Конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе «Зима – покой природы»

8

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразователь$ная школа №3 г. Козьмодемьянска»

Республики Марий Эл

$Конспект открытого урока окружающего мира

в 1 классе

«Зима – покой природы»

$ подготовила

учитель начальных классов

Криворотова Ольга Владимировна

$

г. Козьмодемьянск

2013

$

Тема: Зима – покой природы

Цель: Создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий

Задачи:

  • Дать учащимся чёткие представления о характерных признаках зимы; познакомить с зимними явлениями в неживой природе

  • Указать на взаимосвязь между $изменениями в неживой природе с изменениями в живой

  • Расширять кругозор учащихся

  • Воспитывать гуманное отношение к природе

Основные дидактические методы:

  • Проблемные методы обучения

  • Частично-поисковый

  • Объяснительно-иллюстративный

  • Принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся

$ Дидактические средства:

  • Для учителя – презентация, учебник

  • Для учеников – учебник, веточка берёзы

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

(1 слайд)

Готовясь к уроку, мы ходили на экскурсию, наблюдали за изменениями в жизни растений, ставили опыты, читали книги о животных. А сегодня нам предстоит объединить всё, что мы узнали, чтобы объяснить явления и закономерности.

  1. $ Объявление темы и целей урока

А какова тема нашего сегодняшнего урока вы узнаете, разгадав загадки

1)Щиплет щёки, щиплет нос

Но не страшен нам… (мороз)

2)На коньках я мчусь вперёд,

$ Под ногами крепкий … (лёд)

3)Стали звёздочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звёзды, а пушинки

Не пушинки, а … (снежинки)

4)Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит девица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

$

Всё покрылось серебром.

Поспешила к нам сама

Белоснежная … (зима)

А тема нашего урока будет звучать так: Зима – покой природы.

-Как вы понимаете?

Разговор пойдёт о зимних явлениях. Мы должны установить взаимосвязь между признаками прихода зимы и изменениями в жизни растений и животных. И, конечно же, ответить на вопрос: Что значит, в природе на$ступил покой?

3. Актуализация знаний

- А что за тройка, на которой прилетела к нам Зимушка-зима?

- Выберите зимние месяцы

По календарю зима начинается 1 декабря. В природе каждый год в разные сроки. А по солнцу – 22 декабря. Это особенный день в году. Солнце поднимается низко-низко н$а небе, тени длинные, а день самый короткий в году. Затем, день начинает прибывать, а стужи лютовать. День становится светлей, потому что Солнце не заслоняет тучи, и снега ярко сияют. Воздух чист и свеж. А лес впадает в глубокий сон.

И я вам предлагаю вместе с Леной и Мишей прогуляться по зимнему лесу Марий Эл

-Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду?

-По каким признакам мы можем понять, что пришла зим$а?

-Дни стали короткими, а ночи длинными

-Стало холодно

-Небо чаще покрыто облаками

-Осадки выпадают в виде снега

-Реки покрыты льдом

Обобщение: Зима - самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Осадки выпадают в виде снега. Зимой куда не глянь, вокруг снег. А вы задумывались, как появляются снежинки?

  1. Высоко над землёй, где царит холод, водяные капельки превращаются в крохотные льдинки. Они ещё очень малы. Но к одному кристаллику потянулись другие ледяные иголочки и, наконец, появляется удивительно красивая звёздочка, которая имеет 6 лучиков. Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки.

Упражнение на развитие наблюдательности

$ «Найди настоящую снежинку»

А вы задумывались, почему снежинки всегда разные?

  1. $

    Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья

  2. При сильном ветре у снежинок обламываются лучи и грани, и белые звёзды превращаются в снежную пыль

  3. Когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа

Уч-ль: Кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами? (он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звёздочки и лучики)

Слой за слоем ложится снег на зем$лю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха, но теперь уже отдельные снежинки рассмотреть нельзя.

Снег покрыл землю, деревья. А что произошло с реками?

- Зимой вокруг снег и лёд.

1) Мы знаем, что снег и лёд появились в результате замерзания воды, а значит должны иметь одинаковые свойства. Растопим снег и лёд

Вывод: снег растает быстрее и даст меньше воды, чем лёд

$

2) Определим прозрачность и какого цвета снег и лёд

Вывод: снег непрозрачный и белый

лёд прозрачный и бесцветный

3)Снег рыхлый, а лёд твёрдый и хрупкий

4) Снег и лёд плавают в воде

Обобщение: Лёд плавает в воде, бесцветный, твёрдый, хрупкий, прозрачный, скользкий, тает в тепле медленно, даёт много воды

Обобщение: Снег плавает в воде, белый, рыхлый, непрозрачный, тает в воде быстро, даёт много воды

Физкультминутка для глаз

Уч-ль: Идёт зима, растут сугробы, и снежный п$окров постепенно становится плотным. Мы измеряли толщину снежного покрова около деревьев и на открытом месте. Что об этом вы можете сказать?

5)На открытом мест$е снежный покров меньше, чем около деревьев?

Уч-ль: А как чувствуют себя под снегом травянистые растения?

6)Под снежным покровом однолетние растения умирают, а многолетние остаются зелёными

Уч-ль: Почему многолетние растения не замёрзли?

Снег не пропускает холод. Растения остаются под сугробами, как под снежной шубой.

-Какие пословицы и поговорки о снеге вы нашли?

