Конспект урока для 1 класса «Осень – какая она?»

Муниципальное образовательное учреждение

детский сад №289

Красноармейского района города Волгограда

Конспект урока для 1 класса$
«Осень – какая она?»

$

подготовила

музыкальный руководитель

Чайка Ирина Геннадьевна

г. Волгоград

2013

Программное содержание.

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.

$ Продолжать знакомить с пейзажной живописью. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ осеннего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия осенней природы. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии. Обогащать словарь детей эмоционально-оценочной лексикой, эстетическими и искусствоведческими терминами.

Передавать впечатления об осени в рисунке, развивать фантазию, творческие способности, использовать различные средства изобразительности.

$ Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях, имеющих близкие названия. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.

$ Обогащать словарный запас детей.

Подготовительная работа.

Наблюдения за осенними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих осенний пейзаж, прослушивание музыкальных произведений на тему осени. Беседа об услышанном.

Чтение стихов об осени, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихов, песен и пословиц об осени.

Репродукции картин: Л. Бродская «Осенние поля»; Л.В.Туржанский «Золотая осень»; И.Левитан «Золотая осень»; И.Остроухов «Золотая осень»; М.Башкирцева «Осень»; Е.Волков «Октябрь».

Материал. Бумага разного формата и разно$го цвета, предварительно затонированная детьми, краски, гуашь.

$

Интеграция образовательных областей:

  1. Социализация,

  2. Познание,

  3. Коммуникация,

  4. Чтение художественной литературы,

  5. $Художественное творчество,

  6. Музыка.

$ Воспитатель. Ребята, оглянитесь по сторонам. Какое время года изображено на картинах? (Осень). В каком жанре живописи созданы эти картины? (Пейзаж). Да, это осенние пейзажи. А вы знаете пословицы об осени?

Дети.

Осенняя пора – птицы со двора.

Осень – перемен восемь.$

Лето со снопами – осень с пирогами.

Осень идет, дождь за собой ведет.

Ноябрь – ворота зимы.

Плачет октябрь холодными слезами.

Раздаётся стук в дверь.

Музыкальный руководитель. Кто там ?

Входит Почтальон Печкин.

Печкин. Это я, почтальон Печкин. Это д/с № 289? Подготовительная группа? (Ответы). Я принёс письмо для ваших ребят.

Воспитатель (берёт у Печкина конверт и достаёт из него письмо, читает).

Здравствуйте, ребята! Мы живём на острове Чунга-Чанга. У нас круглый год лето. Мы никогда не видели осени. Какая она, осень? Напишит$е нам о ней или нарисуйте, пожалуйста. До свидания. Жители острова Чунга-Чанга.

$

Музыкальный руководитель. Ребята, давайте поможем жителям острова Чунга-Чанга узнать, что такое осень и какая она бывает? Мы расскажем об осени в наших рисунках, вложим их в большой конверт и отошлём жителям острова. Договорились?

Давайте поговорим об осени.

Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь)

Вам нравится осень? Почему? (Очень красиво, листва на деревьях разных цветов, можно гулять по опавшим листьям, которые красиво шуршат, можно собирать осенние букеты и т.д.)

Все осенние дни похожи один на другой? (они все разные)

Даже в течение одной недели часто меняется погода. Ка$кая погода бывает осенью? (солнечная, веселая, радостная, также дождливая, унылая, бывает и спокойная)

Поэты, художники, композиторы передают настроение осени в красках, в музыке, в стихах.

Воспитатель. Давайте рассмотрим картину «Золотая осень», которую написал художник Л.В.Туржанский. Что изображено на картине? (Осенний лес) (Звучит А.Вивальди «Концерт «Осень» фа мажор для скрипки, струнного оркестра, 1-ая часть.)

Какая картина по настроению? (Радостная, светлая, легк$ая). Какие цвета красок использует художник? (Желтый, зеленый, оранжевый). Это холодные или теплые тона красок? (Теплые). Давайте представим, что мы попали с вами в этот лес. Какое у вас настроение? (Радостное, приподнятое).

