Конспект урока для 1 класса «Как помочь птицам зимой?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Биляр - Озерская средняя общеобразовательная школа

Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»

Конспект открытого урока

$по окружающему миру в 1 классе,

проведенного в рамках кустового конкурса

«Учитель года 2015»

Составила

учитель 1квалификационной категории

Пенькова Елена Геннадьевна

2014/2015 г, Биляр- Озеро

Тема: $«Как помочь птицам зимой?»

Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.

Вид урока:$ комбинированный

Цель урока: раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам.

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

Предметные результаты:

  • Различать по внешним признакам птиц, зимующих в наших краях

  • Правильно подбирать корм для птиц

  • Уметь изготовить простейшую кормушку

  • $Знать правила подкормки птиц

Личностные:

  • Формирование интереса к изучению родной природы

  • Понимать важность заботы о зимующих птицах

  • Повышение уровня мотивации учебной деятельности

  • Формирование бережного отношения человека к птицам

  • Самостоятельно определять и высказывать общие для всех людей правила поведения в природе

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

    $

  • Наблюдать и различать зимующих птиц по рисункам, по описаниям и в природе, знать их названия

  • Изготавливать простейшие кормушки

  • Подбирать для птиц корм

  • Запомнить правила подкормки птиц

Коммуникативные УУД:

  • Участие в диалоге

  • Обсуждать, слушать и понимать речь других

  • Отвечать на вопросы

  • Работать в группе

Регулятивные УУД:

  • Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять

  • $Определять и формулировать цель своей деятельности

  • Оценивать свои достижения

  • Учиться делать самооценку своей деятельности на уроке

Оборудование: Компьютер, презентация, плакаты «Зимующие и перелётные птицы»

$аппликации и рисунки с изображением зимующих птиц ( для оформления класса), выставка кормушек, детали птиц

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия

1.Организационный момент.

Психологический

настрой.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня ….

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

$Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Нас на уроке приветствует зимнее солнышко и дарит нам свои волшебные лучики: счастья, добра, здоровья. И я вам дарю лучик добра и знаний. Чтобы вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, и чтоб на уроках получали знания, которые вам понадобятся в жизни.

- Ребята, а с каким настроением вы пришли на урок?

-Если у вас настроение хорошее, веселое, то вы показываете солнышко. А если оно у вас грустное, то тучку.

Внимательно слушают

Показывают солнышки и тучки$

Регулятивные УУД:

- организация своего рабочего места

Личностные УУД:

- формировать интерес к изучению родной природы;

- повышать уровень мотивации учебной деятельности$

2.Актуализация знаний. Введение в тему.

Давайте мысленно перенесемся мы в зимний волшебный лес.

- Охарактеризуйте зиму. Какая погода зимой

- Закройте глаза.(звучит запись голосов птиц)

Что вы услышали сейчас?

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение$?

- Почему?

- Когда поют птицы?

Зимой птицам не до песен. Голодно зимой в лесу и зверям и птицам.

- Как птицам перезимовать?

Известно, что у птах

Нет ни халатов ватных,

Ни байковых рубах.

$У многих даже нет гнезда:

Они в грозу, и в град,

И под дождем, и в холода

На ветках сидя спят.

- Ребята, догадайтесь, кому же будет посвящен наш урок?

- Да. Сегодня мы будем говорить о птицах: о том ,как помочь им пережить трудное зимнее время.

-Я вам расскажу сказку. Однажды собрались 4 волшебника – художника: ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ. Собрались и заспорили, кто из них лучше рисует. И начали они друг за другом разрисовывать землю, луга, поля, леса. Первой взялась за кисть зима. Она ходит в больших мягких валенках по горам, лугам, полям, лесам, одевает деревья в белоснежный наряд, Белым ровным слоем покрыл снег землю. Ночью идёт снежок. А утром на снегу можно увидеть много таинственных значков, точек, чёрточек. Значит, ночью здесь были разные лесные жители.

С

- Что это? $Слайд

- А следы всех ли птиц можно увидеть на лесной поляне?

-Почему?

- а каких перелетных птиц вы можете назвать? слайд

- А как нам назвать птиц , которые оставляют эти следы?

-Значит о каких птицах будем говорить на уроке?

- Давайте сформулируем задачи урока, продолжив мои предложения:

- Мы должны научиться______

-Мы должны выяснить_______

$(Дуют холодные ветра, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода)

-птицы поют.

- летом.

- нет, нельзя.

- им холодно и голодно.

- когда им тепло и они сыты.

- птицам.

$

- следы птиц.

- нет

- нет перелетных птиц, так как они улетают на юг, нет корма и холодно.

Скворцы, ласточки, грачи, жаворонки, соловьи, утки

- зимующие

- о зимующих

$-различать зимующих птиц.

-Мы должны выяснить чем можем им помочь в трудное зимнее время.

Познавательные УУД: -общеучебные - осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о признаках зимы, перелетных птицах;

- логические – осуществление поиска необходимой информации (из собственного жизненного опыта).$

Коммуникативные УУД:

- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные УУД:

- проявление интереса к новому учебному материалу.

Регулятивные УУД:

$- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

3.Изучение нового материала

Ребята, а как$их зимующих птиц вы знаете.?

Отгадайте загадки:

- А это что за птичка?

Я весь день ловлю жуков

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю слайд

А кто из вас знает, почему так называется птичка?

