет ему удовольствие от осознания превосходства над жертвой.

Мошенник - это преступник, который занимается хищением чужого имущества путем обмана или злоупотреблением доверием.

Необходимо помнить, что мошенник хороший артист. Он легко может убедить и обмануть свою жертву, умеет устанавливать кон$такты с разными людьми.

Хулиган – это человек, который умышленно совершает действия, грубо нарушающие общественный порядок, с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Насильник – это преступник, заставляющий человека что-то делать против его воли, оказывающий принудительное воздействие на кого-то, нарушающий чужую неприкосновенность.

Внешность насильника ничем не примечательна, это обычный человек. Но самое страшное в том, что он считает своим великим предназначением найти жертву и заставить ее страдать.

$Обратим внимание на еще один тип опасного человека – это пьяный чел$овек. Человек в состоянии алкогольного опьянения не преступник, однако он опасен для остальных.

Пьяный человек может пристать к вам на улице, в транспорте и в общественном месте. Поступки пьяного бесконтрольны и агрессивны, поэтому пьяных людей надо избегать.

Для того, чтобы обеспечить личную безопасность необходимо соблюдать правила личной безопасности.

Сегодня мы с Вами будем работать в штабе по урегулированию криминальных ситуаций среди населения. Я буду руководить штабом, а вы мне помогать. В нашем штабе будет работать 5 групп (заранее делю класс на пять групп.) Но прежде чем начать работу, я должен убедиться в компетентности своих сотрудников и устрою вам небольшую проверку.

Ребята, вы видите на парте листы – это опорный план. Сегодня вы будете работать с этими планами. Их потом вклеите в тетради.

Давайте с вами выполним первое задание в этом плане.

Запишите определен$ие слова «криминальный» в ваших опорных планах.

$Выполним задание № 1.

Укажите стрелками, к какой категории относятся данные ситуации.

Криминогенная ситуация

Ограбление
ссора с другом
мошенничество
насилие
демонстрация

вымогательство
убийство
пожар в квартире

воровство
затопление
потеря ключа от квартиры

давка в общественном транспорте

$

Не криминогенная ситуация

Задание выполнено. У кого – то есть$ замечания по проверке? У кого нет ни одной ошибки?

Ну вот, экзамен принят, я теперь вижу, что могу на вас полностью положиться!

Посмотрите, пожалуйста, на доску! Что вы видите?

$Это изображена карта района МБОУ СОШ № 4.(обучающиеся должны узнать район, изображенный на карте по названиям улиц.)

- Это карта!

- Карта какого района?

- Района школы

- Правильно, ребята, молодцы! Но на этой карте обозначены разны$е места, одни красным цветом, другие – синим. Красные места – это опасные места.

Синие – безопасные.

2. Как вы думаете, какие зоны можно назвать опасным$и в городе? (обсуждение, ребята высказывают и аргументируют свои ответы)

Опасное место - это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток.
Как правило, это такие объекты, где
большое скопление людей (вокзалы, места массовых зрелищ, стадионы, многолюдные улицы с большим потоком машин). А также где малолюдно (лесопарки и пустыри, стройки, старые дома, пустынные улицы).
Но существуют остающиеся
бе$зопасными в любое время суток места, где всегда можно найти укрытие от преступных посягательств, где не откажут в помощи и поддержке - это отделение милиции, любой магазин, пожарная часть, почта, банк, поликлиника, больница, парикмахерская, ремонтная мастерская и т.п. Важно не стесняться в случае необходимости обратиться к людям за помощью.

Опасное время - это период значительного повышения риска для личной бе$зопасности, например, ночь, поздний вечер или раннее утро. Степень опасности в одно и то же время суток может быть разной в зависимости от того, где находится человек: ночью в лесопарке более опасно, нежели на освещенных улицах населенного пункта.

В наш штаб сегодня поступают сообщения граждан о разного рода преступлениях, которые с ними произошли. Мы с вами должны проанализировать эти преступления и дать нашим жителям рекомендации по правилам поведения в этих ситуациях

Звонок № 1 от жителя Э., проживающий по ул. Пролетарская

Ситуация 1. (работа по группам, обсуждени$е ситуации, выработка рекомендаций обратившемуся жителю в опорном плане).