Сколько не мойся, белее снега не станешь

Не было бы снегу, не было бы и следу

Февраль богат снегом, а апрель – водою

Снег глубок – год хорош

$ Снег глубок – хлеб хорош

Задержишь снег на полях зимой – будешь с хлебом осенью

Зима без снега – лето без хлеба

Снега надует – хлеба прибудет, вода разольётся – сена наберётся

Больше снега на полях – больше снега в закромах

Народная мудрость гласит: Много снега – много хлеба. Как понимаете эти слова?

Люди на полях специально устанавливают преграды, чтобы удержать снег. И он служит озимым зимой тёпл$ым одеялом, а весной даёт дополнительную влагу.

Уч-ль: Оглядимся, что нас окружает в зимнем лесу?

-Вспомните, как изменилась жизнь деревьев с приходом зимы?

$ - Какие изменения произошли с хвойными деревьями зимой?

Мы рассматривали хвоинки ели. Что можете об этом рассказать?

Обобщение: Их иголочки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз

-Как изменились лиственные деревья с приходом зимы?

- Рассмотрите веточки берёзы и найдите почки. Что в них содержится?

7) Мы вскрыли почку. Рассмотрели под лупой и увидели внутри листочек. Он мягкий, нежный и, конечно, живой. Сверху$ почка покрыта чешуйками. Они жёсткие и очень плотно закрывают листочки

Уч-ль: Какое значение имеют чешуйки? (Они защищают молодой листочек от морозов)

- Как изменилась жизнь растений с приходом зимы?

Обобщение: Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает.

- А изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?

А лес стоит загадочный,

А лес стоит таинственный,

Безмолвна тишина…

Зверушек и пичужек –

В$сех спрятала зима.

(учебник с.86)

-Найди, где прячутся звери и птицы на рисунке.

Рассказ ученика о том, как зимуют животные

-Следы, каких животных можно встретить в лесу зимой?

Уч-ль: По свежим следам на снегу можно узнать, какие звери не спят. Нетрудно пронаблюдать мал$енькие следы мышей и характерные отпечатки лап зайца: две ямки рядом, две друг за другом. Иногда удаётся встретить следы лисицы и волка, очень похожие на следы маленькой и большой собаки, отпечатки копыт лося и лапок белки, спустившейся на землю, чтобы отыскать спрятанные осенью жёлуди, орехи.

Игра: «Определи, чьи следы»

$ - А можно ли встретить на снегу следы ёжика?

Закрепление:

Уч-ль: А сейчас я предлагаю вам прочитать загадку о животном, а отгадавшему ученику рассказать, как подготовилось к зиме это животное.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

Зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (медведь)

Обобщение: К неблагоприятным условиям жизни зимой звери приспосабливаются по-разному. Некоторые впадают в спячку. Спит под корнями деревьев на подстилке ёжик. Накопив запасы жира, ещё до установления снегово$го покрова ложится в берлогу медведь и дремлет там всю зиму; заснули барсуки, летучие мыши

Рыбы в промёрзшем водоёме впадают зимой в оцепенение, в глубоких водоёмах продолжают плавать. В прудах, зарывшись в ил, зимуют лягушки, под корнями старых пней жабы. Застыли змеи, мухи.

$

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (белка)

За деревьями, кустами

Промелькнуло пламя.

Промелькнуло, пробежало –

Нет ни дыма, ни пожара (лиса)

У косого нет берлоги

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

$ А от голода – кора (заяц)

Кто зимой холодной

Ходит злой голодный? (волк)

Лось – самое крупное травоядное животное нашей республики

Обобщение: звери, проводящие зиму в активном состоянии, покрываются густой и длинной шерстью.

Физминутка

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы –белые клубочки
$Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
Прыжки вперед – назад
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

$

Игра: «Кто как к зиме готовится»

- Каких птиц можно встретить зимой в лесу?

Рассказ ученика о том, как зимуют птицы

- А как вы можете помочь птицам пережить зиму?

Обобщение: Для животных и птиц наступает трудная пора. Люди должны им помогать.

$ Традиционным кормом считаются семечки подсолнечника, просо, овес, семена тыквы, пшено и даже несоленое сало, которое особенно любят поклевать синицы. Крошки пшеничного хлеба допустимы, а вот ржаной хлеб вреден для птиц.

- Расскажите, какие птицы прилетают к вашим кормушкам

Рефлексия: Вот на адрес нашего класса пришло письмо. Давайте я прочитаю вам его

Дорогие ребята!

Бол$ьшое вам спасибо за ваши кормушки, которые вы развесили в своём школьном дворе. Благодаря им, нам легче будет пережить эту зиму.

Ваши друзья: птицы

Домашнее задание

Тетрадь с.38 – 39 заполнить выводы учёного

Обобщение: Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц – всё движется, всё оживлённо и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели,$ а те, что остались, - не поют и летаю$т зябко и неторопливо. А чародейка-зима дарит этой мёртвой пустыне новую жизнь, «неподвижную, немую, чудную жизнь».

Это жизнь сна время необычно белой и тихой природы.

-А как вы думаете, ребята, почему говорят, что «Зима – покой природы», что «природа спит»

Вывод: учебник с.87 правило

-Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Литература:

  1. А.А.ВахрушевД.Д.Данилов и др. «Окружающий мир». 1 класс «Баласс» ОС «Школа 2100»

  2. Н.В.Елкина, Т.И.Тарабарина. 1000 загадок. Яросл$авль, «Академия развития», 1997

Интернет-ресурсы:

  1. 5000 забавных изображений. www$.CD.BOOM.COM

Post Comment