(Есть такое предположение, что воробей - сложилось из двух слов: вора бей! Так называли воробьев русские крестьяне, у которых на огородах, в полях воробьи обклевывали спелые семена подсолнечника, почки фруктовых и ягодных деревьев, воровали зерно.)$

- Как вы думаете, а какую пользу приносит воробей

2) Спинка зеленоватая

Животиком желтоватая

Чёрненькая шапочка

И полоска галстучка. слайд

- А какую пользу приносят синицы, кто знает

3)Непоседа пёстрая Птица длиннохвостая Птица говорливая Самая болтливая слайд

4) Ок$раска сероватая Повадка вороватая

Крикунья хрипловатая

Известная персона

Кто это? Слайд

5) Известно с давних нам времён

Что это птица – почтальон слайд

6) Ну а кто скажите нам

Ловко лазит по стволам

Вверх и вниз и тут и там

Кто мелькает целый день?

Это птица слайд

7) -Что это за $птичка?

Он в своей лесной палате

Носит пестренький халатик,

Он деревья лечит.

Постучит – и легче. Слайд

- А кто из вас знает, как эту птичку ещё называют и почему?

- Кто знает, какую пользу он приносит? - Молодцы!

$

8)- А эта птичка как называется?

Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит?

Голоском речистый,

Кле! Кле! Кле! – поёт со свистом?

Слайд

- У клеста необычный клюв- с загнутыми перекрещенными концами. Этот клюв хорошо приспособлен для шелушения еловых шишек, семенами которых он питается зимой.

Клёст - зимующая птиц$а, но она отличается от других зимовщиков тем, что птенцов она выводит зимой.

- Ребята, а почему же клёст выводит птенцов зимой?

- воробей

$- Кормит своих птенцов комарами и мухами, чтоб они нас не кусали

- синица

-Они сад стерегут от насекомых – вредителей)

- сорока

- ворона

- голубь

-поползень

$- дятел

-Санитаром или лесным доктором)

Он своим клювом-молоточком выстукивает стволы деревьев, таким образом выдалбливает дупло для птиц, в них зимой от морозов и вьюги могут спрятаться некоторые птицы. А ещё в них спят летучие мыши и белки- летяги. Дятел достаёт из-под коры вредителей, так он лечит деревья.)

- клест

- В это время созревают семена еловых шишек и им есть чем питаться

Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию из учебных пособи$й, жизненного опыта и новых знаний на уроке;

- наблюдать и делать выводы;

- дополнение и расширение имеющихся знаний;

- знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц;

Коммуникативные УУД:

- участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик);

- приводить свои примеры из жизненных ситуаций;

$

4.Физкультминутка

«Фолоу зе лидер» Я включаю музыку первый ведущий показывает движение. Музыка останавливается, лидером становится следующий и т. д

Выполняют движения

Регулятивные УУД: $осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем, самостоятельное оценивание правильности выполнения действий

5.Продолжение изучения темы

- Над какой проблемой мы работаем на уроке?

$Самый опасный зимний период для птиц.

- Что опаснее холод или голод?

Корма очень мало и его трудно добывать из- под снега и птички жмутся к человеческому жилью. С утра до вечера ищут крохи пропитания, пуховые перья защищают от холода, но не от голода. В суровые зимы из 10 синиц выживает только одна., 9 синиц погибают. Вам их жалко ?

Синичка нас спросила: Кто им поможет?

- Как же может помочь человек зимой ?

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

$

Птиц зерном и хлебом. (Кормушки)

Кормушки бывают разные, посмотрите слайд

- Мало сделать кормушку, надо знать, что в нее можно положить.

- Чем кормятся птицы и что они любят ?

Не выбрасывайте семена арбузов, дынь, тыквы, кабачков. Они очень нравятся- А сейчас давайте посмотрим слайды, чем же можно кормить птиц?

Слайды «чем кормить птиц»

Как помочь зимой птицам

голод

-$ человек

- он может подкармливать птиц., изготовлять кормушки для них.

Семенами, зернышками крошками хлеба, не соленым салом.

Познавательные УУД:$

- чтение и слушание;

- умение извлекать нужную информацию;

- дополнение и расширение имеющихся знаний

Личностные: осознают ответственное отношение к природе на примере посильной помощи зимующим птицам.

6.Закрепление и обобщение материала.

1.)Игра « Собери птичку»

( 2 карточки с изображением птиц разрезать на детали по количеству человек и надписать на первой – 1, на второй- 2.; разложить вперемешку. Дети подходят и берут, кому какая достанется. Таким образом разделились на 2 группы$. Дети собирают птичек и рассказывают о своей птичке.

2.) Тест

1. Почему птицы осенью улетают на юг ?

     1) становится холодно

     2) земля покрывается снегом

     3) нет корма

2. Какая птица зимующая?

1)сорока 2)грач 3)утка

3. Какая птица имеет ярко – красную грудку?

1)поползень 2) клёст 3) снегирь

4. Какие птицы ждут у кормушки кусочки сала?

1) снегири 2) синицы 3) вороны

5. Как$ помочь птицам зимой ?

   1) развести костёр

   2) сделать кормушки

   3) устроить тёплое жильё

-дети собирают из деталей птичек.

$

С помощью сигнальных карточек – их у каждого (1,2,3).Дети выбирают нужный ответ под цифрой.

8.Подведение итогов $урока.

- Чем запомнился вам урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

Вывод:

Самое главное что многие из вас, наверное поняли, что охрана нашей природы- это наша забота. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои веселые, звонкие песни.

-отвечают что нового узнали на уроке.

9.Рефлексия урока.

- ребята, давайте оценим свою работу на уроке.

Если было все понятно и вы довольны своей работой- поместите птичку в кормушку. Если нет – рядом с кормушкой.

За то , что вы слушали все внимательно,

Задания все выполняли старательно.

Хочу я картинки с птицами вам подарить.

$Картинки раскрасьте, а птиц не забудьте кормить.

$Спасибо за урок.

Рассаживают своих птичек в кормушку

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и оценивают результат своей работы.

Post Comment