$Возвращаясь поздно вечером домой, Я подвергся нападению хулиганов, которые забрали у меня крупную сумму денег. Подскажите, как мне нужно было поступить, чтобы этого не произошло? (слайд 8)

Звонок № 2 от ученицы 3-го класса М., проживающей по ул. Красная,1

Молодой человек интеллигентного вида подошел ко мне и говорит, что является знакомым моих родителей и попросил впустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Я его впустила, как вы думаете, не зря?

$(работа по группам, обсуждение ситуации, выработка рекомендаций обратившемуся жителю в опорном плане). (слайд 9)


Незнакомые люди - кто это такие?

Кого можно считать знакомым, а кого нет?

Итог обсуждения:

$ Запомните, что незнакомый человек для вас тот, кого вы не знаете. Он может называть вас по имени, говорить, что пришел по просьбе мамы или папы, но вы на все предложения должны отвечать отказом, а в случае опасности - закричать, бежать в людное место и сразу же позвонить родителям. Научитесь не доверять на улице ни женщинам, ни сверстникам, ни тем, кто младше. Ведь именно они по наущению взрослых преступников порой заманивают жертву. Если вы один, то на любые предложения незнакомого человека (покатать на машине, посмотреть щенков или котят на чердаке или в подвале, показать интересный боевик) должны ответить: “Извините - нет” и отойти в сторону.

$4. Физкультминутка.

Ребята, для того чтобы вы могли дать отпор преступнику или быстро убежать от него, необходимо заниматься физкультурой и спортом. Давайте проведем физкультминутку

Выполнение заданий в опорном плане с 2 по 5

5. Средства самозащиты.

Ребята, какие вы можете назвать средства самозащиты?

Средствами самозащиты, позволяющими убежать от нападающего, могут служить пригоршня песка, смесь табака и молотого перца (заранее приготовленная), лак для волос, продукты питания (помидоры, яйца, молоко), зонтик, каблу$ки.

6. Правила безопасного поведения на улице.

$- Ребята, сегодня к нам обратилось много жителей нашего микрорайона, с просьбой о помощи или за советом. Мы им помогли. Но есть еще и другие жители, которым нужно помочь. Я предлагаю нашему штабу разработать для них памятку безопасного поведения на улицах и в жилище.

Какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой преступления?(дети совещаются, записывают)

(примерно:)

Ребята должны изготовить 5 памяток с рекомендациями в опорном плане.

IV. Закрепление изученной темы

$1. Закончите фразу: “Криминогенная ситуация – это…”

а) обстановка, которая способствует порождению преступления.

б) преступление

в) преступная обстановка

$2. Соедини стрелками номера телефонов и названия срочных служб:

01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
02 милиция

3. В каких сказках герои попадают в ситуации криминогенного характера?

  1. Гуси – лебеди”

  2. Красная шапочка”

  3. Колобок”

  4. Волк и семеро козлят”

  5. $Три поросенка”

  6. Золушка”

  7. Репка”

4. Ты идешь из школы. Вдруг около тебя останавливается дорогой автомобиль. Ты с восторгом думаешь: “Вот бы мне покататься на такой машине!”$. И вдруг машина останавливается, и водитель спрашивает тебя: “Нравится? Хочешь, прокачу?”.

Что ты скажешь, и какими будут твои действия?

а) “Нет, спасибо. Я к незнакомым людям в машину не сажусь”. И быстро уйдешь.
б) “Спасибо, с удовольствием”. И сядешь в машину.
в) “Конечно, а не могли бы Вы отвезти меня домой? И сядешь в машину.

V. Итог урока

В память о нашей совместной деятельности на уроке я хочу вам подари$ть вот такую закладку-памятку$. Лучше бы она не пригодилась вам в жизни, но в нужную минуту оказалась бы под рукой.

Домашнее задание:

§ 4.1. Вы должны узнать в какие криминогенные ситуации попадали ваши родители, или были свидетелями такой ситуации. Законспектировать рассказ родителей.

.

Post Comment