Что вам хочется сделать, находясь в этом лесу? (Собрать$ букет из листьев, пошуршать листьями; стряхнув листья с ветки, оказаться под осенним дождем).

Послушайте стихотворение, которое передаёт настроение этой картины.

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

C холоду щеки горят;

Любо в лесу мне бежать,

$Слышать, как сучья трещат

Листья ногой загребать!…

(А.Н.Майков.)

Музыкальный руководитель.

Мы с вами прослушали музыкальное произведение. Как называется это произве$дение? Какой композитор его написал? (Концерт «Осень» из цикла «Времена года» А.Вивальди.)

(Портрет А.Вивальди).

Какую осень вы представляете, слушая это произведение? (Яркую, красочную).

Какая музыка по характеру? (Радостная, светлая, приподнятая).

Да, музыка звучит легко, отрывисто. Кажется, что осенние листики легко парят в воздухе. Вы слышите, как нежн$о звучат скрипки? (Повторное звучание.)

А сейчас представьте, пожалуйста, что вы маленькие птички.

Проводится упражнение на релаксацию всего организма «Птички».

Вы летаете по осеннему лесу и любуетесь его красотой. Вот вы присели на макушку высокой липы и почувствовали дуновение теплого ветерка. С его порывом вы понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья вы почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземляйтесь на стульчики, который будут самым уютным гнездышком на лесной полянке.

Воспитатель.

Сейчас мы с вами опять попадем в лес. (Фон$ом звучит П.Чайковский «Октябрь» из цикла «Времена года»).

Какое сейчас у вас настроение? (Грустное, печальное) Что вам хочется сделать? (Укрыться, надеть перчатки)

Посмотрите на картину художника М.Башкирцевой «Осень». Какая осень изображена на этой картине? (Поздняя) Какие цвета красок использует художник? (Коричневый, черный, серый, темно-зеленый) Это холодные или теплые тона? (Холодные)

Осенние листья по ветру кружат,

$

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их $царственный лес.

Под темной лазурью суровых небес

Его спеленали могучие сны,

И зреет в нем сила для новой весны.

(А.Н.Майков.)

Музыкальный руководитель.

Когда вы смотрели на картину, звучала музыка. Кто написал это музыкальное произведение и как оно называется? (П.Чайковский «Октябрь»)

Как вы думаете, это произведение передает настроение картины М.Башкирцевой «Осень»? (Да)

Музыка такая же унылая, грустная, печа$льная.

А кто из вас знает стихотворение, передающее образы этих произведений?

(Дети читают стихи)

Попробуйте в движении, в пластике передать грустное, печальное настроение.

(Дети берут осенние листья и импровизируют под музыку П.И.Чайковского «Октябрь)$

Воспитатель.

А теперь предлагаю вам нарисовать свою картину осени.

(Дети проходят к столам и приступают к рисованию. Звучит музыка. В конце все рассматривают работы.)

Проводится упражнение на релаксацию мышц рук «Лимон»

Опустить ру$ки вниз и представить, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить «лимон» и расслабить руку:

Я возьму в ладонь лимон.

Чувствую, что круглый $он.

Я его слегка сжимаю –

Сок лимонный выжимаю.

Все в порядке, сок готов.

Я лимон бросаю, руку расслабляю.

Выполнить это же упражнение левой рукой.

Музыкальный руководитель.

Пока подсыхают ваши работы, давайте споем песню об осени.

(Дети исполняют песню «Осень» муз. и сл. Н.Л.Федоровой.)

А теперь, когда высохли ваши рисунки, мы их вложим в конверт и отправим жителям острова Чунга-Чанга.

$Дети вкладывают работы в конверт и уходят в группу.

Используемые материалы:

  1. Родные поэты. – М., «Детская литература», 1987;

  2. Журнал «Музыкальный руководитель» №7.08.

$

Post Comment